Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Адаптация приемных детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. 8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 8

1.1 ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 10

1.2. ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ 16

1.3. ФОРМИРОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ 28

1.4.ТЕРАПИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ В ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 42

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I. 50

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 51

2.1. ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫБОРКИ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 51

2.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКАМ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 56

2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 61

2.4. ИНТЕПРИТАЦИЯ ДАННЫХ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ 62

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Приложение 1 72

  

Введение:

 

Общая характеристика исследования: данное выпускное исследование посвящено проблеме адаптации подростков-сирот в приемных семьях.

Проблема исследования: В России в последние десятилетия большое значение приобрела проблема защиты прав несовершеннолетних, чьи родители лишены родительских прав. Семейная форма устройства детей-сирот является одним из основных направлений комплексной политики Российской Федерации.

Действующая в России законодательная база гарантирует несовершеннолетнему право жить, учиться и воспитываться в семье. Решением этой проблемы стала суррогатная семья, где ребенок может приобщиться к ценностям, традициям и получить полноценное образование.

Интерес исследователей к особенностям адаптации детей-сирот в неполных и неполных семьях объясняется важностью роли взрослого в развитии ребенка. Ряд факторов, влияющих на формирование детской психики, нельзя рассматривать однозначно. Положительные или отрицательные в одном случае они способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Эти факторы включают принимающую семью. Отношение взрослых к ребенку может формировать позитивное отношение к миру и к себе, но одни и те же факторы с разным психологическим содержанием могут приводить к вредному развитию потребностей и мотивов, заниженной самооценке и недоверию к окружающим. Замещающие родители должны тщательно обдумать, как они будут устанавливать позитивные взаимоотношения с такими детьми.

Для нормального роста и развития детям необходима крепкая и здоровая привязанность к родителям. Некоторым детям, особенно тем, у кого есть проблемы со здоровьем, задержки в развитии и т.п., привязаться к новым родителям или воспитателям может быть трудно.

В учреждения для детей-сирот воспитанники попадают с нарушением привязанности именно в тяжелой форме, которые переживали многократные травмирующие события, возможно, голод, и частое отсутствие родительской заботы, в течение первых лет своей жизни.

Это означает, что воспитателям придется уделять ребенку много своего времени, проявлять терпение, постепенно завоевывать его доверие. Замещающему родителю необходимо настроиться на то, что долгое время потребуется работать в «режиме отдачи», ничего не ожидая и не получая взамен.

На благополучие и адаптацию детей, помимо количества родителей в замещающей семье влияет среда, в которой опекаемые воспитываются. Например, нанятые няни, воспитание старшего поколения чаще встречается в семьях с одним родителем, т.е., статус замещающего родителя не всегда становится автоматически проблемой для детей.

Обоснование выбора темы: Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020 «Об опеке и попечительстве» семейное положение опекунов не должно влиять на решение органов опеки для передачи детей в замещающую семью. Но в сложившейся действительности сотрудники опеки предпочитают полные семьи и часто отказывают одиноким родителям в выдаче разрешения на возможность быть приемным родителем. Очень важно опровергнуть миф о негативном влиянии на детей фактора, что их воспитывает один родитель.

Актуальность темы исследования: на 1 марта 2021 года детей сирот в федеральной базе данных 41386, из них больше 27209 дети от 12 лет и старше. Приемные родители стоят в очереди годами за детками до 3 лет. В связи с этим помощь в диагностики и успешной адаптации подростков семье весьма актуальная тема. Так как подростковый период сложный для адаптации приемных детей в замещающей семье, нужны действенные методы и программы для помощи семьям.

Объект исследования – адаптация детей-сирот в приёмной семье.

Предмет исследования – качество семейной адаптации и сплоченности, феномен счастья детей-сирот в приёмной семье полной и не полной.

Цель исследования: выявление наличия или отсутствия различий в особенностях адаптации детей-сирот в полных и неполных приёмных семья.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что качество адаптации детей- сирот в приемной семье не зависит от того полная она или нет.

Задачи исследования:

1. Анализ научной литературы по адаптации детей – сирот.

2. Выявить особенности адаптации детей-сирот в приемной семье.

3. Рассмотреть приемную семью как терапевтическую среду для адаптации детей-сирот.

4. Провести эмпирическое исследование адаптации детей-сирот в полной и неполной семье.

5. Провести эмпирическое исследование уровня счастья детей в полной и в семье с одним родителем.

6. Сравнить уровень адаптации и уровень счастья у детей – сирот в полной и неполной семье.

7. Разработка рекомендаций для приемной семьи.

Методы исследования. Для решения поставленных исследовательских задач в работе использовались следующие методы: библиографический, тестирование, математическая обработка данных методы статистической обработки Спирмена и др.

Методики исследования:

1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) (автор Д.Х. Олсон).

2. Оксфордский опросник счастья.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в клубе для приемных родителей на базе благотворительного фонда «Арифметика добра».

Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 30 детей сирот от 12 до 18 лет, помещенных в приемную семью и прошедших адаптацию, т.е. находящихся в семье от 2 лет. Приемные семьи взяты 15 полных и 15 с одним родителем.

Научная новизна исследования: теоретически обосновано и эмпирически доказано, что на особенности адаптации детей-сирот не влияет полнота семьи.

Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть учтены при чтении лекций по семейной психологии и психологии развития, а также при проведении профилактических и коррекционных мероприятий психологами, так как в настоящее время проблемам адаптации детей-сирот уделяется недостаточное внимание.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

России политика государства за последние десятилетия изменилась от спонсирования детских домов до приоритетного устройства детей сирот в семьи, что показывает более эффективную адаптацию подростков и социализацию в обществе.

По данным Российской прокуратуры от 2018 года, 70% выпускников детских домов не доживают до 40 лет, т.е. 7 из 10 повторяют судьбу своих родителей: пагубные зависимости, асоциальный образ жизни. Так как по статистике в государственных детских учреждениях в основном находятся подростки, то успешная адаптация детей в семье – это шанс для детей не повторить образ жизни своих кровных родителей. А успешная адаптация для приемных родителей – это возможность стать ресурсной семьей еще для последующих воспитанников.

Несмотря на то что в нашей стране больше полувека нет войн и серьезных катастроф, число официальных сирот очень велико, более 40 тысяч только в официальной федеральной базе. Так же в интернатах находятся дети по заявлению от родителей неблагополучных или которые попали в трудную жизненную ситуацию. Статистики по таким детям нет, но фактически в большинстве случаев это дети социальные сироты, так как в стабильных и благополучных семьях всегда есть близкие люди, которые могут взять временную опеку над ребенком.

Развитие института приемного родительства поможет обществу в нашей стране избежать роста социальных сирот и сирот вообще. В России много сирот после государственных учреждений, которые всё свое детство провели в системе. В результате они элементарно не умеют поддерживать отношения, для них это слишком сложно. Им легче встать и уйти при первых сложностях, чем начать решать проблемы. Они живут одним днем, не задумываясь о будущем. Только семья и пример родителей, которые вместе проходят через многие трудности и не бегут из-за них друг от друга, могли бы помочь.

Задача государства помочь приемным семьям адаптировать детей для социума и комплексно поддерживать, для формирования ресурсных семей. Чтобы дети подростки не оказывались на улице с кучей проблем в момент их совершеннолетия. А ресурсные семьи с желанием и возможностью помочь могут помогать последующим детям сиротам, оставшихся без попечения родителей.

В данной работе:

-нами произведен анализ литературы по теме адаптации.

— выявлены особенности адаптации детей –сирот, в частности нарушение привязанности; рассмотрены виды нарушения привязанности.

— приемная семья рассмотрена как терапевтическая среда для адаптации детей – сирот.

-проведено эмпирическое исследование по опросникам «Шкала семейной адаптации и сплоченности», оксфордский опросник счастья.

-проведен анализ и математическая обработка данных

— сформированы рекомендации.

Таким образом, цель проведенного исследования достигнута, гипотеза что семья полная или не полная не влияет на психологическую адаптацию детей – сирот подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Первоначально понятие адаптации использовалось И. С. Зайцевым в науках о жизни и понималось как свойство организма, отражающее уровень его приспособляемости и выживания как биологической системы. В дальнейшем термин «адаптация» находит свое применение в более широких областях: в психологии, педагогике, социологии и других гуманитарных науках. В различных науках понятие адаптации включает в себя взаимодействие с окружающей средой. Если адаптация рассматривается в биологической парадигме как «функционально-морфологическая перестройка живого организма с целью сохранения его целостности в процессе приспособления к живой природе», то социальный аспект определяет адаптацию как «социально обусловленный уровень рефлексии, связанный с сознанием человека». и направлена на приспособление личности к условиям существования коллектива и общества. И.С. Зайцев считает, что сущность адаптации заключается в способности организма, получив информацию из внешнего мира, адекватно реагировать с окружающей средой на основе созданных программ адаптивного реагирования. Он предполагает формирование адаптивных организмов на основе памяти о предыдущем опыте человека. Этим можно объяснить возможность адекватных социальных реакций человека при воздействии на новый коллектив, при вступлении в новые социальные условия.

Адаптация происходит от лат. адаптация — приспособление, приспособление. Термин относится к адаптации организма к условиям окружающей среды. Адаптация изначально направлена на сохранение тела, органов и психики индивидуума к изменениям условий жизни [2, c. 36].

Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс – это закономерное развитие адаптационных возможностей человека при различных внешних условиях его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку гарантировать собственную самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и работоспособность человека в окружающей среде, как отражение его адаптации к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его приспособленности к разным условиям внешней среды в разные периоды жизни.

Адаптация как результат является доказательством того, насколько ребенок соответствует среде обитания, этим условиям и насколько его поведение, установки и действия соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в обществе, в котором он живет [21, c. 111].



1.1 . ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Феномен сиротства является многофакторным, поэтому его следует рассматривать в социально-экономическом, духовно-нравственном и правовом факторах.

«Человеческий капитал» является важнейшим фактором производства. В условиях сохраняющегося отрицательного прироста населения необходимо особенно бережно относиться к детям, которые уже рождены. Дети-сироты, пройдя путь успешной социализации, становятся полезными членами общества. Задача приемных родителей помочь детям-сиротам освоить лучшие семейные духовно-нравственные ценности и избежать примера асоциального поведения их родителей.

Примеры асоциальных жизненных установок выпускниками детских домов осуществляется с закономерностью. Многие дети-сироты после детских домов на протяжении нескольких поколений показывают стойкую приверженность к девиантному поведению. Матери, от которых когда отказались их родительницы, рано беременеют, бросают своих собственных малышей в родильных домах, повторяя тем самым отрицательный опыт от поколения к поколению. Причем, как правило, из-за отсутствия какой-либо культуры, «не имея личной культуры, нельзя стать достойным членом общества, невозможно создать крепкую семью», в том числе и контрацептивной, они рожают более трех детей. Такие родители страдают от зависимостей и каждого своего последующего ребенка наделяет комплексом хронических заболеваний.

Прием ребенка – сироты в семью долгожданным момент для приемных родителей. Когда приемный ребенок приходит к замещающим родителям, начинается процесс адаптации к новой семье, условиям жизни. И чем старше ребенок, тем сложнее протекает процесс адаптации. Процесс адаптации во многом зависит от психики ребенка. Адаптация проходит как у приемных детей, так и у принимающей стороны. Замещающие родители находятся в более выгодной условиях, так как находятся в привычной обстановке и со взрослой зрелой психикой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы