Платная доработка на тему Диагностика навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Определение понятия «звукопроизношение» и развитие его в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.3. Анализ авторских диагностических методик, направленных на исследование нарушений звукопроизношения 14
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
2.1. Описание методических особенностей диагностической программы для обследования звукопроизношения 23
2.2. Характеристика содержания диагностической программы 27
(Методика №1, Методика №2, Методика №3) 27
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования. Рекомендации педагогам по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 29
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Введение:
Правильная речь – одно из самых главных условий всестороннего полноценного развития ребенка. Богатая и хорошая речь помогает ему высказывать свои мысли, расширяет его возможности в познании окружающего мира, делает содержательными и полноценными отношения со сверстниками и со взрослыми, а это является одним из факторов гармоничного развития психической деятельности и личности ребенка. Любое расстройство речи негативно отражается на развитии и поведении ребенка.
Качественная диагностика причин и признаков имеющихся нарушений речи у ребенка — залог оптимальных условий для их преодоления и для выбора более точных способов логопедической работы.
Одной из основных задач коррекционной программы для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) является овладение правильным звукопроизношением.
Актуальность проблемы коррекции произношения звуков обусловлена значительной частотой этого нарушения, значительным преобладанием таких детей среди сверстников с другими расстройствами в речи (М.Ф. Фомичева , Г.В. Чиркина и др.), а также необходимостью анализа, систематизации и интеграции методик коррекционной деятельности, которые обеспечивают успешное овладение детьми навыками правильного звукопроизношения. Поэтому пересмотр подходов, которые лежат в основе работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения — одна из важных задач логопедической науки в настоящее время .
Современными исследователями в области логопедии анализируются научные данные о различных формах нарушений речи и создаются методики по их преодолению, в том числе и методики коррекции звукопроизношения.
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе проведенного диагностического обследования. Неграмотное, недостаточно глубокое обследование может привести к выбору неэффективной стратегии коррекционной деятельности. Соответственно, умение грамотно, полно и глубоко провести логопедическое обследование, знание методики логопедического обследование является необходимым навыком логопеда, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью курсовой работы является эмпирическое исследование навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: произносительная сторона речи старших дошкольников с ОНР.
Предметом исследования является диагностика навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза: Если в диагностический комплекс включить задания на воспроизведение звуков автономно, в словах и в речи, а также в разных позициях в слове, то можно выявить состояние навыков звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить взаимосвязанную совокупность задач, соответствующих содержанию курсовой работы:
1. Охарактеризовать развитие звукопроизношения в онтогенезе;
2. Изучить теоретические представления об особенностях развития звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР;
3. Проанализировать авторские диагностические методики, направленные на исследование особенностей звукопроизношения старших дошкольников с нарушениями речи;
4. Методически обосновать и описать содержание диагностической программы, выбранной для исследования звукопроизношения старших дошкольников с ОНР;
5. Проанализировать результаты проведенного эмпирического исследования.
Методами исследования являются общетеоретические методы исследования такие как: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, а также специальные методы логопедии, такие как методика обследования звукопроизношения, предложенная О.Б. Иншаковой, качественный и количественный анализ полученных данных.
Практическая значимость работы заключается в подборе диагностической программы, реализации данной программы и анализе результатов ее эффективности.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных исследователей Е.А.Стребелевой , Т.В.Пятница , Т.В.Солоухиной-Башинской , О.А.Степановой , М.Ф.Фомичевой .
Практической базой исследования послужил МДОУ детский сад общеразвивающего типа «Аистенок».
Контингент: дети старшего дошкольного возраста 6 лет с общим недоразвитием речи.
Заключение:
В первой части выполненной курсовой работы в результате теоретического анализа проблемы исследования речевого компонента у определенной категории лиц с нарушенным развитием были получены следующие выводы.
Звукопроизношение развивается в онтогенезе в русле обшего развития речевой деятельности. Специалисты указывают на то, что более простые по произношению звуки ребенок в норме осваивает к трем годам, а более сложные – к пяти. Таким образом, к пяти годам дошкольник должен в норме освоить полностью произношение всех звуков родного языка. Наличие нарушений звукопроизношения должно стать причиной для проведения логопедического обследования.
Самыми часто встречающимися недостатками речи у дошкольников являются нарушения звукопроизношения, также одной из важных задач программы для детей с ОНР (общими нарушениями речи) является овладение правильным произношением звуков речи. Нарушения звукопроизношения могут быть как самостоятельными (дислалия), так и проявляться в структуре различных речевых нарушений (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), неврологических и психопатологических синдромов (детский церебральный паралич, синдром минимальной мозговой дисфункции, синдром психофизической расторможенности, задержка психического развития, олигофрения и др.). Общее недоразвитие речи затрагивает все компоненты речевой деятельности, в том числе звукопроизношение. Специалистами выделяются четыре уровня нарушения ОНР, отличающихся тяжестью патологии. Для каждого уровня характерна также разная степень тяжести нарушений звукопроизношения.
В настоящее время существует множество авторских методик обследования речи ребенка, которые в том числе выявляют и особенности его звукопроизношения.
Во второй части работы было проведено эмпирическое исследование навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. По результатам анализа авторских диагностических методик диагностики нарушений звукопроизношения была выбрана методика О.Б.Иншаковой, так как данная методика учитывает все факторы, которые необходимы для составления коррекционно-развивающей программы для работы с детьми.
Результаты эмпирического исследования показали, что абсолютное большинство детей с ОНР, участвующих в обследовании, имеют те или иные нарушений звукопроизношения. Наиболее часто отмечаются замены, выпадение и искажение звуков. Это указывает на недостатки формирования артикуляционных укладов и моторики, а также фонематического восприятия, что позволяет выстроить оптимальным образом структуру коррекционно-развивающей деятельности в дальнейшем.
Таким образом, диагностическое обследование является необходимым компонентом в процессе коррекционно-развивающей деятельности по преодолению недостатков звукопроизношения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Определение понятия «звукопроизношение» и развитие его в онтогенезе
Под звукопроизношением понимается «процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» .
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи. В этом возрасте круг общения детей значительно расширяется. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь . В 3 года появляется умение произносить в стечении согласные. Появляются свистящие, дефекты смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик — сёнтик). В 4 года должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения. В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р’] и аффрикаты [ц], [ч]. В первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р] [1].
Парамонова Л.Г. считает, что одним из важных звеньев становления у ребенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Однако говорить об этом в отрыве от усвоения слов и фразовой речи можно, лишь условно, так как звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навыками произношения слов и целых фраз. Но если все же попытаться проследить только ход становления звукопроизношения, то в самых общих чертах получится примерно такая картина . К трехлетнему возрасту ребенок с нормально развивающейся речью овладевает правильным произношением всех сравнительно простых по своей артикуляции (то есть по положению речевых органов) звуков речи. К числу артикуляторно более сложных звуков относятся свистящие (С, 3, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р и Л. В силу того, что для правильного произношения этих звуков требуются достаточно тонкие и дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки появляются в детской речи обычно уже после трех лет [3]. В свою очередь, по мнению М.Е.Хватцева, правильным произношением свистящих и шипящих звуков большинство детей овладевает в возрасте от 3 до 5 лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в 5 —6 лет. Для самого хода усвоения сложных по артикуляции звуков характерно то, что они усваиваются ребенком не сразу в окончательном виде, а сначала заменяются более простыми по произношению звуками, проходя в своем становлении как бы несколько этапов. Например, звук Ш ребенок сначала заменяет на ТЬ (ТЯПКА вместо ШАП¬КА), затем на СЬ (СЯПКА вместо ШАПКА), далее на С (САПКА вместо ШАПКА) и лишь позднее он усваивает, наконец, правильную артикуляцию этого довольно сложного звука. Но, так или иначе, до начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овладеть правильным произношением всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамоте . Однако нередки случаи, когда по разным причинам усвоение правильного звукопроизношения у детей задерживается и они приходят в школу с дефектным произношением некоторых звуков. Чтобы этого не случилось, важно своевременно проверить, все ли звуки произносятся ребенком правильно. Необходимость специальной проверки правильности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают дефектных звуков у своих детей, хотя и слышат их речь ежедневно, те же, которые замечают, нередко относятся к этому обстоятельству спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или «в детстве так говорили» . Таким образом, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.