Платная доработка на тему Анализ потребительских свойств и ассортимента пива светлого реализуемого в предприятии розничной торговли
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты исследования потребительских
свойств и ассортимента пива 8
1.1. Анализ рынка светлого пива. 8
1.2. Формирование потребительских свойств светлого пива. 14
1.3. Методы оценки ассортимента светлого пива. 23
1.4. Требования к качеству светлого пива. 25
2. Исследование потребительских свойств и ассортимента
пива светлого, реализуемого в торговой сети «Пятерочка» ООО «Агроторг». 29
2.1. Оценка потребительских свойств пива светлого. 29
2.2. Анализ ассортимента пива светлого. 37
2.3. Результаты социологического опроса потребителей пива
светлого. 37
3. Комплексный анализ современного состояния торговой сети
«Пятерочка» ООО «Агроторг». 40
3.1. Организационно-экономическая характеристика
исследуемого магазина торговой сети «Пятерочка» ООО «Агроторг». 47
3.2. Анализ факторов формирования ассортимента светлого
пива, реализуемого в исследуемом магазине «Пятерочка». 57
3.3. Рекомендации по оптимизации ассортимента светлого
пива, реализуемого в исследуемом магазине «Пятерочка». 61
Заключение. 66
Список использованных источников. 69
Введение:
Пиво – настолько привычный,
домашний и уютный напиток, что порой кажется, что оно было всегда. Наука
подтверждает, что это вполне вероятно: по данным археологов, история хмельного
напитка насчитывает несколько тысячелетий. Вместе с тем, точно назвать родину
пива невозможно – похожие напитки, но из разных ингредиентов, были известны
самым разным народам – от египтян, вавилонян и шумеров до китайцев и индейцев[39,
с. 101].
Напиток-прародитель современного
пива пользовался популярностью у жителей Вавилона еще 6-8 тысяч лет назад. А
первыми пивоварами, скорее всего, были женщины-домохозяйки. Они перетирали
зерна ячменя и спельты (будущей пшеницы), добавляли к ним «ароматические»
добавки в виде душистых трав и заливали водой. Смесь бродила, потом
отстаивалась, и через несколько дней получался освежающий напиток, отдаленно
похожий на современное пиво. Пили его через соломинку, чтобы отфильтровывать
нежелательный осадок[39, с. 102].
Более чем за 1700 лет до нашей
эры был составлен кодекс вавилонского царя Хаммурапи. Особое внимание в нем
уделено производству и продаже пива. В частности, чтобы пресечь торговые
махинации, установлены предельные цены на жидкий товар. Помимо карательных мер,
кодекс Хаммурапи также информирует, что в те времена почти все лекарства либо
растворяли в пиве, либо запивали пивом.
Египетские пивовары довели до
совершенства технологию приготовления ячменного солода, но кроме этого, умели
варить пиво и из других злаков. Для придания напитку изысканности в него
добавляли пряности – шафран, анис и другие, и даже приправляли его ядовитой
мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. На вкус
древнеегипетский «хек» (так называлось пиво) был сладким и крепким.Благодаря
египтянам, о пенном напитке узнали жители Эфиопии, Персии, Кавказа, Древней
Греции. И хотя древние греки и особенно римляне не были поклонниками пива,
предпочитая ему вино, именно через них пиво стало известно европейцам[22, с.
315].
Разумеется, Европа была знакома
с «пивообразными» напитками с незапамятных времен. Древние индоевропейцы –
фригийцы и фракийцы, а также скифы варили их из того, что было под рукой –
ячменя, дробленого риса, овса, проса. Предки современных испанцев называли
ячменный напиток cerea (cerveza). Кельты готовили напиток из пшеницы и меда, и
для них он был больше едой, чем питьем.
Но главными пивоварами в Европе
в те времена были германцы. Впоследствии технология приготовления пива
распространилась в Англии и Скандинавии, а затем – и по всему миру, принеся
именно Германии славу родины пива.
Современное название пива –
немецкое Bier или английское beer – происходит от староверхненемецкогоPeor или
Bior. Оно, в свою очередь, восходит к латинскому biber – напиток. Есть и другое
старогерманское название пива: Alu, Alus, Õlu, Alo или Ealo. В нем легко
угадывается английский «эль»[22, с. 317].
Расцвет пивоварения в Европе
произошел в Средние века. Свою роль здесь сыграли сразу несколько факторов.
Во-первых, новой эрой для
пивного дела стало «открытие» хмеля. Это растение в Европе было известно с VIII века, однако для того,
чтобы оно стало важнейшим компонентом при производстве пива, понадобилось еще
целых четыре столетия. Между тем, именно хмелю современное пиво обязано многими
своими свойствами: не усиливая опьяняющих качеств напитка, он придает ему
горечь, оригинальный вкус и аромат. Кроме того, хмель облегчает осветление пива
и увеличивает срок его хранения. В Германии хмель ценился так высоко, что им
даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в
европейскую валюту, правда, до XV-го
века – не вполне конвертируемую из-за запрета к употреблению в Англии.
Во-вторых, с появлением городов
производство пива из домашнего, часто кустарного промысла становится ремеслом.
В городах появляются муниципальные пивоварни и целые сословия пивоваров,
которые начинают профессионально заниматься производством пенного напитка.
Не позже XIII века коммерческое пивоварение
началось на территории нынешней Чехии, в Пльзене и Ческе-Будеёвице (Будвайсе).
Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии эль
стал главным национальным напитком к концу XIV века.
К XIII веку в северной Германии варили
неплохое пиво, и что важное – безвредное для здоровья. В ганзейских городах,
особенно в Бремене, наблюдался настоящий бум пивоварения. К концу XV века в Гамбурге
действовало 600 пивоварен. Их продукция поставлялась во многие страны Европы и
Средиземноморья. Немецкое пиво пили также в Новгороде и Пскове. В обратном
направлении везли русский мед (тоже пивной напиток), а позже стали
импортировать хмель.
Огромную роль в становлении
немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом
соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный «Заповедью чистоты»
(Reinheitsgebot), устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже –
ячменного солода), хмеля и чистой воды. Тех, кто разбавлял и подделывал пиво,
строго штрафовали, а самых отпетых – как в древности, топили в собственном
пиве. С «поправкой на дрожжи» Reinheitsgebot действует в Германии до сих пор[22,
с. 320].
Наконец, важным событием в
истории и технологии пивоварения стало открытие в 19 веке Луи Пастером
дрожжевых грибков – одноклеточных организмов, ответственных за брожение. А в
1881 году датчанин Эмиль КристианХансен впервые получил чистую культуру пивных
дрожжей, что открыло перед пивоварами новые горизонты.
Восточные славяне вначале варили
пиво не из ячменя, а из проса. Еще в Киевской Руси умели варить пивной напиток,
который назывался олуй или словина. Первое упоминание о славянском пиве
относится к 448 году, но особенно широко пивоварение распространилось в IX веке в Великом Новгороде.
Слово «пиво» имеет праславянские
корни и означает «напиток». Оно образовано от глагола «пить, пивать
(старорусская форма)» с добавлением окончания -во. В Толковом словаре живого
великорусского языка Владимира Даля слово «пиво» отдельно не выделено и идет
производным в разделе глагола «пить, пивать». По В. Далю пиво, пивцо, пивко –
хмельной напиток, который варят из солода и хмеля. Легкий напиток называли
полпивом, а затем появилось слово «брага». Различали простую, малиновую,
сладкую, медовую, пшеничную и овсяную брагу, и все это считалось разными
напитками[22, с. 320].
На коммерческие рельсы
производство пива в России начало становиться в начале XVII века. Петр Первый строил флот, а
моряки в то время использовали пиво в качестве средства против цинги. Пиво с
этого времени вошло в обязательный ассортимент угощений на празднествах,
устраиваемых по случаю памятных дат и военных триумфов.
В XIX веке пивоварни, варившие пиво по
европейской технологии, стали появляться по всей стране. К 1880 году общее
число пивоварен в России достигало 1,5 тысяч. Накануне Первой мировой войны по
объему производства первое место занимало Московское Трехгорное товарищество,
затем следовали петербургские заводы. Но уже во время Первой мировой войны
большинство пивзаводов закрылось.
Возрождение пивоварения в
промышленных масштабах началось в 1990-х годах – компании «Балтика», Interbrew, SABMiller и ряд других.
Актуальность
темы обусловлена пусть невысоким, но стабильным ростом потребления пива.
В работе
использовались следующие научные методы исследования: методы эмпирического
исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; для исследования
физико-химических показателей качества – лабораторные аттестованные согласно
соответствующим нормативным документам.
Объектом
исследования является пиво, реализуемое в магазине «Пятерочка» Общества с
ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Агроторг».
Предметом
исследования – показатели качества пива, реализуемого в магазине «Пятерочка».
Цель работы – проведение
исследования потребительских свойств светлого пива, оценка качества отобранных
образцов светлого пива, рекомендации по оптимизации ассортимента и продаж пива
в сети «Пятерочка».
Задачами
исследования являются:
1. Анализ
рынка светлого пива;
2. Описание
принципов формирования потребительских свойств светлого пива;
3. Описание
методов оценки ассортимента светлого пива;
4. Описание
требований к качеству светлого пива;
5. Оценка
потребительских свойств светлого пива;
6. Анализ
ассортимента светлого пива;
7. Результаты
социологического опроса потребителей светлого пива;
8. Описание
организационно-экономической характеристики исследуемого магазина торговой сети
«Пятерочка» ООО «Агроторг»;
9. Анализ
факторов формирования ассортимента светлого пива, реализуемого в исследуемом
магазине «Пятерочка»;
10. Рекомендации по
оптимизации ассортимента светлого пива, реализуемого в исследуемом магазине
«Пятерочка».
Заключение:
1. ГОСТ 31711-2012 «Пиво. Общие технические
условия».
2. ГОСТ 12786-80 «Пиво.
Правила приемки и методы отбора проб (с Изменениями №№ 1, 2)».
3. ГОСТ 12787-81 «Пиво.
Методы определения спирта, действительного экстракта и расчет сухих веществ в
начальном сусле (с Изменениями №№ 1, 2, с Поправкой)»
4. ГОСТ 12788-87 «Пиво.
Методы определения кислотности».
5. ГОСТ 31764-2012 «Пиво.
Метод определения pH»
6. ГОСТ 12789-87 «Пиво.
Методы определения цвета (с Поправкой)».
7. Аванесов, Ю. А. Основы
коммерции на рынке товаров и услуг/ Ю. А. Аванесов, Н. А. Клочко. – Москва: ТОО
«Люкс-Арт», 2016. –176с.
8. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник.
(Высшее образование): М.: Изд. «НОРМА», 2018.-240 с.
9. Барановский, В.А. Продавец/ В.А. Барановский.
– Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2017. –58 с.
10. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление
качеством: Учебник. (Высшее образование): М.: ИНФРА – М, 2016.
11. Боровикова Л.А. Исследование продовольственных
товаров.- М.: Экономика, 2015.-256 с.
12. Васильева, Г.А.
Коммерческое товароведение и экспертиза/ Г.А. Васильева, С.Т. Мушкин. – Москва:
ЮНИТИ,2017. – 228 с.
13. Великанов Л.В. Современные технологии в
розничной торговле и их применение.//Практический маркетинг.-2018.-№5.
14. Волков О.И. Экономика предприятия. — М.:
Экономика, 2018. -185 с.
15. Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в
России. – М.: Финансы и статистика,2015. -176 с.
16. Гончарова, В.Н.
Товароведение пищевых продуктов/ В.Н. Гончарова, Е.Я. Голаупова. – Москва:
“Феникс”, 2015. – 275 с.
17. Грищенко О.В. Анализ и диагностика
финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие.-Таганрог:
Изд-во ТРТУ, 2019. 94 с.
18. Дреев Г.А. Современная
концепция товароведения. Международный форум «Ярмарка банков и инвестиционных
проектов в АПК» Труды ХI
международной научно-практ. конф. «Стратегия развития пищевой
промышленности».2015. Вып.10.Т.1.С.295-298.
19. Дубцов Г. Г. Товароведение пищевых
продуктов. — М.: Мастерство, 2017. 264с.
20. Жиряева, Е.В.
Товароведение/ Е.В. Жиряева. – СПб: Питер, 2014. – 476 с.
21. Ильин А. И. Планирование на предприятии, М.,
2014. — 145 с.
22. Казанцева, Н.С.
Товароведение продовольственных товаров/ Н.С. Казанцева. – Москва: Дашков и К,
2017. – 400 с.
23. Калачев, С.Л.
Теоретические основы товароведения и экспертизы / С.Л. Калачев. – Москва:
Юрайт, ИД Юрайт, 2013. – 463 c.
24. Киричук Д. Супермаркеты Ростова: соседство с
рынком идет на пользу.//Мое дело-2015.-№2. С. 25.
25. Коник, Н.В.
Товароведение продовольственных товаров/ Н.В. Коник. – Москва: Альфа-М, НИЦ
ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
26. Коновалова Т. Ю. Ассортимент и качество, М., издательство?2017.
— 125 с.
27. Коробкина З.В. Товароведение вкусовых товаров.
М.: Экономика, 2016.стр?
28. Кругляков, Г.Н.
Экономика/ Г.Н. Кругляков, Г.В. Круглякова. – Ростов н/Д: издательский центр
«Март», 2017. – 368 с.
29. Крылова, Г.Д. Основы
стандартизации, сертификации, метрологии/ Г.Д. Крылова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА,
2013. – 187 с.
30. Куликова, Н.Р. Основы
товароведения/ Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. – Москва:
Альфа-М, ИНФРА-М, 2014. – 336 c.
31. Лиман, Н.М. Товарная
экспертиза/ Н.М. Лиман, Т.И. Путилина, В.В. Горбунева. – Ростов н/Д:
издательский центр «Март», 2014. – 285 с.
32. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг.
Учебное пособие/ Под общ. ред. М.: ИНФРА-М, 2019.-460 с.
33. Лифиц, И.М. Теория и
практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг/ И.М. Лифиц. – Москва:
ЮРАЙТ-М, 2015. –241 с.
34. Ляшко, А.А.
Товароведение, экспертиза и стандартизация/ А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И.
Волошко. – Москва: Дашков и К, 2013. – 660 c.
35. Малютенкова С. М.
Товароведение и экспертиза кондитерских товаров/ С. М. Малютенкова, Д.О.
Епифанова. – СПб: Питер, 2017. – 375 с.
36. Малютенкова, С.М.
Товароведение и экспериза кондитерских товаров/ С.М. Малютенкова. – СПб: Питер,
2014. – 480 с. Зачем?
37. Матюхина, З.П.
Товароведение пищевых продуктов/ З.П. Матюхина. – Москва: ИЦ Академия, 2018. –
336 c.
38. Нечаев, В.Н. Пищевые
добавки/ В.Н. Нечаев, А.А. Кочеткова, А.Н. Зайцев. – Москва: Колос Пресс, 2014.
– 256 с. ?
39. Николаева М.А. Товароведение потребительских
товаров. Теоретические основы. Учебник. М.: Изд. «НОРМА», 2015.283с.
40. Николаева, М.А.
Теоретические основы товароведения/ М.А. Николаева. – Москва: НОРМА, 2013. –
427 c.
41. Николаева, М.А.
Хранение продовольственных товаров/ М. А. Николаева, Г. Я. Резго. – Москва :
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 302 с.
42. Новикова А.М., Никифорова Н.С., ГолубкинаТ.С.,и
др. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник.
– М.: ПрофОбрИздат, 2014.
43. Райкова, Е.Ю.
Теоретические основы товароведения и экспертизы/ Е.Ю. Райкова. – Москва: Дашков
и К, 2013. – 412 c.
44. Родина Т. Г. Дегустационный анализ продуктов. —
М.: Экономика, 2014.-160с.
45. Рубцова Л.И., Тимофеева В.А. Основы организации
торговли продовольственными товарами: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс,
2015.
46. Скляренко С. А.,
Стригина М. О., Есипова Е. С., Филиппова М. Г. Анализ полевого исследования
рынка// Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 362 — 367.
47. Соломатина А.Н. Экономика и организация
деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. М.:
ИНФРА-М, 2016.
48. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных
товаров: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс,2018.
49. Товароведение и экспертиза продовольственных
товаров: Учебник (Высшее образование): М.: ИНФРА – М, 2015.
50. ЧепурнойИ.П.Товароведение и экспертиза вкусовых
товаров. Учебник, М.:: «ГИОРД», 2013.
51. Шепелев А.Ф., Мхитарян К.Р.
Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Учебное пособие.
-Ростов н/Д: издательский центр «Март»,2019. Стр?
Правильно оформить список, удалив не относящиеся к теме и устаревшие (до 2015г)
источники!
Приложение? Документы по предприятию!
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты исследования
потребительских свойств и ассортимента пива 1.1. Анализ рынка светлого пива Союз Российских Пивоваров и
компания NielsenRussia опубликовали пресс-релиз по итогам высокого сезона 2019
года
Объемы продаж
Продажи пива в мае-сентябре 2019
возросли на 2,6% в денежном выражении и на 0,2% в натуральном выражении (к
уровню высокого сезона 2018 г.). В июне и сентябре динамика роста оказалась
выше, чем в аналогичный период 2018 года, в то время как в июле и августе ниже[15,
с. 99].
Для сравнения, в мае-сентябре
2018 г. рост продаж в денежном выражении составил 9,5%, а в натуральном
выражении – 7,8% (к аналогичному периоду 2017 г.). Таким образом, в 2019 г.
рост продаж замедлился как в натуральном, так и в денежном выражении. Это
объясняется неблагоприятным влиянием холодного лета и ростом цен на пиво[15, с.
99].
Напротив, в 2018 г. погодные
условия благоприятствовали продажам пива, а дополнительным стимулирующим
фактором стало проведение чемпионата мира по футболу в России.
Рост продаж пива в денежном
выражении в январе-сентябре 2019 г. составил 4,1% (к аналогичному периоду
предыдущего года). Для сравнения, рост продаж товаров широкого потребления
(FMCG) за тот же период составил 4,7%[15, с. 100].
Пиво является категорией №2 в
обороте товаров повседневного спроса. В январе-сентябре 2019 г. доля продаж
пива в денежном выражении составила 8,8% (среди категорий, замеряемых Nielsen в
городах России). Это на 0,1%% меньше, чем в январе-сентябре 2018 г.
В мае-сентябре 2019 г. из всех
категорий продуктов, потребление которых возрастает в течение теплого сезона,
только пиво продемонстрировало стабильность продаж (+0,2% к маю-сентябрю 2018
г. в натуральном выражении). Для сравнения, продажи мороженого сократились на
1,6%, воды – на 2,2%, сладких газированных напитков – на 5,2%, кваса – на
10,8%, холодного чая – на 12,2%[15, с. 100].
В 2018 и 2019 гг. основным
фактором стабильности продаж пива стало расширение ассортимента. Количество брендов
в 2018 г. (май-сентябрь) увеличилось на 17,6% (к 2017 г.): с 1749 в 2017 г. до
2046 в 2018 г. В течение «высокого сезона» 2019 г. это число достигло 2397,
рост к 2018 г. составил 17,2%.
Среднее количество товарных
позиций в торговых точках также возрастало стабильными темпами: с 90 в 2017 г.,
до 96 в 2018 г. и 102 в 2019 г. (сравнение по периодам май-сентябрь).
В то же время рост доли промо
продаж замедлился по сравнению с 2018 г. Доля промо продаж в денежном выражении
в 2017 г. составила 50%, в 2018 г. – 53%, а в 2019 г. – 54%. В натуральном
выражении, соответственно, 52%, 53% и 54%.
Средняя цена за литр пива (по
периоду май-сентябрь), напротив, в 2019 г. возрастала быстрее, чем в предыдущем
году. В 2018 г. наблюдался рост с 94 до 95 рублей за литр, тогда как в 2019 г.
– до 98 рублей за литр[15, с. 101].
Среди всех каналов продаж пива,
наибольший рост наблюдался в минимаркетах, что компенсировало снижение или
стагнацию в других каналах. В натуральном выражении рост продаж в минимаркетах
составил 8,5%, главным образом за счет увеличения числа торговых точек этого
типа. При этом, продажи в минимаркетах составляют 42,6% всей пивной розницы (в
натуральном выражении). В последние годы наблюдается тенденция к росту этой
доли.
Отмечен рост продаж в натуральном
выражении на 5,7% также в павильонах разливного пива. При этом увеличилось и
количество данных торговых точек, и объем продаж в расчете на точку. Доля
продаж, приходящаяся на этот канал, имеет тенденцию к росту и уже достигла
7,4%. в городской среде.
Наибольший спад продаж пива, в
натуральном выражении в высокий сезон на 13,5%, продемонстрировали
гипермаркеты. Их количество возросло, однако средний объем продаж в расчете на
торговую точку значительно снизился. Доля гипермаркетов в общем объеме продаж
пива составляет всего 5,4% и снижается из года в год.
На 4,8% упали продажи пива в
супермаркетах, несмотря на значительный рост числа таких торговых точек. Их
доля в объеме продаж составляет 27,1% и имеет тенденцию к снижению.
На 7,1% уменьшились продажи пива
в традиционных продуктовых магазинах, главным образом за счет значительного
сокращения количества этих торговых точек. Доля этого канала также снизилась в
последние годы и составляет 17,4%[15, с. 103].
В целом рост импульсных продаж и
продаж в минимаркетах (значительную часть которых составляют магазины шаговой
доступности), свидетельствует о том, что розничные продажи пива смещаются ближе
к месту его потребления.
Объем продаж светлого пива в
натуральном выражении в мае-сентябре 2019 г. не изменился (в сравнении с
высоким сезоном 2018 г.), а его доля в общем объеме продаж сократилась на 0,2%%
и составила 95,6%. Темное пиво испытало снижение объемов продаж на 3,3%; его
доля в общем объеме продаж снизилась до 3,8% (-0,1%%).
В сегментах по типу пива
фильтрованное пиво показало снижение объемов продаж на 1%, а нефильтрованное –
увеличение на 13,8%, тем самым обеспечив стабильность рынка в целом. При этом,
доля нефильтрованного пива в общем объеме продаж выросла на 1%% (к маю-сентябрю
2018 г.) и достигла 9%. Доля фильтрованного пива, соответственно, сократилась
до 91%.
В мае-сентябре 2019 г.
наблюдался рост продаж пива в алюминиевой банке (+2,6% к маю-сентябрю 2018 г.,
в натуральном выражении), на фоне сокращения продаж пива в ПЭТ (-0,3%) и в
стеклянной бутылке (-1,5%). При этом, продажи пива в кегах повторили динамику
рынка в целом (+0,2%).
Доля пива, упакованного в
алюминиевую банку, выросла на 0,6%% и составила 27,7% в общем объеме продаж. В
то же время, доля пива в стеклянной бутылке сократилась до 26,1% (-0,5%%,), а
доля пива в ПЭТ – до 33,6% (-0,2%%). Доля пива в кегах не изменилась и
составила 12,5%.
В мае-сентябре 2019 г. отмечен
рост объемов продаж лицензионного пива (+5,6% к маю-сентябрю 2018 г., в
натуральном выражении), а также пива, импортируемого из стран Дальнего
зарубежья (+23%). При этом сократились продажи локальных марок пива (-2,7%) и
пива из стран СНГ (-10%).
Доля локального пива в общем
объеме производства уменьшилась до 67,9% (-2%%). Доля лицензионного пива
возросла до 28% (+1,4%%,), а доля импортного пива – до 3,4% (+0,6%%)[15, с.
105].
Динамика продаж для основных
сегментов по стране происхождения показывает обратную корреляцию с динамикой
цен. Так, средняя цена за литр для быстро растущего сегмента импортного пива в
мае-сентябре 2019 г. снизилась на 4 рубля (к маю-сентябрю 2018 г.) и составила
190 рублей. В то же время средняя цена на локальные марки пива, которые
испытали снижение продаж, возросла на 2 рубля и составила 87 рублей за литр.
Основной вклад в стабильность
розничных продаж пива в мае-сентябре 2019 г. внесли крепкое и безалкогольное
пиво, а также собственные торговые марки (которые Nielsen рассматривает как
цельный сегмент без детализации по крепости).
Рост продаж безалкогольного пива
(крепость не более 0,5%) составил 2,1% (к маю-сентябрю 2018 г., в натуральном
выражении). Доля этого сегмента в общем объеме продаж пива выросла до 2,2%
(+0,1%%). Значительный рост, на 13,2%, наблюдался в сегменте собственных
торговых марок. Доля этого сегмента возросла до 3% рынка (+0,4%).
В то же время продажи основного
пивного сегмента, среднеалкогольного пива (крепостью от 4% до 6%) снизились на
0,3%. Его доля уменьшилась до 83,8% (-0,4%%,). На 13,1% сократились объемы
продаж слабоалкогольного пива (крепостью менее 4%), его доля на рынке
уменьшилась до 1,6% (-0,2%%).
Таким образом, на рынке
наблюдается поляризация потребления пива по крепости: потребительские
предпочтения сдвигаются к крайним позициям, при ослаблении средних позиций.
В высоком сезоне 2019 г. пятерку
лидирующих брендов безалкогольного пива составили: Балтика №0, Heineken,
Amstel, BudAlcoholFree и BavariaMalt.
В пятерку лидеров в сегменте
крепкого пива вошли Охота, Балтика, ESSA, 387 и Белый Медведь.Рост НДС с 18 до
20%, а также повышение цен производителями, отразился на розничной цене в
первой половине 2019 года и негативно повлиял на рынок пива. С другой стороны,
в 2019 году рост продолжился. Производство пива выросло на …%, в первую очередь
за счет Санкт-Петербурга, где производство «провалилось» в прошлом году, и
Уральского региона.
Основной вклад в рост рынка
импортного пива внесли страны ЕС, причем крупнейшие поставщики больше других
нарастили объемы.
Очевидно, основное влияние на
цены оказала масштабная экспансия на российский рынок весьма доступного
немецкого пива.
Росту рынка импортного пива в
2018 году и первой половине 2019 года помогали улучшение покупательской
способности населения, стабилизация курса рубля, а также очень высокая
активность торговых компаний-импортеров. Доля импортного пива на рынке быстро
росла во всех регионах России. По данным участников рынка, особенно заметно
усилились позиции импортного пива в Москве. В отличие от России в целом, жители
Москвы проявляли интерес не только к новым дешевым сортам, но также стали чаще
покупать известные европейские бренды, которые стоят значительно дороже.
5) На рынке пива продолжается
тенденция к поляризации. Поскольку большинство бывших мегабрендов формируют
мейнстрим (от upper до lower), то уменьшение их доли рынка означает все большее
сужение среднеценового сегмента. Позиции некоторых брендов быстро сокращаются
уже длительное время («Клинское», «Балтика №3»), а некоторые бренды сохраняли
заметный вес и отступили только в прошлом году (ZateckyGus, «Охота»).
Поставщиков пива на российский
рынок в зависимости от масштаба и географии можно разделить на четыре основные
группы:
1) Транснациональные компании
CarlsbergGroup, AB InBevEfes, Heineken и Oasis CIS;
2) Около 75 национальных
производителей, представленных преимущественно на региональных рынках, плюс
«Трехсосенский пивзавод» и «Очаково» с российским капиталом, но федеральным
охватом;
3) Малые пивовары — от
промышленных минипивзаводов, заметных на локальном рынке, до крафтовых и
ресторанных микропивоварен;
4) Импортеры пива.
На протяжении последних лет
транснациональные компании быстро сокращали объемы и уступали долю рынка, а
предприятия с российским капиталом, наоборот, быстро наращивали продажи. В 2016
году доля независимых предприятий перестала расти и стабилизировалась, а в
2017-2018 гг. она снижалась. Три остальные группы при этом росли быстрее рынка.
Доля кегового пива на рынке
городской части России увеличилась. Процесс перераспределения продаж в пользу
разливного пива немного замедлился, но с 2015 года его доля уже удвоилась.
Инвестиции компаний в оборудование для розлива пива в кеги и саму оборотную
тару, а также запрет розничной продажи пива в ПЭТ большой емкости стали мощными
драйверами роста сегмента разливного пива на вынос.
Естественно, что с ростом продаж
разливного пива продолжает быстро расти число точек специализированной розницы.
Позитивная динамика фиксируется уже много лет.
Федеральные компании, в первую
очередь, «Балтика» и «Пивзавод Трехсосенский» резко усилили активность в
сегменте. В 2017 году особенно преуспела «Балтика», а в 2018 году «Пивзавод
Трехсосенский». Обе компании конкурируют с региональными производителями в
экономичном сегменте, поэтому после запрета ПЭТ они естественным образом
сместили фокус на специализированную розницу – единственный канал где сегодня
потребителям удобно приобретать пиво в большой упаковке у дома.