Платная доработка на тему Демократия как политический режим
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Демократия как политический режим…………………………………………………… 1
Содержание……………………………………………………………………………………….. 1
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
1. Современная демократия:
эволюционный подход……………………………… 6
1.1. Понятие «политический режим»,
методологические принципы его определения, характерные признаки………………………………………………………………………… 6
1.2. Демократия и проблема
политической активности граждан…………….. 8
2. Социологические подходы,
объясняющие осуществления демократии 16
2.1. Подходы осуществления демократии…………………………………………… 16
2.1.1.Институциональный подход………………………………………………………. 17
2.1.2. Культуралистский подход………………………………………………………… 20
2.1.3. Экономический подход…………………………………………………………….. 22
2.1.4. Личностно-типологический подход…………………………………………… 23
Заключение………………………………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………………………………….. 27
Введение:
Введение
Актуальность темы. Понятие демократии имеет много смыслов,
множество вариаций. Если взять основные черты феномена демократии, то речь идет
о политическом и общественном устройстве государства, когда единственным
легитимным источником власти признается народ.
Непосредственная форма управления (как в Древней Греции)
называют прямой демократией, когда в древнегреческих полисах государственные
решения принимались голосованием всех свободных граждан. Зато опосредованную
форму правления, имеет разветвленную, сложную систему механизмов, через которые
граждане современных демократий осуществляют свое влияние на принятие
государственных решений — представительной демократией. Эти механизмы, факторы
и формы реализации демократии изучаются, прежде всего, в политических науках.
Однако и социология, как наука об обществе имеет свой особый предмет и свой
особый подход в изучении демократии.
Главное противоречие демократии — сложности сочетание идеей
демократии как власти народа и его практическое осуществление. Опыт развитых
обществ показывает, что устойчивость демократических преобразований
обеспечивается постоянством гражданской активности населения. Формальное
существование представительных институтов не является достаточным для
воспроизведения демократии. Только постоянное напоминание государственным и
муниципальным органам о необходимости соответствовать требованиям и интересам
граждан придает прочность демократической системе.
Политология занимается, прежде всего «кратия», то есть
системой построения власти, формами государственного устройства, дающие
возможности народу участвовать в управлении государством, механизмами
осуществления народовластия.
В сферу компетенции политических наук также входят такие
вопросы, как конституционализм, законодательство, законодательная и
исполнительная и судебная власть, избирательное право и тому подобное. Можно
сказать, что политические науки в изучении демократии сосредоточены
институционально-структурном компоненте демократии. Социология же исследует
демократию с позиций «демоса», как практический реальный процесс реализации
использования гражданами демократических механизмов, то есть изучает
функциональный компонент демократии. Несмотря на трудности экономического
развития и отсутствие длительных исторических традиций народовластия, в
обществе происходят демократические преобразования.
Массовые протесты различных социальных слоев заставляют
власть корректировать свою политику, что сказывается на направленности
политической институционализации общества. Однако протестные проявления еще не
стали основой формирования демократического общества. Поэтому насущной
проблемой является привлечение людей к участию в демократической жизни
переходного общества. Особенно ощутимыми являются недостаточные возможности для
граждан напрямую взаимодействовать с политическими институтами в отстаивании
своих интересов, солидаризироваться и объединяться с заинтересованными
партнерами для их реализации.
Объект исследования – общественные отношения в области
теории государства и права, связанные с государственным режимом.
Предмет исследования – демократия как политико-правовой
режим.
Цель курсовой работы – охарактеризовать демократию как
политический режим.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
¾
Изучить понятие «политический режим»,
методологические принципы его определения, характерные признаки;
¾
Рассмотреть демократию и проблему политической
активности граждан;
¾
Проанализировать социологические подходы,
объясняющие осуществления демократии.
В исследовании нами были
использованы следующие методы: фoрмальнo-юридический, исторический,
компаративистский, статистический, системный, метoд аналогии, анализ i синтез и
т. д.
Теоретическая основа
исследования заключается в том, что на основе изученной литературы,
периодической печати собран материал для углубленного осмысления вопросов по
данной теме.
Курсовая работа состоит из
введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые
раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Заключение
История человечества
свидетельствует о том, что демократия не является естественным образом жизни
для людей. В обществе, как и в природе, определяющим, как правило, являлся
принцип, в соответствии с которым выживает сильнейший. Такой порядок проявлялся
в различных насильственных общественно-государственных устройствах,
различающихся степенью ограничений, налагаемых на человека. В качестве наиболее
распространенных можно назвать теократию, тиранию, диктатуру, монархию,
империю, тоталитаризм, олигархию, различающиеся степенью насилия, навязанную
меньшинством большинству, неспособному противостоять принуждению.
Демократическая организация
жизни, которая противоречит природе, так как является культурным продуктом
человечества, претендует на переворот в естественном для общества порядке,
поэтому ей оказывается серьезное сопротивление, и строятся многочисленные
препятствия.
Несмотря на столь неорганическую природу,
демократия, тем не менее, завоевала себе «место под солнцем», и теперь
претендует на роль наиболее востребованной формы правления. Конец ХХ столетия
стал для демократии триумфом, который был подготовлен всем ходом
предшествующего исторического развития. Разочарование широких слоев населения
вначале тоталитарными, затем авторитарными формами правления,
социально-экономические успехи демократических государств способствовали
возникновению ассоциации свободной, обеспеченной жизни с демократическими
нормами и ценностями.
Понятие «демократия» является
многогранным: в широком смысле — это форма внутреннего устройства любой
общественной организации, а в узком смысле оно имеет только политическую
направленность и означает власть народа. Понимание демократии как народовластия
основывается на признании народа единственным источником и верховным носителем
власти в обществе, субъектом определения характера и содержания властных
функций, в отношении которых государственная власть играет обслуживающую роль.
Важными составляющими
процесса демократического осуществления власти в обществе универсальные
демократические процедуры, которые характеризуют современную демократию и
заключаются в следующем: высший политический законодательный орган должен быть
избран народом; рядом с ним должны существовать выборные органы власти и
управления менее высоких уровней, вплоть до самоуправления; избиратели должны
быть равными в правах, а избирательное право — общим; все избиратели должны
иметь равное право голоса; голосование должно быть свободным; выбор из ряда
альтернатив должен исключать голосования списком; выборы должны осуществляться
на всех уровнях большинством голосов, хотя такое значение этого большинства
может определяться различным образом; решение большинства ограничивает права
меньшинства; орган власти должен пользоваться доверием других органов власти;
отношения общества и избранных им органов власти должны быть взаимными и
симметричными, с гарантированной законом и реакциями избирателей
ответственностью носителей власти; демократия существует под непрерывным и
пристальным общественным контролем; государство и общество нарабатывают
действенные механизмы предупреждения и устранения конфликтов на всех социальных
и политических уровнях: между разделенными властями, между большинством и
меньшинством, социальными группами, нациями, городом и деревней и др.
Фрагмент текста работы:
1. Современная демократия: эволюционный подход
1.1. Понятие «политический режим», методологические
принципы его определения, характерные признаки
Изучая вопросы, связанные с развитием государства, мы
останавливались на такой ее характеристике как форма.
Форма государства состоит из трех компонентов: формы
правления, формы государственного устройства и политического режима. Начиная
рассматривать первый вопрос, надо сначала раскрыть понятие «политический
режим».
Политический режим — это совокупность средств и методов
формирования и реализации властных отношений в обществе, прежде всего государственной
власти. Надо также отметить, что политический режим не зависит практически от
формы правления (это может быть монархия или республика), ни от формы
государственного устройства (унитарное государство, конфедерация, федерация),
ни от классового и общественно-экономического строя[1].
Существует ряд критериев, на основе которых различают
политические режимы. По методам политической деятельности выделяют три основных
вида политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
Некоторые авторы называют также как основной либеральный режим.
Для более детальной
характеристики любого тоталитарного режима выделяют переходные типы, например:
1) тоталитарный,
жестко авторитарный, авторитарный, умеренно авторитарный;
2) либеральный,
либерально-демократический, ограниченно демократический, демократический.
Политические режимы характеризуются также:
1) по
отношению к социальному прогрессу (революционный, прогрессивный, либеральный,
консервативный, реакционный);
2) по социальной базе власти (демократическая,
аристократическая, охлократическая, плутократическая).
Надо также иметь в виду, что
на разных этапах развития общества политические режимы меняются (приведите
примеры). Начиная исследование того или иного типа политического режима, надо
руководствоваться основными методологическими принципами[2].
Во-первых, надо уяснить, что
вся совокупность методов осуществления власти является то или иное сочетание
двух полярно противоположных принципов организации человеческих
взаимоотношений: демократизма (буквально — народовластие), когда управляемые
доминируют над управляющими, или же наблюдается равенство сторон; у
авторитаризма есть доминирование управляющих над управляемыми, односторонняя
властность.
Демократизм и авторитаризм —
противоположности, присущие любой политической системе. На практике они
образуют сочетание с преобладанием того или другого. Абсолютная демократия
такая же аномалия, как и абсолютная авторитарность. В таком аномальном виде они
встречаются на практике, как анархия и тоталитаризм. Диалектическая
противоположность демократии и авторитарности реализуется во взаимной связи
прав (свобод) и соответствующих обязанностей.
Демократия в сочетании со
своей противоположностью — авторитарностью — присутствует практически на всех
этапах истории человечества. Исследуя политические режимы, надо учитывать еще
один важный принцип — наличие или отсутствие гражданского общества, а также в
какой степени оно развито ли оно выступает партнером государства, существует на
уровне отдельных элементов, или оно совсем отсутствует. Сравнивая различные
режимы, можно в основу положить факторы, которые были названы К. Фридрихом и З.
Бжезинским в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.), которая
теперь стала уже классической.
Вот эти факторы: в чьих руках
власть, его права; положение человека в обществе (права и обязанности); наличие
или отсутствие оппозиции; партийные системы (они ли их) степень контроля над
средствами массовой информации; мера контроля над жизнедеятельностью общества
(чем и как контролирует государство жизни в ней) идеология; мера запрета и
разрешения. [1] Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права.
Учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма – Инфра-М, 2016. – С. 215. [2] История политических и правовых учений: Учебник /
Отв. ред. В.В. Лазарев — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М,
2016. – С.
219.