Платная доработка на тему Динамика ценностей современного российского общества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
анализа ценностей современного общества. 6
1.1. Понятие и структура
системы ценностей современного общества. 6
1.2. Анализ концептуальных оснований
исследования. 8
1.3. Обзор состояния, динамики
и тенденций развития изучаемой темы.. 10
Глава 2. Анализ ценностей
современного российского общества. 13
2.1. Этапы и методика
исследования. 13
2.2. Анализ и интерпретация
данных авторского исследования и данных использованных информационных
источников. 14
Заключение. 18
Список источников и литературы.. 19
Приложения. 21
Введение:
Актуальность темы.
Каждое общество имеет свои основные ценности, которые и определяют направление
и перспективы его дальнейшего развития, существования в целом. При этом
ценности общества могут зависеть от различных факторов. Чаще всего они
определяются религией, национальными традициями, влиянием государства (за счет
поддержки различных сфер жизни общества, пропаганды отдельных ценностей) и т.д.
Общественные ценности на протяжении всего периода
существования человечества значительно изменились, что является закономерным
результатом развития цивилизации, трансформации условий жизни человека. Эти
изменения происходили преимущественно постепенно, из столетия в столетие.
Вместе с тем, еще и сегодня возможны ситуации, когда жизненные ценности
общества кардинально изменяются. Это особенно четко наблюдается на тех
территориях, которые сталкиваются с катаклизмами, войнами, другими негативными
факторами воздействия на привычный уклад жизни. Одним из таких факторов во всем
мире, в т.ч. и в Российской Федерации, за последние почти два года стала
пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные ограничения. Общество в новых реалиях жизни столкнулось с угрозами жизни
и здоровья, а также с рядом ограничений в сфере общения и коммуникации,
проведения коллективного досуга, путешествий и т.д. Все это способствует
переосмыслению ценностей в жизни многих членов общества. Это и определяет актуальность
темы данной курсовой работы: «Динамика ценностей современного российского
общества».
Актуальность научного
исследования обоснована необходимостью сравнения ценностей российского
общества в динамике с целью выявления основных тенденций изменения ценностных
ориентаций населения нашей страны.
Степень научной
разработанности темы. В научной литературе достаточно глубоко исследованы
теоретические аспекты темы: понятие ценностей, их структура, факторы
формирования и трансформации. Л.Д. Чулюкин и В.В. Гурьянова исследуют
ценности общества как компонент прав человека[1], А.Д. Зарецкий и др.
рассматривают вопросы институционализации ценностей в современном обществе[2], тенденции изменения
ценностей общества на современном этапе описывают О.А. Стасевская[3], В.Р. Парцвания[4], А.В. Костина[5] и др. В то же время,
актуальным остается практическое исследование современной системы ценностей
российского общества. Целью исследования
является выявление тенденций изменения ценностей современного российского
общества. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи
исследования:
—
определить понятие и структуру системы ценностей
современного общества;
—
проанализировать концептуальные основания
исследования;
—
провести обзор состояния, динамики и тенденций
развития изучаемой темы;
—
описать этапы и методику исследования;
—
провести анализ и интерпретацию данных
авторского исследования и данных использованных информационных источников.
Объектом исследования
в работе выступает современное общество. Предмет
исследования – динамика ценностей современного российского общества.
Эмпирическая база
исследования – 200 человек – жителей Москвы разного возраста, пола и рода
занятий, в частности 100 чел. – молодое население в возрасте до 30 лет и еще
100 чел. – пожилое население в возрасте старше 30 лет.
Методы исследования.
В ходе выполнения данной курсовой работы использованы как общенаучные методы
исследований (анализ и синтез, индукция и дедукция), так и специальные методы
исследования: метод анализа документов, метод сравнения, социологические (метод
анкетирования) и статистические методы (методы статистической обработки
результатов проведенного опроса).
Структура курсовой
работы включает введение, две главы, заключение, список источников и
литературы и приложение. [1]
Чулюкин, Л.Д. Ценности общества и права человека / Л.Д. Чулюкин, В.В. Гурьянова
// Вестник экономики, права и социологии. – 2016. – №4. – С. 198-201. [2]
Зарецкий, А.Д. Институционализация ценностей в современном обществе / А.Д.
Зарецкий, Т.Е. Иванова, М.В. Плешакова // Гуманитарные, социально-экономические
и общественные науки. – 2019. – №3. – С.370-373. [3]
Стасевская, О.А. Модификация ценностей информационного общества / О.А.
Стасевская // Вестник Национального университета «Юридическая академия Украины
имени Ярослава Мудрого». Серия: Философия, философия права, политология,
социология – 2017. – №1(32). – С. 93-102. [4]
Парцвания, В.Р. Трансформация ценностей на пути к постиндустриальному обществу
/ В.Р. Парцвания, Н.Р. Хупения // Российский гуманитарный журнал. – 2018. – Том
7. №4. – С. 273-283. [5]
Костина, А.В. Общество потребления и ценности российской цивилизации / А.В.
Костина // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – №4. – С.45-55.
Заключение:
Проведенный анализ показал, что ценности общества являют
собой восприятие основной частью социума определенных объектов и явлений как
важных и необходимых для оптимального существования в определенных сложившихся
условиях. Соответственно, с изменением этих условий будет наблюдаться и
трансформация общественных ценностей.
На современном этапе динамика ценностей характеризуется
такими тенденциями: популяризация ценностей западной цивилизации; рост ценности
общения, в т.ч. виртуального; повышение уровня значимости информации и знаний;
повышение значимости личной независимости и человеческого достоинства;
повышение роли кросс-культурного взаимодействия.
Анализ результатов всероссийских опросов показал, что для
современного российского общества наиболее важны такие ценности как личное
здоровье и здоровье родственников, материальные ценности, социальная
инфраструктура и возможность общения. На значимость этих ценностей повлияла
частично пандемия и карантинные ограничения. Также социологические исследования
показывают рост в динамике значимости материальных и спортивных ценностей в
жизни российской молодежи.
Авторское исследование
показало, что и для молодого и для пожилого населения России важными являются
такие ценности как собственное здоровье и здоровье родственников и близких;
материальная обеспеченность; возможность общения. Вместе с тем, для молодых респондентов
более высокую ценность имеют: возможности самореализации, карьерного роста,
образования, свободы слова, тогда как для пожилого населения сравнительно
высшую ценность имеют отношения в семье, политическая и социальная стабильность.
При этом для большинства опрошенных в динамике выросла значимость таких
ценностей: собственное здоровье и здоровье родственников и близких;
материальная обеспеченность; возможность
общения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты анализа ценностей
современного общества 1.1. Понятие и структура системы ценностей
современного общества Для определения термина «ценность» в социологических науках
обратимся к специализированным словарям. При этом следует отметить, что в
научных источниках присутствует два подхода к характеристики данного понятия:
объектный и субъектный. В рамках объектного подхода ценность воспринимается как
некий объект, который важен для представителей социума. Пример такой трактовки
термина «ценность» содержится в «Альтернативном социологическом словаре» Е.
Головахи: «Ценность – полезная часть окружающего нас мира, отсутствие которой
вызывает опасение, что не получишь, а наличие – страх, что потеряешь»[1]. Объектный подход к
интерпретации исследуемого понятия является несовершенным. Как подчеркивает
А.М. Жерняков, ни один предмет материальной или же духовной культуры не
является ценностью сам по себе, он переходит в категорию ценности только в
процессе переосмысления обществом[2].
С точки зрения субъектного подхода ценность – это не
определенный предмет (объект), а его восприятие личностью и обществом в целом.
Например, в социологическом словаре информационно-аналитического центра «SOCIUM»
содержится следующее определение: «Ценность – общие представления, разделяемые
большей частью общества, относительно того, что является желательным,
правильным и полезным». С учетом сформированной системы ценностей в обществе
формируются соответствующие ценностные ориентации, то есть «социальное качество
личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом
окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его
смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с
потребностями и интересами индивида или социальной общности»[3]. [1]
Головаха, Е. Альтернативный социологический словарь / Е. Головаха [Электронный ресурс]. – URL: https://i-soc.com.ua/assets/files/library/soc_slovar.pdf [2]
Жерняков, А.М. Понятие «ценность» в социально-философском осмыслении
действительности: Автореферат на соиск.
науч. ст. канд. философ. наук.
Специальность 09.00.11 – М, 2008. – С.12. [3]
Социологический словарь ИАЦ «SOCIUM» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.socium.info/dict.html