Социология Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Цифровая культура как фактор профессионального выбора современной молодежи (на примере социологических исследований в сибирских регионов)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная
молодежь отличается особенностью уже сформировавшихся процессов
интеллектуального развития и частое отсутствие интереса к изучаемому.

Отечественные
и зарубежные ученые определяют данный возраст как значимый период для
становления у ученика системы знаний, формирующейся, как на сознательном, так и
на бессознательном уровне.

Поэтому
ученые подчеркивали необходимость формирования познавательной активности уже в
детском возрасте, и чем раньше начнется развитие познавательной активности, тем
устойчивее будут полученные знания.

В
данном возрасте молодежь усваивает эмоционально-оценочные представления.

В
исследованиях (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.)
выделена потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которая составляет
основу психического развития и выступает базой для развития других социальных
потребностей, познавательной, в общении и взаимодействии со сверстниками. По
мнению М.И. Лисиной особенно важным является потребность в
стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний различные
трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

Особое внимание в процессе стимулирования познавательной
активности уделяется эмоциональной сфере ученика.

Посредством интериоризации эмоциональной оценки в сознании
складывается действие эмоционально-оценочного отношения к профессиональному выбору, который проявляется в стремлении
человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний различные трудности,
прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе [16].

В
процессе развития познавательной активности происходит развитие мотивационной
сферы, мотивов поведения, определяющих отношение познанию.

Мотивы
развиваются в тесной взаимосвязи с усвоением знаний, правил поведения, понимания
значении своих действий и поступков для других.

В
основе направленности поведения находится иерархия мотивов, складывается
система соподчинения мотивов, определенные мотивы становятся более важными
(ведущими), чем другие.

Молодежь
в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь
нормами, или требования. Постепенно, в процессе удовлетворения требований
выстраивать свое поведение в соответствии с процессом и результатом познания.

Основная
цель познавательной активности — действие эмоционально-оценочного отношения к процессу и результату познания.

Профессиональный
выбор как аксиологический термин и предмет исследования появился в
исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века. Профессиональный выбор
рассматриваются как совокупность убеждений индивида, определяющая
направленность его личности.

Отечественные
и зарубежные ученые определяют данный период, как значимый период для
становления системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на сознательном,
так и на бессознательном уровне.

Поэтому
ученые подчеркивали необходимость формирования профессионального выбора уже в
детском возрасте, и чем раньше начнется профориентация, тем устойчивее будут
представления о той или иной профессии.

Человеку
присущи не только витальные потребности (еда, сон и др.), но и социальные
потребности (в общении, самоактуализации, принадлежности к социальной группе),
т.е. витальные и социальные потребности составляют общие природные потребности
человека.

По
данным исследований отечественных ученых в процессе социализации под влиянием
социокультурной среды происходит развитие природных потребностей (формируются
первые связи и отношения, первые ценностные ориентации в сфере общения). В
данном возрасте молодежь усваивает представления о профессии профессиональном
выборе.

В
исследованиях выделена потребность в новых знаниях, которая составляет основу
психического развития и выступает базой для развития других социальных
потребностей, познавательной, в общении и взаимодействии.

Особое внимание в процессе профессионального выбора
уделяется эмоционально-чувственной сфере.

Эмоциональная
реакция с присущим ей оценочным характером является первым источником
информации. Посредством интериоризации эмоциональной оценки в сознании
складываются представления об основных профессиях. Поэтому в профессиональном
выборе очень важна роль семьи, характер общения, близкие доверительные
отношения в семье.

Потребности
выбора проявляются в эмпатии, в желании (мотиве) например помогать животным и
людям. В развитии эмпатии ведущая роль принадлежит примерам эмоциональных
реакций на различные ситуации, их образцам морального и альтруистического
поведения, обеспечивающим эмоциональное заражение и соответствующую реакцию.
Ученые считают, что в процессе формирования профессионального выбора и
ценностных ориентаций происходит развитие мотивационной сферы, мотивов
поведения, определяющих отношение окружающему миру (природе, сверстникам,
взрослым).

В
основе направленности поведения находится иерархия мотивов (В.С. Мухина), к
данному возрасту складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы
становятся более важными (ведущими), чем другие.

Сложность описания цифровой культуры
состоит также в том, что она находится в постоянной динамике. Цифровизация
становится одним из проявлений таких черт современной культуры, как
мобильность, стремление к совершенствованию, «текучесть» (З. Бауман). Цифровые
технологии развиваются, расширяется сфера их применения. Гаджеты наполняются
новыми функциями, стремясь удовлетворить наши запросы и одновременно порождая
новые потребности. Происходит процесс технологической конвергенции, когда одно
устройство объединяет в себе возможности нескольких.

Примером тому становится смартфон,
выполняющий задачи телефона, компьютера, фотоаппарата, музыкального
проигрывателя, игровой консоли и др. Постоянное стремление к конвергенции между
устройствами и приложениями является одной из характеристик цифровизации.

Цифровая среда обладает рядом
преимуществ для самовыражения, что делает ее такой востребованной. Во-первых,
это технологическая доступность, простота использования цифровых средств,
большое количество приложений для решения разного рода задач. Сюда также
следует отнести развитую инфраструктуру, предоставляющую доступ к цифровому
содержанию. Во-вторых, это факторы социального характера: разветвленная сеть
социальных контактов, позволяющая быстро поделиться результатами своего
творчества и также быстро получить отклик на размещенный контент; возможность
анонимности; широкие возможности для коллективной деятельности. Для детей
виртуальная среда становится местом самореализации, затрудненной в реальном
жизненном окружении в силу возраста или особенностей характера.

Как показывают исследования,
независимость, уверенность в себе и эмоциональный комфорт, которые испытывают
подростки в интернет-среде, способствуют их творческой активности. Отмечается,
что, «чем выше уровень социально-психологической адаптации в интернете, тем
выше творческая продуктивность».

Однако можно констатировать разрыв
между пользовательскими навыками, связанными с повседневной коммуникацией
посредством цифровых технологий, и навыками использования этих технологий для
достижения целей в сфере образования. Подтверждением этому стали те проблемы,
которые возникали у школьников при вынужденном переходе на дистанционное
обучение весной этого года.

Рассматривая возможности творческой
самореализации в интернете, следует выделить как одно из важнейших направлений
в этой деятельности создание своего собственного виртуального образа, поиск и
репрезентация своей сетевой идентичности. Анализ сетевой идентичности стал объектом
пристального внимания со стороны психологов, социологов, культурологов.

Отметим, что виртуальное
пространство становится настоящей творческой лабораторией, где можно
экспериментировать, «играть» со своим образом, представлять себя в разных
ролях, порой невозможных в реальной жизни.

Е.Р. Южанинова предлагает рассматривать
интернетсамореализацию в двух аспектах: как компенсаторную (в случае проблем с
самореализацией в действительности), и как пробную, экспериментальную, которая
является более узкой по сравнению с самореализацией в реальности. В то же время
для цифрового поколения онлайн и оффлайн идентичности не различаются, они
образуют единое целое. Экспериментируя со своей идентичностью, ребенок
цифрового поколения проверяет свои возможности, ищет себя, раскрывает свои
способности. «Осознанное формирование своей идентичности … − это и есть центральный
элемент новой идентичности цифрового аборигена» .

Но создание своего образа в онлайн
среде не всегда можно рассматривать как акт творческой самореализации. Сетевой
образ – это публичный персонаж, создаваемый в расчете на оценку со стороны
других пользователей. Сетевая самопрезентация, включающая в себя момент
ожидания положительной внешней реакции, может способствовать формированию
зависимости от социального признания и одобрения со стороны сверстников.

Поэтому вполне возможны
приукрашивания и идеализация собственного цифрового образа. На самооценку молодого
человека может влиять сравнение с другими участниками сетевой коммуникации.
Повышение уровня подобного сравнения в результате потребления, вводящего в
заблуждение медийного контента, может иметь пагубные последствия для развития
идентичности. Как отмечается, молодежь подвергается опасности создания моделей
идентичности, которые отдают приоритет поверхностности над сущностью.

Влияние новой информационной среды
на мировоззренческие установки подростка усиливается благодаря воздействию на
эмоциональную сферу. Как отмечается, «эффекты информационного воздействия
способны принимать форму сильного впечатления, социокультурные последствия
которого характеризуются устойчивостью во времени. Такие эффекты-впечатления
способны определять ценностные ориентиры человека.

Клиповое мышление – это реальность,
которую нужно принять и учитывать при взаимодействии с представителями
цифрового поколения. В связи с этим многими исследователями поднимается вопрос
о задачах, которые ставятся перед педагогами в ходе их работы с «цифровыми
аборигенами», подчеркивается необходимость перестройки образовательного
процесса.

