Методика преподавания математике Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Дидактическая игра как средство развития творчества детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.. 6

1.1. Научные
подходы к определению творчества. 6

1.2. Общая
характеристика дидактических игр. 10

ВЫВОД ПО
ГЛАВЕ 1. 16

ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ.. 17

2.1.
Организация процедуры исследования. 17

2.2.
Программа по развитию творческой активности младших школьников с помощью
дидактических игр на уроках музыки. 25

2.3. Анализ
результатов исследования. 31

ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 2. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

  

Введение:

 

Актуальность.
В
условиях модернизации современного начального образования актуальной является
проблема развития творчества младших школьников. Данная проблема обусловлена
тем, что современная начальная школа испытывает необходимость в адекватном
технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности,
поскольку в ней не всегда используются принципы развивающего, проблемного
обучения, редко применяются деятельностный, личностно-ориентированный,
индивидуально-дифференцированный подходы, учитывающие особенности конкретного
ученика, разнообразные методы обучения, способствующие развитию творческих
качеств школьников и т.д. В обучении преобладают репродуктивной деятельности
учащихся, решение стандартизированных заданий, обеспечивающих прохождение
программы по предмету, но не способствующих реализации творчества учащихся.

Актуальной проблемой современной
психологии и педагогики является развитие творчества детей. Данная проблема на
протяжении долгого времени является предметом научного исследования, что
связано с возрастающими потребностями общества в активных творческих личностях,
способных находить качественные решения в условиях неопределенности выбора.
Соответственно требуется образовательная технология, позволяющая развивать
уникальный творческий потенциал каждого ребенка, что предполагает использование
подходов, связанных с творческой одаренностью учащихся. Современное начальное
образование испытывает объективную потребность в определении средств
организации процесса развития творческих способностей младших школьников,
способствующих освоению доступных видов творческой деятельности.

На современном этапе происходит активный
поиск новых эффективных технологий с целью максимального развития творческого
потенциала младших школьников. Противоречия, возникающие между требованиями
образовательных программ к умственному развитию ребенка и низким уровнем
способностей ребенка создавать что-то новое на основе приобретаемых знаний, до
сих пор остаются неразрешенными. Традиционные системы обучения основываются на
использовании преимущественно репродуктивной деятельности по усвоению готовых
истин, в то время как исследовательский поиск остается вспомогательной
дидактической структурой целостного педагогического процесса. Депривация
поисковой активности приводит к потере любознательности, способности мыслить,
творчески преобразовывать.

Теоретически тема развития творчества
детей младшего школьного возраста раскрыта и проанализирована многими
исследователями, однако на практике пути ее решения недостаточно выражены среди
практических разработок.  Исследованием
проблемы способностей занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
Б.М. Теплов и др. Специфику творческих способностей изучали Е.В. Матюшкин, А.М.
Матюшкин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др. Анализ
особенностей развития творческих способностей ребенка проводился П.К.Анохиным, Л.
А.Венгером, О.М.Дьяченко, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддьяковым. Педагогические
аспекты проявления и развития творческих способностей в игре рассматривали
А.К.Бондаренко, В.Я. Воронова. Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая,
Е.А. Флерина и др.

Цель исследования
– теоретически и экспериментально обосновать эффективность дидактической игры
как средства развития творчества младших школьников.

Объектом исследования
– творчество младших школьников.

Предмет исследования
– дидактическая игра как средство развития творчества у младших школьников.

Гипотеза исследования: развитию
творчества детей младшего школьного возраста будет способствовать специально
разработанная система дидактических игр.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
научные подходы к определению творчества.

2. Дать общую
характеристику дидактическим играм.

3. Охарактеризовать
значение
дидактических игр для формирования творчества младших школьников.

4. В рамках
эмпирического исследования реализовать систему дидактических игр
по развитию творчества  у младших
школьников и оценить эффективность.

Для решения поставленных задач и проверки
гипотезы в работе использовались следующие методы — теоретические: теоретические: анализ
психолого-педагогической научно-методической 
литературы по проблеме исследования; синтез, обобщение;
экспериментальные: тестирование; методы качественного и количественного
анализа: интерпретация результатов, статистическая обработка экспериментальных
данных.

Практическая значимость
исследования. Содержащиеся в работе теоретические и
научно-методические материалы могут быть использованы учителями школ,
психологами. В ходе исследования была апробирована система работы с младшими
школьниками, подтвердившая эффективность исследования.

Структура
работы. Работа включает введение, две главы, заключение,
список литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научно-методической литературы позволил достичь
цели исследования и решить поставленные задачи. Проведенные
исследования подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и позволяют
сформулировать следующие выводы.

Младший школьный возраст — это период усвоения
ребенком специальных психофизических и психических действий, обслуживающих
письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и
другие виды учебной деятельности. Это период умственного развития, формирования
рефлексивных и коммуникативных способностей, речевого развития, формирования
социальных и личностных качеств, самооценки. Особенности учебной деятельности
младших школьников создают условия для формирования их творческих способностей.

В современных концепциях детское
творчество рассматривается как результат потребности ребенка в выражении
собственного внутреннего мира (А.А. Мелик-Пашаев); как инициативное создание
субъективно нового образа (Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина); как
потребность внутреннего выражения в реальной форме (Н.А. Бердяев, А.В.
Брушлинский)

Творчество — вид деятельности,
направленный на решение творческой задачи, результат которой обладает новизной
и оригинальностью". Творческие способности предполагают способность к
созданию субъективно нового продукта, придумывание к нему новых деталей, по новому
характеризующих создаваемый образ, создание новых характеристик; проявление
инициативы. Это способности субъективного воображения.

Ведущими условиями развития творческих
способностей младших школьников служат: преобразование из ученика в активного
участника познания; наличие психологически комфортной обстановки для развития
творческих способностей; наличие внутренней мотивации с творческой установкой;
сочетание разных форм деятельности на уроках; создание ситуаций успеха;
разнообразие творческих заданий; последовательность развития творческих
способностей учеников; создание равных партнерских позиций между педагогом и
ребенком; развитие рефлексии школьников для оценки результатов деятельности.

Исследование осуществлялось в форме педагогического
эксперимента и включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

По итогам констатирующего этапа
эксперимента уровни сформированности творчества младших школьников отличаются
недостаточной сформированностью. Большинство испытуемых отличается довольно примитивными
изображениями и оригинальных изображений мало, что свидетельствует о
недостаточной развитости воображения. Признаки развития
творческого воображения у учеников либо слабо выражены, либо практически
отсутствуют. Учащиеся обеих групп отличились недостаточной скоростью процессов
воображения, недостаточно сформирована оригинальность, глубина и
проработанность образов воображения, богатство фантазии, в то время как
эмоциональность образов воображения отмечается наибольшей сформированностью.

В ходе формирующего эксперимента была
реализована программа система дидактических игр для повышения уровня развития творчества
школьников. Всего проводилось 10 коррекционно-развивающих занятий. Комплексный
подход был ориентирован на включении в занятия различных дидактических игр,
логических задач математического характера, рассказов, загадок, проблемных
ситуаций, физкультурных пауз, театрализованной и продуктивной деятельности, и
т.д. В ходе занятий школьники постепенно переходили от предметного плана
решения к умственному. Решение задач на поиск способа рациональной
последовательности ходов происходило в умственном плане, некоторым детям потребовалась
опора на реальные предметы для выстраивания замысла. Применение методов
творчества основывалось на использовании учениками эвристических и
алгоритмических методов творчества; предложении учениками новых творческих
решений в дидактических играх; участии в коллективной творческой деятельности.

Результаты контрольного этапа
исследования свидетельствуют об эффективности проделанной работы. В итоге
увеличилось количество оригинальных изображений, повысился уровень
изобразительных возможностей младших школьников. Рисунки учеников стали более
оригинальными; большим разнообразием стала отличаться линии и цветовая гамма;
изображения и пропорции рисунков стали более разнообразными. У учеников стали
более сформированы практические умения при создании оригинальных изображений;
увеличился интерес к изобразительной деятельности. Занятия
способствовали тому, что учащиеся научились создавать новые комбинации из ранее
усвоенных. Присутствует большая оригинальность и инициативность в средствах
выразительности; отмечается склонность к экспериментированию с материалами и
инструментами.

Ученики
к концу исследования также демонстрировали лучшую скорость процессов
воображения: быстро придумывали сюжет рассказа, старались придумать что-то
новое, необычное, оригинальное, не слышанное ранее, и уже не ограничивались
простым пересказом. Богатство фантазии проявлялось в большом количестве
используемых образов (предметов, ситуаций и действий) в рассказах школьников.
Глубина и проработанность образов характеризуется подробностью деталей и
характеристик воображаемых образов, занимающих в рассказах ключевое место.
Эмоциональность образов воображения отмечается яркостью, привлечением внимания
к рассказу, вызывает эмоциональные реакции.  В рамках обеспечения учебной деятельности
происходило решение задач на развитие воображения и фантазии, мышления,
способностей к анализу и синтезу младших школьников.

Таким
образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале
исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ 1.1. Научные подходы к определению
творчества

Проблема творчества и творческих
способностей анализировалась в работах таких отечественных ученых, как Л.С.
Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев, А.Р.
Лурия, Д.Б. Богоявленская, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянская, В.А.
Кан-Калик, К.В. Гавриловен, В.В. Поздняков, а также зарубежных исследователей —
Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, и др. [2, 5, 11, 12 15, 19, 20, 24].

Творчество можно определить как
деятельность, направленную на создание новых материальных и духовных ценностей,
обладающих новизной и общественной значимостью. С точки зрения философии
творчество является необходимым условием развития материи, образования ее новых
форм, возникновение которых видоизменяет и сами формы творчества. Творчество —
это процесс создания объективно нового, который основан на способности
порождать оригинальные идеи и задействовать нестандартные способы деятельности.
По Г.С. Батищеву, творчество является способностью создавать принципиально
новую возможность [4]. Творчество диктует необходимость
проявления индивидом мыслительной активности, интеллектуальных способностей,
эмоционально-волевых черт.

Анализ научной литературы по проблеме
позволил выделить понятие "творчество" как "один из видов
деятельности, направленный на решение творческой задачи, для которой необходимы
объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания, умения,
творческие способности) личностные условия, результат которой обладает новизной
и оригинальностью" [16].

Н.С. Лейтесом разработана концепция творческой
одаренности; Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, А.В. Петровским —
творческой активности личности [19, 20].

Вопросы, связанные с перспективами
развития индивидуальных способностей ребенка до уровня творческих в процессе
учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, рассматриваются в
работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г.Ковалева, А.З. Рахимова, В.Г. Рындак;
субъективно-деятельностную основу творчества исследуют Л.А.Волович,
Н.Б.Крылова, А.П.Тряпицына [1].

Анализ научных исследований позволяет
охарактеризовать следующие подходы к определению творчества. Процессуальный
подход творчество рассматривает в качестве механизма развития (В.С. Библер,
Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына). Следующий подход
определяет творчество как естественное состояние, ориентированное на
преодоление всевозможных комплексов (Л.С. Выготский, А. Камю, Ж.П. Сартр). С
точки зрения деятельностного подхода (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.М.
Матюшкин) творчество характеризуется с позиций деятельности и социальной
значимости продуктов этой деятельности [2, 5, 11, 23].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы