Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.. 6

1.1 Понятия
"эстетическое воспитание" в психолого-педагогической литературе. 6

1.2 Особенности
декоративно-прикладного искусства. 12

1.3 Роль
декоративно-прикладного искусства в воспитании. 16

1.4 Формы и методы
эстетического воспитания. 21

2 РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛАХ ПО ВЫШИВКЕ КРЕСТОМ.. 29

2.1 Разработка
содержания учебного материала по вышивке крестом. 25

2.2 Разработка
дидактического материала по вышивке крестом. 31

2.3 Разработка
технологической карты урока по теме «вышивка крестом». 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ А Методические
материалы к уроку. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лист самооценки
учащегося на уроке. 43

ПРИЛОЖЕНИЕ В Учебное пособие. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Образец дидактического
материала. 65

  

Введение:

 

Актуальность
темы.  На современной стадии развития
каждой страны важной остается проблема сбережения и приумножения культурного
наследия народа. Достопримечательностями этнической культуры, носителями
обычаев предыдущих поколений считаются произведения декоративно-прикладного
искусства. Декоративно-прикладное искусство, как часть культуры человечества
является многогранным и сложным и включает в себя музыку, фольклор, танцы, зодчество
и бытовое искусство.

Декоративно-прикладное
искусство – это часть жизни каждой народности, страны, цивилизации, оно живет и
развивается вместе с народом, его можно сравнить с могучим древом, корни
которого находятся в далеком прошлом, а ветви стремятся к будущему. Без этого
искусства, великого человеческого творчества, невозможно представить себе жизнь
цивилизации, ведь каждая вещь–посуда, одежда, мебель, бытовые предметы, текстиль
и обувь, занимают важное место не только в жизни каждого человека, но в первую
очередь в его духовном мире. Это искусство передает духовные ценности и
приоритеты из века в век через творения наших предков, и наши дети, глядя на
предметы декоративно-прикладного творчества могут это увидеть и ощутить.
Бесспорно, что декоративно-прикладное искусство обладало огромным
воспитательным потенциалом во все времена.

Декоративно-прикладное
искусство оказывает большое влияние на формирование у детей эстетических, интеллектуальных,
ценностно-нравственных и трудовых качеств. Каждый ребенок, соприкасаясь с
красотой и предметов декоративно-прикладного получает радость и удовольствие от
ярких красок и сказочных узоров, от народных мотивов и той мудрости, которую
мастер вплел в роспись или вышивку. Погружаясь в этот чудесный мир рукотворного
творчества, в его историю, ребенок стремится сам научиться создавать
прекрасное.

Таким
образом, включение различных видов декоративно-прикладного творчества в
образовательный процесс оказывает положительное влияние на детей, предоставляет
им возможность узнавать действительность с разных сторон, порождает позитивный
эмоциональный отклик, приумножает позитивное отношение к художественной
деятельности.

В
процессе обучения творческий педагог имеет возможность научить детей понимать и
ценить рукотворные произведения, чувствовать и эмоционально откликаться на их
красоту. А изучение технологии изготовления и сам технологический процесс
создания декоративно-прикладных изделий становится «площадкой» для развития не
только практических умений и навыков, но и интеллектуально-творческого развития
обучающихся. Создание рукотворных предметов задействует работу многих ресурсов
– интеллектуальных, физических, творческих и др.

Именно
декоративно-прикладное искусство дает человеку «пищу» для творчества,
раскрывает его способности и творческий потенциал, помогает развивать,
совершенствовать, изобретать, тем самым развивая мышление, память, внимание. Это
в свою очередь, приводит к созданию новых, уникальных шедевров
декоративно-прикладного творчества с оригинальным решением и авторским стилем.

Невозможно
утверждать, что каждый обучающийся коснувшийся мира декоративно-прикладного
искусства станет художником, дизайнером или скульптором, но то, что данное
искусство обладает широкими возможностями для всестороннего гармоничного
личностного развития каждого ребенка доказано наукой и практикой.

Проблема исследования состоит в том, как приобщить
школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве,
как воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого
современного человека.

Объект исследования– процесс эстетического воспитания школьников.

Предмет исследования– использование средств народного
декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников 5-9
классов.

Цель–разработать содержание и средства
эстетического воспитания в методических материалах по вышивке крестом.

Задачи:

1.
Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.

2.
Изучить виды и роль народного декоративно-прикладного искусства, как средства
эстетического воспитания.

3. Разработать содержание учебного
материала по вышивке крестом

4.
Разработать дидактический материал по вышивке крестом

5.
Разработать технологическую карту занятия

Методы
исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по
теме исследования, научных исследований в области эстетического воспитания
школьников средствами декоративно-прикладного искусства; изучение и обобщение
передового педагогического опыта использования народного
декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе; изучение
процесса создания художественных произведений различных народных традиционных
промыслов непосредственно на практике; изучение продуктов деятельности
учащихся; сравнение, анализ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эстетическое
воспитание действительно занимает важное место в системе учебно-воспитательного
процесса, так как за ним состоит не только развитие эстетических качеств
человека, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей,
нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти
качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов.
Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность:
быт, семья, межличностные отношения, — всё, что может быть прекрасным. Как
основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического
воспитания.

Воздействие
эстетических явлений жизни и искусства на личность может происходить как
целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа.
Таким образом, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном
процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших
школьников. Опытные учителя, зная это, способны посредством искусства воспитать
подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать
и творить прекрасное. Разработанное учебное
пособие содержит современную информацию и позволяет ученику самостоятельно изучить
и выполнить указанную работу.

Создавая учебное пособие,
материал излагался как можно более простым и понятным языком, т.к. пособие
предназначено для школьников, которые только начинают осваивать вышивку
крестом.

Основной акцент сделан на простоте и доступности
изложения материала и подкреплении его практическими примерами.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 1.1Понятия "эстетическое воспитание" в
психолого-педагогической литературе В
связи с глобальной задачей сохранения и развития культуры в XXI веке многими
исследователями проблема эстетического воспитания рассматривается по-новому –
остро обозначена ее гуманистическая направленность. Эта проблема изучалась и
изучается разнопланово учеными философами, педагогами, психологами,
искусствоведами. В наше время перед школой стоит важнейшая задача — эстетическое
воспитание подрастающего поколения, гармоничное развитие и становление личности
детей. Указанная проблема широко раскрыта в трудах отечественных и зарубежных
педагогов и психологов. Среди них Д. Кабалевский, Б. Лихачев, Б.
Неменский,  А. Макаренко, В.
Сухомлинский, В. Шацкая, А. Щербо и другие. В частности,
философско-эстетические проблемы рассматриваются в работах Ю. Борева, И.
Гончарова, М. Киященко, В. Ядова. Психологические основы эстетического
воспитания находим в трудах Б. Ананьева, Л. Божович, Л. Выготского, И. Кона, Б.
Теплова. Различные аспекты педагогического направления исследованы в трудах
педагогов. Так вопросы теории и методики эстетического воспитания подрастающего
поколения исследованы в трудах Л. Коваль, В. Передерий, Ю. Фохт-Бабушкина, Г.
Шевченко, А. Щербо.

Вопрос
творчества и познавательной активности детей в эстетическом воспитании
исследованы в работах Ф. Говорун, Б. Коротяева, В. Левина, В.Моляко, Ю.
Петрова, П. Пидкасистого, Я. Пономарева, В. Романец, В. Цапок.

В
нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательный процесс школ отражены
основные задачи воспитания школьников, в том числе эстетическое воспитание, которое
охватывает все стороны жизнедеятельности детей и подростков, но и становится
ведущим направлением воспитания в целом.

Во
внеурочную деятельность школ включено декоративно-прикладное творчество,
которое помогает решать проблемы эстетического воспитания школьников. Программы
и мероприятия внеурочной деятельности учащихся школ разработаны на основе ряда
концепций российских ученых (Д.Б. Кабалевского, Д.Т. Лихачева, Т.С. Комаровой,
Б.Т. Неменского, и др.), которые глубоко изучали процесс эстетического
воспитания и оказали огромное влияние на развитие этого процесса в последние
годы.

Целостный
процесс воспитания включает в себя художественно-эстетическую образованность и
воспитанность личности,  а это значит,
что воспитание эстетические взглядов и вкусов подрастающего поколения, посредствам
народной эстетики, включающей в себя великие образцы народного творчества,
предполагает формирование умений самостоятельно приумножать
культурно-художественное достояние народа, видеть, чувствовать и создавать
прекрасное в повседневной жизни, что, соответственно, является основой
формирования у обучающихся навыков хорошего поведения, искреннего и доброжелательного
отношения к окружающему миру, обществу. Исследуя значение понятия «эстетическое
воспитание», мы пришли к выводу, что существуют различные подходы к определению
этого понятия. Авторы пособия «Эстетика» считают, что эстетическое воспитание
имеет исторический характер, так как оценка сущности и содержания эстетического
воспитания, его целей и задач был разным в каждую эпоху цивилизации [1]. Зародившись
в глубокой древности, понятие эстетического воспитания, чувств, восприятия и
модели эстетического поведения изменялась вместе с развитием цивилизации. Сущность
эстетического воспитания, его цели и задачи, определенные Платоном и
Аристотелем постоянно изменялись начиная с древности и до наших дней.

Понятие
«эстетическое воспитание» в кратком словаре по эстетике раскрывается как
целенаправленная система действенного формирования человека, способного
воспринимать, оценивать, осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве,
жить и преобразовывать мир, творить «вторую природу» по законам красоты[21]. На
каждом этапе развития человеческого общества формируются свои представления об
эстетике: красота и безобразие, возвышенное и низкое, героическое и обыденное,
трагическое и комическое, тесно переплетаются с представлениями о добре и зле,
истинное и ложное, справедливое и несправедливое. Согласно другому словарю по
эстетике, под эстетическим воспитанием понимается система мероприятий,
направленных на выработку и совершенствование в человеке способности
воспринимать, правильно понимать и оценивать, создавать прекрасное и
возвышенное в жизни и искусстве[27].

Первым
ввел сам термин «эстетическое воспитание» Ф. Шиллер. Он считал его достаточным
условием для коренных социальных преобразований, когда благодаря эстетическому
воздействию на психику человека могут быть решены все, даже самые тяжелые,
социальные проблемы.

С.И.
Миропольский эстетическое воспитание считал одним из "важных и сложных
сторон системы человеческого воспитания". Значительную роль эстетического
воспитания ученый объяснял тем, что эстетическое воспитание вовлекает человека в
мир прекрасного, раскрывает его эмоционально-чувственную сторону личности, учит
видеть, понимать и созидать прекрасное в окружающем мире, ценить произведения
настоящего искусства, "облагораживает народ, развивает в нем свежие,
здоровые инстинкты, приучает его отворачиваться от всего грязного и
грубого".Как видим, назначение эстетического воспитания С.И. Миропольский
видел в том, чтобы: а) "отвести народ от наслаждений гнусных, грубых и
привести к наслаждениям высоких и достойных человека"; б) научить находить
в этих настоящих наслаждениях вкус, удовольствие; в) сделать это наслаждение
необходимости; г) поднять сущность человека, пробудить в ней свежие, здоровые
инстинкты; д) ввести человека в "мир изысканности, идеальной правды и
свободы духа». Как показал анализ педагогического наследия С.И. Миропольского,
под эстетическим воспитанием он понимал процесс формирования у человека
способностей восприятия и правильного понимания прекрасного, выработки
эстетических понятий, вкусов, идеалов[11].

С.И.
Миропольский справедливо считал, что эстетическое воспитание призвано решать
множество различных задач: развитие эстетических задатков, способностей,
эстетического восприятия, удовлетворение художественно-эстетических
потребностей, воспитание эстетического чувства, формирование эстетического
идеала и эстетического вкуса. Заслугой Миропольского является то, что он ввел в
научный оборот такие категории эстетического воспитания, как "эстетическое
восприятие", "эстетические потребности", "эстетическое
чувство", "эстетический идеал", "эстетические
задатки", "эстетический вкус".

Как
и С. Миропольский, авторы учебного пособия «Педагогика», Д. Мазоха и
Н.Опанасенко под эстетическим воспитанием понимают процесс формирования восприятия
и правильного понимания обучающимися прекрасного в искусстве и реальном
окружающем мире, формирование у них эстетического сознания и развития
творческих способностей в разных сферах эстетической деятельности. Это процесс
формирования эстетического личностного опыта, который включает в себя: эстетический
идеал, эстетические чувства и взгляды, вкусы и интересы, потребности и эстетическую
деятельность [10].

В.
Шацкая в своих трудах рассматривает эстетическое воспитание как совокупность
последовательных действий учителя, как целенаправленный процесс воздействия на обучающихся
не только средствами искусства, но и самой жизни, направленный на их всестороннее
эстетическое развитие. Данная деятельность, отвечая задачам воспитания способствует
формированию у обучающихся эстетических чувств, художественных вкусов и
взглядов, эмоциональной отзывчивости.

Процесс
эстетического воспитания включает в себя не только последовательное развитие художественных
способностей и эстетического восприятия, но и формирование у обучающихся умения
творчески и активно проявлять свое творчество разных видах искусства, в объеме,
который соответствует определенной степени обучения[1].

В
наследии К.Д. Ушинского и его последователей (В. Водовозова, В.Я. Стоюнина,
М.Ф. Бунакова, Д.Д. Семенова, В. П. Острогорский, П.Ф. Каптерева и др.) находим
актуальные для нашего времени идеи об эстетическом воспитании учащихся как
части их гармоничного развития. К.Д. Ушинский пропагандировал неразрывное
единство эстетического и нравственного воспитания. В частности В. Ягупов, как и
С. Гончаренко, отмечает, что эстетическое воспитание является важной компонентой,
составной частью содержания воспитания, целенаправленно формирующей и прививающей
эстетические чувства и вкусы, суждения и критерии оценки, проявляющей художественные
способности и возможности, и направлено на развитие восприимчивости и умения преобразовывать
действительность по законам красоты во всех сферах деятельности. «Эстетическое воспитание пробуждает и развивает
чувство прекрасного, облагораживает личность. Отзывчивый к прекрасному человек
испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое
воспитание имеет большое значение для формирования нравственности»[22].

С.
А. Аничкин определяет, что эстетическое воспитание следующим образом

1)
как целенаправленный процесс, содержащий определенные планируемые цель, задачи,
содержание, средства и методы воспитания, которые реализуются в специально созданных
педагогами творческих условиях в образовательном процессе, в соответствии с
задачами общества по воспитанию подрастающего поколения;

2)
как процесс формирования таких эстетических качеств как: восприятие, оценка,
способность создавать прекрасное, умений и навыков эстетической деятельности,
художественного вкуса и др.;

3)
эстетическое воспитание рассматривается с двух сторон: одна — как главная компонента
всего целостного процесса эстетического развития, вторая — как компонента
процесса общего развития личности;

4)
многогранность эстетического воспитания, которое наряду с формированием таких
социальных качеств, как эстетические способности, суждения и  вкус, происходит усовершенствование иных
параметров  — зрения, слуха, движений
человека (осанка, грациозность и др.). Т.е. в процессе формирования
эстетических способностей у человека развиваются и формируются сущностные
качества личности, влияющие на ее становление.

В.А.
Сухомлинский уделял эстетическому воспитанию особое внимание. Он считал, эстетическое
воспитание прекрасным мощным источником духовно-нравственной чистоты и богатства,
морального и физического совершенства. Эстетическое воспитание имеет глубокую
связь со всеми сферами духовной жизни личности и коллектива. «Я вижу, — писал
В. А. Сухомлинский, — большой воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел,
понимал, чувствовал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни
в природе. Первые весенние цветы и почки, раскрывшиеся первые нежные стебельки
травы, первая бабочка, первое кваканье лягушки, первая ласточка, первый гром,
первая весенняя купель воробья — все это я раскрываю перед детьми как красоту
вечной жизни. И чем глубже они одухотворяются этой красотой, тем сильнее
стремятся творить прекрасное. Настоящий праздник для детей — цветение сада» [26].
Открывая вокруг себя прекрасное, удивляясь и восхищаясь им, маленький ребенок
будто смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Ребенку
надо показать, что в мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.
«Красота — мощное средство воспитания чувствительности души», — писал В.
Сухомлинский. «Это вершина, с которой ты можешь увидеть то, чего без понимания
и чувства прекрасного, без восторга и вдохновения никогда не увидишь. Красота —
это яркий свет, освещает мир. При этом свете тебе открывается истина, добро,
озаренный этим светом, ты становишься преданным и непримиримым. Красота учит
распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души, она
исправляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота — это
зеркало, в котором ты видишь сам себя и благодаря ему так или иначе относишься
к себе». Б.Т. Лихачев под эстетическим воспитанием понимает целенаправленный
процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать,
чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни
и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [14].

Современная
теория определяет «эстетическое воспитание» как воспитание у человека
способности целенаправленно воспринимать, правильно понимать и оценивать
красоту в окружающей реальности, а также в природе, труде, явлениях искусства. Таким
образом, рассмотрев научную литературу по проблемам педагогики, психологии и
эстетики, видим, что ученые по-разному определяют понятие «эстетическое воспитание».
Многие из них сходятся во мнении, что эстетическое воспитание — это планомерный
целенаправленный процесс, который включает в себя единую систему направленно-акцентированного,
последовательного воздействия на человека со стороны определенных социальных
институтов и образовательных организаций, реализующих единые
научно-педагогические методы и принципы, в результате применения которых у
человека возникает мировоззренческая установка на творческую оценку не только
окружающей действительности, но, и, собственной жизни в социуме, как проявление
прекрасного и ужасного, комического и драматического, истинного и фальшивого, возвышенного
и низменного, и других эстетических категорий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы