Платная доработка на тему Экологическое воспитание старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста. 5
2. Особенности реализации
экологического воспитания старших дошкольников 11
3. Проект по экологическому
воспитанию старших дошкольников. 21
Заключение. 28
Список
литературы. 30
Введение:
Актуальность
темы. Современный ребёнок проживает свое детство в непростое для российского
общества время. Очевидно, что типичные ценностные ориентации современных детей
дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Однако в настоящий период
современное общество характеризуется неблагополучием экологической ситуации,
вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса,
разрушительной деятельностью людей по отношению к природе, кризисом
духовно-нравственных ценностей.
Формирование
основ экологической культуры на этапе дошкольного детства является одним из
показателей развития личности. Такая необходимая сегодня наука, как экология,
призвана помочь человечеству решить проблемы выживания и своего дальнейшего
существования на планете.
Актуальность
экологического воспитания подрастающего поколения в нынешних реалиях так же
высока, как значимость духовно-нравственного, а также патриотического
воспитания, и, возможно, превышает по значимости эстетическое, правовое и
экономическое воспитание. Нельзя не согласиться, что жизнь — это бесценный
подарок для человека. Однако ему важны как сама жизнь во всех ее формах и
проявлениях, так и качество жизни. Экология человеческой жизни — это гармония
человека с природой, с социумом, с самим собой. Основы такой гармонии
формируются еще в детстве и дальше развиваются по мере взросления человека,
приобретая новые грани.
Чувство
любви ребёнка к природе можно воспитать, если начать знакомить его с её
тайнами, вместе с ним разгадывать их, постоянно показывать ему интересное в
жизни растений, животных, учить наслаждаться природой. Ребёнок,
заинтересовавшейся природой, полюбит её, захочет узнать о ней больше, никогда
не будет безумно рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда, обижать
животных, он будет стараться охранять её, а когда станет взрослым, зная законы
природы, преобразует её в лучшую сторону.
Проблема
экологического воспитания дошкольников рассматривалась в работах: Абдуллиной
Л.Б., Петровой Т.И., Берзиной Р.Ф., Борисовой Е.А., Габбасовой С.А., Кадыровой
Р.М., Мисяковой Л.В., Николаевой С.Н., Серебряковой Т.А., Скибицкой И.И.,
Сорокиной Н.Н. и др.
Объект
исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования: особенности экологического воспитания старших дошкольников.
Цель
работы — выявить и научно обосновать педагогические особенности экологического
воспитания старших дошкольников в дошкольном учреждении.
Задачами
работы являются:
1. Изучить
понятие экологического воспитания.
2. Изучить
особенности реализации экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
3.Разработать
проект экологическому воспитанию старших дошкольников.
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы:
—
анализ научной литературы по проблемам исследования;
—
использование процедур психологической диагностики;
-обработка
и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Практическая
значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы для
дальнейшего изучения процесса экологического воспитания старших дошкольников, а
также могут быть использованы приёмы и методы в целях познания природы
непосредственно в практической деятельности.
Структура
работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Формирование экологических представлений у
детей дошкольного возраста является актуальным аспектом в настоящее время. Для
полноценного развития ребенка он должен иметь полное представление об
окружающей среде, растениях, животных, относится к этому бережно, и стараться
приумножить имеющееся природное богатство.
Экологическое воспитания предполагает
воздействие на ребенка с целью формирования у него знаний об окружающем мире, а
так же бережного отношения к природе, любви и ответственности за все живое.
Под
экологическим воспитанием следует понимать целенаправленный, организованный,
систематичный, последовательный, планомерный образовательный процесс,
направленный на развитие экологической культуры.
Структурными
компонентами экологического воспитания являются: экологическое сознание,
включающее совокупность взглядов,
теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений
между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное
отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их
взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды
деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией
всей социальной деятельности.
Основным лицом в экологическом воспитании,
которое регулирует данный процесс, является педагог, именно он определяет
перечень используемых средств и методов.
В дошкольном возрасте игра является
основным видом деятельности детей, исходя из этого, использование различны
видов игр для формирования экологических представлений у дошкольников является
эффективным.
Работа по
развитию экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
проводилась в 2 этапа.
Первый
этап работы предполагал организацию игр-путешествий, направленных на развитие у
старших дошкольников экологического воспитания.
Следующий
этап предполагал диагностику уровня развития экологического воспитания. В
процессе проведённого анкетирования было выявлено, что высокий уровень
сформированности экологической культуры имеют 4 человека, средний уровень – 4
человека, низкий уровень – 2 человека. Итоги анкетирования свидетельствуют о
наличии у детей старшего дошкольного возраста высокого и среднего уровня
экологической культуры.
Следовательно,
можно сделать вывод, о том, что реализованные игры дали положительный эффект.
В
заключении отметим, что изучение дошкольником окружающей среды и естественных
процессов, происходящих вокруг ребенка, позволяет сформировать не только представление о природе, выделяя свойства и
основные признаки. Но также способствует экологическому воспитанию, отражая
положительное отношение дошкольника к природным явлениям. К тому же в процессе
познания и изучения понятия «природа» дошкольник узнает, что сюда входит и
обозначение созданных человеком материальных средств его существования. А как
известно, человеческая деятельность всегда проходит в природной среде и он
использует материалы, предоставляемые
природой.
В процессе
знакомства ребенка с природой и происходящими в ней процессами, явлениями
формируются такие качества, как интерес к окружающему миру, любознательность,
умение наблюдать, формулировать вопросы, эстетичность. Благодаря познанию
окружающего мира развивается речь благодаря использованию различных
грамматических категорий, умение анализировать свойства и признаки явлений.
Фрагмент текста работы:
1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Вопрос
необходимости экологического воспитания в XXI веке очевиден. Кроме этого, важно
исследовать истоки зарождения экологического воспитания, а также
проанализировать, как должны меняться определенные меры воспитательного
воздействия на ребенка в ходе его взросления и развития.
Для этого
необходимо соответствующее экологическое воспитание общества в целом и
подрастающего поколения в частности. Ведь именно оно будет формировать облик
людей будущего, а значит и отвечать за дальнейшую судьбу человечества при
дальнейшем ухудшении экологической ситуации, которое прогнозируется.
Под
экологическим воспитанием понимают формирование у человека сознательного
восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного
отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных
ресурсов.
Законодательная
база в сфере экологического воспитания подрастающего поколения достаточно
разработана. Законы Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»
и «Об образовании» создают предпосылки правовой базы для формирования системы
экологического воспитания населения. Воспитание чувства ответственности за
состояние окружающей среды, в соответствии с законом РФ «Об образовании»,
определено как одно из направлений государственной политики в образовании.
Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет направления развития
воспитания, к которым относится и экологическое воспитание. Так, с п.3, ст.2
говорится том, что «развитие у детей и
их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние
природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения
к действиям, приносящим вред экологии» [2, с.11].
Несмотря
на наличие определенных нормативных документов на федеральном уровне,
регламентирующих экологическое образование и воспитание детей, в дошкольном
образовании и воспитании имеются противоречия. К примеру, в дошкольном
образовании реализуется экологическое образование – проводятся разнообразные
экологические мероприятия, имеются учебные пособия. Однако вместе с тем,
федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
практически не регламентируют деятельность в сфере экологического образования,
отсутствуют даже понятия «экология», «экологическое образование», это же
отмечено и в примерных образовательных программах дошкольного образования.
В
литературе не разработан единый подход к определению экологического воспитания.
Первая группа исследователей раскрывает это как процесс формирования
экологической культуры.
Так, М.
Коджиаспирова под экологическим воспитанием понимает «сознательное развитие
высокой экологической культуры среди молодого поколения, которая включает в
себя знание природы и гуманное, ответственное отношение к ней как высшей
общенациональной и общечеловеческой ценности и готовности к охране окружающей
среды» [15, п. 137].
Г. Н.
Казарчик трактует этот термин как «системную педагогическую деятельность,
направленную на развитие экологической культуры» [6, с.114].
Т. Б.
Казарцева и Е.В. Дудова определили экологическое воспитание как «непрерывный
процесс развития детей, направленный на формирование их экологической культуры»
[11, с.56].
T. A.
Серебрякова трактует концепцию экологического воспитания как «систему
воздействия на членов общества для формирования экологической культуры,
человечности и научно обоснованного отношения к природе на основе национальных
и общечеловеческих ценностей» [11, с.114].
Более
того, уже в определениях мы видим компонентный состав экологического
воспитания, который включает в себя систему взаимосвязанных элементов:
экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность.