Платная доработка на тему Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Анализ видов и функций
пейзажа в художественной литературе. 5
2 Функции и место природы
в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». 11
3 Роль природы в описании
исторических событий и раскрытии персонажей романа «Тихий Дон». 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
Введение:
Михаил Александрович Шолохов по
праву считается одним из наиболее значимых отечественных писателей XX века. Его
книги, такие как «Тихий Дон», «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Судьба
человека» и другие стали ярким и реалистичным изображением судьбы целого народа
в трудную, бурную, насыщенную трагическими событиями эпоху. Писатель стремился
дать ответ на вопросы о бытии, о месте человека в мире, о судьбе. Для каждого
нового поколения читателей в произведениях Шолохова открываются все более новые
глубины и смыслы. Важно, что творчество Михаила Александровича признано не
только в стране, но и за границей: в 1965 году писатель получил Нобелевскую
премию по литературе за роман «Тихий Дон».
Среди актуальных проблем
современного литературоведения необходимо отдельно отметить задачу осмысления и
изучения художественного стиля и мышления Шолохова, и одним из важных аспектов
остается изучение его «чувства природы» и места природы в его творчестве. По
этой причине тема настоящей работы является важной и актуальной.
Цель настоящей работы: изучить и привести
примеры описанных функций природы и пейзажа, которые способствуют раскрытию образов
персонажей романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Поставленная цель обуславливает
постановку следующих задач:
1) проанализировать
виды и функции описаний пейзажа и природы в художественной литературе;
2) выявить особенности
изображения природы при описании исторических событий в романе «Тихий Дон»;
3) определить
ключевые особенности природы и пейзажа, используемые при раскрытии образов
персонажей «Тихий Дон».
Объектом исследования в настоящей
работе является роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Предметом исследования в настоящей
работе является роль, место и функции природы и пейзажа в романе «Тихий Дон».
Структура настоящей работы
обусловлена поставленными задачами. Текст состоит из введения, трех параграфов,
каждый из которых решает последовательно одну из поставленных задач, заключения
и списка использованной литературы.
В рамках проведения исследования проанализирован
ряд работ, посвященных рассматриваемой нами проблематике. Так, при изучении
проблемы классификации литературного пейзажа рассмотрены работы Р.А. Воронина,
С.В. Зеленцовой, М.Н. Эпштейна, Е.Н. Себиной и др. Для изучения особенностей
стиля и использования описаний природы у М.А. Шолохова были рассмотрены работы
Л.Ф. Киселевой, Л.Г. Сатаровой, М.А. Чалмаева и др.
Заключение:
В романе «Тихий Дон» М.А. Шолохова
описание природы выполняет следующие функции: психологическая, хронотипическая,
идейно-художественная. Часто изображение пейзажа параллельно развитию жизни
персонажа романа. Это отражено в рамках анализа функций природы, было
установлено, что писатель использует обширные описательные конструкции для
того, чтобы показать всю глубину создаваемых им образов героев. Таким образом
реализуется психологическая функция. Хронотипическая функция пейзажа в «Тихом
Доне» проявляется в те моменты, когда описание природы вводится после некоторой
масштабной динамичной или ярко эмоциональной сцены, что дает читателю
возможность обдумать произошедшее, замедляя тем самым ход повествования. Кроме
того, описания природы в рассматриваемом произведении также и предвосхищают
некоторые события. Это выражено в том числе и потому, что природа сама по себе
характеризуется цикличностью, и в определенной степени ритмы природы
соотносятся и с событиями романа. Идейно-художественная функция природы у
Шолохова находит свое отражение в том, что описания природы применяются для
передачи национального колорита, некоторых особенностей быта героев. Кроме
того, использование различных стилистических средств, как, например, сравнения
или эпитеты, значительно детализируют образы описываемых персонажей, делая их
поступки и мысли более близкими и понятными для читателя.
В рамках шолоховского
повествования все герои повествования ощущают свою тесную связь с природой, они
все объединены в этом осознании природы. В то же время, наличие четкой
временной перспективы демонстрирует целостность художественного изображения в
романе, а также авторское стремление к полноте изображаемого мира. Такая
временная перспектива только укрепляется в контексте понимания цикличного
характера, свойственного природе.
По сути, именно описания природы в
романе «Тихий Дон» делают исторические события и общенациональные потрясения
бытовыми. Социальные и межличностные конфликты рассматриваются на
противопоставлении жизнь-смерть, весна-осень, а последствия войны и революции
воспринимаются как факторы, противоречащие вечной жизни и гармонии природы.
Осознание этого факта только усиливает философский смысл использования описаний
природы в тексте романа. Природа как символ вечности присутствует в сценах
смерти героев, в переломных моментах их судеб, при принятии важных решений.
Природа в романе М.А. Шолохова
играет роль своеобразного зеркала, благодаря которому читатель видит себя, свою
историю, народ. Наиболее частым приемом осмысления окружающего мира и места
героев в нем для писателя являются множественные сравнения с природой. Как
правило, речи идет о сопоставлении динамики природных и исторических процессов,
а также изменений в характерах и судьбах персонажей «Тихого Дона».
М.А. Шолохов представляет природу
такой, как она есть – упорядоченной и целостной, которая может быть и
созидательной, и разрушительной, поскольку в природе есть место и теплу, и
холоду, и тьме, и свету, и жизни, и смерти. Более того, эта своеобразная
антиномичность характера природы позволяет Шолохову сравнивать природу с миром
людей, делая создаваемые образы значительно более наглядными и объемными.
Наиболее наглядно созидательный характер природы проявляется в тех моментах,
когда у героев есть надежда на лучшее, когда обстоятельства, с которыми они
сталкиваются, обещают улучшить их жизнь к лучшему. В свою очередь,
разрушительная сила природы становится очевидной, когда речь идет о военных
действиях, о переломных кризисных моментах в судьбах героев.
В данной работе представлено, что
глубинное содержание символов-образов реки Дон, солнца, степи неоднозначно: они
представляют из себя своего рода опору для осмысления мира и места человека в
нем.
При анализе текста произведения
наблюдается авторское восприятие природы, в котором она действует как еще один
герой романа, как живое существо. Главный сюжет этого персонажа – вечный
неизменный круговорот жизни, в котором нет окончательной смерти. Повторяемость
времен года – не символ однообразия, речь идет о сложной упорядоченности.
Множественное использование эпитетов, метафор, народных простых слов делает
природу живой в прямом смысле этого слове. Читатель буквально может окунуться в
создаваемые Шолоховым образы природы.
Фрагмент текста работы:
1 Анализ видов и функций
пейзажа в художественной литературе Традиционно литературный пейзаж
трактуется как создаваемое визуальное изображение природного пространства с
определенной эмоционально-эстетической и информационной окраской, с
использованием языковых средств[1]. Таким образом, мы можем
заявить о том, что литературный пейзаж глубокое и многогранное художественное
явление, по этой причине в научной литературе уже существует множество
классификаций этого феномена на основании различных аспектов. Наиболее часто
используется классификация по локальному признаку, по географическому
расположению описываемой природы, с учетом специфики определенной местности, в
которой разворачивается действие художественного произведения[2]. В рамках этой
классификации традиционно выделяют следующие типы пейзажей: степной, лесной,
морской, горный, городской/урбанистический, деревенский и так далее[3].
Если говорить о сезонности, то
существуют классификации по временам года, очевидно делящие пейзажи на зимние,
весенние, летние и осенние. Существует также и темпоральный аспект, основанный
на учете времени суток, и в таком случае речь идет о ночном, утреннем, дневном
и вечернем пейзаже[4].
Еще один способ классификации
литературного пейзажа основан на учете позиции, которую пейзаж занимает в
структуре художественного текста. По этой классификации выделяются инициальные,
интертекстуальные и финальные пейзажи[5].
В рамках нашего исследования важно
учесть следующий тип классификации литературных пейзажей: классификация,
основанная на основании анализа объема описания и локального расположения
пейзажа в тексте художественного произведения:
· контурный пейзаж
(краткое описание, к которому автор обращается единожды),
· дисперсивно-штриховой
пейзаж (несколько незначительных описаний природы по тексту);
· компактно-дескриптивный
пейзаж (одно полноценное объемное описание);
· дисперсивно-дескриптивный
(емкие описания пейзажа по всему тексту)[6]. [1]Воронин,
Р. А. Пейзаж как объект филологического исследования // Актуальные проблемы
современной науки. — 2015. — С. 165–167. [2]Зеленцова,
С. В. Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина: на материале произведений
1892–1916 гг.: дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. — Орёл, 2013, С. 30. [3] Там же. [4] Там же. [5]Толова,
Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве // Пейзаж в литературе и живописи. —
Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического института, 1993. [6]Боева,
Н. Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных
английских и американских рассказах // Научная мысль Кавказа. — 2004. — № 12, С.190-194.