Платная доработка на тему Диагностика интонационной выразительности у дошкольников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
Результаты
исследования. 6
Заключение. 19
Список
использованных источников. 20
Введение:
Актуальность. Специфика сегодняшнего времени,
которая проявляется в повсеместно распространенной жестокости нашей социальной
среды, которая порой пропагандируется средствами массовой коммуникации,
несомненно, оказывает определенное влияние на психологическое и психическое
развитие личности современного человека. Это, в свою очередь, создает
благодатную почву для возникновения таких состояний, как беспокойство,
тревожность, появления различных страхов. Страх рождается вместе с человеком и
базируется на древнем инстинкте самосохранения. Он оберегает нас и
предупреждает об опасности. Некоторые страхи являются естественными, и их
присутствие свидетельствует о нормальном развитии психики ребёнка. Полное
отсутствие страхов не является нормой, поскольку страх опирается на образное
мышление [7].
Страх — естественная и
нормальная реакция организма на какую-либо опасность, но преобладание этой
эмоции ведет к негативным психологическим последствиям: развитию эмоциональной
неудовлетворенности, исчезновению положительных эмоций (смеха, чувства полноты
жизни), тревожно-пессимистической оценке будущего. Это проявляется в общей
заторможенности, раздражительной слабости и импульсивных, внезапно возникающих,
трудно предсказуемых действиях ребенка. В связи с этим детям зачастую
необходимо снижение уровня страха, но не устранение его в полной мере [11].
Развитие страхов связано
с умственным развитием ребёнка – ребёнок боится того, чего не знает и не
понимает. До трёх лет интенсивно развивается воображение. К 3 годам дети
способны к оперированию сказочными образами, пониманию связей и отношений
окружающего мира. Они с удовольствием слушают сказки, разглядывают картинки,
знакомятся с театром и видеофильмами [1]. Чем больше развито воображение и
фантазия — тем больше рождается новых страхов. Страхи отступают вместе с ростом
и развитием ребёнка и не надо придавать им особого значения, если они не
преобразуются в патологическую форму – фобии. Фобические состояния приводят к
расстройству нервной системы и неблагоприятно воздействуют на пластичную,
ранимую психику ребёнка [9].
Основными предпосылками
формирования страхов являются как социальные условия, которые, прежде всего,
определяются поведением родителей, так и психофизиологические особенности
самого ребенка. Несмотря на это, большинство невротических отклонений, к
которым могут привести детские страхи, можно предотвратить, если использовать
психолого-педагогические воздействия на ребенка с целью преодоления им
тревожности, беспокойства, психического напряжения и повышения уверенности в
собственных силах [10].
Объектом исследования
является особенности общения детей дошкольного возраста.
Предметом исследования:
страхи детей дошкольного возраста.
Цель проекта – разработать технологию
психолого-педагогической диагностики и квалиметрии по теме «Диагностика страхов
у дошкольников с ЗПР».
Гипотеза: мы предполагаем, что старшие дошкольники с
ЗПР в сравнении с дошкольниками с
нормативным развитием обладают повышенным уровнем страха.
В исследовании
принимали участие: 20 детей с нормативным развитием ( 12 мальчиков и 8 девочек)
и 20 детей с ЗПР ( 10 мальчиков и 10 девочек).
Этапы проекта:
1. Определение содержания понятие «страх» и критериев его оценивания.
2. Отбор целевой группы и базы
исследования, сроков проведения исследования, формулирование исследовательской
гипотезы.
3. Подбор
и обоснование методов эмпирического исследования.
4.
Проведение эмпирического обследование детей 6 лет с ЗПР в старших группах ДОО с
целью выявления у них страхов, обработка данных.
5. Проведение
анализа полученных результатов, подбор метода математической статистики,
обработка полученных данных (например, с помощью U-критерия Манна-Уитни) .
6.
Разработка психолого-педагогических рекомендаций по итогам диагностики
(дальнейшая уточняющая диагностика, развивающая, просветительская,
коррекционная, методическая и пр. виды работы, возможное планирование
формирующего этапа исследования, в том числе выделение контрольной и
экспериментальной группы для дальнейшей работы и пр.).
Заключение:
Нами была проведена
диагностика детей дошкольного возраста.
Эмоционально
неблагополучные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей
группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или
наоборот, слишком общительны, назойливы.
Ребенок с
низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников,
нередко становится эгоцентричным, отчужденным.
Это плохо в
обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного
отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к
уединению [2].
Анализ исследования
позволил составить портрет ребенка, испытывающего множественные страхи: ребёнок
тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе,
не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не
достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и
недоверчивость [3].
Итак, проведенное
исследование показало, что наличие в группе испытуемых с ЗПР нестабильного и
неблагополучного эмоционального фона, в отличие от их нормально развивающихся
сверстников. У детей с ЗПР преобладает чувство тревожности, нерешительности, эмоциональной
неудовлетворённости.
Отмечены сложности в
межличностных контактах, сдерживание эмоциональных проявлений, тенденции к
враждебному и конфликтному поведению.
Гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Констатирующий
эксперимент по изучению особенностей эмоциональной сферы
старших дошкольников с задержкой
психического развития (далее ЗПР) проводился в сравнении с дошкольниками с
нормативным развитием ( далее НПР).
Мы обратились к проективной методике
«Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ), количественная
оценка которой позволила выявить среди испытуемых с НПР и с ЗПР частоту
встречаемости не только тревожности, но и других симптомокомплексов:
незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность,
конфликтность, трудности в общении, депрессивность.
Результаты количественной оценки и среднее число баллов по
симптомокомплексам представлены в таблице 1. Таблица 1
Частота
встречаемости симптомокомплексов по методике ДДЧ в рисунках детей с НПР и с ЗПР Симптомокомплекс Кол-во
детей Среднее
число баллов по симптомокомплексу Дети
с НПР Дети
с ЗПР Чел. % Чел. % Дети
с НПР Дети
с ЗПР Враждебность 12 60,0% 10 50,0% 3 4 Конфликтность (фрустрация) 12 60,0% 12 60,0% 2 3 Незащищенность 14 70,0% 14 70,0% 3 4 Тревожность 16 80,0% 16 80,0% 3 5 Недоверие к себе 5 20,0% 10 50,0% 2 2 Чувство неполноценности 5 20, 0% 12 60,0% 1 2 Трудности общения 10 50,0% 16 80,0% 3 5 Депрессивность 5 20,0% 16 80,0% 1 2 Анализируя данную
таблицу, мы видим, что в рисунках испытуемых с НПР преобладает симптомокомплекс
«тревожность» — 60,0% детей. На рисунках об этом свидетельствуют изображения
облаков, подчёркнутая линия основания дома или дерева, штриховка. Средняя сумма
баллов по этому признаку на одного ребёнка с нормативным развитием равна 3 балла.