Платная доработка на тему Аппликация как средство развития творческих способностей 4-5 лет средней группы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Пояснительная записка 5
1.1. Теоретическое обоснование проблемы использования аппликации как средства развития творческих способностей детей 4-5 лет 5
1.2. Описание проектируемого продукта и место данного продукта в образовательном процессе 11
2. Практическая часть 13
2.1. Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта по использованию аппликации как средства развития творческих способностей детей 4-5 лет 13
2.2. Методические рекомендации по использованию разработанного продукта в образовательном процессе ДОУ 19
Заключение 36
Список литературы 42
Введение:
В современном модернизированном обществе система дошкольного образования должна быть ориентирована на создание условий для развития и самореализации личности ребенка, где одной из важнейших задач работы с детьми является развитие творчества. Для развития современного общества нужны не только знающие люди, но и творчески осознавая свое дело, с высокими творческими способностями и умением применять их на практике. Следовательно, творческая личность, способна оперативно ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно.
Современное дошкольное образование находится на этапе изучения и активного внедрения ФГОС. Учитывая на это, организация детской продуктивной деятельности в 4-5 лет – одна из актуальных проблем для специалистов дошкольного образования. Аппликация как один из видов продуктивной деятельности детей 4-5 лет сегодня направлена на обеспечение учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) [1].
Программа «От рождения до школы» определяет обязательную минимальную степень компетентности, необходимую для функционирования ребенка 4-5 лет в окружающей среде. В ней отмечено, что дошкольное учреждение отвечает за процесс художественно — эстетического развития детей 4-5 лет и предусматривает набор элементарных знаний, представлений, практических умений и навыков, которые гарантируют ребенку развитие творческих способностей, которое осуществляется через аппликацию [Вераксы, с.110].
Исходные положения программы дошкольного образования «От рождения до школы» определяют основные задачи аплликации для детй 4-5 лет, в которых сказано, что необходимо научить ребенка интересоваться таким видом искусства как аппликация; развить у него умение выкладывать детали развной формы и велечины и др. [Вераксы, с.110]. Аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Формирование творческой личности ребенка – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Более эффективно начинается ее развитие с 4-5 лет. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми 4-5 лет, а также материалы, с которыми они действуют, тем более интенсивно станут развиваться творческие способности. Актуальность работы обусловлена возникшим противоречием между объективной необходимостью развития творческих способностей детей 4-5 лет и недостаточной разработанностью занятий по аппликации в практической работе детского сада.
Теоретическую базу исследования составили: Проблему развития творчества в детстве разрабатывали А.Н. Дьяченко, Н.Н. Палагина, Е.Е. Кравцова и др. Условия возникновения изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Цель: создать и апробировать проект наглядного пособия для дошкольников средней группы на тему: «Занимательная аппликация».
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Создать пособие для детей 4-5 лет направленное на развитие творчества средствами аппликации.
3. Разработать и апробировать содержание проекта для дошкольников «Занимательная аппликация», направленный на развитие творческих способностей детей 4-5 лет.
Заключение:
В художественном развитии дошкольников 4-5 лет центральной есть способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа в аппликации. Именно занятия по аппликации отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
На занятиях аппликацией дети 4-5 лет учатся безукоризненно называть и разграничивать цвет, форму, величину и т д. Получают представление о пространственном положении предметов: правая сторона, левая, угол, центр и категории величины такие как, больше или меньше. При этом у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на основе формируется художественный вкус. Им нужно самим составлять цвета или окрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, они воспитываются умением подбирать хорошие.
Занятия аппликацией приучают детей 4-5 лет к работе по плану. Она очень важная, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются большие формы, затем детали).
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок 4-5 лет учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, разлагать формы листа на равном расстоянии друг от друга.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное, мы под творческими способностями будем понимать синтез свойств и черт характера ребенка, которые в свою очередь будут характеризовать степень его соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обуславливающих уровень результативности этой деятельности. Аппликация при этом – одна из составляющих изобразительной деятельности детей в детском саду. Это способ создания орнамента или художественного изображения путем наклеивания кусочков бумаги. Она дает детям возможность передать свои впечатления об окружающей действительности.
В качестве проектируемого продукта выступает пособие для дошкольников «Занимательная аппликация».
Основная цель создания пособия «Занимательная аппликация»: создать условия для развития творческих способностей детей 4-5 лет через занятия по аппликации.
Пособие разрабатывалось таким образом, что бы воспитатели имени возможность провести занятия по аппликации в средней группе. Пособие «Занимательная аппликация» позволит организовывать продуктивную деятельность детей 4-5 лет в рамках комплексной программы «От рождения до школы». Предлагаемый материал пособия представляет собой конспекты занятий в средней группе детского сада, в количестве 10 штук.
В процессе создания наглядного пособия нами были разработаны конспекты, в которых были использованы следующие материалы:
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).
Формирование творческих способностей 4-5 лет средней группы у дошкольников входит в перечень задач образовательной области ФГОС дошкольного образования.
Особое внимание в процессе формирования творческих способностей уделяется эмоционально-чувственной сфере ребенка, проявляющихся у ребенка на ранних этапах онтогенеза в процессе творчества.
В образовательном процессе, ориентированном на формирование творческих способностей у ребенка, педагогу следует опираться: на приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации; на потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; на необходимость в совместной с взрослыми оценочной деятельности; на продуктивное воображение ребенка.
В соответствии с этим можно выделить в структуре творческих способностей дошкольников следующие компоненты:
— когнитивный компонент включает знания ребенка о содержании базовых понятий, ценностях и нормах, понимание их творческого значимого смысла, представление о творческих качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нормами и руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;
— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком творческих понятий, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результатов своих поступков, желании ребенка овладеть творческими качествами и проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;
— деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать свое поведение в творчестве в соответствии с усвоенными нормами;
— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение творческих правил и норм как собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности ребенка адекватно оценивать свои творческие качества, собственные действия и поступки, сопоставляя их с нормами как эталонами регуляции поведения.
Все четыре компонента взаимосвязаны и формируются в единстве. Так, более глубокое знание и понимание ребенком творческих знаний, их ценностного смысла, сущности творческих качеств человека (когнитивный компонент) стимулирует развитие адекватного эмоционального отношения к ним, мотивации к овладению нравственными качествами, стремление ребенка проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми (эмоционально-мотивационный компонент).
В процессе формирования творческих способностей сильные эмоции, сопровождающие восприятие ребенком способствуют формированию творческой личности. Взрослым необходимо создавать условия, в которых творчество становится регуляторами поведения ребенка, его взаимоотношений с другими людьми, его действий и поступков (деятельностный компонент). Таким способом устанавливается взаимосвязь между творческими способностями и поведением ребенка.
Рефлексивный компонент предполагает наличие у ребенка самооценки, включающей осознание и осмысление собственных действий и поступков с позиции творчества, способствует формированию «Я концепции».
Таким образом, можно заключить, что творческие способности представляют собой интегральное личностное образование, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
Таким образом, в процессе создания наглядного пособия нами были разработаны конспекты, в которых были использованы следующие материалы:
При разработке конспектов для развития творческих способностей мы исходили из содержательных характеристик выделенных компонентов в структуре нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников: когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного.
Конспекты воспроизводят логику образовательной работы педагога по формированию творческих способностей.
Цель: формирование у дошкольников творческих способностей на основе традиционных базовых ценностей в единстве когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
В образовательной работе, направленной на формирование у дошкольников творческих способностей, мы выделяем несколько последовательных и взаимосвязанных этапов, которые реализуются благодаря конспектам. На первом этапе основное внимание направлено на формирование у дошкольников когнитивного компонента. Педагог подбирает аппликации. В процессе игр формируются у детей представления о качествах человека.
Основными методами руководства являются: объяснение и разъяснение содержания понятий, анализ игровой ситуации, обсуждение, беседа, показ.
На втором этапе акцентируется внимание на формировании у детей эмоционально-мотивационного компонента. Педагог подбирает, в первую очередь аппликации, с ярко выраженным содержанием для того, чтобы сформировать эмоциональный отклик у детей
Методы руководства: работа над текстом художественного произведения, воспроизведение эмоциональных состояний, проигрывание сюжетных сценок, беседа.
На третьем этапе интенсивно формируется деятельностный компонент. Интерес представляют аппликации по мотивам сюжетов рассказов, сказок, мультипликационных фильмов, в том числе, с музыкальным сопровождением, поскольку в дошкольном возрасте особое место занимает эмоционально-чувственное восприятие сюжета, характеров и поступков героев. На этом этапе широко применяются все виды игр, в которых уточняется и закрепляется содержание.
Методы руководства: беседа, обсуждение, анализ проблемных ситуаций.
На четвертом этапе внимание педагога акцентируется на формирование у детей рефлексивного компонента как способности объективно оценивать себя, свои возможности. Методы руководства: беседа, анализ ситуации, обсуждение, разъяснение, пояснение.
Следует отметить, что деление на этапы носит условный характер, задачи каждого этапа реализуются комплексно, т.е. предусматривают комплексное педагогическое воздействие на формирование когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов дошкольников средствами аппликации. Последовательность этапов проявляется в том, что на каждом из них педагог акцентирует внимание на формировании у детей определенного структурного компонента.
Основными условиями, обеспечивающими эффективность формирования творческих способностей, являются:
— сотрудничество с семьями воспитанников;
— обогащение предметно-пространственной среды.
Аппликация это способ создания орнамента или художественного изображения путем наклеивания кусочков бумаги. Она дает детям возможность передать свои впечатления об окружающей действительности, что дает возможности для развития творческих способностей, поэтому далее рассмотрим разработанные уроки по аппликации, в процессе которых также будет использована игровая деятельность.
Фрагмент текста работы:
1. Пояснительная записка
1.1. Теоретическое обоснование проблемы использования аппликации как средства развития творческих способностей детей 4-5 лет
Феномен проблемы развития творческих способностей лежит в двух плоскостях: психологической и педагогической. Эту проблему рассматривали как зарубежные, так и отечественные ученые.
В психологии зарубежные ученые творчество рассматривали как один из процессов, зарождающихся внутри психического развития ребенка.
Т. Рибо рассматривал творческое в личности как установление новых ассоциаций [23, с.56].
Механизм развития творчества по Т. Рибо трактовался следующим образом: диссоциация – операция разделения рядов состояний сознания – и ассоциация – их объединение. Таким образом, по мнению ученого, творческие способности могут иметь сознательные существующие ассоциации. Воображение при этом проявляется через закон, порождающий новые сообщения (ассоциации по сходству). Ассоциация по сходству, за Т. Рибо, предполагает смешанную работу (ассоциации и диссоциации): это деятельная форма. Поэтому она и есть главный источник материалов творческого развития [23, с.57].
Первые проявления творческого Т. Рибо относит к возрасту 4-х лет. Он подчеркивал при этом, что ребенок 4-х лет гораздо быстрее развивается, чем мышление, поэтому и кажется, что его воображение и ассоциации богаче. Генезис развития творческих способностей Т. Рибо представлял в виде четырех стадий:
– для первой стадии характерно наличие перехода от пассивного воображения в творческому;
– вторая стадия начинается, когда ребенок оживляет окружающие предметы;
– третьей стадией является стадия игры, когда ребенок проходит период от подражания к перевоплощению;
– четвертую стадию автор определял как период «романтической изобретательности», или стадию художественного творчества [23, с.158]
Согласно этому закону, путь к творческим способностям проходит в своем развитии два периода: первый, это период приготовления, и второй, это период окончательной сборки. Первый период оказывается в независимости воображения от мышления. На втором этапе под влиянием критического мышления воображение может погаснуть, или, становится творческим.
Дж. Сэлье поддерживал Т. Рибо и считал, что одним из основных способов работы творческих способностей является ассоциация. Другим способом автор выделял апперцепцию – субъективный отбор средств и признаков, входящих в состав нового значения [24, с.110].
Активный характер творческого начала был подчеркнут и в
гештальтпсихологии. Представители этого направления (М. Вертгеймер, К. Коффка), ставили на первый план переосмысление предметного содержания. Эти авторы считали, что любой творческий процесс начинается со структурно незавершенной проблемной ситуации. Ситуация же завершается структурно, и исчезает благодаря возникновению новой структуры путем мгновенной перестройки («Инсайта») психических («ментальных») структур («Образов»). Одним из условий переструктурирования проблемной ситуации, является отказ от привычных схем, шаблонов, которые сложились в прошлом опыте.
К. Коффка, исследуя развитие творческого воображения, пришел к выводу, что у ребенка изначально существует специфический мир детских структур определенного поведения [13, с.88].
В отличие от рассмотренных выше концепций, некоторые из психологов отдавали творчеству самостоятельную позитивную роль в развитии познания, хотя и фантазии отводили также большое место в жизни ребенка.
К. Бюлер считал деятельность фантазии спонтанной и указывал на отсутствие связи основных линий познавательного развития и фантазирования. Автором были выявлены определенные этапы в развитии творчества. Первую стадию К. Бюлер относил к возрасту от 2-х до 4-х лет, когда в жизни ребенка господствуют мнимые значения. Вторая ступень – с 4х до 6-ти лет – это возраст сказок, возраст упражнения в фантазирования.
Таким образом, мы видим, что все дошкольное детство ребенок проводит в мире фантазий. К. Бюлер рассматривал фантазирование как переходный этап в развитии творчества, как некоторое несовершенство познавательной сферы [19, с.111].
Основатель генетической психологии Ж. Пиаже, выводя все психическое развитие из особенностей взаимодействия ребенка со средой. Ученый рассматривал творчество как процесс искаженного отражения реальной действительности. Автор указывал на то, что первичная форма отношения ребенка к реальности состоит в аутистическом мышлении и является основой построения воображаемой действительности.
По Ж. Пиаже, ребенок составляют образы, возникающие в процессе его развития в следующем порядке:
– статические образы, дающие близкое к восприятию отражение действительности;
– кинетические образы, отражающие изменения пространственных положений объектов;
– трансформированные образы, отражающие изменения форм [18, с.236].