Платная доработка на тему Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Содержание понятия «экологическое образование» и направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста 11
1.2. Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Педагогические условия организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста 31
Выводы по главе 1 40
ГЛОССАРИЙ 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1. Диагностика уровня экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 44
2.2. Организация проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста 61
2.3. Оценка результативности работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста 76
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
Введение:
общества осознает вопросы взаимодействия природы и человека как глобальную экологическую проблему. Глубокие социальные изменения, по мнению современной науки, выступают одним из путей ее решения. При этом указывается, что развитие экологической культуры людей является важной задачей, а значительная роль в этом процессе отводится педагогическому сообществу.
Национальный проект «Образование», рассчитанный на реализацию в 2019–2024 гг., одной из задач воспитания подрастающего поколения ставит развитие экологического мышления и формирование экологической культуры детей в учебно-воспитательном процессе [61]. Начало экологического образования должно приходиться на дошкольный и младший школьный возраст, потому что именно в этом возрасте приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Несмотря на то, что экологическое образование признается обязательным компонентом педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, потребность в поиске эффективных условий его обеспечения сохраняется. Учитывая социальный заказ и требования ФГОС ДО к увеличению доли экологических знаний в структуре знаний воспитанников [63], обращение к проблеме экологического образования детей дошкольного возраста выступает актуальным и востребованным, как наукой, так и практикой.
Актуальность использования проектной деятельности в рамках экологического образования дошкольников еще раз подчеркивает необходимость поиска перспективных педагогических технологий, направленных на формирование конкурентоспособной личности. Известно, что проектная деятельность формирует особый педагогический стиль образовательной организации, учит критически мыслить и принимать решения в нестандартных условиях.
ФГОС ДО требуют от педагогов активного использования проектной деятельности как средства обучения [63].
Проектная деятельность с точки зрения воспитателя – это дидактический инструмент развития, обучения и воспитания, что позволяет формировать и разрабатывать конкретные навыки проектирования, а именно учить:
— самоанализу и рефлексии (самоанализ успеха и эффективности решения проблемы проекта);
— презентации своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для представления в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
— поиску нужной информации, выделению и усвоению необходимых знаний с информационного поля;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Степень разработанности темы исследования. Проблематика экологического образования детей дошкольного возраста отражается в трудах таких ученых как Н. Н. Авдеева, Г. В. Васюкова, Н. Н. Вересов, М. Н. Дедулевич, М. К. Ибрагимова, Т. А. Ивченко, Б. Г. Иоганзен, Н. Н. Поддъяков, Т. В. Потапова, Л. С. Римашевская, И. С. Телегина, Е. Ф. Терентьева, A. M. Федотова, В. А. Шишкина и пр.
Определению подходов, уточнению принципов, специфики содержания и методического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста посвящены исследования Н. Н. Авдеевой, Л. Р. Ахметшиной, Л. И. Егоренковой, А. А. Зариповой, Л. М. Макаровой, С. Н. Николаевой, Ж. Л. Новиковой, Д. Ф. Петяевой, Н. А. Рыжовой, В. Н. Сахаровой, Г. Б. Степановой, О. Ю. Тютюнник, Т. В. Шпотовой и др.
Таким образом, все возрастающая актуальность перехода цивилизации к устойчивому развитию, а также недостаточность разработанности методического материала для организации экологического образования дошкольников, имеющего практико-ориентированный характер и учитывающего основные приоритеты Концепции устойчивого развития [62], обусловили выбор темы исследования: «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности».
Противоречие исследования: с одной стороны, актуальность экологического образования в рамках проектной деятельности дошкольников обусловлена запросом со стороны общества и нормативно-правовых основ педагогического процесса, а, с другой стороны, существует потребность в разработке эффективных педагогических условий эффективной организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: как обеспечить экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать, сформулировать и реализовать на практике педагогические условия эффективной организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста; разработать и реализовать экологический среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста и дидактический материал к ним.
Объект исследования: процесс экологического образования детей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию экологической грамотности у воспитанников при соблюдении следующих педагогических условий:
— при выборе эффективных средств формирования экологической грамотности, в том числе цифровых, и разработке дидактических материалов для реализации проектной деятельности (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, конструктивные игры);
— при поэтапном формировании проектных умений воспитанников;
— при использовании потенциала взаимодействия с родителями через совместные нетрадиционные родительские собрания, диспуты, беседы за круглым столом, использование методических рекомендаций по исследуемой проблеме для родителей, консультации, совместные экскурсии в разные организации в рамках сетевого сотрудничества.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Описать содержание понятия «экологическое образование» и направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть проектную деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать педагогические условия организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
4. Выполнить диагностику уровня экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать образовательную деятельность по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких ученых как:
— теории об организации экологического образования в дошкольных организациях (Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Т. А. Копьева);
— теории и концепции философов, ученых и педагогов в области экологического образования (Н. М. Амосова, Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, С. И. Гессена, А. А. Горелова, А. В. Гостюшина, В. П. Зинченко, А. Швейцера и др.);
— исследования по проблемам организации проектной деятельности в ДОУ (Н. Г. Алексеев, Е. В. Бурмистрова, Ю. В. Громыко, Р. Г. Каменский, С. И. Краснов, Л. М. Кларина, А. И. Савенков, В. И. Слободчиков и др.).
Несмотря на большое количество исследований, необходимо отметить существующую проблему недостатка теоретической литературы и практических исследований по проблеме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования:
— теоретические: выдвижение гипотезы, изучение и анализ педагогической, социально-педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта;
— эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), опрос (анкетирование родителей), беседа, диагностирование детей старшего дошкольного возраста; обобщение и анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента;
— диагностирование при помощи следующих методик:
а) методика «Удивительная прогулка»;
б) методика «Лес благодарит и сердится»;
в) методика «Секретный разговор» (автор И. В. Цветкова);
г) методика «Экологический светофор» (автор И. В. Цветкова);
— качественный и количественный анализ данных.
Практическая значимость настоящей работы состоит в разработке и апробировании:
— подборе дидактических карточек для использования в процессе экологического образования старших дошкольников;
— создание трансформируемого многофункционального пособия для проектной деятельности;
— создании перечня цифровых образовательных ресурсов экологической тематики, ориентированных на экологическое образование старших дошкольников;
— разработке методических рекомендаций для поэтапного формирования проектных умений старших дошкольников на экологическом материале;
— разработке и апробации среднесрочного исследовательского экологического проекта «Как живут растения?» предназначенного для реализации в старшей группе детского сада, соответствующего содержанию примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.);
Данные разработки могут использоваться воспитателями дошкольных учреждений при формировании экологического образования детей старшего дошкольного возраста, могут быть предложены родителям для семейных проектов. Результаты проведенного исследования могут использоваться для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ и педагогической грамотности родителей в качестве консультативного материала, для проведения семинаров, родительских собраний и др.
Апробация результатов исследования представлены в содержании опубликованных по материалам магистерской диссертации статей на международных научно-практических конференциях (приложение 1):
1. Детская инициатива как условие личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (10 декабря 2021 г.) / науч. ред. Г. Х. Вахитова; ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2022. – 220 с.). Тема статьи: «Формы и методы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»;
2. Наука и образование (материалы XXIV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Томск, 14–22 апреля 2022 г.): в 3 т. Том III: Исследования в областях психологии и дефектологии. Современное дошкольное и начальное образование: вызовы и решения. Педагогические исследования в сфере культуры и искусства / науч. ред.: Е. И. Черных [и др.]; ФГБОУ ВО Томский государственный педагогический университет. – Томск: ТГПУ, 2022. – 344 с. Тема статьи: «Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
3. Министерство образования и науки Республики Алтай Бюджетное учреждение Республики Алтай «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
V Республиканский форум «Горизонты психологии — 2022». Тема выступления: «Психолого-педагогические приемы по развитию пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №99» г. Томска (МАДОУ №99 г. Томска).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Актуальность проектной деятельности в образовательных учреждениях еще раз подчеркивает необходимость поиска перспективных педагогических технологий, направленных на формирование конкурентоспособной личности. Известно, что проектный метод формирует особый педагогический стиль, готовит воспитанников к самостоятельной жизни, учит критически мыслить, а главное – принимать решения в нестандартных условиях.
Компетентность дошкольника в сфере «Природа» — составляющая его общей жизненной компетентности. Цель дошкольного образования в области «Природа» — создать благоприятные условия для становления у дошкольника компетентности в этой сфере жизнедеятельности, сформировать зачатки экологической культуры, научного мировоззрения и эколого-целесообразного поведения.
Поскольку подходы к системе знаний, умений, навыков дошкольников в этой сфере жизнедеятельности изменилось, основными становятся не они сами по себе, а отношение к природе как к ценности, экологическое сознание и экологически целесообразное поведение, базис личной культуры ребенка.
Организация взаимодействия дошкольников с объектами природы в окружающей среде требует анализа и учета основных закономерностей их наблюдательной деятельности. Прежде всего, заметим, что наблюдательная деятельность не является самодостаточным образованием, а производная от деятеля. Ребенку с детства присуща активность, которая проявляется в двигательных действиях. Все они возникают под влиянием конкретных раздражителей, находящихся на близком расстоянии и осуществляются без предварительного плана или намерения.
Способность действовать последовательно и целенаправленно формируется постепенно и поэтапно. Сначала наследуются действия и поведение взрослых. Эта черта, которая основывается на присущей дошкольному возрасту внушаемости, является для педагога мощным воспитательным средством. На следующем этапе дети учатся выполнять несложные и понятные им действия и поручения. Таким образом, оказывается их естественная активность, накапливается жизненный опыт, развиваются волевые качества.
После выполнения отдельных, не связанных между собой действий, ребенок должен приобрести опыт целенаправленной деятельности, когда ставится определенная цель, планируется последовательность действий и достигается конкретный результат. Поскольку его движения и поступки еще слабо согласуются, действия не последовательные, объем знаний и умений недостаточны, то любая его деятельность требует целенаправленного воздействия взрослого. Здесь немало стоят одобрения проявлений самостоятельности, настойчивости, привитие веры в себя, самоуважения, обучение контролю и самооценке.
Наблюдательная деятельность выполняет следующие основные познавательной функции, как демонстрация связей, недоступных для органов чувств ребенка, и проникновение в самую сущность явлений природы.
Простые, доступные детям наблюдения должны проводиться не только на занятиях и во время целевых экскурсий, но и на прогулках, в процессе трудовой и бытовой деятельности.
Наблюдение в природе ведется с соблюдением следующих оснований них принципов и правил:
• От простого к сложному, от знакомого к незнакомому, опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт;
• Учет особенностей определенного времени года;
• Доведение наблюдения до конца;
• Повторение наблюдений для уточнения, углубления знаний о том или ином объекте или явлении;
• Итог результата наблюдения.
Надо применять разнообразные приемы: обследование, вопросы поискового характера, рассказы свои и детей, объяснения и показ, художественное слово, рассматривание иллюстративного материала, зарисовки наблюдаемых явлений и объектов. Все это не только приучает воспитанников выполнять указания, но и побуждает их самостоятельно анализировать явления, находить причины и связи, делать определенные выводы.
ФГОС ДО требуют от педагогов активного использования проектной деятельности. Вместе с тем, следует признать, что не все воспитатели готовы к реализации проектной деятельности. Еще одной трудностью выступает тот факт, что в системе дошкольного образования экологическое направление не выделено в отдельную образовательную область, однако, ФГОС ДO предполагает, что у воспитанников должен быть сформирован ряд начальных экологических представлений. Формирование необходимого воспитанникам дошкольного возраста опыта экологической деятельности возможно в рамках реализации тематической проектной деятельности, чему и была посвящена реализованная магистерская диссертация.
По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, сформулировать и реализовать на практике педагогические условия эффективной организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста; разработать и реализовать ряд экологических проектов для детей старшего дошкольного возраста и дидактический материал к ним.