Речь может идти о формировании
«цифровой культуры педагога», выражающаяся в освоении новых технологий, в
формировании цифровой грамотности, во владении «компетенциями по эффективной
реализации цифровых технологий в профессиональной деятельности».

С другой стороны, Т.Д. Марцинковская
считает, что проблема кроется не столько в операциональной стороне, в
недостаточном умении использования педагогами электронных средств информации,
«сколько в отношении и доверии к ним. При этом педагоги не видят уникальных
возможностей культурного и познавательного развития в новых технологиях».

Тем не менее, разрабатываются
различные педагогические технологии, позволяющие управлять клиповым мышлением.
М. Пренски убеждает использовать для этого обучающие компьютерные игры.
Достаточно большой спектр рекомендаций дает О.А. Старицына. Помимо применения в
процессе обучения технологий геймификации, предлагается практиковать различные
тренинги для тренировки внимания и памяти, использовать на занятиях
мультимедийные средства, представлять учащимся учебный материал в виде
графиков, блок-схем и т.п.

Все эти предложения направлены в
первую очередь на развитие когнитивных способностей, на нейтрализацию тех
негативных моментов клипового мышления, которые связаны с ментальными
операциями. Это, естественно, необходимо.

В то же время педагогический процесс
должен ориентироваться и на формирование целостной культурной картины мира и
системы ценностей у ребенка.

«Клиповость» в восприятии культуры
также нуждается в определенной «корректировке», как и когнитивные процессы.

Цифровая среда стала неотъемлемой
частью нашей жизни. Использование новых технологий в разных областях нашей
деятельности: профессиональной, образовательной, художественной, досуговой –
кардинальным образом изменило нашу жизнь.

Но для детей, для так называемого
цифрового поколения цифровой образ жизни является естественным, так как эти
технологии сопровождают их с самого рождения. Новые коммуникативные технологии
оказывают влияние на процессы социализации, формирования систем социального
взаимодействия, на способы восприятия и обработки поступающей информации,
затрагивая при этом и интеллектуальную, и эмоциональную сторону личности.

И, хотя в настоящее время «цифровую
культуру трудно отделить от культуры «нецифровой», именно цифровая среда может
оказывать определяющее влияние на подрастающее поколение. Цифровая культура,
подчеркнем еще раз, включает в себя не только использование новых технологий,
но и всю систему связанных с этим взаимоотношений, в том числе, социальных.

Использование информационных и
коммуникативных средств может стимулировать возникновение новых регулятивов
(примером служит появление нетикета), определять самооценку, осознание своего
места в социуме, формирование личностной и культурной идентичности. Поэтому
очень важным становится сохранение «культурного мостика» между поколениями,
чтобы избежать разрыва между культурными кодами «цифровых аборигенов» и
поколением, чьи культурные установки сформировались под влиянием «нецифровой»
культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы цифровой культуры как фактора профессионального
выбора современной молодежи 1.1. Профессиональный выбор
современной молодежи Профессиональная
деятельность – это, пожалуй, самая важная сфера для современного человека, в
которой он может развивать и реализовывать свои способности, достигать
мастерства и признания окружающих, приобретать определенный социальный статус,
находиться в сообществе людей со схожими интересами, выстраивать собственную
идентичность, приносить пользу обществу, обеспечивать свое материальное
благополучие.

Социальное
функционирование личности происходит в контексте культуры, и различные
компоненты культуры оказывают на нее свое собственное влияние. Ряд этих
компонентов преподносится индивиду как данность, человек приходит к другим
более или менее намеренно, принимая или не принимая их [16].

Профессиональное самоопределение —
это сложный и длительный процесс, охватывающий важные периоды жизни. Его
эффективность зависит от степени соответствия между психологическими
способностями человека и содержанием и требованиями профессиональной деятельности,
а также от способности индивида адаптироваться к меняющимся
социально-экономическим условиям, связанным со структурой карьеры. Процесс
профессионального самоопределения включает в себя развитие самосознания,
формирование ценностно-ориентированной системы, формирование будущего человека
и установление стандартов в виде идеального образа профессионала. Личностное
самоопределение человека происходит на основе представлений общественного
развития об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время
социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание
человека, его профессиональное самоопределение и выбор профессии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы