История Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Церковный раскол VII века и его влияние на динамику социально-экономического развития России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Основная часть. 6

Заключение. 19

Список источников и литературы.. 22

  

Введение:

 

Большую
роль в изменении сознания русского общества сыграла церковная реформа патриарха
Никона (1653–1654), направленная на приведение священных книг и обрядов русской
православной церкви в соответствие с нормами, принятыми в греческом православии
того времени. Незначительные исправления привели к расколу и к появлению
старообрядцев. Раскол также способствовал большему контролю светской власти над
церковью. Если в начале царствования Алексея Михайловича Никон пользовался
огромной властью, то в итоге он потерял сан патриарха. Новый патриарх Питирим
был послушен царю.

В
целом Россия в XVII в. достигла значительных успехов, однако процесс
модернизации страны шел слишком медленно, и к концу XVII в. отставание от
Европы продолжало нарастать.

Русский
раскол – значимое событие в истории церкви. Раскол православной церкви стал
следствием тяжёлых времён, которые переживала великая держава. Смутное время не
могло не отразиться на ситуации в России и истории раскола церкви.
Раскол православной
церкви – это одно из наиболее значительных явлений в российской культуре
семнадцатого века. История раскола церкви как массового религиозного движения
началась в 1666-1667 годах, когда было запрещено пользоваться литургическими
книгами, которые были отпечатаны до исправления всех православных текстов. Это
повлекло церковный раскол в России.
Истоки раскола русской церкви, однако, восходят ещё к
началу патриаршества Никона в 1652 году, когда он воплотил в жизнь свою
реформу. Она, в свою очередь, привела к массовым волнениям и расколу
православной церкви. Всё начиналось с протеста по поводу раскола русской церкви
узкого круга людей, причём многие из них – это бывшие единомышленники патриарха
Никона.

Исследование
жизни, деятельности и социально значимых качеств личности патриарха Никона
является одной из «вечных проблем» отечественной исторической науки. Образ
патриарха Никона окутан мифами и предельно упрощен за счет идеологических
средств национально-государственной социокультурной мифологии. Как для
либералов, так и для неоконсерваторов фигура патриарха Никона является
знаковой, продолжает вызывать острые споры, в которых участвуют сегодня не
только профессиональные ученые, но и публицисты, политики, представители
широкой общественности, высказывающие подчас противоположные суждения. Огромный
массив разноплановой исторической литературы о патриархе Никоне, постоянно
расширяющаяся источниковая база исследований, формирующаяся в течение трехсот с
лишним лет, подвергались специальному научному осмыслению не столь часто.

Наиболее
яркими приверженцами его прошлых идей и сторонниками последующего раскола
русской православной церкви были Аввакум Петров и Иван Неронов. В первые годы
правления патриарха в истории раскола церкви они были участниками «кружка
ревнителей благочестия», оказывая существенное влияние на политику церкви в
прошлом и последствия церковного раскола в будущем.
Но всё же реформа, приведшая впоследствии к русскому
расколу, стала камнем преткновения в былых добрых отношениях друзей, превратив
их во врагов. Действия патриарха вызвали великую смуту умов и спровоцировали
русский раскол, и тяжесть последствий церковного раскола повлияли на дальнейшую
судьбу церкви.

В
историографии прослеживается тенденция противопоставления идеологических систем
«староверия» и «никониан», при этом, прежде всего, привлекались источники по
старообрядчеству, идейное наследие патриарха Никона неоправданно
игнорировалось. В оценках староверческого движения до сих пор широко
представлены поверхностные суждения, историографические штампы, упрощенные
оценки, освещенные традицией и авторитетом маститых авторов. Многие выводы о
деятельности патриарха Никона, разделяемые современными учеными, стали
следствием не качественного научного анализа, но механически заимствуются из
предшествующих этапов развития исторической мысли.

Хронологические
рамки, с известной долей условности, заданы объектом и предметом нашей работы и
охватывают период с 1658 по 1666 гг., т.е. со времени удаления патриарха Никона
с престола до Собора 1666–1667 гг. Система воззрений патриарха Никона была
оформлена в виде цельного трактата, хотя и полемического историко-канонического
характера, подчиненного конкретной цели – «Возражению или Разорению…»
выдвинутых против него обвинений уже после оставления престола (1662–1663 гг.),
хотя в основных чертах она формировалась со времени его иеромонашества в
Анзерском скиту, т.е. с 1635 г.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие
раскола подразумевает разделение целого на части. Поэтому раскол РПЦ — это история
не только тех, кто не принял реформу Никона, но и тех, кто проводил ее в жизнь
и боролся со старообрядцами. И те, и другие были участниками одного и того же процесса
и обладали близким мировосприятием. Патриарх Никон и противники его реформы
поначалу были единомышленниками. Духовник царя Стефан Вонифатьев, протопопы Иван
Неронов, Аввакум, архимандрит придворного Новоспасского монастыря Никон и другие
«ревнители древлего благочестия» желали исправить церковные нравы через религиозное
просвещение народа, преодолевая недостатки церковной жизни.

Эти
действия уместно сопоставить с религиозным дисциплинированием в католических и протестантских
странах раннего Нового времени. Однако отдельные сходные черты раскола с
одновременными процессами в церковной жизни западноевропейских стран не должны
затемнять принципиальных различий между ними. Реформация XVI в. была результатом
зарождения буржуазных отношений, широкого знакомства простых прихожан с Библией,
многовековой богословской традицией, сложившейся в университетских центрах Европы,
формирования новой протестантской этики, обретения христианином права самостоятельно
толковать тексты Священного Писания.

Историко-культурная
среда России середины XVII в. была весьма далека от этих условий, породивших реформационное
движение. Сторонники и противники никоновской реформы предавали друг друга
анафеме, но придерживались близких взглядов на европейскую Реформацию.

Большинство
раскольников были крестьяне, которые таким образом не только шли за правой
верой, но и освобождались в скитах от поборов помещиков. Было среди
раскольников и много духовных лиц, которые не могли смириться с новыми
правилами. Для них признание нововведение означало, что всю прежнюю жизнь они
прожили неправильно, с чем они не могли согласиться. Были среди них посадские
люди и купцы, которые конкурировали с монастырями, которые активно занимались
торговлей и промыслами. Они считали, что духовенство вторгается в их сферу и
все, что шло от патриарха, они принимали как зло.

Среди
старообрядцев были и представители господствующих слоев, например боярыня
Морозова и княгиня Урусова. Но это, скорее, единичные случаи. Но самым
известным противником никонианства стал протопоп Аввакум, проповедник и
известный публицист, бывший участник кружка «ревнителей благочестия». Он был
священником при дворе, но когда отказался от новой религии, подвергся жестоким
гонениям, пережил ссылку и страдания, смерть детей. Тем не менее, Аввакум не
отказался от религии и впоследствии был заживо сожжен в «земляной тюрьме» после
14 лет заключения. Для старообрядцев главным литературным произведением стало
написанное им «Житие».

По
оценкам разных исследователей, во второй половине XVII века в раскольниках
оказались от 40 до 50% населения страны того времени. Это как минимум 7−8
миллионов человек. В XVIII веке старообрядцев насчитывалось в пределах трети
всего населения.

Безусловно,
церковный раскол стал национальной трагедией для русского народа. Перестало
существовать духовное единение народа и впервые в истории государства возникает
вражда на религиозной почве. Впоследствии усилилась социальная разобщенность
среди населения.

Распад
этого царско-патриаршеского дуэта и дальнейшее заточение патриарха положило
начало тому, что впредь дела церковные стали вторичны, а дела государственные —
первичны. Это считается началом процесса подчинения церкви государству.
Впоследствии, во времена Петра I, процесс продолжился ликвидацией патриаршества
и созданием Синода, который возглавлял назначаемый царем светский чиновник.

Проблема
раскола отнюдь не сводится к богословским спорам. Она имеет как религиозный,
так и социально-политический контекст. Неслучайно, никоновские реформы
сопровождались усилением самодержавной власти, которая привела к окончательному
закрепощению крестьян. Именно раскольничья среда послужила убежищем для
притесненных политикой царя и крепостническими порядками в стране.

Некоторые
историки в реформах Никона и последовавшем за ним расколе усматривают и
положительный итог. Так, по их мнению, произошло укрепление международного
положения России и ее связей со странами православного мира. Кроме того,
появившееся старообрядческое движение внесло вклад в развитие русского
искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили
древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Основная часть Фактически
история разделилась на «до» и «после», где первое — это Святая Русь, а второе —
это период после XVII века, в том числе и наша
современность, и она у большинства людей какая-то далекая от той Руси. Путь
России перестал быть русским, а стал ориентироваться на Запад, традиционные
ценности, бывшие на Руси, попросту потеряли свое значение для большинства
людей. У старообрядцев этот островок Святой Руси еще сохраняется, правда, не
везде и не у всех.

У
истории, как известно, не бывает сослагательного наклонения. Что произошло, то
произошло. Другое дело, хорошо это или плохо для нас и в целом для русской
истории. История не стоит на месте. Нам кажется, если бы не раскол в XVII веке,
нашлись бы другие реформы, события, которые бы внесли изменения в историю,
веру, быт[1].
Как, например, годы советского богоборчества, когда страдали не только
старообрядцы, но и никониане.

Русский
раскол XVII века был спровоцирован проводимой при патриархе Никоне церковной
реформой, задачей которой было исправление церковных книг и обрядов в
соответствии с практикой греческих церквей. От официального православия
отделились сторонники прежней богослужебной практики (старообрядцы),
разделившиеся на множество толков и направлений. Они были осуждены Большим
Московским собором 1666–1667 годов и подвергались разнообразным репрессиям
вплоть до заката Российской империи. Церковное проклятие было официально снято
со старообрядцев на Поместном соборе 1971 г.

Царь
поручил седьмому патриарху московскому и всея Руси Никону проведение церковной
реформы, о необходимости которой говорили уже давно, но никак не могли
собраться с её осуществлением. Участие Никона обещало успех предприятию. Это
был человек энергичный, волевой и, кроме того, пользовавшийся полным доверием
Алексея. [1]
История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2018. c. 79

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы