Платная доработка на тему Диалектика национальной и международной безопасности: вопросы правового регулирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Концептуальные аспекты международной и национальной безопасности 10
1.1 «Международная безопасность»: теоретические вопросы 10
1.2 Взаимодействие «национальной» и «международной» безопасности 18
Глава 2. Актуальные угрозы и механизм обеспечения международной безопасности 24
2.1 Тенденции развития современных международных отношений и угрозы безопасности 24
2.2 ООН как гарант международной безопасности в современном мире 32
2.3 Региональные организации и их роль в обеспечении международной безопасности 41
Глава 3. Актуальные угрозы и система обеспечения национальной безопасности России 51
3.1 Угрозы национальной безопасности РФ на современном этапе 51
3.2 Основные цели и способы обеспечения национальной безопасности РФ 58
3.3 Субъекты обеспечения национальной безопасности: вопросы правового регулирования 64
Заключение 72
Список использованной литературы и источников 77
Введение:
Актуальность темы исследования. События, произошедшие в мире за последние несколько лет, свидетельствуют об общей напряженности в системе международных отношениях. Мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами. Наблюдается стремление некоторых государств к господству на международной арене, что проявляется в наращивании их наступательных потенциалов, ведении гибридных войн, применении санкций, дестабилизации системы безопасности в отдельных регионах. Одновременно с этим международно-правовые нормы, направленные на урегулирование споров, часто игнорируются и нарушаются.
Международная безопасность напрямую связана с национальной безопасностью. Существующая угроза безопасности государства в скором времени может перерасти в угрозу международную, так как международная безопасность объединяет безопасность различных стран, регионов мира. Проблема обеспечения безопасности была и остается главной как в системе внутригосударственных отношений, так и в системе международных отношений. Важнейшей составляющей обеспечения безопасности является его правовое регулирование.
Теоретическая разработанность проблемы. Отдельные вопросы правового обеспечения международной и национальной безопасности рассматривались в трудах С.А. Воронцова, C.В. Горбачевой, C.М. Иншакова, Н.Г. Каннуниковой, Д.А. Коровина, Н.В. Макарейко, А.А. Крылова, Л.Р. Рамазановой, О.М. Хохловой, А.А. Алексаняна, В.И. Карпунина и многих других ученых.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере обеспечения безопасности на международном и национальном уровнях.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, связанные с регулированием общественных отношений, возникающих при предупреждении или устранении угроз национальной и международной безопасности.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в детальном анализе диалектики национальной и международной безопасности.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач, а именно:
1) Рассмотреть теоретические аспекты международной безопасности;
2) Выявить взаимосвязь между международной и национальной безопасностью;
3) Выявить современные вызовы и угрозы международной безопасности, закрепленные в нормативных правовых актах;
4) Оценить эффективность деятельности ООН по обеспечению международной безопасности;
5) Проанализировать правовой статус региональных организаций безопасности;
6) Выявить современные угрозы национальной безопасности РФ на основе анализа нормативных правовых актах;
7) Определить цели и способы обеспечения национальной безопасности РФ;
8) Проанализировать правовой статус субъектов обеспечения национальной безопасности РФ.
Нормативная основа исследования представлена международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, касающимися рассматриваемой проблематики.
Теоретическими основами исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению проблем правового обеспечения безопасности.
Методологическую основу дипломного исследования составили частно-научные и общенаучные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, аналитический, статистический, системный и др.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в исследовании диалектики национальной и международной безопасности на современном этапе развития, в новых геополитических условиях, и выявлении правовых пробелов, а также в оценке эффективности механизма правового обеспечения международной и национальной безопасности.
Научная новизна исследования нашла свое выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
1) в ходе проведенного исследования автором выявлена взаимосвязь международной и национальной безопасности, которая проявляется в следующем:
система международной безопасности формируется для того, чтобы посредством международных механизмов обеспечить высокий уровень национальной безопасности.
возникшая угроза национальной безопасности государства может перерасти в угрозу международную, так как международная безопасность объединяет национальную безопасность различных стран, регионов мира.
международную (коллективную) безопасность обеспечивают несколько независимых субъектов, которые также обеспечивают и собственную национальную безопасность.
элементом механизма обеспечения международной безопасности могут быть лишь те государства, которые способны обеспечить свою национальную безопасность.
при низком уровне международной безопасности поддержание высокого уровня национальной безопасности оказывается главным (а подчас и единственным) инструментом защиты национальных интересов. На этих низких уровнях укрепление национальной безопасности оказывается главным способом поддержания международной безопасности (за счет паритета силы – например, ядерное сдерживание).
2) в ходе проведенного исследования выявлено, что в Уставе ООН предложены меры противодействия угрозам, сформированные еще в середине 20 века, многие из которых неэффективны на сегодняшний день. Действующий механизм Организации не успевает оперативно реагировать на возникающие вызовы, такие как: региональные конфликты, киберпреступность, информационные войны, массовая миграция, нарушение прав человека и т.д. – что снижает эффективность работы Организации. Кризис ООН заключается в отставании реакции.
3) установлено, что вследствие быстрого развития технологий количество угроз безопасности будет только возрастать. Мировое сообщество должно актуализировать нормативные правовые акты в области безопасности в соответствии с возникающими угрозами, чтобы прийти к современному пониманию и функционированию системы коллективной безопасности на основе международного права.
4) определено, что региональные организации безопасности представляют собой часть универсальной системы коллективной безопасности. Несмотря на то, что они функционируют на основе собственных учредительных актов, их деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями Устава ООН, что подразумевает дополняющую роль региональной безопасности к универсальной системе международной (коллективной) безопасности.
5) выявлено, что на сегодняшний день сложились определенные модели регионального сотрудничества в области безопасности: военно-политический союз, создаваемый для защиты от общих угроз и противников; форум по безопасности, направленный на предотвращение различных угроз миру и укрепление безопасности при помощи политических средств; режим безопасности, обеспечивающий неприменение силы и уважение чужих границ, а также меры по контролю над вооружениями; сообщество безопасности, создаваемое для решения долгосрочных задач межгосударственной интеграции.
6) в результате проведенного анализа Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», автор приходит к выводу о том, что в ней не фигурируют подробные описания изменений на внутреннем уровне. Таким образом, способы, благодаря которым можно достичь цели обеспечения национальной безопасности, раскрыты поверхностно и носят описательный характер.
7) в результате проведенного анализа Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», автор выделяет следующие негативные тенденции, которые создают угрозу как национальной, так и международной безопасности: усиление межгосударственных противоречий, рост геополитической нестабильности и конфликтности, стремление транснациональных корпораций ограничить роль государства, рост радикальных и экстремистских настроений, природные и техногенные аварии, наращивание военной инфраструктуры западных стран вблизи границ РФ, применение санкций и т.д. Уровень преступности в РФ, несмотря на принимаемые меры, остается достаточно высоким. Более того, преступления совершаются в различных сферах и различными способами, в том числе с использованием информационных технологий.
8) выявлено, что достижение внешнеполитических целей Российской Федерации осуществляется за счет:
повышения стабильности международной правовой системы, предотвращения ее фрагментации, ослабления или избирательного применения международного права;
укрепления международного мира для предотвращения начала глобальной войны;
совершенствования механизмов коллективной безопасности,
укрепления международного мира и безопасности, предотвращения применения вооруженной силы в нарушение Устава ООН и устранения условий для глобальной войны и угрозы ядерного оружия;
углубления сотрудничества со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией, а также развития дружественных отношений с государствами — участниками Евразийского экономического союза, ОДКБ, а также в рамках Союза России и Беларуси;
развития стратегического сотрудничества с Китайской Народной Республикой и Индией;
активного участия в таких организациях, как ШОС, БРИКС (Россия-Индия-Китай);
работы по стабилизации кризисных ситуаций в странах, граничащих с Россией;
укрепления братских связей между русским, белорусским и украинским народами;
противодействия попыткам фальсификации истории.
9) установлено, что законодательство, регулирующее деятельность по обеспечению национальной безопасности РФ не систематизировано, так как правовые документы охватывают только основные сферы обеспечения безопасности, отсутствует полная юридическая терминологическая база, перечень актуальных угроз прямо не закреплен в документах, способы обеспечения безопасности не раскрыты подробно.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что его выводы и положения обеспечивают возможность дальнейшего развития законодательства в области правового обеспечения безопасности и вносят вклад для устранения существующих пробелов в нормативных правовых актах.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и положения могут быть использованы при совершенствовании специального законодательства, регулирующего обеспечение международной и национальной безопасности, а также в процессе изучения дисциплин: «Международное право», «Основы теории национальной безопасности», «Право международной безопасности».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Заключение:
Мир сталкивается с большим количеством угроз. Вследствие быстрого развития современных технологий их количество будет только возрастать. Примером может послужить повышение технической оснащенности террористических организаций, рост количества киберпреступлений, наличие информационных войн, негативное воздействие на состояние окружающей среды. В связи с этим, вопрос обеспечения безопасности является одним из наиболее актуальных как для отдельных государств, так и для всего мирового сообщества.
Теория международной безопасности выполняет важную роль в укреплении мира и безопасности международного сообщества, а также безопасности такого глобального субъекта как человечество. Термин «международная безопасность» широко употребляется в различных нормативно-правовых актах. Однако, при достаточно частом использовании, общепризнанное определение международной безопасности так и не появилось ни в международных документах, ни в доктрине международного права. Рассмотренная структура теории международной безопасности позволила автору вывести общее определение данного явления. Международная безопасность – это определенное состояние международных отношений, при котором обеспечиваются благоприятные условия для развития как отдельной страны, так и всего человечества, а возникающие угрозы предотвращаются совместными усилиями государств, которые сохраняют свой суверенитет и соблюдают установленные международно-правовые нормы. Стоит отметить, что в 21 веке такое состояние международных отношений основано не только на военно-политическом аспекте, но и на экономическом, информационном, гуманитарном, экологическом и иных аспектах.
Существующая на сегодняшний день система обеспечения международной безопасности подразделяется на универсальную и региональную.
Универсальная система основывается на обеспечении безопасности всего мира. Формирование данной системы происходило в рамках ООН. При этом в качестве главного органа, позволяющего обеспечить универсальную безопасность, выступает Совет Безопасности ООН. Совет Безопасности на основании Устава ООН является единственным в мире органом, наделённым правом определять, имеется ли угроза агрессии в мире на текущий момент, что нужно сделать и какие меры предпринять, чтобы мир был сохранён, а угроза агрессии ликвидирована и международная безопасность была в полном объеме обеспечена предпринятыми мерами.
Однако перед ООН встают новые угрозы, решение которых возможно только при существовании механизма, адаптированного к современным реалиям. В Уставе предложены меры противодействия, сформированные еще в середине 20 века, многие из которых неэффективны на сегодняшний день. Действующий механизм Организации не успевает оперативно реагировать на возникающие вызовы, такие как: региональные конфликты, киберпреступность, информационные войны, массовая миграция, нарушение прав человека и т.д. – что снижает эффективность работы Организации. Кризис ООН, о котором все чаще говорят, заключается в отставании реакции. На протяжении многих лет Организация начинает противостоять кризисным ситуациям уже после их возникновения. В современном мире дожидаться запаздывающей реакции ООН, которая выражается в формальном обсуждении кризисной ситуации, опасно. Необходима выработка превентивных мер, которые будут способствовать предотвращению возникновения проблемных ситуаций.
ООН нуждается в реформировании, поскольку данный орган теряет свой авторитет и уступает позиции как региональным организациям, так и отдельным государствам в вопросе обеспечения международного мира и безопасности. Примером может послужить американская бомбежка Югославии, вторжение США в Ирак, бомбежка странами НАТО Ливии. Развитие международных событий по сценарию, где государства или их блоки сами определяют, как и к кому применять силу, ставит под вопрос существование ООН, а также может привести к разрушению существующей системы международной безопасности.