Достижению указанной цели служило решение следующего перечня задач:
— описаны содержание понятия «экологическое образование» и направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
— рассмотрена проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
— теоретически обоснованы педагогические условия организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста;
— выполнена диагностика уровня экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
— организована образовательная деятельность по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста;
— выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что организация проектной деятельности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию экологической грамотности у воспитанников при соблюдении следующих педагогических условий:
— при выборе эффективных средств формирования экологической грамотности, в том числе цифровых, и разработке дидактических материалов для детей;
— при поэтапном формировании проектных умений воспитанников;
— при использовании потенциала взаимодействия с родителями и разными организациями в рамках сетевого сотрудничества.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержание понятия «экологическое образование» и направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Дитя человеческое — дитя Земли. Рождаясь, оно начинает жизнь в неразрывной связи со всем разнообразным миром: растениями, животными, воздухом, почвой, водой, камнями. И так важно, чтобы ребенок уже с первых лет почувствовал единство с природой с помощью взрослых, менял ее, черпал из этого источника творческое вдохновение.
Природа — это неисчерпаемый источник всестороннего развития ребенка, эффективное средство формирования его мировоззрения, воспитания чувств.
Но сегодня мы видим, что стремительный научно-технический прогресс нарушил ход гармоничного развития человечества. Прежде всего мы ощущаем это в отношении к природной среде, что в определенной степени может служить показателем внутренней культуры человека.
Ведь природоохранное дело зависит от сознания каждого человека, его ответственности за судьбу родной природы. Это требует повышенного внимания к воспитанию бережного отношения к ее объектам, начиная с дошкольного возраста — периода становления основ будущей личности.
Сегодня очевидно для всех, что экологическое воспитание дошкольников — это не только передача соответствующих знаний, но и ориентация на осознание экологической ценности среды в единстве ее с человеком. Такое осознание основывается на изучении зависимостей, существующих в природе, влияния человеческой деятельности на нее и необходимости бережного отношения ко всем ее объектам.
Воспитатель призван привить детям чувство разнообразия форм, красок, звуков в природе; привить потребность не только любоваться, но и познавать, наблюдать и, работая в ее сокровищницах, углубляться в тайны, раскрывая для себя доступные явления.
В экологическом воспитании особое место занимают радостные эмоции, ощущение свободы на лоне природы, удовольствие от активности во взаимодействии с окружающей средой; возможность самовыражения через конкретные действия исследовательского содержания.
Поэтому воспитатель в своей работе может использовать такие приемы, с помощью которых общение детей с природой оставило бы в их памяти глубокий след, положительно влияло на чувства и сознание. Природа при этом должна открыться перед ребенком не только как неразделимое целое, живая лаборатория, где можно наблюдать и изучать жизнь ее жителей, но и школа, в которой можно успешно овладеть элементарными правилами поведения, навыками разумного использования природы, приумножения и охраны ее богатств.
В состав экологического воспитания включаются задания, направленные на всестороннее развитие ребенка.
Сегодня отмечается необходимость коллективного подхода к воспитательной работе с детьми, то есть задачи естественного содержания необходимо решать в единстве с воспитанием у детей чувства патриота и гражданина.
Сейчас активно разрабатываются системы дошкольных знаний о защитных приспособлениях животных; изучаются возможности усвоения детьми знаний о сезонных изменениях в жизни растений и т.п.
Формирование творческой активности и является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед народным образованием. Экологическое воспитание даст желаемые последствия на основе комплексного подхода с учетом целостного воздействия на все развитие ребенка.
Основы экологического воспитания особенно интенсивно формируются в процессе трудовой деятельности.
Например, во время ручного труда по изготовлению игрушек из природного и вторичного материала дети не только обогащают, укрепляют умения и навыки, овладевают элементарными трудовыми операциями, но и углубляют свои знания о свойствах природного материала — желудей, шишек, семян, об их значении в жизни человека, узнают об их необходимости в рационе животных и птиц, которые питаются дарами леса осенью и зимой. Дети осознают, как важно тщательно хранить их, напрасно не уничтожать.
Эстетическое наслаждение от очевидного результата труда облагораживает ребенка, побуждает к творческой активности во время досуга, длительного поиска [4, 10].
Таким образом, цель экологического образования и воспитания — сформировать систему научных знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного, действенного отношения личности к окружающей природной среде. Целесообразно формирование в дошкольном возрасте представлений и элементарных понятий об окружающем мире (растения — деревья, кусты, травы и т.п.; животные — домашние, дикие, рыбы, птицы), которые могут стать стержнем системы знаний детей во время школьного обучения [4, 10].
В процессе непосредственного чувственного познания (на экскурсиях, целевых прогулках, занятиях и т.д.) воспитатель должен формировать у детей наряду со знаниями соответствующее отношение к природе, желание сохранить ее, стремление гуманного общения с ее объектами и явлениями.
Эффективность экологического воспитания в значительной степени зависит от всестороннего развития ребенка, от того, как часто он привлекается к различным видам деятельности.
В определении содержания экологического образования выделяют три основные тенденции:
— первая, «представленческая», акцентирует внимание на формировании системы экологических представлений;
— вторая, «отношенческая», направляет внимание на формирование отношения к природе, собственно, в рамках этой тенденции осуществляется экологическое образование;
— третья тенденция, «технологическая», основана на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой [10].
Основная задача воспитателя по экологическому воспитанию заключается в том, чтобы научить детей понимать и любить природу; привить детям чувство разнообразия форм, красок, звуков в природе, привить потребность не только любоваться, но и познавать, наблюдать и, работая в ее сокровищницах, углубляться в тайны, раскрывать доступные для них явления.
В экологическом воспитании особое место занимают радостные эмоции, ощущение свободы на лоне природы, удовлетворения от свойственной ребенку активности во взаимодействии с окружающей средой, возможность самовыражения через конкретные действия исследовательского содержания.
Экологическое воспитание детей в этом возрасте детерминировано разнообразием свойств объектов и явлений природы, которые являются для них предметом эстетического наслаждения и систематическим побуждением к активности и познанию. Поэтому в своей работе воспитателю необходимо использовать такие приемы, при которых общение детей с природой оставляло бы в их памяти глубокий след, положительно влияло на чувства и сознание. Природа при этом должна открыться перед ребенком не только как неразделимое целое, живая лаборатория, где можно наблюдать и изучать жизнь ее жителей, но и как школа, в которой можно успешно овладеть элементарными правилами поведения, навыками разумного использования природы, приумножения и охраны ее богатств.
В актуальной экологической ситуации очень важна экологизация всей образовательной системы, а также воспитания детей, подростков и юношества. Одним из ключевых принципов экологического образования выступает принцип непрерывности, который предполагает взаимную связь между процессами человеческого развития, воспитания, обучения, на протяжении всей длительности его жизни. На современном этапе жизнь ставит перед педагогом и воспитателем задачу формирования детской, подростковой и юношеской личности, как непрерывного процесса [9].
Ведущим путем воспитания экологической культуры, как правило, выступает экологическое образование. В ограниченном смысле данный процесс – это выработка экологических знаний, представлений об окружающей природе, а также о взаимоотношениях индивида с ней, взаимосвязанная главным образом с учебной деятельностью в рамках учреждений образования [9].
Так, современная педагогическая наука связывает понятие экологического образования с «системой знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знаниями, умениями и навыками природоохранительной деятельности». Предлагается также «формула» экологического образования:
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Содержание понятия «экологическое образование» и направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Педагогические условия организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста 32
ГЛОССАРИЙ 48
Выводы по главе 1 50
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 52
2.1. Диагностика уровня экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 52
2.2. Организация проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста 66
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 73
Выводы по главе 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….91
Введение:
Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества осознает вопросы взаимодействия природы и человека как глобальную экологическую проблему. Глубокие социальные изменения, по мнению современной науки, выступают одним из путей ее решения. При этом указывается, что развитие экологической культуры людей является важной задачей, а значительная роль в этом процессе отводится педагогическому сообществу.
Национальный проект «Образование», рассчитанный на реализацию в 2019–2024 гг., одной из задач воспитания подрастающего поколения ставит развитие экологического мышления и формирование экологической культуры детей в учебно-воспитательном процессе [61]. Начало экологического образования должно приходиться на дошкольный и младший школьный возраст, потому что именно в этом возрасте приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Несмотря на то, что экологическое образование признается обязательным компонентом педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, потребность в поиске эффективных условий его обеспечения сохраняется. Учитывая социальный заказ и требования ФГОС ДО к увеличению доли экологических знаний в структуре знаний воспитанников [63], обращение к проблеме экологического образования детей дошкольного возраста выступает актуальным и востребованным, как наукой, так и практикой.
Актуальность использования проектной деятельности в рамках экологического образования дошкольников еще раз подчеркивает необходимость поиска перспективных педагогических технологий, направленных на формирование конкурентоспособной личности. Известно, что проектная деятельность формирует особый педагогический стиль образовательной организации, учит критически мыслить и принимать решения в нестандартных условиях.
ФГОС ДО требуют от педагогов активного использования проектной деятельности как средства обучения [63]. С точки зрения воспитанника, проектная деятельность – это возможность выполнить что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, свои знания, принести пользу и показать публично результаты (достижения).
Проектная деятельность с точки зрения воспитателя – это дидактический инструмент развития, обучения и воспитания, что позволяет формировать и разрабатывать конкретные навыки проектирования, а именно учить:
— проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулировка основных вопросов и задач, которые вытекают из этой проблемы);
— постановке целей и планированию деятельности;
— самоанализу и рефлексии (самоанализ успеха и эффективности решения проблемы проекта);
— презентации своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для представления в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
— поиску нужной информации, выделению и усвоению необходимых знаний с информационного поля;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Степень разработанности темы исследования. Проблематика экологического образования детей дошкольного возраста отражается в трудах таких ученых как Н. Н. Авдеева, Г. В. Васюкова, Н. Н. Вересов, М. Н. Дедулевич, М. К. Ибрагимова, Т. А. Ивченко, Б. Г. Иоганзен, Н. Н. Поддъяков, Т. В. Потапова, Л. С. Римашевская, И. С. Телегина, Е. Ф. Терентьева, A. M. Федотова, В. А. Шишкина и пр.
Определению подходов, уточнению принципов, специфики содержания и методического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста посвящены исследования Н. Н. Авдеевой, Л. Р. Ахметшиной, Л. И. Егоренковой, А. А. Зариповой, Л. М. Макаровой, С. Н. Николаевой, Ж. Л. Новиковой, Д. Ф. Петяевой, Н. А. Рыжовой, В. Н. Сахаровой, Г. Б. Степановой, О. Ю. Тютюнник, Т. В. Шпотовой и др.
Таким образом, все возрастающая актуальность перехода цивилизации к устойчивому развитию, а также недостаточность разработанности методического материала для организации экологического образования дошкольников, имеющего практико-ориентированный характер и учитывающего основные приоритеты Концепции устойчивого развития [62], обусловили выбор темы исследования: «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности».
Противоречие исследования: с одной стороны, актуальность экологического образования в рамках проектной деятельности дошкольников обусловлена запросом со стороны общества и нормативно-правовых основ педагогического процесса, а, с другой стороны, существует потребность в разработке эффективных педагогических условий эффективной организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: как обеспечить экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать, сформулировать и реализовать на практике педагогические условия эффективной организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста; разработать и реализовать ряд экологических проектов для детей старшего дошкольного возраста и дидактический материал к ним.
Объект исследования: процесс экологического образования детей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию экологической грамотности у воспитанников при соблюдении следующих педагогических условий:
— при выборе эффективных средств формирования экологической грамотности, в том числе цифровых, и разработке дидактических материалов для детей;
— при поэтапном формировании проектных умений воспитанников;
— при использовании потенциала взаимодействия с родителями и разными организациями в рамках сетевого сотрудничества.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Описать содержание понятия «экологическое образование» и направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть проектную деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать педагогические условия организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
4. Выполнить диагностику уровня экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать образовательную деятельность по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких ученых как Т. Э. Бондаренко, О. А. Воронкевич, С. Д. Дерябо, Л. И. Егоренков, И. Д. Зверев, С. А. Козлова, Н. Г. Лаврентьева, М. Д. Маханева, С. Н. Николаева, Т. И. Попова, Н. А. Рыжова, Т. А. Серебрякова и др.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— тестирование при помощи следующих методик:
а) методика «Удивительная прогулка»;
б) методика «Лес благодарит и сердится»;
в) методика «Секретный разговор» (автор И. В. Цветкова);
г) методика «Экологический светофор» (автор И. В. Цветкова);
— качественный и количественный анализ данных.
Практическая значимость исследования состоит в:
— подборе дидактических карточек для использования в процессе экологического образования старших дошкольников;
— создании перечня цифровых образовательных ресурсов экологической тематики, ориентированных на экологическое образование старших дошкольников;
— разработке методических рекомендаций для поэтапного формирования проектных умений старших дошкольников на экологическом материале.
Апробация результатов исследования представлена в содержании опубликованных по материалам магистерской диссертации статей на следующие темы:
— «Формы и методы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»;
— «Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №99» г. Томска (МАДОУ №99 г. Томска).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Актуальность проектной деятельности в образовательных учреждениях еще раз подчеркивает необходимость поиска перспективных педагогических технологий, направленных на формирование конкурентоспособной личности. Известно, что проектный метод формирует особый педагогический стиль, готовит воспитанников к самостоятельной жизни, учит критически мыслить, а главное – принимать решения в нестандартных условиях.
ФГОС ДО требуют от педагогов активного использования проектной деятельности. Вместе с тем, следует признать, что не все воспитатели готовы к реализации проектной деятельности. Еще одной трудностью выступает тот факт, что в системе дошкольного образования экологическое направление не выделено в отдельную образовательную область, однако, ФГОС ДO предполагает, что у воспитанников должен быть сформирован ряд начальных экологических представлений. Формирование необходимого воспитанникам дошкольного возраста опыта экологической деятельности возможно в рамках реализации тематической проектной деятельности, чему и была посвящена реализованная магистерская диссертация.
По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, сформулировать и реализовать на практике педагогические условия эффективной организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста; разработать и реализовать ряд экологических проектов для детей старшего дошкольного возраста и дидактический материал к ним.
Достижению указанной цели служило решение следующего перечня задач:
— описаны содержание понятия «экологическое образование» и направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
— рассмотрена проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
— теоретически обоснованы педагогические условия организации проектной деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста;
— выполнена диагностика уровня экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
— организована образовательная деятельность по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста;
— выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что организация проектной деятельности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию экологической грамотности у воспитанников при соблюдении следующих педагогических условий:
— при выборе эффективных средств формирования экологической грамотности, в том числе цифровых, и разработке дидактических материалов для детей;
— при поэтапном формировании проектных умений воспитанников;
— при использовании потенциала взаимодействия с родителями и разными организациями в рамках сетевого сотрудничества.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержание понятия «экологическое образование» и направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Ведущими понятиями в теории и методике экологического образования детей дошкольного возраста являются: «экологическое образование», «экологический педагогический процесс», «экологическое воспитание», «экологическое обучение», «экологическое развитие личности» и др.
Экологическое образование по определению И. Д. Зверева [24], это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды».
Экологический педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагога и ребенка в целях освоения опыта экологических взаимоотношений с окружающим миром, условно делится на два взаимосвязанных процесса: экологическое воспитание и экологическое обучение [24].
Экологическое воспитание, это процесс целенаправленного влияния на личность ребенка в целях накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения им принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе [24].
Экологическое обучение – целенаправленный процесс управляемого познания объектов и явлений окружающего мира, экологических закономерностей в природе и социуме, направленный на формирование экологических знаний, освоение способов экологически ориентированной деятельности, развитие познавательных процессов у детей [51].
Обучение отличается от воспитания степенью организованности, оно определено более жесткими рамками: реализация государственного образовательного стандарта, программное содержание, использование регламентированных форм обучения и т. д. Экологическое воспитание и обучение напрямую направлено на экологическое развитие ребенка [51].
В определении содержания экологического образования выделяют три основные тенденции:
— первая, «представленческая», акцентирует внимание на формировании системы экологических представлений;
— вторая, «отношенческая», направляет внимание на формирование отношения к природе, собственно, в рамках этой тенденции осуществляется экологическое образование;
— третья тенденция, «технологическая», основана на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой [10].
В зависимости от того, какая тенденция преобладает во взглядах ученых на проблему экологического образования, выделяются цели, задачи и содержание экологического образования [10].
Экологическое развитие формирует экологически ориентированную личность через освоение опыта ценностных ориентации, поведенческих норм, знаний и умений, которые реализуются в экологическом отношении к окружающему миру через поведение и деятельность. Экологическое развитие личности тесно связано с процессом становления у ребенка экологической культуры.
Б. Т. Лихачев [38] рассматривал экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, который способствует развитию в человеке истинной интеллигентности и цивилизованности.
Л. Д. Бобылева к компонентам экологической культуры относит:
— интерес к природе;
— знание природы и ее охрану;
— эстетические и нравственные чувства ко всему живому;
— позитивную деятельность в природе;
— мотивы, определяющие поступки детей относительно окружающего мира [7].
Понятие «культура» в своем первоначальном смысле означало «возделывание, ведение хозяйства». Иное, самое широко распространенное сегодня, значение данного понятия взаимосвязано с обозначением области духовной жизни, то есть с человеческим сознанием [20].
Под экологической культурой понимается способность человека использовать на практике свои экологические знания и умения. Без надлежащего уровня культуры человек может обладать нужными знаниями, однако не владеть ими.
Экологическая культура содержит в себе экологическое поведение и экологическое сознание человека. Под последним понимается система экологических и природоохранных представлений, мировоззренческая позиция и отношение к природе, стратегия практикоориентированной деятельности, которая направлена на объекты природы [20].
Под экологическим поведением понимается система определенных поступков и действий человека, которые напрямую, либо опосредованно связаны с его влиянием на окружающую природу, использованием ресурсов природы. Экологическое поведение человека обуславливается степенью его экологического сознания и теми практическими умениями в области природопользования, которые он освоил.
Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. Однако развитие экологической культуры только на основе традиционного экологического образования, оказывается недостаточно эффективным. Основным результатом здесь является определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем. При этом педагоги отмечают, что воспитанники, хотя и усваивают базовые экологические знания, но, как правило, не стремятся разобраться в причинах их возникновения. По некоторым данным до 80% дошкольников не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране природы.
Подобная ситуация во многом определяется тем, что по-прежнему на практике процесс развития экологической культуры зачастую ограничивается лишь введением отдельных экологических вопросов в непосредственную образовательную деятельность [59].
Но, как продемонстрировали специально проведенные исследования, лишь 15% педагогов считают развитие экологической культуры у своих воспитанников основной педагогической задачей [59].
К сожалению, до сих пор актуально критическое мнение знаменитого американского эколога А. Леопольда, высказанное более 100 лет назад, считавшего, что, как правило, рекомендуется «лишь всемерно расширять экологическое просвещение» без расширения самого понятия.
Формирование экологической культуры требует государственной политики, особой методологии и профессионализма. В настоящее время наблюдается как недооценка значимости, так и недостаточная научно-методическая разработанность философских, социологических, педагогических и психологических основ организации деятельности по формированию экологической культуры различных категорий населения [9].
Однако основная проблема содержится в том, что развитие экологической культуры на современном этапе оказалось за границами интересов, а, главное, и ответственности, всех государственных структур.
В актуальной экологической ситуации очень важна экологизация всей образовательной системы, а также воспитания детей, подростков и юношества. Одним из ключевых принципов экологического образования выступает принцип непрерывности, который предполагает взаимную связь между процессами человеческого развития, воспитания, обучения, на протяжении всей длительности его жизни. На современном этапе жизнь ставит перед педагогом и воспитателем задачу формирования детской, подростковой и юношеской личности, как непрерывного процесса [9].
Проблема личностного развития ребенка как единого целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь целостную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.
Ведущим путем воспитания экологической культуры, как правило, выступает экологическое образование. В ограниченном смысле данный процесс – это выработка экологических знаний, представлений об окружающей природе, а также о взаимоотношениях индивида с ней, взаимосвязанная главным образом с учебной деятельностью в рамках учреждений образования [9].