Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Дидактические игры как средство развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1 Развитие словаря дошкольников как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Дидактические игры, их использование в дошкольной образовательной организации и возможности в процессе развития словарного запаса детей 11
Выводы по первой главе 22
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 24
2.1 Методы и результаты исследования сформированности словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста 24
2.2 Формирование словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр 28
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

 

  

Введение:

 

Сегодня существуют различные способы оптимизации учебной деятельности детей, в том числе и игра. Игры периодически освещаются в методической литературе, поскольку вызывают интерес педагогов своей развлекательностью, обучающим действием, возможностью использования как средства эмоциональной разрядки, мотивации деятельности, с целью тренировки, для контроля знаний и навыков детей.
На современном этапе развития образования одной из стратегических задач определена необходимость формирования активной, творческой личности, умеющей точно и правильно выражать свои мысли. На развитие различных способностей ребенка, и в первую очередь речевых, большое влияние оказывает игровой момент. Педагоги и психологи считают игру своеобразной формой соотношений между окружающим миром и жизненными событиями. Она является одним из видов детской деятельности.
Проблема использования игры в учебно-воспитательном процессе отражена во многих исследованиях. Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Ф. Русова и др. разработали теоретические основы исторического происхождения игры, ее сущности, психологического механизма. Об игре как методе обучения и воспитания учащихся, об исключительной ценности игры для ребенка и необходимость его целенаправленного использования в учебно-воспитательном процессе писали такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
В результате анализа литературы по теме исследования было выявлено противоречие, которое заключается в необходимости обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста и неучтенным потенциалом дидактических игр как эффективного средства обогащения словарного запаса.
Проблема исследования состоит в определении возможности использования дидактических игр как средства обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Анализ теоретических наработок и педагогической практики показывают, что вопросы использования дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников изучено еще недостаточно, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявить и обосновать возможности использования дидактических игр как средства развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Объект: развитие словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: дидактические игры как средство развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1. Описать развитие словаря дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Дать характеристику дидактическим играм, их использованию в дошкольной образовательной организации и возможностям в процессе развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
3. Исследовать уровень сформированности словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать педагогический проект по развитию словарного запаса детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: предполагаем, что дидактические игры будут являться эффективным средством развития словаря детей среднего дошкольного возраста, если использовать их:
− для развития активного словарного запаса;
− для развития пассивного словарного запаса;
− для активизации лексики в речи.
Методы исследования:
1) теоретические:
− анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
− синтез научного опыта;
− сравнение;
− обобщение;
2) эмпирические:
− эксперимент;
− проектирование;
− создание диагностических ситуаций;
− методы качественного и количественного анализа результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный педагогический проект может использоваться педагогами дошкольной образовательной организации для развития речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
База исследования: _________________________________________________.
В исследовании принимали участие дети в возрасте 4–5 лет средней группы в количестве 5 человек.
Структура и объем курсовой работы обусловлен целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и двух приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель  выявлены и обоснованы возможности использования дидактических игр как средства развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Достижению данной цели способствовало решение ряда задач:
1. Описана специфика обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Установлено, что эффективным средством обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста являются дидактические игры, поскольку игровая деятельность  ведущая у детей данной возрастной категории.
2. Дана характеристика дидактическим играм, их использованию в дошкольной образовательной организации и возможностям в процессе развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Установлено, что дидактическая игра соединяет в себе игровое и дидактическое начала. В процессе дидактической игры дошкольники значительно быстрее и лучше усваивают предлагаемый лексический материал. Дидактические игры способствуют созданию мотивации дошкольников к общению, к использованию определенных слов в своей речи. Это, в свою очередь, создает условия для обогащения активного и пассивного словаря старших дошкольников, для активизации лексики в речи.
3. Проведено исследование уровня сформированности словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста. Исследование активного словарного запаса дошкольников позволило выделить три группы детей: с очень высоким уровнем сформированности активного словарного запаса – 1 дошкольник, который в своей речи (рассказе по картинке) использовал 10 и больше признаков, перечисленных в протоколе; с высоким уровнем сформированности активного словарного запаса – 2 дошкольника, которые в речи использовали 8-9 разных протокольных признаков; со средним уровнем словарного запаса – 2 дошкольника, которые в речи своей использовали 6-7 разных признаков.
Относительно сформированности пассивного словаря также было выделено три группы детей: с очень высоким уровнем сформированности пассивного словарного запаса – 1 дошкольник, который правильно нашел значения от 40 до 50 слов; с высоким уровнем сформированности пассивного словарного запаса – 2 дошкольника, которым удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов; со средним уровнем словарного запаса – 2 дошкольника, которые смогли правильно найти значение от 20 до 30 слов.
4. Разработана система дидактических игр для развития словаря у детей среднего дошкольного возраста посредством.
На основе результатов исследования была разработана система дидактических игр с целью обогащения словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста. В основе проведенной работы лежало активное использование дидактических игр. Непременным условием игры были правила. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатель управляют поведением детей.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Развитие словаря дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Проблема лексического развития дошкольников нашла отражение в трудах классиков дошкольной педагогики. Так, считая, что развитие речи обязательно должно быть связано с какой-либо деятельностью, Е.Н. Тихеева строила свою методическую систему вокруг этих видов деятельности. Наиболее подробно она разрабатывала такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающим миром, методы работы над словарем), а также развитие связной речи. Е.Н. Тихеева отмечала, что необходимо : способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; предоставлять ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; установить и постепенно расширять социальные связи детей.
Е.А. Флерина значительное внимание уделяла работе с детской книгой. Свой опыт работы с детьми она выложила в учебном пособии «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933) . В работе А.М. Леушиной «Развитие связной речи у дошкольника» представлена общая характеристика речи младших и старших дошкольников. Автор отмечает, что для речи маленьких детей характерна эмоциональность: выражение эмоционального отношения к предмету доминирует над предметным содержанием речи. Речь дошкольников теряет черты ситуативности и становится более понятной стороннему слушателю .
В разделе «Развитие речи ребенка» труда С.Ф. Русовой «Дошкольное воспитание» отмечается, что заимствование звуков и слов способствует пониманию слов. Язык формирует мнение ребенка, руководит им, ведет ребенка путем развития общей культуры. Первоначальный детский словарь состоит в основном из существительных и глаголов. Значительно реже в детской речи встречаются прилагательные. По мнению С.Ф. Русовой, для лучшего развития детской речи необходимо следить за хорошей речью, обучая ритмичным стихам, предоставляя возможность свободно разговаривать; привлекая дошкольников к составлению самостоятельных произведений, рассказывая им лучшие художественные произведения .
Традиционные направления словарной работы, согласно С.Ф. Русовой, включают: расширение и обогащение словаря при проведении прогулок, экскурсий, занятий в связи с расширением и обогащением представлений и понятий об окружающей действительности; сообщение новых слов и терминов; объяснение новых и непонятных слов при чтении литературных произведений; словарно-логическую (группировка предметов и их названий) и словарно-грамматическую работу; словарно-стилистические упражнения (в связи с чтением литературных произведений) .
В то же время, полного системного подхода к лексическому развитию детей на разных этапах дошкольного детства не было.
Ш.Т. Бутаев считает, что обогащение словаря заключается не столько в его количественном пополнении, сколько в качественном совершенствовании, а именно в осознании значения каждого слова и усвоении сферы употребления лексических средств родного языка .
В процессе обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста большое значение имеют специальные лексические упражнения, направленные на овладение синонимами, смысловой стороной слова, становление синтаксической стороны речи. Недостаточное овладение лексикой языка приводит к многочисленным неточностям в речи ребенка, как при обозначении отдельных предметов, так и их признаков .
Роль словарной работы в обучении родному языку дошкольников раскрыта М.Ф. Кониной. Среди главных задач словарной работы она выделяла обогащение, закрепление и активизацию словаря. Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения новым словам и оборотам речи, а с активизации того словарного запаса, который имеется в наличии, с привлечением систематизации опыта детей. По мнению М.Ф. Кониной, картинка является средством, способным вызвать у ребенка интерес к слову. Большое значение ученая придавала усвоению ребенком смысла слова, который она объясняет с точки зрения детской логики, поэтому необходимо работать над уточнением словаря и отработкой умения употреблять слова по смыслу .
Л.И. Луценко изучала проблему усвоения лексики детьми дошкольного возраста. В процессе исследования было выявлено, что усвоение лексики родного языка детьми имеет свою специфику, которая предстает в проявлениях транспозиционного переноса и интерферирующего влияния русского языка в процессе овладения лексикой и приобретения детьми лексических умений и навыков. Л.И. Луценко утверждает, что экспериментальное обучение положительно повлияло на развитие словаря детей: его обогащение, активизацию, уточнение. Состоялось обогащение словарного состава (пассивного и активного) лексикой родного языка, что соответствует литературным нормам языка. Автор отмечает, что положительных результатов лексической работы с речью можно достичь, если: процесс обучения является произвольным, характеризуется осознанностью языковых средств родного языка, наличием четкой дифференцированной установки на речь; усвоение лексики основывается на развитии чувств русского языка, дети являются активными участниками речевой деятельности; в лексической работе по развитию речи учитываются закономерности развития детей дошкольного возраста и реализуются задачи словарной работы .
Проблему осознания детьми переносного значения слов и словосочетаний невозможно рассматривать в отрыве от вопросов формирования лексического значения, явления лингвистической гениальности детей, чутье. Большинство лингводидактических исследований в области речевого развития дошкольников подтверждают, что некоторые аспекты языка и речи, в частности осознание значения слов, доступны элементарному осмыслению детей (Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова).
Н.В. Гавриш отмечает сложности и своеобразие работы над иносказательным смыслом различных фольклорных жанров, своеобразия иносказаний. С одной стороны – это простые высказывания, а с другой – это слова со скрытым смыслом, более сложным для понимания. Детей среднего дошкольного возраста знакомят с различными жанрами литературы и устного народного творчества: рассказами, сказками, стихами, байками, малыми фольклорными формами. Понимание специфических особенностей жанра (стилистических, композиционных, языковых) делает восприятие более сознательным и глубоким .
По мнению Н.В. Гавриш, работа над пониманием иносказаний детьми занимает особое место в системе речевого развития дошкольников. Знакомство с опытом работы дошкольных учреждений по обучению пониманию значений фразеологизмов, пословиц, басен убеждает нас в том, что педагоги испытывают трудности при осуществлении этой работы, допуская ошибки в формировании у детей понимания значения слов, в том числе и иносказаний. Методика работы над иносказаниями требует адаптации в соответствии с возрастом детей, поскольку народные произведения несут оттенок исторической давности. Знание воспитателем литературно-художественной структуры текста позволяет целесообразно организовать обучение детей. В народных произведениях довольно часто употребляются слова, которые не используются в разговорной речи. Это затрудняет понимание переносных значений и требует грамотного педагогического руководства со стороны воспитателя. Часто применяемые педагогами в процессе чтения объяснения разбивают текст и при этом нарушают целостность художественного восприятия произведения. Многозначность и разнообразие фольклорной тематики требуют от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками выполнения, но и душевной искренности, полноты чувств и личной заинтересованности. Часто ребенок пытается сам осмыслить слова, придавая им новое значение, и здесь на помощь приходит педагог, объясняя смысл незнакомых ребенку слов .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы