Общая психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Эмоциональный интеллект у девушек и юношей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В результате проведённого теоретического и эмпирического изучения сущности эмоционального интеллекта, его признаков, структуры, функций и особенностей проявления в подростковом возрасте с учётом отдельных внешних и внутренних факторов были сформулированы следующие выводы.

Эмоциональный интеллект можно соотнести с такими понятиями, как «интеллект» и «эмоции» и представить в структуре интеллектуально-эмоциональной сферы личности человека в качестве интегральной категории.

В подростковом возрасте эмоциональный интеллект имеет сложную структуру, сущностные признаки устойчиво группируются в два фактора: внешний аспект, или «понимание эмоций», и внутренний аспект, или «эмоциональная саморегуляция».

Основные функции эмоционального интеллекта видятся в обеспечении успешности деятельности, а также гармонизации процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия.

Существуют поло-ролевые особенности эмоционального интеллекта, которые связаны с социальными ролями, групповыми ожиданиями, социальными нормами и тендерными установками.

Анализ литературы позволил нам структурировать знания об эмоциональном интеллекте и выявить различные теории эмоционального интеллекта. Интерес к проблеме эмоционального интеллекта связан с молодостью этого явления и, соответственно, с низким уровнем исследований.

Большинство исследователей согласны с тем, что высокий эмоциональный интеллект является необходимым условием эффективности и успеха в межличностном общении и взаимодействии. Развитие эмоционального интеллекта важно на всех этапах онтогенеза, но наиболее чувствительным периодом для его формирования является подростковый возраст, поскольку наиболее важные новообразования в этом возрасте связаны с эмоциональной и когнитивной сферами (Я-концепция, самосознание, рефлексия и т.д.).

Высокий эмоциональный интеллект позволяет подросткам управлять своими эмоциями и достигать более высокого уровня саморегуляции и волевого поведения, что значительно повышает успешность учебной деятельности.

Эмоциональный интеллект рассматривается с разных точек зрения. Первая модель ЭИ включает только когнитивные способности, связанные с обработкой эмоциональной информации. Затем, в дополнение к когнитивным способностям, все более важную роль стали играть данные о личности.

Рассмотрев некоторые особенности развития эмоционального интеллекта, мы пришли к выводу, что человек может совершенствовать свои знания и навыки, связанные с эмоциональным интеллектом, в течение всей жизни.

На характеристики эмоционального интеллекта влияет целый ряд факторов. К ним относятся гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, предпосылки для которых могут быть как биологическими, так и социальными (гендерные особенности воспитания, принятие гендерных ролей, предписанных обществом).

Особенностью подростковой стадии развития эмоционального интеллекта является то, что в этот период происходит автономное формирование каждого из компонентов эмоциональной зрелости, что определяет эту стадию как автономную, сбалансированную и относительно стабильную в своем проявлении.

Изучая гендерные различия, мы обнаружили, что девушки лучше понимают эмоции, чем юноши. Девушки и юноши одинаково переживают определенные события, физиологические реакции.

Однако в зависимости от своей гендерной роли они по-разному объясняют причины своих чувств. Юноши чаще связывают свои чувства с внешними причинами, в то время как девушки склонны полагаться на внутренние причины.

Выражение эмоций у юношей и девушек также обусловлено воспитанием.

Наше эмпирическое исследование, в котором приняли участие 20 человек, пополняет уже имеющиеся знания об эмоциональном интеллекте.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава II Эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта у юношей и девушек

2.1. Описание и особенности выборки и методов исследования уровня эмоционального интеллекта у респондентов разного пола

Развитие эмоционального интеллекта особенно важно в раннем юношеском возрасте. Ведущей деятельностью раннего юношеского возраста является учебно-профессиональная деятельность, а одной из ее основных черт – ориентированность на будущее (Д.Б. Эльконин, 1971); кроме того, на данном возрастном этапе происходит углубление и индивидуализация межличностного общения.

Таким образом, высокий уровень развития эмоционального интеллекта, обеспечивающий способность понимать свои и чужие чувства и эмоции, а также произвольно регулировать их, обеспечивает более успешную ориентировку в окружающем мире и способствует более успешному межличностному общению.

Несмотря на большое количество исследований эмоционального интеллекта, показывающих его связи с коммуникативными навыками [3], личностными установками, касающимися сферы общения, социальной компетентностью, степенью удовлетворенности межличностными отношениями, видами общения и т. п., взаимосвязи его конкретных компонентов с типами межличностного общения остаются недостаточно изученными.

Подростковый возраст ¬ важная фаза эмоционального развития, поскольку человек сталкивается со специфическими для данного возраста проблемами. На этом этапе эмоциональная сфера приобретает свои устойчивые и окончательные характеристики.

В настоящее время структура эмоционального интеллекта включает четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальная чувствительность и управление отношениями. Способность понимать эмоции и управлять ими взаимодействует с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, то есть с интересом к внутреннему миру людей (включая собственный), склонностью к психологическому анализу поведения и ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям.

Поэтому эмоциональный интеллект можно описать как конструкт, который имеет двойственный характер и связан с когнитивными способностями, с одной стороны, и чертами личности ¬ с другой.

У подростков есть множество специфических особенностей, обусловленных их возрастом. Так в данный период им характерны: возникновение рефлексии, постоянный самоанализ, склонность к самокритике, проявление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим и т.п.

Подростковое «Я» еще не сформировано, и именно поэтому подростки часто испытывают беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую они пытаются заполнить общением. Поэтому можно наблюдать рост потребности в общении именно со сверстниками, при этом повышается его избирательность, а так же появляется необходимость в уединении. Подростку сложно различать и обозначать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит.

Эмоциональная сфера подростка претерпевает значительные изменения, в целом, ее можно охарактеризовать как лабильную, неустойчивую [3]. Некоторые исследователи делают акцент на различиях выраженности показателей эмоционального интеллекта у подростков в гендерном аспекте.

Как правило, мнение исследователей схожи, они считают, что уровень эмоционального интеллекта в целом у мальчиков ниже, чем у девочек. По мнению И.Н. Андреевой, эмоциональный интеллект у девушек выше, чем у юношей, так как у них более сформировано понимание и осмысление эмоций [1]. Различия в эмоциональном интеллекте, можно объяснить с точки зрения социальных ролей и запретов, которые диктуются социумом. Формирование эмоционального интеллекта больше связывают с проявлением женских социальных ролей.

Так существует стереотип, что из-за стремления соответствовать и следовать материнскому инстинкту девочки-подростки раньше узнают про эмоции и чувства и как следствие способны эффективно их различать. Именно поэтому они с детства развивают в себе способность к эмпатии и идентифицируют себя с другими людьми. Это различение сохраняется на протяжении всего подросткового возраста, а иногда и на всю жизнь [4].

Представлен анализ гендерных различий в структуре эмоционального интеллекта у подростков. Была выдвинута гипотеза о том, что существуют гендерные различия в эмоциональном интеллекте подростков.

Основа и методы исследования: исследование проводилось на базе Московского государственного педагогического университета.

Метод отбора — неслучайный целевой отбор.

В исследовании приняли участие 20 студентов гуманитарного факультета в возрасте 19-20 лет (10 юношей и 10 девушек). Исследование проводилось в 2021-2022 учебном году.

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования; репрезентативностью выборок.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы