История и обществознание Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему 5) Методическая разработка урока «Русско-японская война 1904-1905гг»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. Исторические особенности и этапы Русско-Японской
войны 1904-1905г.г. 7

1.1. Опыт
осмысления историографией Русско-Японской
войны.. 7

1.2. Основные предпосылки, этапы и итоги 
Русско-Японской войны.. 12

2. Методические аспект изучения Русско-Японской
войны 1904-1905г.г. в курсе истории России 9 класса. 25

2.1. Методика ознакомления старшеклассников с
историческими особенностями Русско-Японской войны.. 25

2.2. Методическая разработка открытого занятия
«Русско-японская война 1904-1905гг». 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В истории России,
Отечества, русско-японская война 1904-1905 гг. занимает особое место. Чем
дальше во времени уходит эпоха начала ХХ века, тем больше внимания и
повышенного интереса исследователи возвращаются к изучению этого периода в
истории государства Российского, периода нестабильного и противоречивого. С
одной стороны, начало ХХ века (до 1917 года) называют периодом расцвета
Российской империи, с другой — «последним актом трагедии», «разыгравшимся» на
территории нашей страны» [12]. Одним из проявлений тех драматических событий
стала русско-японская война 1904–1905 годов, предпоследняя война Российской
империи. В научном сообществе до сих пор ведутся дискуссии и дебаты об этой
войне.

Степень изученности. Взгляды исследователей на причины
войны, ход боевых действий и их результаты заметно изменились по мере развития
русско-японского конфликта. После 1917 г. точка зрения историков на войну с
Японией снова претерпела изменения. Сегодня появились новые взгляды на причины
и последствия войны, ее подготовку и ход боевых действий со стороны двух империй.
В настоящее время тема российской историографии русско-японской войны 1904–1905
годов, и особенно ее первого периода, с 1904 по 1917 год, имеет большое научное
и практическое значение.

Актуальность его обусловлена следующими
обстоятельствами:

— во-первых, процесс становления и становления
историографии войны складывался в России в нестабильной и бурной обстановке
начала ХХ века. События, происходящие в стране, повлияли на исследования
предпоследней войны Российской Империи, что определяет необходимость ее
всестороннего научного анализа, понимания особенностей ее изучения;

— во-вторых, анализ исследований войны с Японией до 1917 г. выявил наличие
предвзятых и неполных оценок событий на Дальнем Востоке, что привело к неверным
интерпретациям исследователями. Это обстоятельство повлияло на изучение войны в
последующие периоды историографии.

В этой связи особую актуальность приобретает процесс
формирования историографии войны накануне 1917 года;

— в-третьих, объективное, полное, всестороннее
изучение первого этапа изучения войны с Японией, 1904-1917 гг., особенностей ее
формирования, поможет лучше понять общий ход исторического развития нашего
Отечества на начало 20 века;

— в-четвертых, отсутствие на сегодняшний день методики
преподавания темы «Русско-японская
война 1904-1905 г.г.»
на уроках истории в 9 классе.

После
окончания войны, появились историографические труды М.Э. Бархатова, В.У. Функе
[34], А. Байова [54] и др., в том числе девятитомный труд о русско-японской
войне, созданный при Главном управлении Генштаба под председательством В.И.
Гурко [27]. В тот период, авторы оправдывали российское правительство. Авторы
подробно рассматривали итоги войны, причины кризиса и возникновение русской
революции 1905-1907 годов, историю кораблестроения.

Современные историографы,
рассматривали итоги и уроки русско-японской войны с точки зрения геополитики (работы
В.А. Залатарова, И.А. Козлова), в том числе отношения между политическими
державами в целом.

Таким образом, огромный пласт
исследовательской работы касательно русско-японской войны
1904-1905 гг. еще только предстоит осуществить.

Однако,
в методике преподавания по-прежнему остаются разногласия, относительно методов
и приемов формирования знаний учеников о значимости и итогах русско-японской
войны в курсе истории России 9 класса.

Именно
поэтому в данной работе представлена попытка определить особенности
преподавания темы «Русско-японская война 1904-1905гг» в 9 классе.

Объект
исследования – русско-японская война 1904-1905гг.

Предмет
исследования – процесс преподавания темы «Русско-японская война 1904-1905гг» в
9 классе.

Цель
исследования – проанализировать особенности методики преподавания темы
«Русско-японская война 1904-1905гг» в 9 классе.

Задачи
работы:

1.
изучить историографию русско-японской войны,

2.
определить роль и последствия русско-японской войны 1904-1905гг.,

3.
определить особенности темы в учебниках истории 9 класса,

4.
разработать урок по теме «Русско-японская война 1904-1905гг».

Хронологические
рамки исследования охватывают период 1880-х гг. — 1905 г: от «обострения
обстановки» на дальнем востоке Российской Империи до окончания войны.

Географические
рамки исследования охватывают территории Российской империи и Японии.

Методы
исследования:


теоретические: изучение и анализ историографических источников и научной
литературы по теме исследования,


практические: обобщение и систематизация практики преподавания русско-японской
войны, разработка урока.

Практическая
значимость данной работы заключается в том, что основные выводы, а так же
разработанный урок может быть использован в практической деятельности учителей
по изучению роли и значения русско-японской войны 1904-1905гг.

Структура
исследования. Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением
и списком использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Начало русско-японской войны было обусловлено
столкновением интересов России и Японии в Северо-Восточном Китае и Корее,
которые стали развиваться с конца XIX века.

Соотношение сил в начале войны складывались не в пользу
России, что было обусловлено как отдаленностью театра военных действий так и неповоротливостью
русской военной машины. К тому же, японцам удалось нанести серьезный удар по
русскому флоту и развернуть наступление на суше на русские войска в Манчжурии и
на Порт -Артур. Серьезным ударом для русского флота стала гибель выдающегося
флотоводца, командующего Тихоокеанской эскадрой, адмирала Макарова. Несмотря на
большие потери японцев под Ляояном, нерешительность генерала Куропаткина А. Н.
привела к тому, что не удалось развить наступление русских войск на суше.

С октября 1904 года по декабрь 1904 года продолжалась
осада Порт -Артура, в результате которой японцы потеряли более 100 тыс.
человек, но сумели укрепить свои позиции в Манчжурии. Поражение русских войск
под Мукденом, уничтожение русской эскадры в Цусимском сражении, сложная внутриполитическая
обстановка в Российской империи, а также истощение сил Японии вынудило обе
стороны сесть за стол переговоров. 27 июня 1905 года в Портсмуте был
подготовлен текст мирного договора, благодаря русской дипломатии достаточно
мягкого для России. По Портсмунскому мирному договору Российская империя
уступила Японии южную часть Сахалина, потеряла арендные права на Ляодунский
полуостров и Южно-Манчжурскую железную дорогу.

Поражение России в русско-японской войне привело
падению авторитета власти внутри страны и к ослаблению позиций Российской
империи на международной
арене.

На изучение раздела Россия в конце XIX-начале XX века на
уроках Истории России XX – начала XXI века отводится 15 часов. На рассмотрение
темы «Государство и общество на рубеже веков» отведен 1 час. В рамках тематики
урока затрагивается вопрос русско-японской войны 1904-1905 гг. Однако события
1904-1905 гг. вызвали реакцию в российских провинциях.

Русско-японская
война не только как историческое событие, но и как предмет школьного изучения
интересна, среди прочего, в одном аспекте, который остается вне преподавания.
Небольшое время, затраченное на изучение этого события, привело к тому, что это
не проблема формирования общественного мнения о войне путем пропаганды в СМИ,
создания образа «маленькой победоносной войны» в сознании населения и формах
общественного мнения в Российской Империи.

Согласно
новому образовательному стандарту, изучение внешней политики на рубеже XIX — XX
вв. в современной школе отводится 4 часа. Учителя-предметники должны искать
варианты подробных уроков, не теряя времени на учебную программу.

Изучение
истории в рамках школьного курса должно способствовать развитию познавательного
интереса учащихся. Для достижения этой цели необходимо применять различные
обучающие инструменты. Школьный материал о войне вне зависимости от выбранной
линейки учебников однозначно хорош. Он сбалансирован (хотя и отличается в разных
редакциях), в большинстве случаев объективен, имеет хороший иллюстративный и,
за некоторыми исключениями, картографический аппарат.

Русско-японская война стала важным моментом в
истории, роль которой в этой войне заслуживает особого внимания и не должна
быть недооценена.

В
целом следует отметить, что цель в этой работе достигнута, задача — выполнена.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Исторические особенности и этапы
Русско-Японской войны 1904-1905г.г. 1.1. Опыт
осмысления историографией Русско-Японской
войны Общий
анализ историографии по данной проблеме позволил определить несколько этапов ее
становления:

1)
1920-е — начало 1940-х гг. Для научных работ этого периода характерно
восприятие Японии как враждебного государства и сосредоточенность на
экономических вопросах прошлого, было обусловлено советско-японскими
вооруженными конфликтами того времени и идеологическими различия между странами;

2) с
1945 гг. до середины 1980-х гг. Геополитические и территориальные конфликты
занимали центральное место в тематике работ. Ученые пытались обосновать
целесообразность советских претензий на «северные территории»;

3)
вторая половина 1980-х гг. — 1991 гг. Этому этапу присущи некоторая
идеологическая либерализация и появление исторических исследований;

4) с
1991 года по настоящее время. В этот исторический период переоцениваются все
военные эпизоды, не только с точки зрения героизма, подвигов, но и делается
большой акцент на ошибках, которые сделали политики, военные деятельности. По
мнению историографов этого времени, именно ошибки в военных действиях и привели
к катастрофе.

Советская
историография периода 1920 — начале 1940-х гг. Представлена трудами по истории
международных отношений, Дальнего Востока, Японии. Восприятие дальневосточной
страны как агрессора прослеживается в наработках  В. Я. Аварин [1], Е. М. Жукова [28] и Н.
Терентьева [58]. Следуя одинаковых позиций, исследователи утверждали, что
главной причиной российско-японского сближение после войны 1904-1905 гг. стало
их стремление защитить собственные интересы в Маньчжурии от США. Экономический
аспект российско-японских отношений стал предметом исследования Д. Н. Позднеев
[48] и Г. Ширмана [66], которые объясняли длительную пассивность в отношениях
между Токио и Петербургом в XIX в. тем, что Япония была «слабым покупателем и
малоимущим производителем», а также неосведомленностью коммерческих кругов
Российской империи о состоянии японского рынка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы