Платная доработка на тему Быт и повседневность русского офицерства в конце 19 века- начало 20 века (период правления Александра 3 по 1904 год)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Русское офицерство в конце 19-нач. 20 вв. 10
1.1 Социальный портрет офицеров. 10
1.2 Особенности комплектования офицерского корпуса и
взаимоотношения между офицерами как отражение нематериальной повседневности. 27
1.3 Состав и численность офицерского корпуса в
к.19-н.20вв. 46
Глава 2. Быт и повседневность офицеров русской армии в
конце 19-нач. 20 вв. 57
2.1 Жилищные условия. 57
2.2 Уровень доходов и качество жизни. 59
2.3 Развлечения и досуг. 64
Заключение. 84
Список литературы.. 91
Введение:
Офицерство русской армии следует
рассматривать не иначе как предшественников офицерства в современной русской
армии, которые в значительной степени и заложили его традиции, нравственные
ценности, этические принципы. Важным ценностным ориентиром русского офицерства
является служение Родине. Это служение во многих случаях выходит за пределы
исключительно военной науки, находя свое отражение в социальной и
административной сферах, а также и в областях искусства, культуры и
научно-исследовательской деятельности.
Актуальность темы исследования. Текущая
внешнеполитическая обстановка характеризуется наличием множества существенных
геополитических проблем для России. Российская армия играет важную роль в
системе принятия решений, а также подвергается реформированию для того, чтобы
соответствовать потенциальным вызовам современности. По этой причине,
формирование и выработка наиболее актуальных принципов военного дела не
представляется возможной без анализа и внедрение уже существующего в стране
исторического опыта взаимоотношений между государством, обществом и армией.
Стоит отметить также, что в
отечественной историографии нет широкого и детального анализа отдельных
социальных групп и слоев общества Российской империи. Хотя советская
историография делала акцент на принципах формирования социальных классов, их
внутреннее содержание часто не получало должного осмысления. В частности,
говоря об обществе, сформировавшемся в Российской империи, значительная часть
исследовательской литературы была посвящена изучению крестьянства и дворянства,
также некоторая часть исследований рассматривала купечество. Офицерство и
российская армия в целом не получали такого детального изучения именно как
социальный класс, социальный слой. Тот интерес к истории и специфике армии и
людей, ее составляющих, возник только лишь недавно.
Современная российская историография
характеризуется тем, что в на данном этапе была осуществлена переоценка и
переосмысление роли и места военных в российском общества. Речь идет как о
переосмыслении происходивших социально-экономических процессов, так и о
тенденции к изменению отношения к военным в российском обществе в целом.
По этой причине, подробный анализ
особенностей истории формирования и функционирования низших воинских чинов
Российской армии в Западной Сибири, представляет существенный научный интерес.
Специфика Западной Сибири заключается в том, что данный регион характеризуется
своей отдаленностью от центра, поздним развитием, особенностями населения и
т.д. Анализ всех этих особенностей позволит более четко определить характерные
для всего общества и специфичные для офицерства черты в контексте экономической
и социокультурной сфер жизни провинциального общества в Российской империи
второй половины XIX — начала XX в. Такая постановка проблемы подразумевает
более глубокое изучение жизни низших воинских чинов, которых можно выделить в
отдельную социальную группу, а также определить ее место и роль в системе
социально-экономических отношений российского общества в целом.
Степень изученности темы. Научные
исследования, посвященные проблеме настоящего исследования, отличаются своим
многообразием. Важно отметить, что научное изучение историографии по теме
подразумевает несколько этапов. В первую очередь, формируются критерии оценки
традиций русской армии в контексте социально-политического порядка при
организации армии государства. Речь идет об эффективности и распространенности
традиций, особенно в отношении повышения уровня боеготовности военнослужащих, степени
уместности существующих традиций текущим процессам политического и социального
Заключение:
Таким образом, подводя итоги нашего исследования, мы
можем сделать следующие выводы.
Военные всегда играли важную роль на
протяжении всей истории России в жизни государства и общества. За века
российской истории они сформировали особую социокультурную общность, существенно
отличающуюся от других социальных слоев, с особыми характеристиками образа
жизни, социальной роли, самосознания и корпоративизма.
Офицеры в армии Российской империи
были основой всего воинского сословия, столпом государственности, примером воинской
чести и доблести. В значительной степени именно подвиги офицеров прошлого были
источником патриотических чувств последующих поколений, и именно офицеры
прошлого и создали ключевые воинские традиции, понятия о воинской офицерской
чести и чести воинского мундира.
Также именно офицеры были основой и
ядром воинского духа русской армии, представители которого ревностно относились
к соблюдению традиций воинской корпорации, которые и формировали благодаря
своему влиянию основы преемственности русского офицерства на протяжении веков.
Существование многочисленных военных
традиций в русском офицерстве подразумевало, что они занимали в жизни офицеров
большое четко обозначенное место. Офицерские традиции армии Российской империи
рассматриваемого периода неотделимы от национальных и государственных традиций
России, поскольку формировались в значительной части на их основе. По своей
сути, офицерские традиции представляют собой своеобразные устоявшиеся
социальные отношения, которые своими корнями уходят в глубокое прошлое,
передаются из поколения в поколение. С течением времени они стали своеобразной
системой правил и норм поведения офицеров в самых различных обстоятельствах, а
также совокупностью их духовных и патриотических ценностей. Кроме того,
офицерские традиции неразрывно связаны и с основой военной задачей –
проведением боевой подготовки в мирное время и организацией проведения военных
действий, что не представляется возможным без должной подготовки личного
состава в том числе и с морально-нравственной точки зрения.
Отличительные особенности офицерских
традиций состоят в том, что на их формирование оказывали непосредственное
влияние самые разные факторы, среди которых история страны, социальное
происхождение, особенности воспитания конкретного человека, особенности
психологического развития, культурные особенности развития страны на данном
историческом отрезке и т.д. Именно офицерские традиции во всем своем
многообразии и с учетом их богатой истории способствовали регулированию
обучения новых поколений офицеров в рамках воспроизведения и укрепления
ценностей офицеров в вопросах нравственности, морали и духовного развития.
Если говорить о внешнем проявлении
офицерских традиций, то таковые в первую очередь проявлялись в устойчивой
традиционной воспроизводящейся системе межличностных отношений и коллективных
действий, которые были направлены на поддержание авторитета офицеров как среди
военных, так и в обществе в целом.
Офицерские традиции укреплялись по
мере накопления общего опыта жизни как в мирное, так и в военное время.
Обучение новых поколений офицеров проходило посредством сохранения
традиционного режима действий с соблюдением устоявшихся поведенческих традиций.
К таким традициям можно отнести необходимость соблюдения воинской офицерской
обязанностей, формирования навыков и знаний, воспроизведения устойчивых идеалов
и стереотипов, убеждений и обычаев, характерных для русского офицерства
прошлого. Стоит отметить ритуализированный характер обучения и воспитания
офицеров русской армии, который предполагал соблюдение и закрепление правил и
норм поведения через традиционные устойчивые ритуалы.
Важным компонентом офицерских
традиций в армии рассматриваемого периода было утверждение и укрепление уже
устоявшихся в прошлом традиций, формирование новых традиций на основании новых
явлений, корректировка уже существующих традиций в соответствии с реалиями того
времени. Примечательно, что офицерские традиции были широко разнообразны по
сферам своего применения, многообразны по содержанию и формам проявления.
Важно отметить, что проведение
внешней политики, особенности военных кампаний и т.д. оказывали
непосредственное влияние на численность воинского контингента. Тем не менее,
общая тенденция определялась как сокращение численности армии с течением
времени, что выражалось также и в снижении доли военных в городском населении.
Всеобщая обязательная военная служба,
введенная в 1874 году, отменила сословный порядок, в соответствии с которым
некоторые классы были освобождены от военной службы. Служба в армии была
признана личной обязанностью каждого гражданина, что исключало освобождение
последнего от денег, предоставляя российской армии большой резерв для
пополнения военного персонала более низкие оценки в военное время. Короткая
продолжительность жизни в течение длительного времени не препятствовала
возможности вывести значительную часть мужского населения из обычного
экономического образа жизни. В то же время были выявлены определенные проблемы,
связанные с военной подготовкой нижних чинов и укомплектованием армии
высококлассными унтер-офицерами.
Новый порядок означал, что отдельный
«военный домен», как иногда называли низшие звания армии, прекратил свое существование.
Однако до конца XIX в. многие категории военнослужащих в отставке с членами
семьи продолжают существовать, как указывается в реестрах населения. Поскольку
эти категории больше не были восстановлены, в конце XIX века они растворяются среди других
групп населения.
Условия жизни различных категорий
низшего воинского звания в России в 1860-е гг. XIX — начале XX в. были довольно
сложными. Низшие звания действительной военной службы в то время составляли 168
специфических социальных общностей. В то же время в обществе постепенно
растворяются различные категории отставных и неопределенных военнослужащих, в
основном городские.
Подготовка, обучение и воспитание
военнослужащих всегда были трудной задачей в военном строительстве. Сержанты
(старшие солдаты) сыграли ключевую роль в этом отношении. С момента своего
появления играли важную роль в обучении военнослужащих низшего звена, поддержании
порядка и дисциплины, их воспитании, нравственном и культурном воспитании. На
наш взгляд, трудно переоценить важность корпуса унтер-офицеров русской армии в
середине XIX и начале XX веков, когда ей приходилось решать двойную задачу
заместителя офицера и роль ближайшего командира для нижних чинов, особенно в
годы тяжелых военных испытаний. И он столкнулся с этой задачей.
Одним из важнейших институтов военной
жизни была система санкций и дисциплинарных санкций, необходимых для
поддержания военной дисциплины и, в конечном итоге, готовности военных к боевым
действиям. Система санкций была построена в соответствии с общегражданским
законодательством (с учетом, конечно, специфики армии) с учетом тяжести военных
преступлений. Во второй половине XIX — начале XX в. наиболее опасными и
распространенными военными преступлениями в армии для младших классов считались
посягательства, связанные с выполнением военных функций. Военно-пенитенциарная
политика характеризовалась в основных терминах — введением и развитием системы
военных пенитенциарных учреждений, в которых отбывались наказания, связанные с
военной службой. В целом состояние военной дисциплины в частях и подразделениях
русской армии было оценено как вполне удовлетворительное, а поддержание порядка
в армии было достаточно строгим. К концу XIX века наблюдается осуждение за
военные преступления, связанные с обвинениями. В то же время можно отметить
увеличение числа совершенных преступлений против 169 объектов недвижимости.
Ключом к поддержанию дисциплины в армии была работа офицеров и сержантов,
стремление офицеров служить честно и добросовестно.
По своей природе военная реформа императора Александра II может быть охарактеризована как
масштабное и комплексное преобразование армии, которое охватило все ее уровни
от рекрутов до высших офицеров. Проведение этой военной реформы позволило в
значительной степени повысить боеспособность вооруженных сил, поднять дух
солдат и дисциплинировать офицеров.
Среди
положительных результатов военной реформы Александра II можно выделить
формирование регулярной армии меньшего размера, достаточного для мирного
времени, с созданием значительного корпуса военных в запасе для ведения военных
кампаний. Также были проведены существенные меры, направленные на
перевооружение русской армии.
Во время
существовавшей ранее рекрутской повинности солдат за время службы получал
большой практический опыт, а после введения общей воинской повинности встала проблема недообученности
солдат, что вело к большему числу жертв.
Стоит отметить, что внедрение военной реформы императора Александра
было обусловлено, в первую очередь, внешними факторами, таким как отставание от
прочих ведущих держав, неэффективное расходование бюджета на вооружение и армию
в целом. Проведение реформы способствовало укреплению боеспособности войска,
повышению дисциплины, снижению количества военного произвола в армейских рядах.
Тем не менее, проблема оснащения армии простыми бытовыми
удобствами так и не была решена в полной мере. В рамках исследования отмечалось,
что часто расквартированным в гарнизонах солдатам просто не хватало места, им
приходилось жить в условиях, которые не являются приемлемыми для члена воинской
корпорации. Кроме того, наблюдались и определенные сложности с поставками
снабжения и продуктов питания. Общий рацион солдат был скудным и однообразным,
что также негативно сказывалось на боевых способностях рядовых русских солдат.
Стоит подчеркнуть также и тот факт, что часто солдатам не хватало самых простых
базовых бытовых вещей, таких как бритвы.
Наблюдались и проблемы с денежным довольствием, и без того
достаточно скудным для низших чинов русской армии. Все это вело к необходимости
создания своеобразных артелей как среди солдат, так и среди офицеров.
Совместное ведение быта помогало военным выживать, поскольку они таким образом
в значительной степени переходили на самообеспечение и в меньшей степени
зависели от централизованного снабжения и финансирования.
Важно отметить, что праздничная культура в армии Российской
империи характеризовалась своей важностью, своей широкой распространенностью.
Широко отмечались царские дни, православные праздники, а также праздники,
укоренившиеся в каждом отдельном полку, дивизии, гарнизоне.
Праздничная культура в российской
армии носила консервативный характер, который отличался своей устойчивостью и
единообразием. И в столице, и в провинции военные праздники были важным
элементом городской жизни, они привлекали внимание всех горожан, благодаря
своей яркости, торжественности, символичности. Отмечалось, что военный праздник
не мог не вызывать чувства патриотического подъема у всех его зрителей и
участников.
В военное время армейские праздники
представляли наибольший интерес в контексте повышения боевого духа на поле боя,
проведение праздничных церковных богослужений существенно влияло на военных,
повышая их доблесть, указывая им на важность совершения ратного подвига во имя
веры, царя и Отечества.
Стоит отметить, что православие в
целом было важным в воинских праздничных ритуалах, в армии была принята система
воинских наград и орденов в честь святых Русской православной церкви, у каждого
полка и роты были святые покровители. Также стоит подчеркнуть в данном
контексте и роль военных священников, которые не только поддерживали боевой дух
армии в сложные времена, но и способствовали продвижению и укреплению позиций
православия в армии через призму патриотизма.
Царские дни в армии были важны,
поскольку таким образом формировалась идея единения армии и главнокомандующего.
Такая тенденция была наиболее актуальной для войск, расквартированных в
провинции, поскольку в таком случае это был единственный способ создать хотя бы
видимость присутствия императора в жизни военных.
Важным
компонентом проведения военных праздничных мероприятий был парад. Стоит
отметить, что в такой форме военные праздники проводились и по государственным,
и по религиозным поводам. Так, в честь праздненств во имя церковных памятных
дней проходили военные шествия с молитвами, а по общегосударственным либо
гражданским поводам – военные парадные марши с оркестром.
В
целом, стоит отметить, что офицерские традиции, особенности бытовой
повседневной жизни и праздничная культура в русской армии рассматриваемого
периода играли важную роль в жизни всего воинского сословия. В значительной
степени, именно они и формировали отличительные особенности и ценности русского
военного офицера, делая его в глазах общества и нижестоящих по званию примером
мужественности, чести, отваги и доблести. А основа, на которой строились
офицерские традиции и праздничная культура в армии, были православная вера и
российская история, что также повышало авторитет военных, укрепляя их позиции в
обществе, формируя и повышая патриотические чувства, сплачивая общество в
единое целое под руководством главнокомандующего – императора.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Русское офицерство в
конце XIX – начале XX вв.
1.1 Социальный портрет офицеров Длительная история России и ее армии
характеризуется тем, что в ней всегда офицер характеризовался своим авторитетом
и влиянием. Будучи гражданином страны, он воспринимается как мужественный
защитник Родины, который отличается своим альтруизмом и патриотизмом. Он
защищает страну от иностранной угрозы, предан Родине и ответственно и
добросовестно исполняет свои обязанности на поприще защиты Родины. На
протяжении веков формировалась гордость, связанная с принадлежностью к
офицерству, обусловленная богатыми военными традициями. Долгая военная история
России характеризуется наличием множества поколений военных, которые своими
подвигами и военными достоинствами только укрепляли и формировали неизменную
славу российского оружия и блестящие победы армии. Следовательно, эти
многолетние устоявшиеся традиции уважения военнослужащих в обществе позволили
сформировать условия, при которых приверженность воинскому делу и любовь к своей
деятельности сопряжены с глубоко укоренными традициями этического и морального
порядка.
На протяжении всей истории
формирования и укрепления структуры офицерских кадров в России, выдвигаемые к качествам
морали этики и нравственности офицеров требования только множились и
конкретизировались. А. В. Суворов сформулировал следующую форму требований к
русскому офицеру: «…отвага, но без запальчивости; расторопен с рассуждением;
подчиненный без унижения; начальник без излишней на себя надежды; победитель
тщеславия, благороден без гордости»[1].
И. Д. Сытин подчеркивает, что нравственные
качества офицера проявляют себя, в первую очередь, в боевых условиях.
Отмечается также, что передовые военные достижения и технические средства перестают
быть эффективными в том случае, когда у людей сломлен моральный дух[2].
Генерал М.Д. Скобелев в приказе 4-го корпуса, подчеркивая важность морали в
бою, подчеркивал, что именно офицеры должны всегда быть примером в отношении
морали и нравственности в полку, поскольку равнение солдат на офицеров
сплачивает полк, что важно не только в мирное время, но и в боевых действиях[3].
И именно офицерство в составе русской
армии и стало ключевым «носителем» этой морали и стойкости духа. Они на
собственном примере самопожертвования и героической самоотверженности поднимали
моральных дух армии в бою.
Для русского общества мораль русского
офицера неизбежно сопрягается с патриотизмом, к которому также прибавляются
этические принципы жизни, что в совокупности дает своеобразную
мировоззренческую систему.
Нравственное состояние русских
офицеров и проблемы формирования мировоззрения офицеров стали темой
исследований и М.И. Драгомирова[4].
В его работах представлены объяснения развития офицерских армейских традиций,
характерных для рассматриваемого в данном исследовании исторического периода.
По мнению Драгомирова, в основе офицерской этики должен лежать именно
патриотизм. Он подчеркивал, что офицеры обязаны прикладывать все усилия, чтобы
при любых обстоятельствах и на любом этапе своей жизни быть достойными своего
высокого звания. Драгомиров также отмечал, что в России офицер – не только
военный, но также и ответственный гражданин, который является проводником
патриотических, подлинно русских ценностей в обществе[5].
Он воспринимал армию не только как вооруженные силы страны, цель которых –
защита государственных интересов, но также и определенную систему воспитания,
цель которой – просвещение и подготовка к дальнейшей жизни.
Исследования М.И. Драгомирова примечательны
также и тем, что они способствовали возрождению и значительной популяризации
фигуры и взглядов А.В. Суворова в контексте воспитания будущих военнослужащих. Именно
благодаря усилиям Драгомирова работа Суворова «Наука побеждать» была переиздана
и существенно популяризирована в России.
В работах П. А. Гейсмана, Н. С.
Голицыной, А. Н. Петровой[6]
военная история рассматривается в качестве основы для формирования
патриотического сознания людей в системе вооруженных сил. В свою очередь,
русская военная история воспринимается как теоретическая основа для укрепления
офицерской этики.
Смелость, мужество, героизм,
решительность, инициативность, самоконтроль, упорство, взаимопомощь в бою – такие
качества положены в основу патриотизма и нравственности офицерства. Однако, для
мирной жизни данные принципы были существенно менее эффективны.
Труды Н.Д. Бутовского, М.Н. Галкина,
В. Бацова, М.В. Груле[7]
посвящены изучению моральных аспектов офицерской жизни. Они, в первую очередь,
посвящены рассмотрению роли офицеров в формировании моральных качеств личного
состава подразделения.
С точки зрения М. Н. Галкина, ключевой
оставалось неукоснительное поддержание и укрепление морально-нравственного духа
русского офицера. Он отмечает, что роль патриотизма в формировании этики
офицера также не может быть недооценена.
Особенностью большинства русского
офицерства остается тот факт, что они неизменно следовали сформированным
этическим принципам и в общественной жизни, и на поле брани. Однако,
кодифицированный единый этический кодекс военного офицера российской армии так
и не был создан. Существовали только отдельные работы, среди которых можно
выделить «Свод основных правил и мнений о служебных обязанностях и духе
воинского звания», В. Феоктистова, работу «Советы молодому офицеру» капитана В.
М. Кульчицкого, которая в конце XIX века в армии воспринималась как «катехизис
для каждого офицера»[8].
Нельзя не отметить также и работу «Команда как часть. Практические заметки, основанные
на официальном опыте», созданную генерал-лейтенантом А.П. Карцевым[9],
в тексте которой есть глава, посвященная уровню морального влияния командира на
офицеров и нижних чинов.
В работах Н. Соловьева, П.
Жадовского, А. Риттиха также представлены некоторые аспекты моральных
принципов, положенных в основу жизни русского военного, и большое значение при
этом отводится материальному аспекту жизни офицерства. Приводятся доводы,
согласно которым материальная сторона жизни также неизменно оказывает влияние
на общественное поведение[10].
Говоря о художественной литературе,
необходимо выделить повесть А.И. Куприна «Поединок». Автор начал тесно работать
над «Поединком» весной 1904 года. Сам Александр Иванович служил в армии и знал
о всех положительных и негативных сторонах службы на основании своего личного
опыта.
Русское
офицерство и его отдельные представители – главные герои повести Куприна.
Описанные офицеры отличаются своими этическими и моральными качествами. Главный
герой повести Ромашов – человек скорее [1]
Основные понятия о нравственности, праве и
общежитии. Курс законоведения для кадетских корпусов. СПб., 1BB9. ^26-2B. [2]
Военная энциклопедия. Изд. тов. И. Сытина. Пг.,
1914. Т.17, вып.33. С.47-48. [3]
Крылов И.П. Памятка 43 Сибирского стрелкового
полка (1711-1911). Омск, 1911; Иванов П.И. 42-ой Сибирский стрелковый полк
(1711-1911 года) // Памятная книжка Томской губернии за 1912 г. Томск, 1912.
Приложение. С. 100-111. [4]
Дневниковые записи и воспоминания A.K
Куропаткина хранятся в РГBИA (ф.165). [5]
Драгомиров М.И. Учебник тактики, СПб., 1BB1; Он
же. Сборник оригинальных и переводных статей. СПб., 1B96; Он же. Одиннадцать
лет: Сб. оригинальных и переводных статей за 1B95-1905 гг. СПб., 1909. Кн.
1-2.; Он же. Избранные труды: Вопросы обучения и воспитания войск. M., 1956. [6]
Гейсман П.А. Краткий курс истории военного
искусства в средние и новые века СПб., 1893-1896 [7]
Бутовский Н.Д. О способах обучения и воспитания.
СПб., 1886; Галкин М. Новый путь современного офицера. М., 1906; Бацов В.
Беседы о воинском воспитании и боевой подготовке: В 2 ч. Пг., 1917; Грулёв М.В.
Злобы дня в жизни армии. СПб., 1911 и др. [8]
Засосов Д.А., Пызин В.И. Повседневная жизнь
Петербурга на рубеже XIX — XX веков. Записки очевидцев. М., 2003. С. 242. [9]
Драгомиров М.И. Вопросы воспитания и обучения
войск. M., Воениздат, 1956. С.613. [10]
Митрофан Сребрянский. Дневник полкового священника,
служащего на Дальнем Востоке. М., 1996. С.196, 197, 198, 199.