Платная доработка на тему 9) Историческое краеведение как средство воспитания патриотизма учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы использования исторического краеведения как средство
воспитания патриотизма учащихся. 7
1.1.
Определение понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» в
психолого-педагогической литературе. 7
1.2.
Исторического краеведения как средство воспитания патриотизма учащихся 22
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по использованию исторического краеведения как
средство воспитания патриотизма учащихся. 42
2.1.
Характеристика средств диагностики и результатов проверки уровня воспитания
патриотизма у учащихся средних классов. 42
2.2. Описание
цикла занятий посредством исторического краеведения, направленных на воспитание
патриотизма у учащихся средних классов. 48
2.3. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 64
Заключение. 68
Список литературы 70
Введение:
Патриотизм и
гражданственность выступают как составные части социального и духовного
развития человека. «Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с
его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», – писал
К.Д. Ушинский. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в
процессе организации разнообразной познавательной, воспитательной и
практической деятельности учащихся в единстве образовательного процесса.
Школа призвана
поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в
процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как
стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданственности
учащихся во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и
вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их
гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль
краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности,
национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств
личности.
Подтверждение значимости
патриотического воспитания отмечается в государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации». Основной целью Программы является
дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания
граждан. Эта же идея заложена в ФГОС второго поколения и раскрывается в «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В «Национальной
доктрине образования в Российской Федерации» одной из основных задач
определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях
патриотического общества, уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью.
Проблеме патриотизма
особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели: В.Г.
Белинский, Н.А. Добролюбов, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко,
К.Д. Ушинский, которые указывали на необходимость воспитания сознательных
граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.
Одним из эффективных
средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных
российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Одна из
главных особенностей краеведческой работы в школе состоит в том, что она
включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является
непосредственное участие учащихся в исследовательской работе. В ходе этой
работы учащиеся знакомятся с методами исследования, учатся самостоятельно
добывать знания. Также, краеведение – важное средство связи школы с жизнью.
Постижение красоты окружающего мира, знакомство с историей своей страны
начинается с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Поэтому,
особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание
бережного отношения к родному краю, его природным богатством.
Историческое краеведение
является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который
обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и
способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает
учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить
неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и
признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций
родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий
интерес к прошлому.
Все собранное и
запечатленное исследователями истории своей малой родины по праву можно считать
энциклопедией ушедшей России. История огромного государства складывается из
жизней конкретных людей, истории конкретных городов, из малейших деталей и
подробностей, которые, в конечном счете, формируют самосознание и культуру
целого народа. Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания
ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография
помогают бороться с равнодушием. Изучение родной истории, память о прошлом –
источник чувства гражданственности.
Изучение краеведческих
ценностей и историко-культурных традиций для формирования высоких
гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения не один раз освещено в
трудах известных педагогов: Я.А. Коменского, А. Дистервега, Жан Жак Руссо, Н.Х.
Весселя, Е.А. Звягинцева, Н.И. Новикова, Д.Д. Семенова, К.Д. Ушинского и мн.
др. Образовательно-воспитательная ценность краеведения высоко отмечено
исследователями П.П. Блонским, Н.К. Крупской, А.П. Пинкевичем и многими
другими.
В то же время, следует
отметить, что в современной школе, не всегда уделяется достаточно внимания
исторической краеведческой работе в силу разных причин, таких как: отсутствие
программ краеведческой работы, времени для специальной организации данной
работы в школе.
Объект исследования
– процесс воспитания патриотизма учащихся средних классов.
Предмет исследования
– историческое краеведение как средство воспитания патриотизма учащихся средних
классов.
Цель исследования
– теоретически обосновать и практически доказать эффективность исторического
краеведения в патриотическом воспитании учащихся средних классов.
Гипотеза исследования:
можно предположить, что изучение исторического краеведческого материала в ходе
специальных занятий повышает эффективность патриотического воспитания, если оно
осуществляется целенаправленно и с учетом возрастных особенностей учащихся
средних классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «патриотизм»,
«патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности исторического
краеведения как средство воспитания патриотизма учащихся.
3. Изучить уровень
воспитания патриотизма у учащихся средних классов.
4. Разработать цикл
занятий посредством исторического краеведения, направленных на воспитание
патриотизма у учащихся средних классов
5. Проанализировать
результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
– теоретические – анализ
научной и научно-методической литературы взаимодействия педагогов и семьи по
ознакомлению учащихся с родным городом в кадетской образовательной организации,
нормативно-правовая документация, анализ и синтез, моделирование, обобщение; – эмпирические – методы сравнительного
анализа, опросники (анкетирование), наблюдение, беседа, педагогический
эксперимент.
Практическая значимость результатов
исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе
исследования, могут быть использованы в практике формировании патриотизма
учащихся средствами исторической краеведческой деятельности.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Анализ понятия
патриотизма в психолого-педагогической литературе, показал его сложность и
многогранность. Анализ существующих подходов к понятию позволил включить в
содержание патриотизма следующие составляющие: любовь к родным местам, к
Родине, родному языку; уважение и знание истории страны, к обычаям и традициям
народа, понимание стоящих перед страной задач; уважение к другим народам, их
культуре и обычаям, нетерпимость национальной и расовой неприязни; стремление к
укреплению чести и достоинства страны, готовность защищать Родину и уважение к
армии; готовность служить интересам Отечества, сознательное и активное участие
в трудовой деятельности.
На основании проведенной
работы представляется возможным сделать вывод о том, что на современном этапе,
происходит патриотического воспитания, которая находится на высоком уровне и
характеризуется возрастанием в значительной степени интереса к истории, к
героическому прошлому своего Отечества.
Историческое краеведение
является компонентом современного школьного исторического образования и
выступает в роли развивающейся перспективной области знаний, которая
характеризуется многогранностью, творческим, исследовательским подходом.
Государство осознало необходимость его активного включения в современный
образовательный процесс. В частности, ФГОС второго поколения, Концепция нового
УМК и Историко-культурный стандарт и др. регламентируют включение
краеведческого материала в Учебные планы общеобразовательных учреждений. Таким
образом, на современном этапе историческое краеведение переживает период
подъема (совершенствуются формы, методы работы), так как оно имеет важное
значение в учебно-воспитательном процессе.
В результате проведенного
исследования было выявлено, что в начале исследования в экспериментальной
группе: высокий уровень выявлен у 3,3% испытуемых; средний уровень – у 30%
испытуемых и низкий уровень – у 66,7% испытуемых. В контрольной группе были
получены следующие результаты: высокий уровень был выявлен у 10% испытуемых,
средний уровень – у 23,3%; низкий уровень – у 66,7% испытуемых.
На третьем, контрольном
этапе психолого-педагогического эксперимента, мы проверяли эффективность
реализованных нами занятий по историческому краеведение в виде игр с целью
патриотического воспитания подростков. С этой целью мы использовали. те же
методики, что и на констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента.
По результатам повторной
диагностики мы получили следующие результаты: высокий уровень выявлен у 40%
испытуемых экспериментальной группы и у 13,3% контрольной группы испытуемых.
Средний уровень патриотической воспитанности был выявлен у 53,3% испытуемых
экспериментальной группы и у 26,7% испытуемых контрольной группы и низкий
уровень патриотической воспитанности был выявлен 6,7% испытуемых
экспериментальной группы и у 60% испытуемых контрольной группы.
Таким
образом, реализация занятий по историческому краеведению с целью
патриотического воспитания подростков в условиях образовательной организации
показала эффективность проведённого исследования. Теоретические и
экспериментальные материалы подтверждают выдвинутую гипотезу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы использования исторического
краеведения как средство воспитания патриотизма учащихся 1.1. Определение понятий «патриотизм»,
«патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе
В обществе, цель которого
– достижение и закрепление таких общегражданских категорий, как свобода,
законность, права человека, плюрализм, гуманизм, толерантность, патриотизм
является одной из главных ценностей гражданской культуры, которая проявляется в
уважительном отношении к истории, традициям и ценностям своей страны.
Формирование подобного
отношения к Родине можно достичь в ходе эффективного патриотического
воспитания. Решение проблемы патриотического воспитания осложняется
неустойчивостью сложившейся в обществе идеологической и политической
обстановки, изменением экономического положения, революционными потрясениями,
социальными конфликтами и др.
Особенно пристальным
внимание государственных структур к формированию у подрастающего поколения
патриотизма становится в период демократизации и стабилизации отношений в
обществе, реформирования правовой системы, расширения сети общественных
объединений. Причем эффективность патриотического воспитания и стабилизация в
обществе – это взаимосвязанные процессы.
Видимо, именно по этой
причине патриотическому воспитанию на протяжении всей истории общества
уделялось и уделяется огромное внимание. Несмотря на это, до сих пор нет
однозначности и четкости в определении понятий «патриотизм» и «патриот» [8].
В различные периоды
развития общества понятие «патриотизм» трактовали по-разному, рассматривая его
в качестве нравственного и политического принципа, или социального, высшего
морального чувства, или социальной и нравственной ценности и т.д.