Платная доработка на тему детская музыка современных композиторов как средство приобщения дошкольников к музыкальной культуре XX-XX I века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Современная музыка в процессе формирования личности дошкольников 6
1.1. Влияние музыки на развитие дошкольников 6
1.2. Музыкальное развитие детей в условиях дошкольных учреждений 12
Глава 2. Практика применения произведений современных отечественных композиторов 28
2.1. Произведения для детей композиторов 28
2.2. Анализ результатов использования этих произведений 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Введение:
Дошкольные образовательные учреждения реализуют различные направления развития детей, в том числе и музыкальное воспитание. Музыка оказывает воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям, развивает музыкальное мышление. Музыкальное искусство является одним из агентов социализации человека, расширяя эмоциональный опыт, повышая устойчивость эвристических процессов, развивая воображение, влияя на креативность. Музыкальная социализация заключается в овладении человеком нормами и ценностями окружающего музыкального мира, что проявляется в музыкальном саморазвитии и самореализации индивида.
Проблеме влияния музыки на развитие дошкольников традиционно уделялось большое внимание исследователей. В трудах ученых К.Д. Ушинского, В.Н. и С.Т. Шацких, Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, М.С. Когана и многих других рассматривались различные стороны этого процесса. Ее сущность, специфические признаки раскрыты в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Кельчаровой. Психологические аспекты развития и формирования музыкальных способностей у дошкольников изучались Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Г.С. Тарасовым, Д.К. Кирнарской и др. Методические вопросы освещались в трудах Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, и др.
Однако, несмотря на изученность в целом, отдельные аспекты проблемы продолжают оставаться недостаточно исследованными. Например, — обновление музыкального репертуара для дошкольных учреждений Часто музыкальные руководители используют в своей работе только классические музыкальные произведения, но для современных условий этого недостаточно. Дети должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но иметь представление о новой музыке и ее создателях. С этой целью необходимо знакомить детей с творчеством современных композиторов, которые живут и сочиняют в настоящее время.
Грамотная, научно обоснованная подборка разнообразных музыкальных произведений от классических до современных, дает возможность дошкольникам развиваться более гармонично. К музыке они начинают относится как к живому искусству. Опыт показывает, что чем раньше начинается приобщение детей к сочинениям современных композиторов, тем шире и глубже они постигают музыкальное искусство в целом. Поэтому выбранная для данной работы тема, касающаяся именно начального этапа музыкального развития детей, является весьма актуальной.
Объект исследования – музыкальный репертуар для дошкольных учреждений.
Предмет исследование – музыка для детей, написанная российскими композиторами в XX- XXI вв.
Цель исследования – изучить влияние произведений современных отечественных композиторов на развитие дошкольников.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
1. изучить влияние музыки на развитие дошкольников,
2. выявить особенности музыкального развития детей в условиях дошкольных учреждений,
3. определить особенности произведений для детей композиторов Ж.Л.Металлиди, С. М. Слонимского, В.Е. Ермошкина, А.А. Беспаловой,
4. провести анализ результатов использования этих произведений.
Методологической основой работы выступают научные труды отечественных педагогов и композиторов, видных музыкальных деятелей и просветителей. раскрывающие возможность музыки оказывать влияние на всестороннее развитие детей,
Методы исследования:
анализ научных трудов по вопросам влияния различной музыки на развитие дошкольников и музыкальных произведений, созданных специально для детей, композиторами XX- XXI вв.;
тестирование и наблюдение за детьми;
сравнение и интерпретация полученных результатов.
Базой исследования выступило Базой исследования выступил «НОЧУДО «Детский сад «СКАЗКА» г. Долгопрудный.
Данное исследование может иметь практическую значимость для педагогов дошкольных образовательных учреждений и музыкальных руководителей детских садов, стремящихся улучшить качество образования своих воспитанников за счет приобщение их современной музыкальной культуре.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Музыка имеет серьезное воздействие на нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Ее влияние на развитие личности ребенка многогранно. Этот вид искусства, в силу своей специфики, способствует эмоциональному освоению окружающих явлений, обогащению чувств, переживаний, настроений. С помощью музыки ребенок получает возможность лучше осознать себя и других, расширить сферу общения со сверстниками и взрослыми.
В процессе музыкальных занятий происходит формирование важнейших качеств личности, таких как мышление, внимание, память, воля, воображение. Кроме того, совершенствуются физические характеристики ребенка: музыкальный слух, голосовой аппарат, правильная осанка, координация движений и т.д.
В результате вовлечения детей в соответствующую комплексную деятельность (восприятие, элементарное музицирование, пение, движение под музыку) развивается их музыкальные способности, вкусы, потребности, кругозор, а также творческие возможности, столь необходимые для становления личности.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных учреждениях разного типа, в том числе негосударственных. В настоящей работе этот процесс рассматривается на примере НОЧУДО «Детский сад «СКАЗКА» г. Долгопрудный, где автор работает в качестве музыкального руководителя.
Музыкальное развитие детей в частном детском саду осуществляется не только специалистом на занятиях, но так как музыка пронизывает весь режим дня, к его организации привлекается и воспитатель. К числу особенностей относится и особый интерес к музыкальным произведениям, которые используются в работе. Для отбора в репертуар предложены следующие критерии: время звучания сочинения не должно превышать 5 — 8 минут (что связано с особенностями концентрации внимания детей в старшем дошкольном возрасте); яркость образа, запоминающиеся средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, динамика); разнообразие стилей и жанров, программность.
В основе репертуара лежит классическое музыкальное наследие, включающее лучшие образцы народной музыки, произведения великих композиторов. Однако, вместе с тем, в репертуаре обязательно должны использоваться сочинения современных композиторов, в связи с тем, что важнейшей задачей воспитания является формирование слушателя. Нынешние дошкольники – будущие слушатели, от которых напрямую зависит функционирование триады композитор – исполнитель – слушатель
Композиторы XX – начала XXI вв., продолжая традиции отечественной детской музыки XIX в., вводят юных слушателей в мир острых гармоний, сложных ритмов, частой смены размеров, развитой полифонической фактуры, необычного интонационного строя, что вовсе не является препятствием для их восприятия. Сочиняя музыку для детей и юношества, авторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания. Композитор должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста. Кроме того, если произведения предназначены для исполнения самими детьми, ему надо учитывать возможности детского голоса.
В данной работе проанализировано творчество для детей менее известных отечественных авторов, музыка которых завоевала заслуженное признание у аудитории и часто звучит на утренниках в детских садах и школах, вызывает интерес у педагогов-музыкантов, хореографов и вокалистов: Ж.Л. Металлиди, С.М. Слонимского, В.Е. Ермошкина, А.А. Беспаловой.
Произведения этих композиторов, максимально отвечающие цели приобщения детей к современному музыкальному языку, были выбраны и включены в программу музыкальных занятий. Для проверки эффективности предлагаемой идеи в течение 6 месяцев 2019-2020 учебного года в подготовительной группе проведено пилотное исследование, в ходе которого решены следующие задачи:
1. составлена программа, включающая произведения композиторов конца XX-начала XXI в.;
2. выявлены компоненты и критерии музыкального развития;
3. проведено сравнение и выявлена динамика музыкального развития дошкольников.
В результате проделанной работы следует сделать следующие выводы:
— дошкольники воспринимают музыкальное произведение в целом, осознанно высказываются об эмоционально-образном содержании музыки;
— прослеживают развитие музыкального образа, выразительно двигаются в соответствии с ним;
— различают выразительные и изобразительные средства, реагируют в движении на изменения темпа, динамики, регистра, метроритма;
— определяют характер, форму произведения, жанровую основу, двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки;
— отдают предпочтение какому-либо произведению, объясняют, почему оно нравится.
Очевидно, что дети научились эмоционально воспринимать музыку, выражать свое отношение словами, различать жанр и форму музыкального произведения, проявляют стремление передать в движении характер музыкального произведения, отображают в рисунке свое отношение к музыке. Полученный положительный результат дает основание продолжить изучение внедрения современной музыки в процесс музыкального развития дошкольников и провести полномасштабную опытно-экспериментальную работу в дальнейшем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Современная музыка в процессе формирования личности дошкольников
1.1. Влияние музыки на развитие дошкольников
«Без музыки земля — пустая, как незаконченный дом, в котором никто не живет», — сказал немецкий поэт Л. Тик.
Начиная с античности, проблема влияния музыкального искусства на человека волновала философов Пифагора, Платона, Аристотеля. Еще со времен древней Греции, музыка сопровождала все важные события людей: свадьбы и похорон, объявление вон и перемирие. Музыка сопровождала все религиозные праздники, звучала в театральных постановках. В то время, певцы и музыканты еще не имели профессионального образования, а музыка звучала импровизированно. Первую музыкальную школу создал древнегреческий поэт Архилох в 650 г. до н.э.
Греческая музыкальная система основана на тетрахорде (от греческого «театр» — часть слова, означающего «четыре» и «аккорд» — «струна») — четыре последовательных звука, нисходящих от первого до последнего. Когда два тетрахорда связаны, в октаве формируется шкала, которая в зависимости от увеличения или уменьшения одного из звуков приобретает другую эмоциональную окраску. На этом основании возникли лады: дорийские, фригийские, лидийские и т.д. Греческие лады вместе с мелодией и ритмом считались носителями определенного характера, настроения. Поэтому для того, чтобы вызвать желаемый отклик у слушателя, так или иначе, использовались мелодический паттерн и ритм.
Одной из самых известных легенд является легенда о Пифагоре (VI век до нашей эры), который успокоил юношу песней, которая собиралась поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и его последователи даже создали специальное учение, согласно которому музыка может контролировать душу человека, пробуждая в нем добро или зло. Целебные свойства были также приписаны музыке. Согласно другой легенде, поэты и музыканты Арион с острова Лесбос (VII-VI вв. До н.э.) и Терпандер из Спарты (VII век до н.э.) с помощью музыки спасли людей от серьезных болезней.
Разница в музыкальных предпочтениях наблюдается у детей с раннего возраста. На каждой возрастной стадии ребенок выделяет самые яркие выразительные средства с помощью тех возможностей, которые у него есть — движения, слова, игры и т.д. поэтому развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Получая различные музыкальные впечатления с детства, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки разных стилей, постигает «словарь интонаций» разных эпох.
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным периодом в процессе духовного становления личности, поскольку закладывается фундамент для восприятия окружающей действительности, своего места и роли в ней. Это период кардинальной перестройки всей системы отношений ребенка с окружающим миром. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека и тем самым служит одним из важнейших средств формирование нравственных и эстетических идеалов личности.
Музыка оказывает влияние на нравственное и духовное развитие ребенка.
Н. Ветлугина отмечала, что формирование эстетического отношения к музыке является очень важно для развития личности ребенка. Она обосновала этапы развития эстетического отношения детей к музыке, основной из которых — развитие способности эмоционального сочувствия музыке. Только на фоне переживаний музыки у ребенка зарождается любовь, интерес, потребность в ней, — отмечала Н. Ветлугина [9].
Д. Кабалевский считал, что восприятие музыки, помогает активизироваться внутреннему, духовному миру учащихся, их чувствам и мыслям [17] В творческой деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности, которые расширяют возможности для активного восприятия музыки.