Платная доработка на тему 4) Александр I и его реформы в начальный период правления(1801-1812)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Роль
исторической личности в историческом образовании. 6
1.1. Исторические
персоналии на уроках истории: необходимость изучения, методика и значение. 6
1.2. Преобразования
Александра I как основа укрепления законности и правопорядка в Российской
Империи. 10
Глава 2. Методика
изучения исторических персоналий в школьном курсе истории 16
2.1. Особенности
применения биографического метода на уроках истории в школе 16
2.2. Методическая
разработка урока по теме: «Реформы государственного управления начала XIX века». 22
Заключение. 35
Список использованных источников и литературы 38
Введение:
Актуальность темы. История как дисциплина считается динамической структурой, меняющей собственные границы с трансформацией угла зрения на нее. Новейший историко-культурный стандарт подразумевает и новейший взгляд в историю – через призму судеб
исторических личностей. Главная продолжительное время общественно-политическая точка зрения на историю осуществляла исследование ее в школе в
некоторой мере «пресной». Цивилизационно-антропологический аспект, первенствующий согласно взгляду к доминировавшему в предшествующие десятилетия мнению в общественно-политической ситуации, должен предоставить
возможность
ученикам посмотреть на исторические события через призму восприятия обычного человека, ощутить детали из существования и быта людей предыдущих веков. Однако, к сожалению, нередкого в целом и в
последствии
современного урока истории ученик сумеет охарактеризовать основные тенденции внешней политики Петра I, основные реформы Александра I, но для него данные исторические действия остаются
«выученным правилом», концепцией, которая никак не дает понятия о существовании народа, обиходе, повседневных повадках, моде, поисках смысла существования людьми минувшего.
Безразличие учащихся к истории, к
сожалению,
– один
с основных вопросов, с которым встречается сегодняшний педагог. Зачастую из-за ограниченности во времени преподаватель должен «гнать» свежие темы, останавливаясь на основных датах и фактах, но исторические герои в сознании ребенка остаются только персонажами с торжественных портретов. Весьма конкретно этот вопрос передан героем В. Тихонова в кинофильме «Доживем до понедельника»
(1969 г.). Жалея о холодном отношении учащихся к исследуемой проблеме, а также к герою рассказа – лейтенанту
П.П. Шмидту, персонаж В. Тихонова говорит нижеприведенный яркий монолог: «…Что
же это был за человек, лейтенант Шмидт Петр Петрович? Русский интеллигент,
умница, храбрый офицер. Профессиональный моряк. Артистическая натура! Он пел,
превосходно играл на виолончели, рисовал. А как он говорил?! Но главный его
талант – это дар ощущать чужое страдание более остро, чем свое. Именно этот дар
рождает бунтарей и поэтов». В данных словах педагог показал превосходный преподавательский прием: превосходное понимание жизнеописания исследуемого героя, но кроме
того собственную сопричастность также собственное отношение к герою. У него не только получилось изобразить облик живого, интересного человека, но также предоставить пояснение мотивам его действий.
Многие школьники считают, что
проблемы, ценности и взгляды людей прошлого не имеют отношения к их жизни в XXI
веке. Несмотря на это, нельзя не признавать тот факт, что историческая фигура
занимает особое место и особую функцию в системе социальной реальности.
Исследование роли личности в истории может помочь ответить на вопрос о том, как
и почему именно так развивается исторический процесс, понять его логику, а
также влияние на изменение потребностей, интересов и на формирование личностной
мотивации человека в принятии решений.
Ознакомление школьников
с персоналиями на уроках необходимо не только для того, чтобы подчеркнуть его
значимость для истории страны или определенного периода истории, но и для того,
чтобы показать учащимся, что решение исторических проблем в любой области
человеческой деятельности – в политической, военной, научной, технической – было
результатом усилий не отдельных людей, а являлось итогом деятельности многих.
Целью
данного
исследования является личность Александра I и его реформы в начальный период
правления (1801-1812).
Объект
исследования: роль исторической личности в историческом
образовании.
Предмет
исследования: методика изучения исторических персоналий
в школьном курсе истории на примере личности Александра I и его реформ в
начальный период правления.
Задачи
исследования:
— рассмотреть
необходимость изучения, методику и значение исторических персоналий на уроках
истории;
— показать преобразования Александра I как основу укрепления законности и
правопорядка в Российской Империи;
— выявить особенности применения биографического метода на уроках истории в школе;
— разработать урок по теме: «Реформы государственного управления начала XIX
века».
Методы
исследования: теоретический анализ литературы по теме
исследования; анализ педагогического опыта преподавателей истории.
Научная новизна
исследования заключается в том, что были конкретизированы теоретические подходы к необходимости
изучения, методику и значение исторических персоналий на уроках отечественной
истории и выявлены методические аспекты
применения биографического метода на уроках истории в современной школе на
примере личности Александра I и его реформ в начальный период правления.
Структура
работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников и литературы.
Заключение:
1. Гегельская Е. Синквейн на уроках истории и
обществознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school101.ru/index.php7op-tion=com_content&view=article&id=1271:2014-12-23-02-18-50&catid=38:2009-03-10-04-00-33&Itemid=60
(дата обращения: 1.11.2020)
2. Девятко
И.Ф. Методы
социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 1998. 208 с.
3. Ерохина
М.С.
Историческая личность: современные методики изучения // Научная библиотека
«Киберленинка»: [сайт]. 2019. URL: https://cyberlenmka.m/article/n/istoricheskaya-lichnost-sovremennaya-metodika-izucheniya
(дата
обращения: 30.10.2019).
4. Жуйков
Д.А. Основные
методологические проблемы биографического исследования в современной
историографии // Научная библиотека «Киберленинка»: [сайт]. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-metodologicheskie-problemy-biograficheskogo-issledovaniya-v-sovremennoy-istoriografii
(дата
обращения: 30.09.2020).
5. Закиров О.А. Использование в преподавании исторических
фильмов сталинского времени // Преподавание истории в школе. 2009. № 6. С.
52-55.
6. Закиров
О.А.
Исторический фильм: к проблеме определения жанра игрового кино / В сборнике: CLIO-SCIENCE:
проблемы
истории и междисциплинарного синтеза: Сб. науч. трудов. М., 2012. С. 42-48.
7. Исаев И.А. История государства и права
России: учебник для юридических вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристь,
2004. 797 с.
8. Историко-культурный стандарт. Концепция
нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Режим доступа:
school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.Pdf. (дата обращения: 03.10.2020)
9. История государства и права России [Текст] : Учебник / В.М.
Клеандрова, канд. юрид. наук, проф., Р.С. Мулукаев, д-р юрид. наук, проф., А.А.
Сенцов, канд. юрид. наук; Под. ред. проф. Ю.П. Титова. – Москва : Проспект,
1998. – 541 с.
10. Как распознать психотип человека по
внешним данным? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spark.ru/startup/hr-connect/blog/43217/kak-raspoznat-psihotip-cheloveka-po-vneshnim-dannim
(дата обращения: 1.11.2020)
11. Карагодин Д.И. Создание войск внутренней
стражи России в 1811 году // Сержант. – 1999. – № 8. С. 11-14.
12. Короткова
М.В., Студеникин М.Т.
Методика обучения истории в схемах и таблицах // Позднякова Наталья
Анатольевна: [сайт]. URL: https://pozdnyakova.ucoz.ru/Praktikum/7-8/korotkova_studenik;in_metodika_prepodavanija_istori. pdf (дата обращения 01.11.2020).
13. Кубанова М.Н. Использование произведений
зарубежной художественной литературы при изучении всемирной истории XX века /
М.Н. Кубанова, М.Х. Лайпанова // Актуальные вопросы археологии, этнографии,
истории (к 100- летию со дня рождения В.Ф. Каховского и 60-летию Чувашской
археологической экспедиции): статьи Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20
дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив
плюс», 2017. – 228 с.
14. Лашкова Л.Г. Педагогические условия
развития ценностных ориентаций студентов колледжа: дис. … канд. пед. наук. –
М., 2011. 186 с.
15. Литвинская И.О. Проектная деятельность на
уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного
интереса учащихся // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных
трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Тамбов,
2013. С 63-64.
16. Медведева Е.А. Формирование ценностных ориентаций учащихся в
процессе преподавания истории / Е.А. Медведева [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/5140 31/ (дата обращения:
1.11.2020)
17. Мельников В.П. Государственная служба в
России: отечественный опыт организации и современность. Ч. 1: Государственная служба в
монархической царской России / В. П. Мельников. – 2000. – 215 с.
18. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.
Г., Сивохина Т. А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших
дней. Учебное пособие. – М. : Прогресс, 2011. – 589 с.
19. Полное собрание законов Российской
империи. Собрание первое. Т. 27. – СПб, – 1910. – 1286 с.
20. Проект «Концепция нового УМК по
Отечественной истории» от 19 мая 2014 г. Режим доступа: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-pootiechiestviennoi-istorii-2 (дата
обращения: 03.10.2020)
21. Серов Б.Н. Поурочные разработки по
истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: (К учеб.
комплекту А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времен до
конца XVII века», В.И. Буганова, П.Н. Зырянова «История России. Конец XVII-XIX
век») / Б.Н. Серов, М.В. Лескинен. – М. : ВАКО, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им.
В.И. Смирнова). – 303 с.
22. Степанищев
А.Т. 300 задач
по истории России с древнейших времен до наших дней // Заметки на полях:
[сайт]. URL: http://his95.narod.ru/0001.htm (дата обращения 01.11.2020).
23. Степанищев А.Т. Методика преподавания и
изучения истории : в 2 ч. : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности 032600 «История» / А. Т. Степанищев. – Москва : ВЛАДОС, 2002. Ч.
1. – 2002. – 303 с. Ч. 2. – 2002. – 204 с.
24. ФГОС ООО. Режим доступа: https://fgos.ru/
(дата обращения: 03.10.2020)
25. Фроянов И.Я. (ред.) История России от
древнейших времен до начала XX в. Учебник истории для ВУЗов. СПб., 1992. – 211 с.
26. Clabough,
J., Nefertari, Y. Perspective-writing activities bring «a bunch of dead guys»
to life [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: www.amle.org/BrowsebyTopic/WhatsNew/WNDet/TabId/270/ArtMID/888/Arti-cleID/569/Transporting-Historical-Figures-from-Past-to-Present.aspx
(дата обращения: 03.10.2020)
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль исторической личности в историческом
образовании 1.1. Исторические персоналии на уроках истории: необходимость
изучения, методика и значение Изучение истории в средней школе осуществляется посредством
привлечения различного рода материалов, способствующих более глубокому
восприятию учащимися событий давно минувших дней. В этом им призвано помочь
изучение исторических источников (воспоминаний, мемуаров, официальных
документов, переписки мировых лидеров), произведений художественной литературы,
использование различных информационных ресурсов и пр.[1].
Как бы многообразны и разнообразны не были все эти сопутствующие учебнику
материалы, их объединяет одно: в центре событий всегда стоит человек, героем
всех исторических источников и всех произведений художественной литературы
является исторический персонаж, вокруг которого и происходит развитие тех или
иных событий. В связи с этим следует признать, что изучение персоналий на
уроках истории является важнейшим условием понимания учащимися хода
исторического процесса, хотя для большинства учащихся сегодня исторические
личности – это «кучка мертвых парней», как выразились в своей статье
американские исследователи[2].
В связи с этим анализ биографических данных исторического
персонажа, изучение исторических условий, сыгравших решающую роль в
формировании его взглядов и личных качеств, являются важной составляющей в
процессе изучения роли той или иной личности в истории.
Для решения всех этих задач, в процессе изучения истории
отдельных исторических личностей (например, президентов, изобретателей,
правителей и т. д.), ученики должны узнавать больше, чем просто информацию о
том, кто из них что сделал. Они должны уметь анализировать процесс становления
и развития этих людей и их взаимодействие с остальным миром в течение всей
своей жизни.
В этом случае основой обучения становится не простое
запоминание, а непосредственное участие ученика в приобретении информации.
Ведь, как сказал выдающийся русский ученый Н.А. Умов: «всякое знание остается
мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность:
учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»[3].
Желание самого ученика побольше узнать об изучаемом герое позволит ему, под
руководством учителя, провести более глубокое исследование. Это может произойти
посредством использования нетрадиционных видов учебной деятельности, например,
таких приемов и технологий, как синквейн, портфолио, компьютерные презентации,
составление проектов, эссе и написание писем герою. Благодаря использованию
этих методов во время изучения исторических объектов школьники становятся
активными участниками процесса исследования, а не остаются пассивными
статистами. Кроме того, выполнение таких работ на уроках истории помогает
подросткам понять важность «людей из прошлого», которые повлияли на окружающий
их сегодня мир.
В процессе изучения исторических деятелей учащиеся могут
составлять на них синквейны, что позволяет полнее отразить глубину понимания
описываемого явления, роли личности в истории. «Способность резюмировать
информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах
– важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом
понятийном запасе»[4].
Создание синквейнов (пятистрочных «стихотворений») позволяет не только обобщить
информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы
составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о
событии, человеке, понятии и выбрать самое важное. Хорошим источником для этого
могут стать оцифрованные материалы, опубликованные на различных исторических
сайтах.
На уроке истории ученикам в исследовании роли исторических
деятелей может помочь работа с личными документами и биографией этого
персоналия. Цель этого процесса состоит в том, чтобы учащиеся научились
выявлять черты характера человека, его основные ценности и убеждения. Черты
характера, как известно, в отличие от чувств, переменные постоянные, а не
приходящие; они дают
определенное представление о человеке и его поступках. [1] Кубанова М.Н.
Использование произведений зарубежной художественной литературы при изучении
всемирной истории XX века / М.Н. Кубанова, М.Х. Лайпанова // Актуальные вопросы
археологии, этнографии, истории (к 100- летию со дня рождения В.Ф. Каховского и
60-летию Чувашской археологической экспедиции): статьи Всерос. науч.-практ.
конф. (Чебоксары, 20 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 228 с. С. 61 [2] Clabough, J., Nefertari, Y. Perspective-writing
activities bring «a bunch of dead guys» to life [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.amle.org/BrowsebyTopic/WhatsNew/WNDet/TabId/270/ArtMID/888/Arti-cleID/569/Transporting-Historical-Figures-from-Past-to-Present.aspx [3] Цит по:
Литвинская И.О. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время
как способ развития познавательного интереса учащихся // Перспективы развития
науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной
научно-практической конференции. – Тамбов, 2013. С 63-64. [4] Гегельская Е.
Синквейн на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.school101.ru/index.php7op-tion=com_content&view=article&id=1271:2014-12-23-02-18-50&catid=38:2009-03-10-04-00-33&Itemid=60 (дата обращения: 1.11.2020)