Платная доработка на тему Чувашский народный костюм: типологические и региональные особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Типологические характеристики чувашского народного костюма 6
1.1. Одежда 6
1.2. Головные уборы 8
1.3. Ювелирные украшения 10
1.4. Орнаменты и вышивка 12
1 Региональные особенности чувашского народного костюма 16
2.1. Костюм прибельской группы чувашей 16
2.2. Костюм приикской группы чувашей 19
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 28
Введение:
Национальный костюм любой народности заслуживает рассмотрения как комплексное явление. Чаще всего он может поведать как об истории и этногенезе народа, так и его верованиях, бытовом и культурном устройстве, т.е. обо всей совокупности явлений, образующих круг жизни сообщества. Чувашский народный костюм – самобытная и оригинальная проблема, занимающая яркое и важное место в истории культуры многочисленных народностей, входящих в состав Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена повышенным вниманием, которое в последние годы уделяется вопросу народного чувашского костюма, попытками его возрождения, использования элементов, орнаментов, вышивок и других деталей в создании комплекса обновленных дизайнерских изделий современных мастерских региона; реконструкции костюма для музейных собраний и проходящих фестивалей чувашской культуры. С другой стороны, в имеющейся литературе наблюдается существенный перевес в сторону изучения вопросов частного характера: костюма той или иной области, его отдельных элементов. Или же, напротив, очень обобщенная и усредненная картина, в то время как актуальность данной темы заключается именно в попытке объединения информации и проведения сравнительного анализа типологических и региональных особенностей костюма, общих и частных его черт.
Степень разработанности темы отражает неослабевающий интерес к данному вопросу. Первое предметное обращение было произведено в работах Т.М. Акимовой, которая еще в конце 1920-х гг. занялась особенностями и эволюцией костюма саратовских чувашей. Своими исследованиями она определила появление ряда монографий, посвященных региональным особенностям чувашского костюма, самыми известными из которых являются труд П. Денисова 1950-х гг., Н. Николаева, Г. Оркова и Г. Иванова 1990-х гг. Во многом на основе подобных работ была составлена общая монография «Чувашский костюм: от древности до современности», увидевшая свет в 2002 г. Интересно, что в последние годы появился целый ряд работ, посвященных применению орнаментов, декора, покроя чувашского костюма для подготовки современных дизайнеров, или об их использовании при создании современного костюма (Р.М. Васильева, P.И. Воронова, И.В. Быкова и С.Н. Белова). Исследования по антропологии в последние годы проведены И.Г. Петровым. Его работы посвящены вопросам отражения в костюме социального статуса; возрастных характеристик; особенностей свадебного убора и его значения для традиционных и символических обрядов. Н.Ю. Кашпар и В.Г. Родионов много занимаются историей чувашского костюма, происхождением и эволюцией его отдельных частей; отдельное значение уделяется украшениям и их значению. Историко-археологические аспекты отражены в трудах Л.А. Таймасова и Н.И. Захаровой-Кульевой. Неоценимым подспорьем явились статьи теоретически-методологического характера, в частности, «Традиционная одежда и археологический костюм» И.Л. Измайлова.
Объект исследования – чувашский народный костюм.
Предмет – состав чувашского народного костюма, региональные особенности.
Целью работы является выявление отличительных признаков чувашского костюма в общем, и некоторых региональных отличий в частности.
Для достижения цели требуется решить следующие задачи:
— изучить типологические особенности чувашского народного костюма, рассмотреть общие особенности чувашского костюма, его состава и деталей;
— определить орнамент и символику, которые чаще всего наиболее ярко выражают сакральное и защитное значение костюма той или иной народности; выяснить их применение в тех или иных деталях костюма (вышивка, ювелирные украшения), а также символические функции (защитные, благопожелательные и т.д.);
— описать региональные особенности чувашского народного костюма.
Для комплексного и разностороннего решения указанных задач необходимо прибегнуть к сравнительному и типологическому анализу. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена особенностям элементов костюма, их характеристикам, а вторая исследует отличительные особенности чувашского костюма по региональному принципу.
Заключение:
Чувашский народный костюм является элементом традиционной национальной культуры, отражающим систему художественных принципов и символико-смысловых знаков. В его образной и стилистической структуре, как писала С.Н. Белова, отразились художественно-эстетические представления народа, его менталитет [1, с. 24].
Костюмы прибельских и приикских чувашей имеют в целом походий путь развития, но различны способами декорирования и частично способами изготовления.
В региональный костюм входят такие элементы: туникообразная рубашка (кепе), которая всегда шилась из белого холста, а со второй половины XIX в. стала шиться из пестряди.
До того, как выходить замуж, женское население одевалось достаточно интересно и примечательно: для незамужних существовали специальные шлемовидные шапочки, которые обильно украшались бисером и монетами – их народное название – тухъя. Женщины, которые уже были замужем, носили похожие шапочки, но по форме они были цилиндрическими или конусовидными.
Эти головные уборы также обильно расшивались бисером и монетами, но носили другое совсем название – хушпу. И, наконец, женщин также могли носить длинные головные уборы в форме, по форме напоминающий полотенце, концы которого обильно украшались бисером – это сурпан.
В мужскком костюме традиционно зафиксирована рубаха-косоворотка, холщевые штаны, пояс из ткани, шляпа и лапти (или же сапоги).
Таким образом, мы определили, что в чувашской традиции сформировалось два этнолокальных костюмных комплекса:
1) Прибельской группы (бассейн верхнего и среднего течения р. Белая в южной и центральной части Башкортостана);
2) Приикской группы (бассейн р. Ик и ее притоков: северо-западные и юго-западные районы).
Они сформированы были в период XVIII-XIX вв. В основу их появления легли этнокультурные традиции башкирского народа (в частности, мы говорим о головном убор хранцус тутри, который представлялся сильно походим на так называемый французский платок, нагрудник сухал, а также национальные украшения башкирского этноса муйынса. В этоц же группе hakaл, кафтан йелен).
Составная часть культуры чувашского народа – одежда и украшения – выступают в своем развитии как памятники, созданные человеческим трудом в течение тысячелетий. В них находят отражение социальные, экономические и природные условия, художественные вкусы, понятие о нравственном идеале, миропонимание народа в различные исторические эпохи. В костюме запечатлены связь времен, взаимоотношения племен и народов.
Фрагмент текста работы:
1 Типологические характеристики чувашского народного костюма
1.1. Одежда
Чувашский национальный костюм славится большим разнообразием элементов в частности, головных уборов, одежд, отличающихся особой нарядностью, подчеркнутой богатым украшательством: вышивкой, бисером, монетами и ракушками.
Локально элементы чувашского национального костюма вплоть до начала прошлого столетия были все еще в обиходе. В настоящее же время они – объект сохранения традиций чувашского этноса.
Основным элементом чувашского национального костюма, базой, является белая рубаха. У женщин она более длинная, нежели у мужчин, ее длина достигает щиколоток. Сверху носили, как правило, передник, кафтан или халат. В холодное время года надевали суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха по длине достигала колен, поверх брюк она подпоясывалась.
Одежда обильно украшалась вышивными элементами, причем, чем богаче – чем праздничнее она была (мужская одежда украшалась в праздничном варианте). Любопытно заметить, что Чувашию принято называть «краем ста тысяч песен и вышивок».
В общем же мужской костюм по чувашской традиции, на что обращено внимание Н.Ю. Кашпар, включал в себя рубаху, пестрядинные штаны синего цвета (с белыми полосами) на поясе, кожаную шапку (с меховым подкладом), суконные онучи и лапти [3, с. 142].
С.М. Михайлов много писал про состав мужского костюма, однако наиболее интересно описание костюма жениха. В обряде сватовства жених являлся «в щегольском кафтане, в шляпе с шелковою кистью и сапогах» [7, с. 72].
Свадебный же мужской костюм, по дополнению Л.А. Таймасовой, состоял из кафтана, который подпоясывался шелковым кушаком. На спине у жениха размещался туваткал («четвероугольник»), обильно вышитый, а спереди вешали сапон – фартук с вышивками, цепляя его за шею. Головным убором жениха служила красная парадная суконная шапка [14, с. 159].
С.М. Михайлов описал и одежду друзей жениха. Они одевались соответственно празднично: красные кумачные или синие пониточные кафтаны (каптал), или же, за неимением, простой кафтан.
Из обуви они представлялись в сапогах и щегольских шляпах с кистями [7, с. 74].
В описании С.М. Михайлова свадебный наряд женщин представлен кафтаном суконным или пониточным, синего цвета (хыд) (Рис.1). Он подпоясывался широким шелковым вязаным поясом с прекрасными наконечниками из золотого или серебряного позумента. За неимением такого кафтана невесты надевали сару (желтянку), рукава которой вышивались вычурными узорами шелком желтого цвета. Сзади к поясу подвешивался вышитый туваткал. На голове красовался убор хошпа [7, с. 74].
К.П. Прокопьев замечал, что в наряде невесты основными элементами (праздничными) были платье с передником, украшенная бисером и серебряными монетами шапочка, нагрудные и нашейные украшения (Рис.1, Приложение), а также большое богато вышитое по углам белое покрывало [12, с. 19].
Н.Ю. Кашпар рассматривала детский костюм. Трехлетний ребенок, в соответствии с данными автора, носил рубаху, штаны, чулки и лапти на деревянных подметках. Костюм девочки 13 лет включал рубаху, передник и чулки.
Автор также замечала, что поясные подвески треугольной формы во второй половине XIX – начале XX в., о которых мы уже упоминали, входили в состав женского костюма верховых и средненизовых чувашей. Носили их углом вниз сзади на пояснице [3, с. 64].
Таким образом, женская повседневная одежда не была столь богата на узорочье и украшения, однако, орнамент, тем не менее, сохранялся. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу.
1.2. Головные уборы
Обзор научных работ дал основание выделить несколько основных головных уборов в составе национального чувашского костюма. Так, И.Г. Петров представил подробное описание головного убора жениха: это меховая шапка из тонкой шерсти [1, с. 45].
В основном, ее делали из белой или светло-серой смушки, по форме же она напоминала цилиндр. Кроме того, шапки могли шиться также из овчины и сукна (овчина мехом наружу огибала голову, тогда как сукно закрывало ее верхнюю часть).
Исследователь предположил, что данная шапка надевалась как свадебная по причине ее дороговизны и, соответственно, престижности [9, с. 62].
Исследователь И.Г. Петров описывал сурбан (сурпан) как головной убор замужней женщины, представляющий собой внешне удлиненную полосу белого холста с украшенными вышитыми и ткаными узорами концами [10, с. 139].