Региональные организации безопасности представляют собой часть универсальной системы коллективной безопасности. Данная система призвана обеспечить безопасность на определенной территории и представлена значительным количеством региональных организаций, такими как: ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС и т.д. Несмотря на то, что они функционируют на основе собственных учредительных актов, их деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями Устава ООН, что подразумевает дополняющую роль региональной безопасности к универсальной системе международной (коллективной) безопасности. На сегодняшний день сложились определенные модели регионального сотрудничества в области безопасности: военно-политический союз, создаваемый для защиты от общих угроз и противников; форум по безопасности, направленный на предотвращение различных угроз миру и укрепление безопасности при помощи политических средств; режим безопасности, обеспечивающий неприменение силы и уважение чужих границ, а также меры по контролю над вооружениями; сообщество безопасности, создаваемое для решения долгосрочных задач межгосударственной интеграции.
ООН как универсальная система обеспечения международной безопасности должна уделять больше внимания сотрудничеству с региональными организациями, так как международная безопасность складывается из безопасности отдельных стран и регионов. Более того, как показывает практика, ООН не всегда успевает оперативно реагировать на современные вызовы и угрозы, что можно было избежать при более активном взаимодействии с международными региональными организациями, поскольку институты регионального сотрудничества охватывают весь спектр проблем безопасности, комбинируют инструменты, связанные с использованием военной и других видов силы, для противодействия кризисным ситуациям.
Помимо этого, главная задача 21-го века заключается в том, что мировое сообщество должно актуализировать нормативные правовые акты в области безопасности в соответствии с возникающими угрозами, чтобы прийти к новому, более современному пониманию и международно-правовому закреплению системы коллективной безопасности.
Анализ законодательства, касающегося национальной безопасности РФ, позволил выделить следующие правовые закономерности:
Законодательство, регулирующее деятельность по обеспечению национальной безопасности РФ не систематизировано, так как правовые документы охватывают только основные сферы обеспечения безопасности, отсутствует полная юридическая терминологическая база, способы обеспечения безопасности не раскрыты подробно.
В основных нормативных правовых актах прямо не закреплен перечень актуальных угроз национальной безопасности России.
Отмечается зависимость международной безопасности от национальной.
Помимо этого, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» не фигурируют подробные описания изменений на внутреннем уровне. Получается, что способы, благодаря которым можно достичь цели обеспечения национальной безопасности, раскрыты поверхностно и носят описательный характер.
Деятельность по обеспечению безопасности РФ в рамках своей компетенции осуществляют следующие субъекты: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, Совет Безопасности. Компетенция каждого из субъектов урегулирована общими и специальными нормативными правовыми актами. Несмотря на существующие правовые пробелы в законодательстве, касающемся национальной безопасности РФ, субъекты обеспечения безопасности эффективно взаимодействуют и противостоят возникающим вызовам и угрозам.
Таким образом, вопрос диалектики национальной и международной безопасности особенно важен в условиях напряженности международных отношений, поскольку кризисная ситуация в отдельной стране или регионе может быстро развиться до масштабов всего мира. Недаром во многих международных правовых актах отмечается важность коллективных усилий, так как государства не всегда могут самостоятельно бороться с современными угрозами безопасности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Концептуальные аспекты международной и национальной безопасности
1.1 «Международная безопасность»: теоретические вопросы
На сегодняшний день единого подхода к определению термина «международная безопасность» в научной литературе не было выработано. В наиболее общем смысле это понятие раскрыто в Уставе ООН. В статье 1 Устава говорится о том, что Организация Объединенных Наций призвана поддерживать и укреплять международный мир и безопасность, развивать дружеские отношения и содействовать сотрудничеству между странами. Возникшие же конфликты между государствами предлагается решать мирными способами, которые закреплены в ст. 33 Устава ООН .
В качестве основной цели международной безопасности международные документы выделяют ее обеспечение и призывают государства не совершать такие действия, которые представляют угрозу, в том числе и военного характера, для мирного существования как отдельного государства, так и всего мира. Например, такие утверждения содержатся в Декларации об укреплении международной безопасности и Резолюции Совета Безопасности ООН № 2118 (2013) о постановке под международный контроль и ликвидации сирийской программы химического оружия , а также соглашениях между государствами-членами ООН.
В научной литературе теория безопасности определяется как система мер, ориентированных на моделирование механизма безопасного существования того или иного субъекта (человека, общества, государства, международного сообщества и т.д.).
К.А. Бекяшев определяет международную безопасность как состояние миропорядка, в котором созданы благоприятные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права .
В дипломатическом словаре международная безопасность толкуется как «состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме» .
Изучая разные трактовки понятия международной безопасности, предложенные различными авторами, можно отметить отдельные присущие ей черты:
– международная безопасность – это некое состояние, характеризующее международные отношения на определённом этапе;
– международную безопасность возможно обеспечить только совместными действиями государств, т.е. она относится к категории коллективной безопасности;
– международные отношения должны находиться в таком состоянии, чтобы все возникающие между государствами конфликты могли быть разрешены дипломатическим путём без применения грубой силы, что и отражает международная безопасность;
– каждое государство имеет право и должно иметь закрепленную реальную возможность обеспечивать и поддерживать собственную независимость посредством сохранения суверенитета на международной арене;
– в обязательном порядке должны соблюдаться нормы и принципы международного права, только в таком случае возможно будет обеспечить международную безопасность .
Итак, в основе теории международной безопасности лежит её предмет, которым является непосредственно сама международная безопасность, а также те способы, какими можно её обеспечить. При этом предмет включает в себя ряд элементов, к которым относятся:
– международная безопасность, выступающая в качестве социального явления;
– механизм, позволяющий обеспечить международную безопасность;
– нормативно-правовая база международной безопасности, куда включаются не только нормативно-правовые акты, но также и обычаи, нормы, договорная практика, принципы – то есть всё то, что позволяет урегулировать возникающие в рассматриваемой сфере правоотношения .
Если говорить о механизме обеспечения безопасности, то он также может быть структурирован и включает в себя:
– интересы всего человечества, всех государств, всего международного сообщества;
– угрозы, возникающие в сфере международной безопасности;
– субъекты, позволяющие обеспечить безопасность;
– меры, посредством которых можно ликвидировать возникающие угрозы, а также профилактические меры, позволяющие их не допустить.
Также хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты в данной сфере. Если изучать международную безопасность в широком смысле данного понятия, то в него включаются такие аспекты как: экономические, политические, экологические, гуманитарные, информационные и иные. Если же рассматривать международную безопасность исключительно в узком смысле, то в таком случае следует рассматривать лишь военно-политический аспект.
Возвращаясь к теории международной безопасности, следует сказать, что различные механизмы, позволяющие её обеспечить, начали формироваться достаточно давно, данная традиция насчитывает не одно тысячелетие. Как свидетельствует история, неоднократно международная безопасность оказывалась под угрозой и ни один способ, предпринятый для поддержания мира в сообществе, не срабатывал, что влекло за собой гибель многих людей. В запустение приходили огромные территории, целые регионы становились безлюдными вследствие несовершенства механизмов обеспечения международной безопасности.
Отметим, что международные споры должны разрешаться исключительно мирным путём и мирными средствами, которые допустимы в рамках теории международного права, при этом следует в максимальной степени снизить риск возникновения войн. Таким образом, у международного права имеется исключительная роль, состоящая не только в том, чтобы поддержать безопасность и мир во всём международном сообществе, но также и в том, чтобы предотвратить возможность возникновения вооруженных конфликтов и очагов напряженности. Это очень важный аспект, в котором существенное значение отведено положениям права международной безопасности.
Право международной безопасности, с точки зрения М. П. Вылегжанина, представляет собой совокупность норм и принципов международного права, которые предназначены для того, чтобы в максимальной степени регламентировать международные отношения для поддержания мира, его установления, обеспечения неделимой и равной безопасности для всех народов и государств в соответствии с принципами международного права .
Отметим ряд общепризнанных принципов международного права, которые лежат в основе права международной безопасности:
– целостность государства с точки зрения территориального аспекта;
– мирное разрешение конфликтов и споров;