Платная доработка на тему Автоматизация шипящих звуков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью игровых приёмов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения звукопроизношения
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5
1.1 Развитие звукопроизношения у детей дошкольного
возраста в онтогенезе 5
1.2 Особенности формирования навыков звукопроизношения у
детей с общим недоразвитием речи 11
1.3 Методика формирования произношения шипящих звуков у
детей дошкольного возраста с ОНР 14
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Практическая работа по автоматизации
произношения шипящих звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
посредством игровых приемов 18
2.1 Организация и методика диагностики произношения
шипящих звуков у дошкольников с ОНР 18
2.2 Анализ результатов диагностики 21
2.3 Методика использования игровых приемов для
автоматизации шипящих звуков у детей дошкольного возраста с ОНР 23
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Приложения 37
Введение:
Актуальность исследования. Важнейшей психической функцией,
«высшим регулятором человеческого поведения» (И.П. Павлов) и ведущим средством
всестороннего развития личности (Л.С. Выготский) является речь. В связи с
этим, проблемы и отклонения в речевом развитии не только затрудняют общение, но
и негативно сказываются в целом на психическом развитии ребенка. Недостатки
звукопроизношения ребенка-дошкольника ограничивают его общение со сверстниками
и взрослыми.
Развитие
речи в дошкольном возрасте, когда происходит активное совершенствование
физиологических возможностей и психических процессов ребенка, в том числе,
связано с формированием звукопроизношения, в процессе которого развивается
слуховое восприятие речи, дифференциация и воспроизведение ее отдельных
элементов, запоминание услышанного речевого материала, контроль собственной и
чужой речи для выявления ошибок.
Проблемы развития правильного
звукопроизношения в дошкольном возрасте исследованы отечественными учеными:
А.Н. Гвоздевым, И.Е. Тихеевой, А.В. Миртовой, А.М. Бородич,
М.Ф. Фомичевой и др.
Коррекция нарушений произношения у дошкольников освещается в исследованиях
Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцева, М.А. Александровской,
О.В. Правдиной, А.С. Герасимовой, О.С. Жуковой,
В.Г. Кузнецовой и др., которыми установлено, что самопроизвольное
исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка невозможно, и без
своевременной коррекции они закрепляются и становятся стойкими нарушениями.
Исследователями
отмечается усложнение структуры речевых отклонений и увеличение сочетанных
нарушений у детей с отклонениями в развитии (Т.А. Басилова,
Л.С. Волкова, Е.Л. Гончарова, Л.П. Григорьева),
в связи с чем необходимо проводить дифференцированную коррекционную работу на
логопедических занятиях (Р.Е. Левина,
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Необходимость
своевременной коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием
речи подтверждается ее важностью для подготовки детей к дальнейшему школьному
обучению (А.П. Воронова, Л.Ф. Спирова).
Проблемами
развития детей с ОНР занимались многие ученые, что нашло отражение в работах
Г.А. Волковой, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, В.И. Селиверстова и
др. Р.Е. Левиной была выделена проблема развития у старших дошкольников с
ОНР звукопроизносительной стороны речи, актуальность которой обусловлена
невозможностью полноценного овладения чтением и письмом при их отсутствии.
Поскольку вторичные отклонения легче предупреждать, чем корректировать,
Р. Е. Левиной был обоснован принцип предупреждающего подхода в работе
с детьми дошкольного возраста.
Следовательно,
педагогически целесообразная организация процесса автоматизации навыков
звукопроизношения у дошкольников с общим нарушением речи является актуальной
проблемой. Одним из самых распространенных и очевидных является нарушение
произношения шипящих звуков, сохраняющееся вплоть до школьного возраста.
Актуальность
проблемы побудила избрать тему исследования.
Объект
исследования: формирование звукопроизношения у детей
дошкольного возраста с ОНР.
Предмет
исследования: коррекция нарушений шипящих звуков у
дошкольников с ОНР с применением игровых приемов.
Цель
исследования: выявление эффективных игровых приемов
для автоматизации навыков произношения шипящих звуков у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Гипотеза
исследования состояла в предположении о том, что
автоматизация навыков произношения шипящих звуков у дошкольников с ОНР будет
проходить более эффективно в случае применения игровых логопедических методик,
включающихся не только в специальные занятия, но и в свободную игровую и
повседневную деятельность детей.
Для достижения цели исследования и
проверки гипотезы необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать особенности
развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Рассмотреть специфику развития навыков звукопроизношения у дошкольников с ОНР.
3. Выявить особенности
формирования навыков произношения шипящих звуков у дошкольников с ОНР.
4. Провести диагностическое исследование навыков
произношения шипящих звуков у дошкольников с ОНР.
5. Предложить систему игровых методов для автоматизации произношения
шипящих звуков у детей дошкольного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач
использовались следующие методы
исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта и методических разработок; педагогический эксперимент; статистическая
обработка экспериментальных результатов.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования
выявленных игровых приемов для автоматизации навыков произношения шипящих
звуков у дошкольников с ОНР в практике логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении.
Структура
исследования включает: введение, две главы, заключение, список
литературы, приложение.
Заключение:
Формирование
правильного звукопроизношения является важнейшей задачей при работе с детьми
дошкольного возраста. Несформированность фонематического восприятия
отрицательно влияет на качество звукопроизношения дошкольников, что приводит к
неустойчивой артикуляции, многочисленными заменами и смешениями звуков и т.д. и
требует своевременной коррекции данных нарушений.
Значительные
проблемы развития звукопроизношения наблюдаются у детей с общим недоразвитием
речи. Согласно анализу психологической и логопедической литературы, под общим
недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства у
детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом. Несмотря на
уровневую дифференциацию, можно указать ряд общих признаков, свидетельствующих о
системном нарушении речи. Это несоответствие между речевым и психическим
развитием ребенка, позднее начало речи, замедленный темп ее развития,
существенные дефекты звукопроизношения.
Одним
из самых распространенных нарушений звукопроизношения у дошкольников с условной
нормой развития и с ОНР является сигматизм, то есть нарушение шипящих звуков,
которое сосотавляет более двадцати процентов от всех нарушений звуков, сложных
по артикуляционному укладу. Выделяется несколько видов сигматизма шипящих
звуков – боковой, межзубный, носовой, имеющие собственные причины,
обусловливающие содержание и логику коррекционой работы.
Процесс
коррекционной работы по автоматизации произношения шипящих звуков у детей
дошкольного возраста с ОНР III уровня включает несколько преемственных этапов:
подготовительного, этапа постановки звука, этапа автоматизации произношения
звука и этапа дифференциации. Данный процесс должен ориентироватьсч на
использование игровых методик и приемов работы. Для
изучения состояния произношения шипящих звуков у детей дошкольного возраста с
ОНР III уровня был подобран комплекс диагностических заданий и разработана
балльно-уровневая система оценки результатов обследования. При исходной
диагностике было выявлено преобладание низкого и среднего уровня звукопроизношения
у испытуемых дошкольников.
Полученные результаты позволили выстроить процесс
коррекционной работы. Первый этап включает задания, направленные на развитие
слухового внимания и слуховой памяти детей и составляет базу для последующих
этапов. Его содержание составляли индивидуальные и фронтальные логопедические
занятия, включающие игровые упражнения на развитие фонематического восприятия.
Целью второго этапа является постановка шипящих звуков, для чего подбирались
игровые упражнения, основанные на непосредственной речевой работе. Содержание данного этапа коррекционной работы дополняется
упражнениями артикуляционной гимнастики, связанными с выработкой новых
произносительных умений и навыков. Если на первом этапе у ребенка формируются
основные артикуляционные движения, то на втором этапе происходит коррекция
неправильных и неточных движений, тренируется сила, точность правильных
артикуляционных движений, отрабатывалась их координация. В связи с этим в
артикуляционной гимнастике на втором этапе преобладают дифференцированные
движения артикуляционных органов, и большое внимание уделяется выполнению
коротких серий движений, необходимых для произношения шипящих. На следующем
этапе у детей с ОНР III уровня формируются
автоматизированные навыки звукопроизношения шипящих звуков.
Данный
подход повышает интерес детей к занятиям, что позволяло совершенствовать
качество звукопроизношения не только в изолированных звуках, но и на речевом
материале.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы изучения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 1.1 Развитие
звукопроизношения у детей дошкольного возраста в онтогенезе Согласно научным данным (А.Н. Гвоздев, И.Н. Шевченко,
О.С. Ушакова и др.), основой правильного звукопроизношения являются
устойчивые и достаточно дифференцированные представления о звуковом составе
слова, которые, в свою очередь, тесно связаны с формированием слухо-речедвигательного
взаимодействия. Отсюда вытекает правильная артикуляция звуков, их тонкая
слуховая дифференциация. При нормальном развитии речи, формирование ее звуковой
стороны осуществляется в двух детерминированных направлениях: усвоение движений
и позиций органов речи, необходимых для произношения (артикуляция звуков) и
усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения [30].
И при восприятии, и при произношении дифференциация звуков
происходит на основе выделения сигнальных признаков, которые четко отделены от
не имеющих фонематического значения. Как только у ребенка возникают затруднения
в звуковом дифференцировании, появляется замена одного звука другим и нарушение
звуков при произношении. Следовательно, прежде всего, необходимо различение и
выделение звуков речи, усвоение звуковой стороны речи.
В качестве характеристик развития процесса звукопроизношения
выделяются:
— дифференцирование звуков
речи, то есть, наличие четкого образа звука, когда он не смешивается с другим
ни по слуху, ни артикуляторно;
— представление об
обобщенном звуке речи, о фонеме, которая обладает определенными физическими
свойствами, признаками, как значимыми для данного языка, так и незначимыми
(И. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба и др.): например, такими, при
изменении которых меняется и смысл слова (например, глухость и звонкость: коза и коса, твердость и мягкость: был и бил); а
также высота, тембр, интонация.
А.Р. Лурия установлено, что в случаях нарушения
артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени
ухудшаться и его восприятие [15]. На основе психологического изучения детской
речи Р.Е. Левиной установлено, что для полноценного усвоения звуковой
стороны речи важнейшее значение имеет фонематический слух [13]. Также
было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия
фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признакам.
Несформированность произношения звуков в дошкольном возрасте
выражается вариативно:
— звонкие заменяются
глухими, [р] и[л] звуками [л’] и йот (j), [С] и [ш] звуков [ф] и т.п.;
— группа свистящих и
шипящих звуков, то есть фрикативных звуков, заменяется более простыми по
артикуляции взрывными звуками [т], [т’], [д], [д’];
— когда процесс
дифференциации звуков еще не произошел, вместо артикуляционно-близких звуков
ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук [Ш] вместо
[Ш’], вместо [с-с’], вместо [ч-т’] и т.п.
Характерной является ситуация, когда при искаженном произношении
звуков сохраняется некоторое сходство с нормативным звуком. При этом,
артикуляция у ребенка формируется, но процесс фонемообразования еще не
закончен, поэтому затрудняется различение близких звуков из нескольких
фонетических групп [Ткаченко].
Таким образом, низкий уровень звукопроизношения на практике
выражается в следующем: нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой
речи (в первую очередь глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких,
шипящих-свистящих-аффрикат и т.п.); неподготовленность к элементарным формам
звукового анализа и синтеза; затруднения при анализе звукового состава речи.