Платная доработка на тему Эмоциональный интеллект у девушек и юношей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Заключение:
В результате проведённого теоретического и эмпирического изучения сущности эмоционального интеллекта, его признаков, структуры, функций и особенностей проявления в подростковом возрасте с учётом отдельных внешних и внутренних факторов были сформулированы следующие выводы.
Эмоциональный интеллект можно соотнести с такими понятиями, как «интеллект» и «эмоции» и представить в структуре интеллектуально-эмоциональной сферы личности человека в качестве интегральной категории.
В подростковом возрасте эмоциональный интеллект имеет сложную структуру, сущностные признаки устойчиво группируются в два фактора: внешний аспект, или «понимание эмоций», и внутренний аспект, или «эмоциональная саморегуляция».
Основные функции эмоционального интеллекта видятся в обеспечении успешности деятельности, а также гармонизации процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия.
Существуют поло-ролевые особенности эмоционального интеллекта, которые связаны с социальными ролями, групповыми ожиданиями, социальными нормами и тендерными установками.
Анализ литературы позволил нам структурировать знания об эмоциональном интеллекте и выявить различные теории эмоционального интеллекта. Интерес к проблеме эмоционального интеллекта связан с молодостью этого явления и, соответственно, с низким уровнем исследований.
Большинство исследователей согласны с тем, что высокий эмоциональный интеллект является необходимым условием эффективности и успеха в межличностном общении и взаимодействии. Развитие эмоционального интеллекта важно на всех этапах онтогенеза, но наиболее чувствительным периодом для его формирования является подростковый возраст, поскольку наиболее важные новообразования в этом возрасте связаны с эмоциональной и когнитивной сферами (Я-концепция, самосознание, рефлексия и т.д.).
Высокий эмоциональный интеллект позволяет подросткам управлять своими эмоциями и достигать более высокого уровня саморегуляции и волевого поведения, что значительно повышает успешность учебной деятельности.
Эмоциональный интеллект рассматривается с разных точек зрения. Первая модель ЭИ включает только когнитивные способности, связанные с обработкой эмоциональной информации. Затем, в дополнение к когнитивным способностям, все более важную роль стали играть данные о личности.
Рассмотрев некоторые особенности развития эмоционального интеллекта, мы пришли к выводу, что человек может совершенствовать свои знания и навыки, связанные с эмоциональным интеллектом, в течение всей жизни.
На характеристики эмоционального интеллекта влияет целый ряд факторов. К ним относятся гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, предпосылки для которых могут быть как биологическими, так и социальными (гендерные особенности воспитания, принятие гендерных ролей, предписанных обществом).
Особенностью подростковой стадии развития эмоционального интеллекта является то, что в этот период происходит автономное формирование каждого из компонентов эмоциональной зрелости, что определяет эту стадию как автономную, сбалансированную и относительно стабильную в своем проявлении.
Изучая гендерные различия, мы обнаружили, что девушки лучше понимают эмоции, чем юноши. Девушки и юноши одинаково переживают определенные события, физиологические реакции.
Однако в зависимости от своей гендерной роли они по-разному объясняют причины своих чувств. Юноши чаще связывают свои чувства с внешними причинами, в то время как девушки склонны полагаться на внутренние причины.
Выражение эмоций у юношей и девушек также обусловлено воспитанием.
Наше эмпирическое исследование, в котором приняли участие 20 человек, пополняет уже имеющиеся знания об эмоциональном интеллекте.
Фрагмент текста работы:
Глава II Эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта у юношей и девушек
2.1. Описание и особенности выборки и методов исследования уровня эмоционального интеллекта у респондентов разного пола
Развитие эмоционального интеллекта особенно важно в раннем юношеском возрасте. Ведущей деятельностью раннего юношеского возраста является учебно-профессиональная деятельность, а одной из ее основных черт – ориентированность на будущее (Д.Б. Эльконин, 1971); кроме того, на данном возрастном этапе происходит углубление и индивидуализация межличностного общения.
Таким образом, высокий уровень развития эмоционального интеллекта, обеспечивающий способность понимать свои и чужие чувства и эмоции, а также произвольно регулировать их, обеспечивает более успешную ориентировку в окружающем мире и способствует более успешному межличностному общению.
Несмотря на большое количество исследований эмоционального интеллекта, показывающих его связи с коммуникативными навыками [3], личностными установками, касающимися сферы общения, социальной компетентностью, степенью удовлетворенности межличностными отношениями, видами общения и т. п., взаимосвязи его конкретных компонентов с типами межличностного общения остаются недостаточно изученными.
Подростковый возраст ¬ важная фаза эмоционального развития, поскольку человек сталкивается со специфическими для данного возраста проблемами. На этом этапе эмоциональная сфера приобретает свои устойчивые и окончательные характеристики.
В настоящее время структура эмоционального интеллекта включает четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальная чувствительность и управление отношениями. Способность понимать эмоции и управлять ими взаимодействует с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, то есть с интересом к внутреннему миру людей (включая собственный), склонностью к психологическому анализу поведения и ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям.
Поэтому эмоциональный интеллект можно описать как конструкт, который имеет двойственный характер и связан с когнитивными способностями, с одной стороны, и чертами личности ¬ с другой.
У подростков есть множество специфических особенностей, обусловленных их возрастом. Так в данный период им характерны: возникновение рефлексии, постоянный самоанализ, склонность к самокритике, проявление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим и т.п.
Подростковое «Я» еще не сформировано, и именно поэтому подростки часто испытывают беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую они пытаются заполнить общением. Поэтому можно наблюдать рост потребности в общении именно со сверстниками, при этом повышается его избирательность, а так же появляется необходимость в уединении. Подростку сложно различать и обозначать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит.
Эмоциональная сфера подростка претерпевает значительные изменения, в целом, ее можно охарактеризовать как лабильную, неустойчивую [3]. Некоторые исследователи делают акцент на различиях выраженности показателей эмоционального интеллекта у подростков в гендерном аспекте.
Как правило, мнение исследователей схожи, они считают, что уровень эмоционального интеллекта в целом у мальчиков ниже, чем у девочек. По мнению И.Н. Андреевой, эмоциональный интеллект у девушек выше, чем у юношей, так как у них более сформировано понимание и осмысление эмоций [1]. Различия в эмоциональном интеллекте, можно объяснить с точки зрения социальных ролей и запретов, которые диктуются социумом. Формирование эмоционального интеллекта больше связывают с проявлением женских социальных ролей.
Так существует стереотип, что из-за стремления соответствовать и следовать материнскому инстинкту девочки-подростки раньше узнают про эмоции и чувства и как следствие способны эффективно их различать. Именно поэтому они с детства развивают в себе способность к эмпатии и идентифицируют себя с другими людьми. Это различение сохраняется на протяжении всего подросткового возраста, а иногда и на всю жизнь [4].
Представлен анализ гендерных различий в структуре эмоционального интеллекта у подростков. Была выдвинута гипотеза о том, что существуют гендерные различия в эмоциональном интеллекте подростков.
Основа и методы исследования: исследование проводилось на базе Московского государственного педагогического университета.
Метод отбора — неслучайный целевой отбор.
В исследовании приняли участие 20 студентов гуманитарного факультета в возрасте 19-20 лет (10 юношей и 10 девушек). Исследование проводилось в 2021-2022 учебном году.
Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования; репрезентативностью выборок.