Платная доработка на тему Фольклорная арт-терапия с детьми ОВЗ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы развития детей с ограниченными возможностями по средствам
фольклорной арт-терапии. 8
1.1. Сущность и особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 8
1.2. Роль
фольклоротерапии в развитии детей с ОВЗ
в условиях детского творческого центра. 21
Глава 2. Совершенствование
деятельности по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья средством
фольклорной арт-терапии в условиях детского творческого центра. 40
2.1. Опыт
работы по развитию особенных детей в условиях детского творческого центра. 40
2.2. Авторская методика развития детей с
ограниченными возможностями здоровья «Веселый хоровод». 45
Заключение. 54
Список
использованной литературы.. 56
Приложения 61
Введение:
Актуальность темы исследование.
Во всех странах существует особая группа детей с ограниченными возможностями
здоровья, они составляют значительную часть нашего общества и их число продолжает
увеличиваться. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со
сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Они выходят в мир совершенно
неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке,
остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на
это реагируют. Такие дети зачастую абсолютно не социализированы.
Современное российское образование, формирующее определенный
уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую
направленность. Создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов,
центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для
инвалидов и т.д. Тем не менее, эта проблема по-прежнему остается не до конца решенной.
Значительная часть детей
с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их
обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции
в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика
свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих
условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном
отношении и быть полезным обществу.
В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального
благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги и психологи,
такие как Копытин А.И., Бурно М.Е., Лебедева Л.Д., Макарова Е.Г. и др. рассматривают
искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арт-терапию. Искусство
рассматривается здесь не как путь к отражению действительности в художественных
образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и
коррекции эмоциональной сферы.
Арт-терапия (от лат. «ars» – искусство, греч. «therapeia»
– лечение) представляет
собой методику лечения и развития при помощи творческой деятельности. Этот термин
был введён в 1938 г. А. Хиллом. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера
эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего
мира. И это важно, в первую очередь, для детей. Для ребёнка творчество – это его
жизнь, его реальность. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение
именно в творческой деятельности.
Один из методов развития является фольклорная арт-терапия. Фольклорная арт-терапия – это метод, использующий фольклор
в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств,
отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Фольклор – доставшаяся
нам от предков естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека
с окружающим миром, людьми и самим собой.
Именно фольклорная арт-терапия является возможностью
для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном
развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние
в музыке, рисовании, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера
эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего
мира. И это важно, в первую очередь, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Перспективы развития фольклорной арт-терапии в России связаны
одновременно с социально-экономическими условиями жизни страны, с укреплением демократических
основ государства и общества, а также, с дальнейшей интеграцией России в мировое
сообщество, преодолением социально-культурных барьеров, возникших в советскую эпоху.
Таким образом, можно сформулировать три группы проблем, существующих
в настоящее время на пути успешной интеграции фольклорной арт-терапии в социально-культурную
деятельность. К ним относятся:
– проблема подготовки
специалистов;
– проблема организации
профессиональной ниши, включая государственную поддержку в создании рабочих мест,
определения статуса арт-терапевта в системе социально-культурной деятельности;
– проблема становления
фольклорной арт-терапии в социально-культурной сфере в контексте формирования новых
потребностей общества (как альтернатива психотерапии).
Каждая из перечисленных проблем может быть решена при создании
определенных социально-педагогических условий.
Становление фольклорной арт-терапии в социально-культурной сфере,
очевидно, будет возможно, лишь при решении совокупности проблем. Наиболее оптимальный
путь видится в организации открытых арт-студий, сочетающих в своей деятельности
работу традиционного народного творчества и непосредственно фольклорная арт-терапию,
которая в первую очередь может быть направлена на развитие креативности, внутрисемейных
отношений, коммуникативных навыков, преодоление кризисных периодов и многих других
проблем социально-культурного, социально-психологического характера. Подобные студии
могут создаваться как на базе уже существующих социально-культурных учреждений,
а также на базе различных современных развлекательных центров.
В настоящее время в России уже сложились необходимые и достаточные
условия для интеграции фольклорной арт-терапии в социально-культурную сферу. Первые
шаги должны сделать специалисты, уже работающие в этой области и государственные
организации (в лице своих сотрудников), от которых зависит решение проблемы.
Объект исследования: фольклор как метод арт-терапии.
Предмет исследования: процесс фольклорной арт-терапии как средства развития
детей с ограниченными возможностями в детском творческом центре.
Цель исследования: теоретическое обоснование фольклорной арт-терапии как
средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья и разработка на этой
основе авторской методики развития детей в условиях детского творческого центра.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность фольклорной арт-терапии.
2. Охарактеризовать роль фольклора в развитии детей
с ОВЗ.
3. Охарактеризовать методы
арт-терапии, используемые в работе с детьми с ОВЗ.
4. Разработать методику развития детей с ОВЗ с использованием
методов арт-терапии.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
прогнозирование, индукция;
– эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент,
моделирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации
теоретических представлений о возрастных особенностях эмоциональной сферы детей
с ОВЗ, причинах нарушений и путях их устранения средствами фольклорной арт-терапии;
уточнена диагностическая и психотерапевтическая роль искусства и художественного
творчества детей как средства психокоррекции эмоциональных нарушений. В исследовании
теоретически обоснована программа коррекции и развития эмоциональной сферы детей
в процессе творческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана
и реализована программа коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ и полученные в
ходе эксперимента данные подтверждают эффективность развивающего и коррекционного
влияния арт-терапии на детей с нарушениями эмоциональных состояний, в силу возрастной
сложности рефлексии и вербализации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность фольклорной арт-терапии состоит в том, что она является
средством коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств,
отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях для детей с ОВЗ.
2. Основная цель фольклорной арт-терапии состоит в гармонизации
развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Фольклорная
арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет
увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
3. Фольклор является целостной системой арт-терапии,
включающая в себя воздействие на человека звуком, музыкой, цветом, рисунком, движением,
драматизацией.
4. В связи с этим, был обобщен, систематизирован фольклорный
материал для детей с ограниченными возможностями здоровья и разработана программа
художественной направленности «Веселый хоровод». Оригинальность программы «Веселый
хоровод» заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности
событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность изучать
традиции и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им
устный и музыкальный материал.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Общий объем текста работы – 87 страниц.
Заключение:
Понятие «дети
с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых
характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять
деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного
возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению
с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также
прогрессирующим и регрессивным.
В соответствии
с разными профессиональными подходами к данному предмету, существуют разные классификации
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе написания
выпускной квалификационной работы была достигнута цель – на
основе анализа теории и практики по проблеме исследования разработать программу
социальной профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов
арт-терапии. Для достижения поставленной цели были решены
все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы.
Использование
произведений малых жанров русского народного фольклора в работе с детьми дошкольного
возраста с ОВЗ, как показывает практика, повышает уровень развития творческого мышления,
всесторонне развивает ребенка с ОВЗ как личность, расширяет кругозор, а также способствует
развитию познавательных способностей и активизации речи.
Исходя
из того, что фольклор может рассматриваться как важный источник социально-психологических
знаний, необходимых для адекватного структурирования жизни, поэтому может найти
широкое применение как в работе с детьми, так и в работе с юношеством и зрелыми
людьми. Данные выводы были проверены в работе со студентами в рамках работы фольклоротерапевтической
лаборатории.
Взаимная
поддержка, принятие другого мировоззрения, приобретение уверенности в себе, самораскрытие
и возрастающая адекватная самооценка – все эти эффекты органично вписываются в структуру
фольклоротерапии, раскрывая синергетическую природу фольклора.
Все
эти и многие другие возможности фольклора (драмотерапия, цветотерапия, терапия костюмом
и т. п.) делают этот метод одним из самых сильных, но мало востребованным. Это связано,
с нашей точки зрения, с общим
отношением современного человека к фольклору, а также со сложностью работы для самого
психолога, который просто обязан быть активным участником действа, иначе разрушается
сама идея метода. К сожалению, в учебных планах вузов, готовящих практических психологов,
этот вид подготовки недостаточно представлен. Поэтому мы считаем, что дальнейшее
развитие этого метода лежит в плоскости сотрудничества практикующих психологов и
исследователей фольклора.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития детей с
ограниченными возможностями по средствам фольклорной арт-терапии 1.1. Сущность и
особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых мешает полноценному знакомству и освоению окружающего мира. Крайне
редко можно встретить нескольких детей с похожими диагнозами, так как каждый ребёнок
с ОВЗ особенный. Такие дети имеют комплекс различных нарушений в развитии: опорно-двигательного
аппарата, речи, нарушение слуха, зрения, интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоциональной сферы, и грубой задержкой в развитии.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
и детей-инвалидов, с каждым годом растёт. В настоящее время в России насчитывается
более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700
тыс. составляют дети-инвалиды. Они резко отличаются от общепринятых норм [2].
Современные условия
жизни предъявляют повышенные требования к развитию личности и адаптации в социуме.
Новые задачи системы образования определены в Стратегии 2020; их достижения призваны
обеспечить федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
(далее – ФГОС). Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей
с ограниченными возможностями здоровья с учётом их особых образовательных потребностей,
заданных характером нарушения их психического развития и оценить результаты.
Успешность обучения
ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу
с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, классного руководителя,
учителей-предметников, педагогов внеурочной деятельности, дополнительного образования,
руководителей кружков и специалистов общественных организаций. Современный образовательный
процесс должен быть ориентирован на потенциальные возможности человека и их реализацию.