Библиотековедение Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Библиотечная выставка как средство коммуникации детской библиотеки с отдельными группами пользователей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Выставка в библиотеке как средство коммуникации с читателями 6

1.1 Значение коммуникации для библиотек в настоящее время 6

1.2 Возможности и особенности библиотечных выставок в организации коммуникаций с читателями 9

Глава 2. Оценка библиотечных выставок для коммуникации с отдельными группами пользователей на детском абонементе Покровской библиотеки 25

2.1 Анализ выставочной деятельности детского абонемента Покровской библиотеки 25

2.2. Анализ технологий, используемых при организации инновационных выставок в библиотеке для детей и молодежи 33

Заключение 41

Список литературы 44

Приложения 48

  

Введение:

 

В условиях информационного общества стала очевидной необходимость изменения коммуникационного взаимодействия во всех сферах жизни общества. Под воздействием информационных технологий меняется социокультурная среда и, как следствие, культур-ные практики человека. Библиотека сегодня – это социальный институт, документный фонд которой представляет собой запечатлённую ретроспективную социальную память. Сегодня библиотека оказывает услуги обществу, которые не свойственны ни какому дру-гому институту. Библиотека выполняет множество функций, но одной из важнейших яв-ляется коммуникация.

Несмотря на то, что в современном мире активно развиваются компьютерные и ин-формационные технологии, вопросы простого и эффективного человеческого общения остаются актуальными, а такие способности человека как чёткость и убедительность в из-ложении своих знаний и мыслей остаются весьма востребованными. Современный мир немыслим без коммуникативных профессий, а библиотекарь – это коммуникатор-профессионал, устанавливающий и поддерживающий социальные связи.

Сегодня выставочная деятельность в библиотеках является одним из ведущих направлений работы библиотеки с различными группами пользователей.

Библиотечная выставка сегодня – это не просто визуально красиво оформленное пространство, а трудоёмкий процесс, который включает в себя проектирование, органи-зацию и её создание. Выставка – это не только творчество, но и средство коммуникации между библиотекарем, книгой и читателем.

В настоящее же время выставочная деятельность библиотек рассматривается как об-разовательный проект, который помогает участникам получить информационные и ком-муникативные знания, обучиться проектным технологиям, выстраивать социальное парт-нёрство и приобрести навыки культуры чтения.

Библиотечная выставка прежде всего на привлечение читателей, активизацию их познавательной и творческой деятельности, побуждение к выстраиванию коммуникатив-ных связей с разными людьми.

«Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей читателей. Работа над выставками с инновационными моментами стано-вится интересной и для самих библиотекарей» [14, с.7].

Выставочная деятельность в библиотеках достаточно широко освящается в специ-альной печати. В 1931 году вышла первая брошюра Ю. Григорьева «Выставочная работа в библиотеках. Методика и техника». Позже Ю. Григорьев продолжил данную тему в учебном пособии «Открытый доступ к книжным фондам библиотек», в котором рассмот-рена особенность организации библиотечных выставок в условиях открытого доступа. Л. Беляков в своём пособии «Массовая работа библиотеки» также уделяет внимание выстав-кам. Методическая организация библиотечных выставок освещена в учебниках по курсу «Работа с читателями». В методических рекомендациях, составленных С. Матлиной «Массовая работа с читателями в ЦБС», которые были изданы в 1988 году, был отражён новый этап в организации выставок. Среди современных авторов, исследовавших эту проблему, можно назвать работы Н. В. Збаровской и О. П. Зыкова.

В последние время появились издания, которые посвящены социальным коммуни-кациям в библиотеках: «Типология и особенности современных коммуникаций в работе библиотек» В. В. Арутюнова [2], «Социальные коммуникации» А. В. Соколова [10]. Не-мало содержательных публикаций по данной теме можно обнаружить в профессиональ-ных периодических изданиях [18; 19; 22] и другие.

О теоретических основах социальных коммуникаций доступно и подробно пишет А. В. Соколов в учебно-методическом пособии «Социальные коммуникации» [10]. Автор даёт определения основных понятий, рассматривает уровни, виды, формы коммуникаци-онной деятельности, с учётом психологических, социологических, культурологических, философских аспектов. В. В. Арутюнов также освещает общие аспекты теории социаль-ных коммуникаций, но больше внимания уделяет особенностям коммуникаций в работе библиотек, даёт практические советы по установлению социальных коммуникаций. Ав-тор уделяет внимание вербальным и невербальным средствам коммуникации. Он даёт рекомендации по общению со средствами массовой информации, описывает то, как необходимо выступать на радио и телевидении, пишет о роли наглядных пособий во время выступлений, рекомендует новейшие методы по установлению контакта с аудито-рией. Данные темы подробно освещены автором в учебно-методическом пособии [2].

Интересные практические советы по установлению связей библиотеки с обще-ственностью и эффективному общению с социальными партнёрами даёт Е. В. Балашова, которая освещает данные вопросы в нескольких главах учебно-методического пособия «Библиотечная реклама: традиции и современные направления» [3].

Следует отметить работу Л. М. Туевой. В статье «Библиотека в контексте социаль-ных коммуникаций» [22] она рассматривает современную российскую библиотеку в ра-курсе социальных коммуникаций, пишет о коммуникационных действиях и их формах (диалог, управление, подражание). Автор анализирует деятельность библиотек как соци-ально-коммуникативных институтов.

М. А. Рябов рассматривает библиотеку, как коммуникативную систему, опираясь на теорию Н. Лумана. Автор даёт оценку библиотеки через призму коммуникации, описы-вает её место в системе социальных коммуникаций, рассматривает её внутренние комму-никации [19].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что библиотечная выставка всё более прочно занимает своё место в системе информационных коммуникаций, при этом выходя за рамки чисто библиотечной специфики и получая дальнейшее самостоя-тельное развитие в русле общих тенденций выставочной деятельности.

Объект исследования – выставочная деятельность в детской библиотеке.

Предмет исследования – способы коммуникации с разными группами пользовате-лей посредством библиотечной выставки.

Цель исследования – выявление коммуникативных возможностей библиотечной выставки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть значение коммуникации для библиотек в настоящее время;

— определить возможности и особенности библиотечных выставок в организации коммуникаций с читателями;

— провести анализ выставочной деятельности детского абонемента Покровской биб-лиотеки;

— проанализировать технологии, используемые при организации инновационных выставок в библиотеке для детей и молодежи.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, посвящённой теме исследо-вания; синтез информации; обобщение; изучение и анализ опыта работы детского абоне-мента Покровской библиотеки в данном направлении; проектирование библиотечных выставок для отдельных групп пользователей с дальнейшей их реализацией в работе.

Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период чело-веческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назна-чением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека существенно изменила своё социальное назначение: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Библиотека – это то место, где происходит коммуникация между людьми во време-ни и пространстве, так как библиотека хранит знания, накопленные столетиями, и любой человек при желании имеет возможность воспользоваться этими знаниями.

Библиотека – это площадка для общения, для налаживания контактов, для обмена знаниями между людьми.

Следовательно, одной из важнейших функций библиотеки является социальная коммуникация.

В настоящее время библиотечная выставка является неотъемлемой составляющей частью библиотечного пространства. Выставка становится продолжением и раскрывает культурный контекст библиотеки, привлекает внимание своими необычными способами оформления, современной лексикой и ненавязчивым диалогом с читателями. Значение библиотечной выставки в создании благоприятного образа библиотеки неоспоримо: чем интереснее и привлекательнее оформлена библиотечная выставка, тем сильнее положи-тельное впечатление о библиотеке в целом создаётся у пользователей.

По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.

Коммуникация библиотечной выставки – это концентрирование и передача инфор-мации в особой визуальной форме, включающей логические и эмоциональные составля-ющие и поданных для определённых групп пользователей. Библиотечная выставка, в си-лу своих особенностей, является центром библиотечных коммуникаций, средством сооб-щения и связи между процессами распространения информации.

В научной литературе достаточно широко и полно представлены классификации библиотечных выставок, но при этом отсутствует единая, на которую можно уверенно ссылаться. Стоит отметить, что, при всём при этом, чётко выделены основные признаки классификации библиотечных выставок: 1) хронологический (новые поступления книг и, так называемые, «забытые» книги); 2) содержательный (универсальная и отраслевая лите-ратура); 3) количественный признак; 4) адресный (стационарные и передвижные выстав-ки); 5) временной (регулярные и разовые выставки); 6) жанровый (смешанные, жанровые, серийные, фотодокументальные); 7) организационный признак (самостоятельные или яв-ляющиеся составной частью плана комплексных мероприятий); 8) конструкционный (ор-динарные, планшетные, развалы, витринные) и 9) функциональный.

Не стоит забывать, что каждая библиотечная выставка выполняет сразу несколько функций: информационную, коммуникативную, познавательную, адаптационную, обес-печение психологического комфорта посетителя, а также создаёт привлекательный имидж «интеллектуальной» библиотеки.

При создании библиотечной выставки следует учитывать многие факторы.

Во-первых, необходимо понимать и учитывать специфику каждой группы пользо-вателей библиотеки. Чётко осознавая для кого организовывается, выставка существует возможность правильно выстроить коммуникативную связь «читатель – библиотекарь – читатель».

Во-вторых, необходимо понимать, что библиотечная выставка – это, прежде всего, информационный продукт, создаваемый для определённой группы пользователей и пред-ставленный в индивидуальной демонстрационной форме.

И, в-третьих, в организации библиотечной выставки не бывает мелочей. Необходи-мо продумывать абсолютно всё: название разделы, производить качественный отбор ли-тературы для экспонирования на выставке. Также не стоит забывать об оформлении: шрифт, цветовая гамма, дополнительные аксессуары и подобранные к выставке цитаты – основные составляющие успешной и эффективной выставки, потому что сначала посети-тель воспринимает библиотечную выставку на визуальном уровне, а уже позже на интел-лектуальном.

В рамках исследования был проведён анализ выставочной деятельности детского абонемента Покровской библиотеки. Анализ анкетирования показал, что выставки, под-готовленные библиотекарем, визуально воспринимаются как единое целое, востребованы и полезны для разных групп пользователей. Также анкетирование показало, что библио-течная выставка – это средство коммуникации. Об этом свидетельствуют отзывы и поже-лания, а также желание читателей принимать непосредственное участие в процессе со-здания книжной или любой другой библиотечной выставки.

Так как целью данной работы было создание проекта библиотечной выставки для отдельных групп пользователей, то после проведённого исследования их было разработа-но три.

1. Книжная выставка для подростков «Охрана природы=Охрана Родины»

2. Книжная выставка для родителей «Родители! О ребёнке узнать не хотите ли?!»

3. Книжная выставка для детей «В Снежном царстве Морозном государстве»

Каждая выставка ориентирована на определённую возрастную категорию пользова-телей, несёт определённое целевое назначение и индивидуальна в своём исполнении. Но при всём при этом, каждая выставка – это средство коммуникации между детьми, родите-лями, сверстниками и, конечно же, библиотекой.

Таким образом, библиотечная выставка – это не просто собрание случайных книг, оказавшихся в одном месте по ряду случайных причин. Это, прежде всего, осмысленное творение, которое призвано пробудить в читателе не только интеллектуальную деятель-ность, но и желание общаться с окружающими, тем самым выстраивая коммуникативные связи по принципу «читатель – библиотека – читатель».

В силу всего выше перечисленного, данная работа может нести практическую и теоретическую пользу начинающим, молодым библиотекарям детских библиотек (дет-ских абонементов), которые только начинают изучать и разрабатывать библиотечные вы-ставки.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

1.1 Значение коммуникации для библиотек в настоящее время

К настоящему времени в библиотековедении сформировалось несколько подходов к изучению коммуникативной составляющей библиотечной деятельности. Наиболее ак-тивно данная тема разрабатывалась в рамках теоретического обоснования социальных функций библиотек. В ходе дискуссии о составе социальных функций, их содержатель-ных границах и иерархическом статусе, предлагались различные трактовки понятия «коммуникативная функция».

По сути, направленность научному дискурсу была задана работами В. Р. Фирсова, А. В. Соколова и Ю. Н. Столярова, в которых сущность коммуникативной функции предлагалось рассматривать как: а) осуществление культурной коммуникации в обществе [1]; б) передачу социальной информации, фиксирующей знание [2]; в) обеспечение кон-такта абонента с документом, другим абонентом, библиотекарем, техническим средством в целях удовлетворения и развития информационных потребностей абонента [3].

Каждая из этих позиций получила дальнейшее развитие в библиотековедческих ис-следованиях. При этом долгое время подход к коммуникативной функции как к акту до-кументной коммуникации вызывал более пристальное внимание учёных.

Предлагаемые в рамках этого подхода концепции отличались в основном уровнем абстрагирования. Одни библиотековеды раскрывали сущность функции через коммуни-кативное отношение «автор – книга – читатель» (О. В. Гиндина [4], Р. С. Мотульский [5]), другие – через коммуникативную связь между общественными информационными по-требностями и документированной информацией, циркулирующей в обществе (Т. Ф. Бе-рестова [6], Е. Т. Селивестрова [7], Л. В. Федореева [8]). 365 Со временем начался посту-пательный переход от инструменталистского видения роли библиотеки в системе доку-ментальных коммуникаций к признанию её миссии в сохранении и передаче наиболее значимых для устойчивого развития общества социальных и культурных практик. При-мечательно, что такое широкое понимание коммуникативной функции библиотек в большей степени присуще философам, социологам и культурологам, нежели библиотеко-ведам. Этой позиции придерживаются, например, И. К. Джерилиевская [9], И. П. Тику-нова [10], А. И. Фалалеева [11].

Исследователи довольно единодушны в определении иерархического статуса ком-муникативной функции. В подавляющем большинстве её ставят в ряд равнозначных сущностных функций, либо отводят ей ведущую (родовую, системообразующую) роль. Поскольку большинством учёных функции библиотек рассматриваются в контексте со-циального заказа общества, нередко в качестве синонимичных ими используются такие понятия, как «роль», «цель», «задачи».

В профессиональной печати нередко встречается утверждение: «Библиотека являет-ся основным социальным институтом, инструментальная роль которого воплощается в процессе социальной коммуникации посредством книг» [12, с. 140]. К сожалению, боль-шинство авторов ограничиваются констатацией роли (цели, задачи), не раскрывая меха-низма её реализации. Между тем, с практической точки зрения программно-целевой под-ход к изучению вопроса мог бы стать важным инструментом прогнозирования развития библиотек в новой коммуникативной среде.

Некоторые библиотековеды, исследуя коммуникативную составляющую библио-течной деятельности, отождествляют её с институциональными характеристиками биб-лиотеки. Так, Л. М. Туева считает, что библиотеку можно представить «как социально-коммуникативный институт, как коммуникационную систему, продуцирующую смыслы в виде библиотечных продуктов и услуг, выражая и проявляя себя этим в социальном пространстве» [13, с. 212].

По мнению Н. В. Жадько «библиотеке как социальному институту принадлежат ба-зисные сущностные 366 характеристики, заключающиеся в обеспечении культурной коммуникации на основе книжной культуры, что позволяет рассматривать её как один из каналов стратификации общества» [15, с. 8].

При этом «несоответствие форм и методов библиотечной деятельности её социаль-ным задачам стабилизации ведет к прекращению коммуникации и усиливает деформа-цию как структурных подразделений, так и самого социального института» [там же, с. 10].

В ряде научных исследований библиотеки рассматриваются как элемент различных коммуникационных систем/пространств. Так, Е. Ю. Гениева разработала социосемиоти-ческую модель библиотеки как центра межкультурной коммуникации. Автор определяет библиотеку как своеобразный микросоциум, определяющий ценности и нормы, способы организации пространственно-временных отношений, особенности коммуникационных видов деятельности и основополагающие функции внутри создаваемого локального со-общества [15].

Как элемент документных коммуникаций библиотека представлена в исследовании Т. Л. Бирюковой. В нём автор обосновала функциональные основы организации эффек-тивного взаимодействия библиотеки с другими документнокоммуникативными институ-тами (архивами, музеями, издающими и книготорговыми организациями, СМИ и др.) в условиях информационного сообщества [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы