Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Диагностика заикания у детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ.. 6

1.1 Заикание и
причины его возникновения. 6

1.2 Виды заикания. 11

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 15

2.1 Организация и
методика исследования. 15

2.2 Результаты
диагностики заикания у дошкольников. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в
научных трудах течение всего ХХ века. Довольно много лет вопросы изучения детей
с заиканием интегрировались на уровне дефектологии. Заикание в дефектологических
исследованиях рассматривался с клинических, психологических и педагогических
позиций. Это направление выбрали Т. Непфнер и Е. Фрешельс, а также А. Либман,
Г. Неткач, Ю. Флоренская

Для
понимания структуры речевого недостатка при заикании исследователи в разное
время и разными методами изучали механизм заикания, причину его возникновения,
особенности проявления. Для того, чтобы подойти к современному пониманию
структуры этой речевой недостатки, необходимо иметь представление о различных
подходах к этому явлению.

Заикание
заболевание интенсивно изучается и освещается в научной литературе на
протяжении многих лет такими выдающимися учеными как Н. Асатиани, Л. Белякова,
С. Дьякова, Р. Левина, С. Ляпидевский, В. Гиляровский, И. Сикорский, Н.
Тяпугин и другие.

Научная
разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами
известных психиатров В. Гиляровского, И. Сикорского. С конца ХХ века регулярно
проводятся международные симпозиумы, посвященные исключительно проблеме
заикания.

Итак,
проблема заикания волнует многих ученых не одно столетие, поскольку учитывает
много компонентов. Поэтому и подходы к лечению и коррекции заикания и в нашей
стране, и за рубежом меняется быстро и часто. Трудности лечения заикания
заключаются еще и в том, что до сих пор четко не обнаружен тот фактор, который
является единственной и безусловной причиной заикания. Существует множество
подходов к коррекции этого нарушения, от традиционных до «нетрадиционных»
методов.

За
последние годы углубились методологические принципы логопедии, создано ее
программно-методическое обеспечение, выполненный ряд фундаментальных и
практикоориентованных исследований, направленных на изучение, преодоление и
предупреждение нарушений развития речи. Этим и обусловлена актуальность данного
исследования.

В
последнее время актуальным является вопрос по применению физических упражнений
при коррекционной работе в логопедии. Известно, что основой для коррекции
голоса и речи является нормализация дыхания. Внедрение в практику занятий по
физическому воспитанию специальных дыхательных упражнений способствует
постановке как физиологического, так и фонационного дыхания. Выполнение
физических упражнений со звукопроизношением или языковым сопровождением
является действенным средством при закреплении изученных звуков и способствует
введению этих звуков в произвольную речь детей. Однако, все это не имеет
значения, если не будет проведена диагностическая работа по выявлению заикания
и уровня тяжести его проявления.

Научная новизна исследования заключается в расширении понятия заикания и причин
его возникновения.

Целью исследования является проведение диагностики заикания у старших
дошкольников.

Достижение
поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.               
Раскрыть сущность
понятия «заикание» и его причины.

2.               
Описать виды
заикания.

3.               
Организовать и
провести эмпирическое исследование заикания у детей старшего дошкольного
возраста.

4.                    
Провести анализ и интерпретацию
полученных в результате исследования данных.

Экспериментальная база: Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Прогимназия Олимпионик» г. Саратов.

Характеристика выборки испытуемых: 4 ребенка старшего дошкольного возраста, страдающие
заиканием. Возраст испытуемых – 5-6 лет.

Методы исследования:

– анализ литературы по теме исследования;

– синтез и обобщение;

– диагностика.

Методики:

беседы;

наблюдения: в повседневной жизни, на занятиях и
прогулке.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что собранный
нами теоретический и фактический материал может быть использован для дальнейших
разработок данного вопроса, а также в работе логопеда при коррекции заикания у
дошкольников.

Структура работы
обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На
сегодня в научной литературе высказываются различные мнения по проблеме
заикания, которые зависят от методологического характера или мировоззренческих
позиций, принадлежности автора к тому или иному научного направлению, а также
от предмета науки, представителями которой являются сами исследователи:
физиологии, медицины, педагогики или психологии. Поэтому одни ученые свое
внимание сосредотачивают на биологических факторах, другие – на
социально-психологических. Существуют значительные трудности при проведении
диагностики среди дошкольников.

С
конца XIX века формируется более устоявшееся мнение о заикание – это по сути
сложное психофизическое расстройство, основу которого, в первую очередь, составляют
именно физиологические нарушения, а нарушения психологического характера
являются вторичными; многие исследователи, наоборот, первичными считали
психологические особенности физиологических проявлений, при этом заикание – это
лишь следствие этих недостатков. Таким образом, постепенно складывалось
представление о заикании, как о функциональном заболевании вроде невроза.

На
сегодняшний день заикание является одной из острых проблем логопедии и коррекционной
педагогики. Во всем мире ученые считают заикание сложной проблемой как в
теоретическом, так и в практическом аспектах.

Заикание
у детей – это форма речевой патологии, основой которой является расстройство
вербальной коммуникации. Изучение данной речевой аномалии, как правило,
осуществляется с помощью клинических, физиологических, психологических и
психолого-педагогических методов.

Итак, учитывая
постоянный рост количества детей дошкольного возраста с заиканием и все
описанные аспекты, мы можем утверждать о необходимости дальнейших исследований
особенностей заикания и его преодоление, что подчеркивает актуальность
разработки методического обеспечения процесса коррекции заикания у детей
дошкольного возраста.
 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

 

1.1 Заикание и причины его возникновения

 

Заикание
является одним из наиболее распространенных речевых расстройств. Как правило,
заикание возникает в период раннего детства. В условиях отсутствия своевременной
помощи заикание может сохраняться в течении долгих лет. Проблема диагностики и
коррекции заикания до сих пор остается малоизученной несмотря на наличие многочисленных
трудов, посвященных поиску путей для его диагностирования и преодоления [
1, с. 18].

В
конце XIX – начале ХХ в. определяется мнение, что заикание – это сложное
психофизическое расстройство.

Нет
и единого видения в вопросе непроизвольных и произвольных компонентов заикания.
Большинство современных нейролингвистических теорий, так или иначе, связывают
заикание с нарушением взаимодействия полушарий головного мозга. В 1839 г. Х. Лагузен
– первый из отечественных ученых доказал, что заикание не вызвано
несовершенством речевых органов. Основными причинами он называл испуг или
подражание в раннем детстве при формировании речи [
2]. Позже В. Хмелевский публикует свою работу
«Заикание, его сущность, предупреждение и лечение», где уделяет много внимания
вопросам заикания в раннем детстве. Ученый отмечал, что развитие речи и
физически-психическое состояние ребенка тесно взаимосвязаны.

Г.
Шостак считает первичным при заикании срыв высшей нервной деятельности из-за
перенапряжения нервных процессов в коре головного мозга вследствие
эмоционального стресса. Другие авторы наоборот говорят о главном парадоксе
заикания: что за нарушениями, которые когда-то считались эмоциональными или
психологическими, на самом деле стоит скрытая истинная природа – биологическое
нарушение, в основе которого лежит физическое нарушение в мозге [
3].

Многие
авторы определяют заикание как невроз речи, учитывая особенности личности,
слабость нервной и психической сфер В. Гиляровский, М. Лебединский, А. Поварин,
Н. Жинкин, В. Кочергина. Авторы применяют понятие логоневроза, понимая это как
психогенное заболевание, которое распространяется преимущественно на речевую
функцию.

В
это время распространяется определение заикания как расстройства речи с
преимущественным нарушением его коммуникативной функции (Р. Левина, Н. Чевелева,
А. Ястребова, С. Миронова). Мы в своем исследовании также склоняемся к тому,
что коммуникация в дошкольном возрасте и так затруднена в связи с
психологическими особенностями и физиологическими изменениями, а у дошкольников
с заиканием – еще больше. Однако отмечаем, что выделение в заикании ведущей
только коммуникативной функции не отражает всей сложности симптоматики. Здесь
стоит говорить о более широком психологическом направлении изучения лиц с
заиканием.

Начиная
с Г.Д. Неткачева, выделилось психологическое направление изучения и преодоления
заикания. Особенности становления личности заикающегося зависят от различных
факторов. Однако обязательно следует отметить, что при заикании ведущую роль
играют факторы именно психологического характера. Психиатр Г.Д. Неткачев в 1909
году опубликовал труд о новых психологических направлениях в лечении заикания [
3]. Этот подход дал возможность еще глубже понять и
раскрыть связь заикания с личностью больного. Автор резко выступил против
дидактических приемов лечения и полностью устранил их в своем методе. Он
признавал только естественную речь. Искусственном дидактическом методом он
противопоставлял психологический метод – перевоспитание личности.

Как
и многие другие проблемы психологии, психотерапии и педагогики, проблема
заикания испытала влияние фрейдизма. Б. Шуберт, Б. Фридман, З. Фрейд, Э.
Хейслер рассматривали механизм заикания как следствие переноса внутреннего
сопротивления до скрываемых или вытесненных мыслей (так называемых
«комплексов») на функцию речи. З. Фрейд, в частности, указывает на постоянные
психические силы, участвующие в возникновении заикания [
3]. Психоанализ относит заикание к случаям
неуверенности в успехе (например, при ответах в классе). Ребенок стремится
скрыть так критический момент от собственного сознания или окружающих мысли,
связанные с «нарциссическим ощущением» неполноценности или вины. Следует также
отметить, что раннее развитие заикания объясняется совпадением с возникновением
подсознательного ощущения собственной неполноценности в связи с взаимоотношениями
с родителями («Эдипов комплекс» и «комплекс Электры»). Сюда также относятся
случаи заикания, когда первые буквы слов ассоциируются у человека с другими
неприятными словами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы