Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Эффективные подходы к организации самостоятельной деятельности на уроках иностранного языка в средней школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ  5

1.1. Современная парадигма образования. 5

1.2. Характеристика самостоятельной работы.. 11

1.3. Методы организации самостоятельной деятельности на уроках
иностранного языка в средней школе. 22

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.. 32

2.1. Организация и методика исследования. 32

2.2. Этапы и результаты исследования. 36

2.3. Обсуждение результатов. 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 59

  

Введение:

 

В качестве темы данной
работы была выбрана тема «Эффективные подходы к организации самостоятельной
деятельности на уроках иностранного языка в средней школе», поскольку она дает
широкие возможности для исследования.

Актуальность
исследования. Одной из приоритетных задач современной
школы является развитие у школьников самостоятельности, которая проявляется в
их способности к самоорганизации, самовоспитания и самообразования.
Самообразование в свою очередь, является сложным видом систематической
познавательной деятельности, при которой человек сам ставит перед собой
познавательную цель и задачи, определяет пути их достижения, контролирует ход
самостоятельной работы по получению знаний и сам оценивает и совершенствует их
результаты.

Основная практическая
цель обучения иностранному языку в школе состоит в том, чтобы формировать и
развивать умения и навыки устной речи, учить читать не только адаптированную,
но и оригинальную литературу, понимать носителей иностранного языка. Для
лучшего усвоения знаний и овладения определенными умениями и навыками в
процессе изучения иностранного языка необходимо активизировать познавательную и
мыслительную деятельность учащихся. Одним из важных средств такой активизации
является правильно организованная самостоятельная работа посредством метода
проектов. Именно правильно организованная самостоятельная работа способствует
развитию творческих способностей учащихся, расширяет их кругозор, развивает
мышление, вырабатывает трудолюбие.

Самостоятельная работа –
это работа, которая запланирована для ученика и выполняется в соответствии с
заданием учителя под его методическим руководством, но без его
непосредственного участия. Кроме того, она предусматривает овладение сложными
умениями и навыками видеть цель и содержание работы, организовывать собственное
самообразование, умение по-новому подходить к решению задач, познавательную и
умственную активность и самостоятельность, способность к творчеству.
Плодотворная самостоятельная работа в процессе обучения является необходимым
условием формирования организационных навыков личности, способности к
постоянному обновлению своих знаний в течение трудовой деятельности. Этим и
обусловлена актуальность данного исследования.

Степень
разработанности. Сегодня проблема организации
самостоятельной работы учащихся привлекает к себе внимание педагогов,
психологов и методистов. Обще дидактические, психологические и методические
аспекты планирования и организации самостоятельной работы учащихся
рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученые, в частности, С.
Архангельского, Ю. Бабанского, Т. Балицкой, И. Бендер, В. Буряк, Л.
Вяткина, М. Гарунова, А. Данилова, Б. Есипов, И. Ильясова,
В. Казакова, В. Луценко, И. Малкина, П. Пидкасистого,
А. Савченко, М. Скаткина, М. Солдатенко, В. Ужик, А. Усовой, И.
Хомьюк, Т. Шамов, Н. Шишкиной, В. Якунина, E. Bruce, A. Gin, Zh. A.
Tulebayev и других.

Объект исследования
– самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка в средней школе.

Предмет исследования
– организация самостоятельной работы учащихся по английскому языку.

Цель исследования
– определить
эффективность использования метода проектов в организации самостоятельной
работы учащихся средней школы на уроках английского языка.

Задачи исследования:

1. Описать современную
парадигму образования.

2. Дать характеристику
самостоятельной работе.

3. Рассмотреть методы
организации самостоятельной деятельности на уроках иностранного языка в средней
школе.

4. Провести
экспериментальное исследование влияния самостоятельной деятельности на уроках
иностранного языка в средней школе на эффективность обучения.

5. Разработать и
апробировать модель организации самостоятельной работы школьников на уроках
иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что формирование умений самостоятельной работы
учащихся средней общеобразовательной школы будет успешным при условии
использования метода проектов и информационно-коммуникационных технологий.

Методы исследования: анализ литературы по
теме исследования, который позволил выделить основные теоретические положения
организации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка;
эксперимент, который позволил определить эффективность разработанной модели организации самостоятельной работы школьников на уроках
иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный урок
английского языка в основной школе – это системное сотрудничество педагога и
учащихся при котором последние в ситуации проблемы решают учебные задачи,
находят пути применения решений этих задач, выделяют новые способы работы в процессе
учебной деятельности.

ФГОС является одним из
ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения,
произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению
методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический
процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС.

Самостоятельная учебная
работа учащихся рассматривается как сфера личностной самореализации учащихся,
сфера проявления творческого потенциала. Вместе с тем в процессе
целенаправленной самостоятельной работы формируются основные качества личности,
а именно, чувство общественного долга и ответственности, целеустремленность,
активность и другие; эффективным средством организации самостоятельной работы
считаем метод проектов.

В настоящее время широкое
применение проектной и исследовательской деятельности обучающихся обязательно с
введением Федеральных государственных стандартов. Несмотря на различные
толкования понятия (проект, проектирование, исследовательская деятельность и
т.д.), все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер.
Проектная деятельность продуктивно обогащает традиционное обучение, синтезируя
в себе преимущества развивающих методов обучения, и обеспечивает широкие
межпредметные связи.

Самостоятельная работа на
уроках – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения, а
действенный способ привлечения учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Эффективность
самостоятельной работы достигается за счет четкой ее организации в урочное и
внеурочное время. Правильно спланированная, организованная и методично
обеспеченная самостоятельная работа, в частности, на уроке иностранного языка,
способствует свободному оперированию языковым материалом.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1.1. Современная парадигма
образования Национальная доктрина
развития образования вводит поиск эффективных путей оптимизации иноязычной
подготовки учащихся на средней ступени. Приоритетное значение приобретают
использования образовательных инноваций в учебно-воспитательном процессе. Нужна
гибкая информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционными
подходами к преподаванию иностранных языков наблюдается повышение интереса к
новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам
(Национальная доктрина образования в Российской Федерации, эл. ресурс).

Федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС) содержит требования к уровню
владения иностранным языком. Для средней общеобразовательной школы стандарты
разработаны с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей
обучающихся – ФГОС начального общего образования (1-4 классы), ФГОС основного
общего образования (5-9 классы) и ФГОС среднего (полного) общего образования
(10-11 классы) (ФГОС, эл. ресурс).

Г.Р. Ломакина,
основываясь на требованиях ФГОС к результату изучения английского языка в
школе, приводит их формулировку в таблице 1. Таблица 1

Требования к результатам обучения
предмету «Иностранный язык» в средней общеобразовательной школе (Ломакина 2013,
с. 492) Начальное общее
образование Среднее общее
образование Общее (полное)
образование 1) приобретение начальных навыков коммуникации, как
в устной, так и в письменной форме, с носителями иностранного языка; усвоение
и применение на практике правил как речевого, так и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений;
3) сформированность дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе знакомства. 1) формирование толерантного и дружелюбного
отношения к представителям других культур, их ценностям, формирование
выраженной личностной позиции в восприятии мира, развитие национального
самосознания;
2) формирование и развитие иноязычной
коммуникативной компетенции; расширение лексического запаса;
3) достижение допорогового уровня иноязычной
коммуникативной компетенции; 4) создание фундамента для формирования интереса к
совершенствованию своего уровня владения иностранным языком, который
изучается. 1) сформированность коммуникативной иноязычной
компетенции;
2) владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка и умение адекватно данной специфике строить
собственное речевое и неречевое поведение;
3) достижение порогового уровня владения иностранным
языком;
4) сформированность умения использовать иностранный
язык в качестве средства получения необходимой информации. Как видно из таблицы,
обучение английскому языку в основной школе является основательным фундаментом
для дальнейшего изучения данного предмета в старшей школе.

Также необходимо
отметить, что приведенная в таблице 1 информация позволяет проследить, как смещается
акцент к результатам обучении английскому языку в средней общеобразовательной
школе. В центре внимания процесса обучения должен быть обучающийся, а учитель –
посредник, который помогает ребенку наслаждаться изучением иностранного языка.

Основу ФГОС составляет
системно-деятельностный подход. Отметим, что базовое положение данного подхода
предполагает, что, в первую очередь, именно формирование универсальных учебных
действий (УУД) обеспечивает эффективное развитие личности в образовательной системе.
При этом УУД являются основой образовательно-воспитательного процесса. На
основе этого, во ФГОС приоритет отдается использованию активных методов
обучения, позволяющих создать условия для максимально успешного развития следующих
умений: анализ, рассуждение, планирование, комбинирование, создание нового (ФГОС,
эл. ресурс).

Всем этим требованиям
отвечает интерактивное обучение.

Согласно требованиям ФГОС
ООО, самыми актуальными сегодня являются следующие современные педагогические
технологии (ФГОС, эл. ресурс) (Рисунок 1): Рисунок 1. Актуальные педагогические
технологии согласно ФГОС «Интерактив» в переводе с
английского «inter» – взаимный, «act» – действовать. Таким образом,
«интерактивный» означает «способный к взаимодействию». По заключению ученых,
сущность интерактивной методики состоит в том, что обучение основывается на
постоянном активном взаимодействии всех участников процесса. Происходит
непрерывное сотрудничество в схемах «учитель-ученик» и «ученик-ученик», при
этом и педагог, и ребенок являются равноправными субъектами учебного процесса (Султанова
2013, с. 24). Интерактивные технологии – это живая нить, связывающая учителя с
каждым учеником и учеников между собой.

Отметим, что всегда
популярными остаются такие интерактивные технологии, как игровые. В сущность понятия
«игровые педагогические технологии» входит довольно широкая группа методов и
приемов, позволяющие организовать педагогический процесс в игровой форме. Педагогическая
игра значительно отличается от игры в целом. Данное отличие состоит в том, что
педагогической иге свойственны четко определенная цель обучения и
соответствующий педагогический результат, которые могут быть обусловлены и
выявлены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Султанова
2013, с. 25).

Игровые технологии на
уроках иностранного языка способствуют развитию и коррекции знаний, активизации
интеллектуальной деятельности учащихся. Продуманная организация урока с
использованием игровой технологии позволяет создать благоприятную атмосферу для
всестороннего развития учащихся (Яковлев 2015, с. 863).

Для достижения
поставленных целей обучения иностранному языку применяют следующие игры (Яковлев
2015, с. 863-865):

1. Пантомима, используемая для создания
мотивации общения на уроке иностранного языка, предполагает определенную
ситуацию, обстоятельства, при которых у учащихся есть потребность в говорении
на иностранном языке. В зависимости от цели они могут называть слово,
предложение или задавать вопросы.

2. Настольные игры, которые способствуют
освоению грамматики, лексики, произношения.

3. Игра Jeopardy является интеллектуальной
игрой на английском языке. Использование данной игры учителю дает возможность
проверять знания учащихся, а ученикам – продемонстрировать свои знания. Игра носит
групповой характер. Учащиеся делятся на команды примерно по 3-5 учеников. Учитель
предлагает командам несколько тем, каждая из которых представлена 5 вопросам с разной
степенью сложности. Открывается вопрос и команда должна дать на него правильный
ответ, за который получает баллы и продолжает игру. Если ответ неправильный, то
команда теряет баллы и ход переходит к другой команде. Баллы подсчитываются в
конце игры. Та команда, которая набрала больше всех баллов, побеждает (Рисунок 2)
(Яковлев 2015, с. 863-865). Рисунок 2. Бланк для игры Jeopardy 4. Ролевая игра мотивирует речевую
деятельность учащихся, поскольку они оказываются в ситуации, актуализирующей
потребность в высказывании, вопросе, пояснении и пр. Ролевая игра позволяет
преодолеть языковой барьер неуверенности и усваивать необходимый языковой
материал (Яковлев 2015, с. 863-865).

Существенным
преимуществом ролевой игры перед другими формами обучения является полная
занятость учащихся, а также концентрация внимания участников на протяжении всей
игры. И хотя ролевые игры несколько упрощают процесс обучения, нарушают
дисциплину и способствуют увеличению ошибок у учащихся, их дидактическую,
образовательную и практическую ценность нельзя отвергать.

Кроме ролевых игр,
большой популярностью пользуются такие методы как, метод «мозговой атаки» и
Метод Casestudy.

Метод «мозговой атаки»
(«мозгового штурма», «брейнсторминга», «отнесенной оценки») предложен Дж.
Дональдом Филипсом (США). Он применяется тогда, когда перед коллективом стоит
проблема поиска новых решений, новых подходов к ситуации. «Мозговая атака»
позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в
большой аудитории (20-60 человек). Основная ее задача заключается в том, чтобы
за небольшой промежуток времени отыскать ряд решений одной проблемы (Шевырёва
2015, с. 103).

Метод «мозгового штурма»
поощряет учащихся предлагать новые и оригинальные идеи благодаря запрету на
критические замечания со стороны учителя или иных членов группы на стадии
генерации идей. На этой стадии внимание концентрируется только на количестве
идей, а не на качестве. После стадии первичной генерации, предложенные учащимися
идеи можно сгруппировать, оценить, отложить для дальнейшего изучения и отобрать
те идеи, которые кажутся наиболее эффективными для решения конкретной задачи (Kalargiros
2015).

Метод «мозгового штурма»
имеет свои преимущества и недостатки. В частности, не все идеи, предложенные
учащимися, окажутся успешными, что является нестимулирующим фактором. Однако,
их необходимо не отбрасывать в процессе обучения, а применить в контексте
решения других проблемных ситуаций (Kalargiros 2015).

Таким образом, метод
«мозговой атаки» и метод ролевых игр характеризуются высокой результативностью
усвоения материала. В процессе работы у учащихся средней ступени обучения
развиваются не только организационные, но и методологические, и
игро-технические навыки.

Кейс-метод предполагает
использование конкретных случаев, воплощенных в ситуациях, историях, текстах,
называемых «кейсами». Учащиеся проводят совместный анализ, обсуждают либо ищут
решения поставленных задач. Работа над проблемной ситуацией происходит в
группах учащихся, и ее можно условно разделить на следующие фазы:

— анализ представленного материала,
формулирование проблемы;

— поиск и сбор дополнительной информации (в
случае необходимости);

— обсуждение различных вариантов решения
проблемы;

— выбор лучшего варианта решения на основе
сравнения всех предложенных вариантов;

— презентация и защита решения (Chism,
Electronic resource).

Ценность кейс-метода
состоит в его возможности одновременного отражения практической проблемы и актуализации
определенного знаниевого комплекса, который должен быть усвоен учащимися в
результате решения конкретной проблемы. Кроме этого, в нем объединяется учебная,
аналитическая и воспитательная деятельность. Поэтому данный метод позволяет
эффективно реализовывать современные задачи образовательной системы и задачи
формирования коммуникативной компетенции в частности (Bonney 2015).

Несомненным достоинством
данных интерактивных методов обучения перед другими, по нашему мнению,
заключается в том, что они требуют активности со стороны каждого участника
занятия, снимают эмоциональные и коммуникативные барьеры, способствуют
приобретению и формированию у слушателей не только профессиональных, но и
определенных личностных качеств: собранности, усердия инициативности,
коллективизма, креативности, коммуникативности и т.п.

Проанализировав
вышеуказанные интерактивные методы обучения, применяемые в процессе изучения
иностранного языка на средней ступени обучения, можно сделать вывод, что они
дают учащимся возможность выявлять проблемы, собирать и анализировать
информацию, находить альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный
путь решения задач в процессе как индивидуальной, так и групповой работы.

Приведенные
характеристики указанных интерактивных методов позволяют утверждать, что их
использование в организации учебного языкового процесса по английскому языку на
средней ступени обучения является весомым фактором повышения качества
коммуникативной подготовки учащихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы