Платная доработка на тему Административная ответственность в сфере избирательного права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА
1. Понятие и виды административной ответственности в сфере избирательного
права……………………………………………………………….. 6
§
1.1. Понятие административной ответственности в избирательном
праве………………………………………………………………………………………6
§1.2. Виды административной ответственности в
избирательном праве………………………………………………………………………………………19
ГЛАВА
2. Состав административного правонарушения в избирательном праве
……………………………………………………………………………………36
§2.1.
Субъекты административного правонарушения в избирательном
праве……………………………………………………………………………………36
§2.2.
Характеристика состава административных правонарушений в сфере избирательного
права……………………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………63
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….66
Введение:
Актуальность темы
исследования. В
Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008
года большое внимание было уделено дальнейшему развитию избирательных
правоотношений. Президент подчеркнул, что решающая роль в становлении
российской демократии отведена Конституции Российской Федерации, которая
определила новый этап формирования избирательного законодательства и заложила
основы современного избирательного права. Гарантируемый ею уровень свободы
личности, зрелость демократических институтов и процедур — это источник
дальнейшего подъема нашей страны. И для дальнейшего этапа развития должно быть
обеспечено широкое участие граждан, политических партий и других общественных
институтов в их решении. Названные в Послании меры призваны способствовать
повышению качества народного представительства, более полному учету интересов
людей, укреплению доверия граждан к власти и солидарности общества.[1]1 ССЫЛКА
Анализ
современной ситуации свидетельствует о том, что проведение радикальных реформ в
административном и избирательном праве обострило ряд вопросов административной
ответственности за правонарушение в области избирательного процесса. Укрепление
и демократизация в нашей стране правового института «избирательное право»
позволило разрешить некоторые проблемы (обеспечило равный статус кандидатов в
депутаты, независимость избирательных комиссий и др.), но при реализации
законодательства о выборах выявились определенные затруднения практического
применения. Проблема административно-правовой защиты избирательных прав граждан
относится к числу наиболее острых для российской действительности. В настоящее
время в Российской Федерации важное значение имеет реализация гражданами своих
конституционных прав избирать и быть избранными в органы государственной власти
и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В связи
с этим, публично-правовая охрана этих прав должна быть достаточно эффективной, чтобы
противостоять различного рода противоправным посягательствам.
Актуальность
настоящего исследования обуславливается также и тем, что в дальнейшем развитии
нуждаются не только вопросы качественного законодательного обеспечения в
указанной сфере, согласование процессуальной и материальной частей
административного законодательства, касающегося правонарушений, посягающих на
права граждан, но и вопросы поиска средств и способов административно-правовой
защиты избирательных прав граждан, совершенствование правоприменительной
деятельности всех субъектов административно-правовой защиты избирательных прав
граждан. Недостатки правового регулирования и правоприменительной практики в
сфере административной ответственности приводят к ограничению избирательных
прав граждан.
Проблема
привлечения к административной ответственности за нарушение избирательных прав
граждан РФ в настоящее время является одной из приоритетных в связи с тем, что
она напрямую связана с вопросами реализации избирательных прав граждан и их
защитой, а также способностью государственных органов власти реализовать свои
властные полномочия в сфере применения мер государственного принуждения.
Несмотря
на то, что административная ответственность является одним из основных
институтов правовой защиты избирательных прав граждан, дела об административных
правонарушениях избирательного законодательства рассматриваются судами крайне
редко. Так, например, за период избирательных кампаний при проведении
муниципальных выборов в Хабаровском крае судами было рассмотрено 27
избирательных споров.[2] Таким образом, анализ
практики рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере
избирательного законодательства позволяет сделать вывод об усилении процедуры
досудебного разбирательства.
Следовательно,
проблемы избирательных прав граждан и привлечение к ответственности субъектов
отношений за невыполнение, ненадлежащее выполнение предписаний норм
избирательного законодательства приобретают все более основополагающее правовое
звучание. В этой связи, несомненно, ощущается потребность в научном
исследовании вопросов, касающихся административной ответственности за нарушение
избирательного законодательства, в выработке теоретических и практических
предложений по совершенствованию данного публично-правового института.
Степень научной разработанности темы. Так, вопросы административной ответственности и
избирательного права в своих трудах рассматривали А.П. Алехин, А.Р. Акчурин,
С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.А. Белкин, Д.Н. Бахрах, М.И. Брагинский, С.П.
Братусь, Н.А. Богданова, А.А. Вешняков, Ю.А. Веденеев, И.А. Галаган, Л.А.
Григорян, В.П. Грибанов, О.В. Дамаскин, О.Н. Дзюба, А.В. Зиновьев, А.В.
Иванченко, В.В. Игнатенко, В.Б. Исакова, Е.П. Ищенко, А.А. Кармолицкий, И.Ш.
Килясханов, Е.И. Колюшин, О.Е. Кутафин, С.Д. Князев, Ю.М. Козлов, В.А. Кряжков,
М.И. Кукушкин, В.В. Лапаева, А.П. Лончаков, В.И. Лысенко, В.В. Маклаков, М.Я.
Масленников, Н.И. Михалева, В.В. Невинский, Ю.А. Новиков, Д.В. Орлов, В.Д.
Перевалов, Ю.Д. Петров, В.А. Печеницын, В.В. Полянский, Л.Л. Попов, А.Е. Постников,
В.Н. Протасов, Е.Ю. Радионова, П.И. Савицкий, Р.Р. Сеченова, А.А. Собчак, Б.А.
Страшун, М.С. Студеникина, А.П. Сунцов, Р.В. Третьяков, Б.Н. Топорнин, А.А.
Торшенко, В.И. Фадеев, Р.О. Халфин, Н.Ю. Хаманев, Д.М. Чечота, Г.Н. Чеботарев,
С.М. Шапиев, М.К. Юков, О.В. Яковенко и др.
Объектом
исследования являются
общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами
Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, их
защитой, а также административной ответственности за нарушение данных прав.
Предметом
исследования выступают
нормы, регулирующие применение административной ответственности за
правонарушения в избирательном законодательстве, а именно за нарушение
избирательных прав граждан.
Цель
исследования. Основной
целью настоящего исследования является комплексный анализ административной
ответственности за нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации.
Достижение
поставленной цели вызывает необходимость решения следующих
взаимосвязанных задач:
— определить объект административно-правовой
защиты избирательных прав граждан Российской Федерации;
—
рассмотреть содержание и особенности административной ответственности за
нарушение избирательного законодательства;
—
исследовать деятельность избирательных комиссий и решение органов судебной
власти по защите избирательных прав граждан;
—
определить предмет и причины возникновения избирательных споров, в сфере
административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан;
—
предложить авторские рекомендации по совершенствованию правовой базы института
административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан,
направленные на сокращение числа правонарушений в данной сфере и повышение
эффективности функционирования института прямого народного волеизъявления.
Теоретическую
базу исследования составили нормы конституционного,
административного, избирательного и других отраслей права Российской Федерации,
международные документы, нормативно – правовые акты Российской Федерации,
законодательство и правоприменительная практика отдельных субъектов Российской
Федерации в сфере избирательного права.
Объем и структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из
которых включает по 2 параграфа, заключения, библиографического списка
использованной литературы и приложений. [1] Послание
Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 «Послание Президента РФ
Федеральному Собранию» // Российская газета, N 230, 06.11.2008. [2] Избирательный кодекс Хабаровского края
от 26.11.2003 N 154 из информационного
банка «Хабаровский край» / «Собрание законодательства Хабаровского края»,
10.01.2004, N 12(17).
Заключение:
Та ким
обра зом, подводя итог проде ла нной ра боте , можно сде ла ть сле дующие
выводы:
Бе зусловно, ни одна избира те льна я ка мпа ния не
обходится бе з на руше ний, допуска е мых субъе кта ми избира те льного проце сса .
В этой связи пе ре д суда ми ста вится за да ча опре де лить, ка кие на руше ния
при прове де нии выборов являются суще стве нными, то е сть не позволяющими
выявить де йствите льное воле изъявле ние избира те ле й. Другими слова ми,
суд долже н уста новить та кие на руше ния, бе з которых ре зульта ты воле изъявле ния
могли бы быть иными, что в свою оче ре дь опре де ляе т за да чу полного и все сторонне го
ра ссмотре ния обстояте льств де ла . Этому, в ча стности, може т помочь и
положите льно способствова ть привле че ние соотве тствующих избира те льных
комиссий для да чи за ключе ний по де лу в це лях осуще ствле ния возложе нных
на них обяза нносте й, но за щите избира те льных пра в гра жда н в порядке ,
пре дусмотре нном Гра жда нским проце ссуа льным коде ксом РФ. Кроме того, в
связи с особой спе цификой и большим объе мом избира те льного за конода те льства ,
привле че ние избира те льных комиссий ка к орга нов, спе циа лизирующихся в да нной
сфе ре , буде т способствова ть пра вильному приме не нию за конода те льства .
Соде ржа ние
а дминистра тивно-пра вовой отве тстве нности за на руше ние избира те льных
пра в гра жда н РФ за ключа е тся, во-пе рвых, в привле че нии физиче ских и
юридиче ских лиц к а дминистра тивной отве тстве нности, во-вторых, в ра ссмотре нии
обра ще ний (жа лоб) гра жда н о на руше нии избира те льных пра в. Ме рой отве тстве нности
являе тся а дминистра тивное на ка за ние . К лицу, сове ршивше му а дминистра тивное
пра вона руше ние в обла сти избира те льного за конода те льства може т быть
приме не но а дминистра тивное на ка за ние в виде а дминистра тивного штра фа
и конфиска ции пре дме та а дминистра тивного пра вона руше ния. Ре зульта том
ра ссмотре ния жа лобы може т быть восста новле ние на руше нного пра ва .
А ктуа льность прове дённого иссле дова ния обусла влива е тся
та кже и те м, что в да льне йше м ра звитии нужда ются не только вопросы ка че стве нного
за конода те льного обе спе че ния в ука за нной сфе ре , согла сова ние проце ссуа льной
и ма те риа льной ча сте й а дминистра тивного за конода те льства , ка са юще гося
пра вона руше ний, посяга ющих на пра ва гра жда н, но и вопросы поиска сре дств
и способов а дминистра тивно-пра вовой за щиты избира те льных пра в гра жда н,
сове рше нствова ние пра воприме ните льной де яте льности все х субъе ктов а дминистра тивно-пра вовой
за щиты избира те льных пра в гра жда н. Не доста тки пра вового ре гулирова ния
и пра вопре ме ните льной пра ктики в сфе ре а дминистра тивной отве тстве нности
приводят к огра ниче нию избира те льных пра в гра жда н.
Пробле ма привле че ния к а дминистра тивной отве тстве нности
за на руше ние избира те льных пра в гра жда н РФ в на стояще е вре мя являе тся
одной из приорите тных в связи с те м, что она на прямую связа на с вопроса ми
ре а лиза ции избира те льных пра в гра жда н и их за щитой, а та кже
способностью госуда рстве нных орга нов вла сти ре а лизова ть свои вла стные
полномочия в сфе ре приме не ния ме р госуда рстве нного принужде ния.
На на ш взгляд, в це лях боле е эффе ктивного вза имоде йствия
избира те льных комиссий и суде бных орга нов, а та кже пра вильного пра воприме не ния
не обходимо вне сти дополне ния в ст. 20 гл. 4 Фе де ра льного за кона «Об
основных га ра нтиях избира те льных пра в и пра ва на уча стие в ре фе ре ндуме
гра жда н РФ» в ча сти привле че ния пре дсе да те ля избира те льной комиссии
в ка че стве уча стника суде бного проце сса ка к орга на , спе циа лизирующе гося
в сфе ре избира те льного за конода те льства .
Та кже , в дополне ние к выше ска за нному
и с це лью улучше ния де яте льности избира те льных комиссий в сфе ре приме не ния
избира те льного за конода те льства це ле сообра зно было бы чле нов комиссии
с пра вом ре ша юще го голоса , уполномоче нных соста влять протоколы об а дминистра тивном
пра вона руше нии, на зна ча ть из числа чле нов комиссии, име ющих пра ктику
ра боты в пра воохра ните льных орга на х, а та кже высше е юридиче ское
обра зова ние . Для ка че стве нного пра вового роста ка дрового соста ва
избира те льных комиссий це ле сообра зным было бы орга низова ть на ба зе пра воохра ните льных
орга нов (те рриториа льна я прокура тура , подра зде ле ния внутре нних де л)
те оре тиче скую и пра ктиче скую подготовку чле нов окружной и уча стковых
избира те льных комиссий по приме не нию Коде кса Российской Фе де ра ции об а дминистра тивных
пра вона руше ниях.
Та ким обра зом, хотя избира те льные комиссии и суды обе спе чива ют
два не за висимых ме ха низма за щиты избира те льных пра в — а дминистра тивный
и суде бный, их де яте льность име е т много точе к соприкоснове ния и должна
служить одной ба зовой це ли — за щите и обе спе че нию ре а лиза ции избира те льных
пра в гра жда н1. В ряде случа е в ука за нную функцию выполняют только суде бные
орга ны, одна ко и в этом случа е возможно те сное сотрудниче ство с избира те льными
комиссиями в ра мка х, возложе нных на них полномочий.
В подве де нии итога можно сде ла ть вывод, что вза имоде йствие
избира те льных комиссий и суде бных орга нов пре дста вляе т многогра нную пра вовую
де яте льность, на пра вле нную на обе спе че ние за конности и усиле нию га ра нтий
за щиты избира те льных пра в гра жда н.
Хоте лось
бы отме тить та кже то, что политиче ские события после дних ле т пока зыва ют,
что обще ство за инте ре сова но в формирова нии выборных орга нов госуда рства из
числа на иболе е достойных ка ндида тов путе м цивилизова нных
и де мокра тиче ских выборов, вся проце дура прове де ния
которых буде т за конной и контролируе мой. Опыт крупных избира те льных
ка мпа ний (ка к позитивный, та к и не га тивный), связа нных с выбора ми Пре зиде нта
РФ, с выбора ми в Госуда рстве нную Думу, способствуе т формирова нию избира те льного
за конода те льства , пре жде все го на фе де ра льном уровне , и ра звитию е го
в позитивном на пра вле нии.
Ва жной за да че й ре а лиза ции
гра жда нско-пра вовой отве тстве нности являе тся дока зыва ние обстояте льств,
которыми обосновыва ются тре бова ния поте рпе вше й стороны. Де йствующе е за конода те льство
не соде ржит ка ких-либо исключе ний из общих пра вил дока зыва ния по де ла м
о за щите избира те льных пра в гра жда н. Сле дова те льно, на та кие де ла
ра спростра няются общие пра вила дока зыва ния.
Скороте чный
ха ра кте р избира те льной ка мпа нии тре буе т быстрого ра зре ше ния
судом де л о за щите избира те льных пра в гра жда н,
поэтому Фе де ра льный за кон от 12 июня 2002 г.
«Об основных га ра нтиях избира те льных пра ви пра ва на уча стие в ре фе ре ндуме гра жда н Российской
Фе де ра ции» уста на влива е т же сткие сроки для ре ше ния вопроса о возложе нии
отве тстве нности за на руше ния за конода те льства о выбора х.
А на лиз гра жда нско-пра вовой
отве тстве нности за на руше ния норм избира те льного пра ва привёл
а втора к выводу, что это е динстве нный вид юридиче ской отве тстве нности,
приме не ние которого почти полностью за висит от постра да вше й
стороны. В проце дуре ре а лиза ции гра жда нско-пра вовой отве тстве нности не т пре два рите льной ста дии
по сбору и оце нке дока за те льств, осуще ствляе мой госуда рстве нными
(в основном пра воохра ните льными) орга на ми.
Зна че ние гра жда нско-пра вовой
отве тстве нности для за щиты избира те льных пра в гра жда н
буде т уве личива ться с ра звитие м избира те льного за конода те льства , с
ростом пра вовой, и в пе рвую оче ре дь эле ктора льной культуры на се ле ния.
Основные пра воотноше ния
в сфе ре выборов — это публично-пра вовые
отноше ния ме жду на родом и пре те нде нта ми на выборные должности. Все
оста льные пра воотноше ния производны. Поэтому и основные виды
отве тстве нности за на руше ния избира те льного за конода те льства
являются
публично-пра вовыми. Но в случа е на руше ния ча стных инте ре сов уча стников
избира те льных пра воотноше ний на ступа е т гра жда нско — пра вова я
отве тстве нность, котора я не може т и не должна за ме нять собой
публично-пра вовую.
Се йча с вопросы а дминистра тивной
отве тстве нности юридиче ских лиц е ще на ходятся в ста дии
ста новле ния, и пробле мы, возника ющие в связи с приме не ние м в отноше нии
юридиче ских лиц а дминистра тивной отве тстве нности, тре буют к се бе
особого внима ния.
Та ким
обра зом, в де йствующе м российском за конода те льстве име е тся доста точный
пра вовой ме ха низм за щиты избира те льных пра в гра жда н и ма те риа льно-пра вова я
ба за для привле че ния к а дминистра тивной и уголовной отве тстве нности
лиц, виновных в на руше нии этих избира те льных пра в и иных избира те льных
отноше ний. За ста вить за ра бота ть этот ме ха низм в че тком ре жиме — гла вна я
за да ча на пе риод будущих избира те льных ка мпа ний.
Подводя
итог, сле дуе т ска за ть, что ре а лиза ция ука за нных ме роприятий соста вляе т
не обходимый эта п в Российской Фе де ра ции, и выдвинутые пре дложе ния по
сове рше нствова нию института а дминистра тивной отве тстве нности за на руше ния
избира те льного за конода те льства , на пра вле нные на повыше ние эффе ктивности
борьбы с подобными де ликта ми, будут способствова ть сокра ще нию числа пра вона руше ний
в да нной сфе ре , сле дова те льно, повыше нию эффе ктивности функционирова ния
института прямого на родного воле изъявле ния.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. Понятие и виды административной ответственности в сфере избирательного
права.
1.1. Понятие административной
ответственности в избирательном праве
Значительная
часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер
административной ответственности, в силу чего институт административной
ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических
гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права.
Административные
правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрена
главой 5 (статьи 5.1-5.25) КоАП РФ.[1]
Исходя
из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом
правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:
—
нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;
—
нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;
—
нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и
кампании референдума;
—
нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав
граждан на получение информации о выборах и референдуме;
—
нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.
К
первой группе относятся следующие административные правонарушения:
—
нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников
референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о
неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать
гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении
исправления в список избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ); [1] Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ,
07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.