Платная доработка на тему Диагностика навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6
1.1. Определение понятия «звукопроизношение» и развитие его в онтогенезе 6
1.2. Определение и характеристика нарушений звукопроизношения у дошкольников. Особенности развития звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.3. Анализ авторских диагностических методик, направленных на исследование нарушений звукопроизношения 16
ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методические обоснования разработки диагностической программы 25
2.2. Характеристика содержания диагностической программы 29
(Методика №1, Методика №2, Методика №3) 29
2.3. Представление и анализ результатов эмпирического исследования. Методическое обоснование выбранной коррекционно-развивающей программы. Содержание коррекционно-развивающей программы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Введение:
Правильная речь – одно из самых главных условий всестороннего полноценного развития ребенка. Богатая и хорошая речь помогает ему высказывать свои мысли, расширяет его возможности в познании окружающего мира, наполняет содержательностью и полноценностью отношения со сверстниками и со взрослыми, а это означает, что психическое развитие ребенка активно осуществляется. Любое расстройство речи негативно отражается на развитии и поведении ребенка.
Качественная диагностика причин дефекта залог оптимальных условий для коррекции нарушений речи и для выбора более точных способов логопедической работы.
Одной из основных задач коррекционной программы для детей с ОНР (общими нарушениями речи) является овладение правильным звукопроизношением.
Актуальность проблемы коррекции произношения звуков вытекает вследствие значительной частоты этого нарушения, значительного преобладания таких детей среди сверстников с другими расстройствами в речи (М.Ф. Фомичева , Г.В. Чиркина и др.), а также из-за недостаточной эффективности существующих коррекционных работ, которые обеспечивают успешное овладение детьми навыками правильного звукопроизношения. Поэтому пересмотр подходов, которые лежат в основе работы логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения — одна из важных задач логопедии на сегодня.
Логопедия сегодня разрабатывает научные представления о различных формах нарушений речи и создает методики по их преодолению, в том числе и для коррекции звукопроизношения.
Таким образом, тема данной работой является весьма актуальной.
Целью курсовой работы является эмпирическое исследование навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить взаимосвязанную совокупность задач, соответствующих содержанию курсовой работы:
1. Охарактеризовать развитие звукопроизношения в онтогенезе;
2. Изучить особенности развития звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня;
3. Проанализировать авторские диагностические методики, направленные на исследование особенностей звукопроизношения старших дошкольников с нарушениями речи;
4. Методически обосновать и описать содержание диагностической программы, нацеленной на исследование звукопроизношения старших дошкольников с ОНР III уровня;
5. Проанализировать результаты проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: произносительная сторона речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предметом исследования является диагностика навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методами исследования являются общетеоретические методы исследования такие как: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, а также специальные методы логопедии, такие как диагностика навыков звукопроизношения, эмпирическое исследование ОНР.
Практическая значимость работы заключается в разработке диагностической программы, представление и анализ результатов эмпирического исследования.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных исследователей Е.А.Стребелевой , Т.В.Пятница , Т.В.Солоухиной-Башинской , О.А.Степановой , М.Ф.Фомичевой .
Коррекция произношения звуков у детей с ОНР рассматривается в трудах Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной , . По их мнению, развитие звукопроизношения не соответствует возрастным показателям, у детей с ОНР проявляется недостаточность мыслительных операций, низкий уровень организации семантических полей, низкий уровень формирования умений и навыков правильного воспроизведения звуков.
Практической базой исследования послужила методика О.Б.Иншаковой . Контингент: дети старшего дошкольного возраста 6 лет с нарушениями звукопроизношения.
Заключение:
Так, в первой части проделанной курсовой работы в результате теоретического обобщения вопроса исследования речевого компонента у определенной категории лиц с нарушенным развитием были получены следующие выводы. Самыми часто встречающимися недостатками речи у дошкольников являются нарушения звукопроизношения, также одной из важных задач программы для детей с ОНР (общими нарушениями речи) является овладение правильным произношением звуков речи. Нарушения звукопроизношения могут быть как самостоятельными (дислалия), так и проявляться в структуре различных речевых нарушений (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), неврологических и психопатологических синдромов (детский церебральный паралич, синдром минимальной мозговой дисфункции, синдром психофизической расторможенности, задержка психического развития, олигофрения и др.).
Во второй части работы было проведено эмпирическое исследование навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. По результатам анализа авторских диагностических методик с точки зрения возможности применения при нарушениях звукопроизношения мы выбрали методику О.Б.Иншаковой, так как данная методика учитывает все факторы, которые необходимы для составления коррекционно-развивающей программы для работы с детьми.
В результате проведенного эмпирического исследования выяснено, что у воспитанников преобладает выше среднего (4 балла) уровень развития произношения звуков – у большинства обследованных детей (у четверых детей) нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые отсутствуют, заменяются или искажаются. Гласные звуки и остальные согласные звуки дети артикулируют правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
Высокий уровень – 1 воспитанник (5 баллов). Ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
По данным результатам диагностики была разработана коррекционно-речевая программа.
Методическим обоснованием программы послужили работы Фомичевой М.Ф. и Чиркиной Г.В.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей состоит из трех этапов: подготовительного этапа, этапа формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков. Определяя последовательность звуков при постановке, логопед сначала формирует онтогенетически более ранние звуки, составляющие ядро фонетической системы, а затем переходит к звукам, появляющимся в речи ребенка позднее. В ходе обучения логопед должен ориентироваться на способность детей усваивать материал и в зависимости от этого усложнять его. Успех работы над звуком определяется формированием множественных связей между сохранными компонентами (зрительным, слуховым, кинестетическим, осязательным и др.) Самостоятельная речь ребенка должна стать основной формой работы. С этой целью детям можно предлагать игры типа лото, сюжетные игры с называнием однородных предметов, игры в вопросно-ответной форме, игры-драматизации, беседы на определенные темы, обсуждение произведений литературы и искусства и т.д.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
1.1. Определение понятия «звукопроизношение» и развитие его в онтогенезе
Под звукопроизношением понимается «процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» .
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи. В этом возрасте круг общения детей значительно расширяется. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь . В 3 года появляется умение произносить в стечении согласные. Появляются свистящие, дефекты смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик — сёнтик). В 4 года должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения. В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р’] и аффрикаты [ц], [ч]. В первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р] [1].
Парамонова Л.Г. считает, что одним из значимых компонентов формирования у ребенка речи является освоение правильного звукопроизношения. Однако нельзя рассматривать данный процесс автономно от процесса формирования словарного запаса и фразовой речь, так как овладение звуками происходит не самостоятельно, а исключительно в ходе последовательного освоения способностью произношения слов и целых фраз. Однако если сфокусироваться исключительно на процессе формирования звукопроизношения, то в самых общих чертах получится примерно такая картина . К трехлетнему возрасту ребенок с нормально развивающейся речью осваивает корректное произношение всех относительно простых по своей артикуляции звуков речи. В группу артикуляторно более сложных звуков входят свистящие (С, 3, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р и Л. По той причине что для правильного произношения этих звуков необходимы довольно тонкие и дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки фиксируются в детской речи, как правило, уже после трех лет [3]. В свою очередь, с точки зрения М. Е. Хватцева, правильное произношение свистящих и шипящих звуков основное количество детей осваивает в период от 3 до 5 лет, а Р и твердое Л формируются в детской речи приблизительно в 5 —6 лет. Для непосредственно процесса овладения максимально сложными типичным является то, что они формируются в речи дошкольника не сразу в завершенной форме, а первоначально замещаются на более элементарные по произношению звуки, проходя в своем развитии условно несколько стадий. Например, звук Ш ребенок сначала заменяет на ТЬ (ТЯПКА вместо ШАП¬КА), затем на СЬ (СЯПКА вместо ШАПКА), далее на С (САПКА вместо ШАПКА) и только после этого он овладевает корректной артикуляцией этого довольно сложного звука. Однако в любом случае до начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает освоить корректное произношение всех звуков речи, что является весьма значимым фактором для продуктивного овладения грамотой . Однако часто встречаются ситуации, когда по разным причинам формирование корректного звукопроизношения у детей значительно замедляется и они приходят в школу, имея неправильное произношение тех или иных звуков. Чтобы этого не случилось, необходимо своевременно диагностировать некорректное произношение звуков, имеющееся у конкретного ребенка. Значимость целенаправленной диагностики правильности звукопроизношения обусловлена также тем, что многие родители не акцентируют внимания на неправильном произношении звуков у своих детей, хотя и воспринимают их речь ежедневно, те же, которые фиксируют подобные факты, во многих случаях воспринимают данную ситуацию спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или «в детстве так говорили» .
Таким образом, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.