Платная доработка на тему Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 6
1.1 Понятие обязательств и их виды 6
1.2 Методы оценки и управления дебиторской и кредиторской задолженностью 10
1.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на результаты экономической деятельности предприятия 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ООО «ВОЛГО-КАСПИЙСКАЯ ТЛК» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Волго-Каспийская ТЛК» 16
2.2 Анализ структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности 19
2.3 Комплексная оценка и анализ эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью 23
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 25
3.1 Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности 25
3.2 Обоснование мероприятий по повышению платежеспособности ООО «Волго-Каспийская ТЛК» 26
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Предприятия в процессе своей деятельности постоянно осуществляют расчеты с покупателями и заказчиками, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами. По результатам этих расчетов у предприятия может формироваться дебиторская задолженность. От того, насколько качественно и грамотно поставлена система расчетов с дебиторами, зависит эффективность деятельности предприятия в целом.
Дебиторами являются различные организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые покупают сырье и материалы, а также выступают потребителями различных видов оказываемых услуг и выполняемых работ.
Между предприятиями и потребителями товаров и услуг постоянно возникают расчетные отношения, периодически осуществляются расчетные операции.
Для отражения расчетных операций в бухгалтерском учете руководствуются законодательными и нормативными документами, устанавливающими общие правила ведения бухгалтерского учета.
В современных условиях важным является не только производство продукции и оказание услуг, но и определенным образом налаженная система расчетов за проданные товары или услуги, соответственно система учета расчетов с покупателями и заказчиками. Ведь полученные средства за проданную продукцию, работы или услуги составляют основную долю полученных доходов предприятий и организаций.
Актуальность темы заключается в том, что возможность предприятия осуществлять расчеты с покупателями заказчиками, с бюджетом, с персоналом в результате хозяйственной деятельности является возможным показателем его финансовой устойчивости. Ни одно предприятие не может существовать, не осуществляя расчетов с дебиторами и кредиторами в результате своей деятельности. Данный вид учета до сих пор является самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия. Операции расчетов с дебиторами и кредиторами многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична. Соответственно задача предприятий и организаций на современном этапе – разработка удобной и эффективной системы учета дебиторской задолженности. Необходима трудоемкая работа по разработке и применению мероприятий, направленных на снижение дебиторской задолженности, выявлению резервов производственной деятельности, улучшению и развитию сотрудничества, расширение покупательской базы. Для этого возникает необходимость постоянного наблюдения и анализа за системой расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии.
Цель работы — изучение теории бухгалтерского учета дебиторской задолженности, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения.
Объект работы – ООО «Общество с ограниченной ответственностью «Волго-Каспийская транспортно-логистическая компания».
Предмет работы – расчеты с дебиторами и кредиторами в ООО «Общество с ограниченной ответственностью «Волго-Каспийская транспортно-логистическая компания».
В соответствии с поставленной целью мы определили ряд задач, которые необходимо решить в ходе работы:
1. Раскрыть понятие обязательств и их виды.
2. Описать методы оценки и управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
3. Раскрыть влияние дебиторской и кредиторской задолженности на результаты экономической деятельности предприятия.
4. Оценить эффективность управления дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «Общество с ограниченной ответственностью «Волго-Каспийская транспортно-логистическая компания».
5. Предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.
В качестве информационной базы использованы законодательные и нормативные правовые акты по регулированию бухгалтерского учета в Российской Федерации, методическая и учебная литература, статьи периодических изданий.
Заключение:
Постоянный недостаток денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий и организаций ставят вопросы работы с дебиторами и кредиторами наиболее важными направлениями в сфере бухгалтерского и управленческого учета.
Наиболее актуальным и существенным перед всеми участниками экономических отношений, в настоящее время выступает вопрос, который тесно связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого — несомненно, формирующую работу хозяйственного субъекта в целом — это дебиторская и кредиторская задолженности.
Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Образование дебиторской и кредиторской задолженности происходит в результате расхождений между датой образования обязательств с датой оплаты по ним. Финансовое состояние предприятия подвержено влиянию как размеров балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и срока оборачиваемости каждой из них.
В ходе ведения хозяйственно-экономической деятельности, участники имущественного оборота подразумевают, что по мере осуществления хозяйственных операций они не только смогут вернуть вложенные средства, но и получить дополнительный доход, прибыль.
Однако на практике, особенно в сложных экономических условиях и спада производства, зачастую, а точнее постоянно происходят ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не в состоянии взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность не уменьшается на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, а иногда влечет за собой банкротство.
Управление и контроль дебиторской задолженности заключается в выработке и реализации политики цен и коммерческих кредитов, нацеленной на ускорение возврата долгов и снижение риска неплатежей.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами является важным элементом в системе бухгалтерского учета.
Расчеты с дебиторами формируются по различным причинам.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организации формируются расчетные отношения, показывающие взаимные обязательства, связанные с банками по кредитам, органами социального страхования по отчислениям, выполнением работ, оказанием услуг, с расчетами с бюджетом по налогам и сборам, с получением или продажей материальных ценностей.
Основной задачей бухгалтерского финансового учета выступает оценка и анализ данных для принятия управленческих решений. Таким образом, без учета состояния расчетов с дебиторами и кредиторами любое принятое решение будет нецелесообразным или даже убыточным.
Результат правильного учета дебиторской задолженности во многом привносит положительное влияние на финансовое состояние предприятия. Оценка и контроль дебиторской задолженности играет важную роль в проявлении инфляции, когда существующая иммобилизация собственных оборотных средств проявляет себя с очень невыгодной стороны.
Важнейшей задачей в сфере учета дебиторской задолженности выступают выявление степени риска неплатежеспособности покупателей, определение прогнозного размера резерва по сомнительным долгам, а также оказание рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
Рост дебиторской задолженности провоцирует осуществление дополнительных издержек предприятия, которые связаны с увеличением объемов работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); превышение допустимого периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); рост потерь от безнадежной дебиторской задолженности. Для определения оптимального размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов необходимо проводить ее оценку сплошным и выборочным методами.
Дебиторская задолженность является определенным элементом оборотного капитала, уменьшение которого снижает коэффициент покрытия. В связи с этим важно реализовать не только задачу сокращения дебиторской задолженности, но и ее оптимальное соотношение с дебиторской задолженностью. При анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженности требуется анализ условий коммерческого займа, предоставляемого компании поставщиками сырья.
Чтобы максимизировать приток денежных средств, предприятие должно принять современные договорные тенденции с гибкими условиями оплаты и гибкими ценами. Существуют различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на продажу и банковской гарантии.
Система льгот оказывает положительное влияние на защиту предприятия от потерь инфляционного характера и невозобновления оборотных средств в денежной или денежной форме.
Чтобы решить, получит ли покупатель скидку на предоплату остатков на счетах, финансовый менеджер должен сравнить денежные поступления от ускоренных платежей с суммой скидки.
Недостатком управления задолженностью является управление дебиторской задолженностью, т.е. она должна быть выплачена кредиторам предприятия. Смысл в том, чтобы сделать отсроченный платеж в последнюю минуту, потому что счета кредиторов на самом деле являются беспроцентными займами от поставщиков.
Управление кредиторской задолженностью неразрывно связано с анализом соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. В идеале отсрочка платежа по договорам с кредиторами в днях должна быть больше, чем отсрочка платежа, предоставленная дебиторам. Такие коммерческие условия дают возможность своевременно, без дополнительных расходов на неустойки и штрафы выполнять свои обязательства и обеспечивать достаточный для деятельности запас товаров и материалов.
Важно своевременно анализировать виды дебиторской и дебиторской задолженности, в том числе: просроченную задолженность перед поставщиками и бюджет; задолженность по претензиям, просроченные обязательства по фиксированным обязательствам, отгруженные товары, просроченная задолженность перед поставщиками и покупателями, долги по расчету материального ущерба.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
1.1 Понятие обязательств и их виды
Гражданский кодекс, регулирующий предпринимательские отношения юридических и физических лиц, четко отражает, что понимается под задолженностью. Однако, в документе дается акцент на понятие обязательства и основания его возникновения. Термины не имеют подобных характеристик, но взаимосвязаны между собой.
Обязательство отражает принуждение должника к действиям (бездействию) в пользу кредитора, а задолженность свидетельствует о том, что возложенные на должника обязанности не выполнены. То есть, задолженность — это невыполненное обязательство, которое вытекает из договора, заключенного между участниками предпринимательской деятельности, вследствие причинения вреда, а также по иным основаниям (п. 2 ст. 307 ГК РФ). Каждая из сторон договора играет роль не только должника, но и кредитора, который имеет право требовать встречного действия от другой стороны. Дебиторская задолженность отражает право требования организации к третьим лицам, а кредиторская, наоборот, свидетельствует о том, что такое право есть у противоположной стороны.
Эти обязательства перестают действовать по итогам их исполнения (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Если это невозможно, то они могут быть прекращены:
— по соглашению сторон — заменой другим обязательством (новация), исполнением отступного (ст. ст. 414, 409 ГК РФ);
— по решению одной стороны — прощением долга, зачетом встречного однородного требования (ст. ст. 415, 410 ГК РФ);
— по не зависящим от сторон обстоятельствам — вследствие невозможности исполнения обязательства, на основании акта государственного органа и в силу ликвидации организации (ст. ст. 416, 417, 419 ГК РФ).
Кроме того, кредитор имеет право продать задолженность, а дебитор — перевести ее на другое лицо. В этих случаях имеет место перемена лиц в обязательстве, однако, о его прекращении в первой ситуации может быть инициатором кредитор, а во второй — дебитор. Это дает право списать задолженность той стороне, у которой появились на это надлежащие основания. Но их может и не быть, то есть обязательство не подлежит прекращению ни по одному из указанных оснований. Существуют определенные правила для списания такой задолженности. В случае истечения исковой давности обязательство не прекращается, но взыскать его в судебном порядке не удастся. Суд откажет в иске, если должник заявит об истечении срока давности (ст. 199 ГК РФ). В общем случае он составляет три года и начинается с момента неисполнения обязательств, указанных в договоре (п. 2 ст. 200 ГК РФ). Если дата исполнения обязательств в договоре не отражена, необходимо исходить из разумного срока, по истечении которого должнику предоставлено семь дней для исполнения предъявленного кредитором требования (ст. 314 ГК РФ).
По истечении срока исковой давности кредитор имеет право требовать исполнения обязательства (ведь оно не прекращено), но только во внесудебном порядке. Однако в этом случае шансов взыскать долг у него немного. Поэтому компания должна принять меры по взысканию задолженности до истечения срока исковой давности. Недобросовестному должнику должны быть своевременно направлены претензия, акт сверки расчетов и другие документы. Если после этого он погасит долг полностью или частично или предпримет иные действия, свидетельствующие о признании долга (обратится к кредитору с просьбой об отсрочке, заявит о зачете взаимных требований), то срок исковой давности прерывается, а затем начинается заново (ст. 203 ГК РФ).
В интересах должника не прерывать срок исковой давности, так как по его истечении взыскать задолженность нелегко. Поэтому если должник не отзывается на все обращения кредитора, то последнему следует проявить инициативу и предъявить иск в установленном порядке. Срок исковой давности прерывается, если иск предъявлен в установленном порядке в суд (ст. 203 ГК РФ). На этот варианта уходит достаточно много времени и сил, однако в случае положительного решения кредитор сможет взыскать не только сумму задолженности, но и убытки, вызванные неисполнением обязательств.
Обязательством называется гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК).
Сторонами обязательства являются кредитор и должник. По этому основанию обязательства могут быть простыми и сложными.
Виды обязательств:
— Простое обязательство: один кредитор — один должник.
— Осложненное обязательство: со стороны кредитора и/или должника одновременно выступают несколько лиц (множественность лиц в обязательстве).
В таком случае каждый из кредиторов вправе требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими.
При этом истечение срока исковой давности или недействительность требования кредитора к одному из должников не затрагивает его требований к остальным должникам обязательства.
Все обязательства можно разделить:
— на регулятивные (договорные и иные обязательства правомерной направленности) и охранительные (из причинения вреда и из неосновательного обогащения, по сути, представляющие собой разновидности гражданско-правовой ответственности).
По основаниям возникновения деление обязательств производится на три группы (ср. п. 2 ст. 307 ГК):
— обязательства из договоров и иных сделок;
— обязательства из неправомерных действий;
— обязательства из иных юридических фактов.
В свою очередь, разделяется и каждая из трех названных групп обязательств:
— обязательства из сделок — на договорные обязательства и на обязательства из односторонних сделок;
— правоохранительные (внедоговорные) обязательства — на обязательства из деликтов и из неосновательного обогащения;
— иные обязательства — на обязательства, возникающие из юридических поступков и из событий.
Договорные обязательства как наиболее распространенный вид обязательств подвергаются еще более детальной систематизации.
Они разделяются на типы:
— обязательства по передаче имущества в собственность;
— обязательства по передаче имущества в пользование;
— обязательства по производству работ;
— обязательства по реализации результатов творческой деятельности;
— обязательства по оказанию услуг;
— обязательства из многосторонних сделок.
В свою очередь, типы договорных обязательств делятся на виды, например, обязательства по передаче имущества в собственность состоят из таких видов, как купля-продажа, мена, дарение и рента.
Виды этих обязательств дифференцируются на подвиды, или разновидности, например, обязательства купли-продажи подразделяются на обязательства из договоров розничной купли-продажи, поставки, контрактации, энергоснабжения и продажи недвижимости, которые сами могут иметь отдельные разновидности (например, среди обязательств по продаже недвижимости выделяются обязательства по продаже предприятий как единых имущественных комплексов).