История и обществознание Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему 3) Воспитание основ гражданственности на уроках истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Формирование гражданской идентичности, патриотизма у
обучающихся на уроках истории и внеурочной деятельности. 6

1.1. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания. 6

1.2. Формирование гражданской позиции на уроках истории. 15

Глава 2. Разработка уроков истории по формированию
гражданской идентичности учащихся. 23

2.1. Воспитание основ гражданственности при изучении темы
«Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад» в 6 классе. 23

2.2. Организация учебно-проектной деятельности
старшеклассников по теме «Изменение образа врага у участников Афганской войны». 28

Заключение. 37

Список использованных источников и литературы.. 39

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Данная тема имеет особое значение,
когда в 2020 году отмечалась 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной
войне советского народа, освободившего мир от фашизма. В ряде западных стран
средства массовой информации сейчас готовы пересмотреть результаты великого
подвига нашего народа, с вопиющей русофобией и при намеренном попустительстве
глав государств и правительств. Сегодня, несмотря на то, что нам хотят это
запретить, мы – потомки героев, хотим гордиться нашими предками, которые
пожертвовали своей жизнью не только ради свободы Отечества, но и ради
независимости и существования народов Европы. Западные страны хотят, чтобы мы
забыли свое прошлое и превратились в «Иванов, которые не помнят своего родства».
Задача педагога – воспрепятствовать этому всеми имеющимися в его распоряжении
воспитательными и образовательными средствами.

В
настоящее время воспитательная функция образования возрастает, уделяется
большое внимание формированию гражданственности, трудолюбию, нравственности,
патриотизму и уважению прав и свобод других граждан. Необходимость таких
изменений закреплена в правовой базе РФ, о чем свидетельствуют соответствующие
указы и резолюции. «Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные
ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории
России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей,
формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость
России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур
многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и
конфессиональных традиций, патриотизм»[1].
Государство ставит конкретные цели в отношении личностных результатов освоения
образовательной программы основного общего образования, а именно: «воспитание
российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной»[2].

Воспитание
рассматривается как органичный компонент педагогической деятельности,
включенный в общий процесс обучения и развития. Оно должно основываться на
социально-культурных и исторических достижениях многонационального народа
Российской Федерации, народов других стран и культурно-исторических традиций
своей Родины. Это цель изучения в школе истории и обществознания, а также
внеклассных мероприятий, проводимых в рамках образования.

Цель
исследования – выявление потенциала курса «Истории»
для воспитания основ гражданственности учащихся.

Объект
исследования: формирование гражданской идентичности,
патриотизма у обучающихся на уроках истории и внеурочной деятельности.

Предмет
исследования: воспитание основ гражданственности на
уроках истории.

Задачи
исследования:

— выявить воспитательный потенциал уроков истории и
обществознания;

— показать формирование
гражданской позиции на уроках истории;

— разработать
уроки истории по формированию гражданской идентичности учащихся.

Методы
исследования: теоретический анализ литературы по теме
исследования; анализ педагогического опыта преподавателей истории.

Научная новизна
исследования заключается в том, что были конкретизированы теоретические подходы к формированию основ
гражданственности в курсе отечественной истории и выявлены методические аспекты формирования основ
гражданственности на уроках истории в современной школе.

Структура работы. ВКР состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. [1] Указ Президента
РФ от 31 декабря 2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации», статья 11. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения:
03.10.2020) [2] Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования». Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения:
03.10.2020)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопрос воспитания гражданина в наше время
обрел максимальную значимость. Это сопряжено с проявлением религиозного фанатизма, антидемократических процессов, терроризма, нарушений основных принципов и норм в сфере прав человека. Любовь
к Отечеству и гражданственность на сегодняшний
день считаются приоритетными в структуре
ценностей российского сообщества и рассматриваются как условия поддержания российской государственности, консолидации сообщества и обеспечения
государственной безопасности. Данные смыслы нашли доказательство в ФГОС общего
и среднего образования, в котором обязательность развития гражданской
идентичности школьников установлена как важная задача преподавания.

Развитие основ
гражданственности осуществляется линией представления героической борьбы,
героических поступков, дарований русских людей – примеров с целью подражания им. Благодаря
патриотизму нашей державе удавалось выходить из наиболее серьезных ситуаций в наиболее непростые этапы собственной
истории. История не только обучает, но также развивает. История Российской Федерации – история высшего патриотизма. История – мощная сила, которая формирует патриота, гражданина собственного
государства.

Проанализировав и сравнив ряд документов,
имеющих отношение к области научных исследований, проанализировав содержание
учебников и сопоставив мнения об образовательном потенциале уроков истории и
общественных наук в аспекте формирования основ гражданственности учащихся, мы
приходим к следующим выводам:

• реализация
воспитательного потенциала изучения истории и обществознания определяется как
действующим законодательством, так и конкретными образовательными программами;

• воспитание
может и должно осуществляться в значительной степени посредством конкретной учебной
дисциплины, при этом воспитательная цель урока должна быть не формальной, а
исходить из содержания предмета;

• преподавание
истории и обществознания через их содержание помогает формировать у детей
гражданскую позицию и патриотизм;

• основой
воспитания в процессе обучения является прежде всего критическая оценка
учащимися исторических событий, их отношение к фактам и явлениям.

Процесс
формирования гражданской идентичности длительный, и результат можно получить не
сразу, интеграция урочной и внеурочной деятельности приносит положительный
результат в нем. Мы должны помнить, что главное – становление личности ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Воспитание
основ гражданственности на уроках истории Содержание Введение. 3

Глава 1.
Формирование гражданской идентичности, патриотизма у обучающихся на уроках
истории и внеурочной деятельности. 6

1.1. Воспитательный
потенциал уроков истории и обществознания. 6

1.2. Формирование
гражданской позиции на уроках истории. 15

Глава 2. Разработка
уроков истории по формированию гражданской идентичности учащихся. 23

2.1. Воспитание
основ гражданственности при изучении темы «Возникновение ислама. Арабский
халифат и его распад» в 6 классе. 23

2.2. Организация
учебно-проектной деятельности старшеклассников по теме «Изменение образа врага
у участников Афганской войны». 28

Заключение. 37

Список
использованных источников и литературы.. 39 Введение Актуальность темы исследования. Данная тема имеет особое значение,
когда в 2020 году отмечалась 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной
войне советского народа, освободившего мир от фашизма. В ряде западных стран
средства массовой информации сейчас готовы пересмотреть результаты великого
подвига нашего народа, с вопиющей русофобией и при намеренном попустительстве
глав государств и правительств. Сегодня, несмотря на то, что нам хотят это
запретить, мы – потомки героев, хотим гордиться нашими предками, которые
пожертвовали своей жизнью не только ради свободы Отечества, но и ради
независимости и существования народов Европы. Западные страны хотят, чтобы мы
забыли свое прошлое и превратились в «Иванов, которые не помнят своего родства».
Задача педагога – воспрепятствовать этому всеми имеющимися в его распоряжении
воспитательными и образовательными средствами.

В
настоящее время воспитательная функция образования возрастает, уделяется
большое внимание формированию гражданственности, трудолюбию, нравственности,
патриотизму и уважению прав и свобод других граждан. Необходимость таких
изменений закреплена в правовой базе РФ, о чем свидетельствуют соответствующие
указы и резолюции. «Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные
ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории
России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей,
формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость
России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур
многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и
конфессиональных традиций, патриотизм»[1].
Государство ставит конкретные цели в отношении личностных результатов освоения
образовательной программы основного общего образования, а именно: «воспитание
российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной»[2].

Воспитание
рассматривается как органичный компонент педагогической деятельности,
включенный в общий процесс обучения и развития. Оно должно основываться на
социально-культурных и исторических достижениях многонационального народа
Российской Федерации, народов других стран и культурно-исторических традиций
своей Родины. Это цель изучения в школе истории и обществознания, а также
внеклассных мероприятий, проводимых в рамках образования.

Цель
исследования – выявление потенциала курса «Истории»
для воспитания основ гражданственности учащихся.

Объект
исследования: формирование гражданской идентичности,
патриотизма у обучающихся на уроках истории и внеурочной деятельности.

Предмет
исследования: воспитание основ гражданственности на
уроках истории.

Задачи
исследования:

— выявить воспитательный потенциал уроков истории и
обществознания;

— показать формирование
гражданской позиции на уроках истории;

— разработать
уроки истории по формированию гражданской идентичности учащихся.

Методы
исследования: теоретический анализ литературы по теме
исследования; анализ педагогического опыта преподавателей истории.

Научная новизна
исследования заключается в том, что были конкретизированы теоретические подходы к формированию основ
гражданственности в курсе отечественной истории и выявлены методические аспекты формирования основ
гражданственности на уроках истории в современной школе.

Структура работы. ВКР состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Глава 1. Формирование гражданской идентичности, патриотизма у
обучающихся на уроках истории и внеурочной деятельности 1.1. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания Современная сфера образования значительно видоизменяется по
разным причинам. Она включена в экономическую жизнь общества и оценивается как
сфера предоставления полезных для последующего трудоустройства услуг. Диджитал
существование человека ориентирует и образование на электронно-цифровой формат.
Это внешний актуальный момент. Поскольку именно институт образования нацелен на
воспроизводство развивающих государство новых кадров, постольку значимым
оказывается и содержательный аспект обучения.

Смысловой базой образования является небольшое количество
дисциплин, среди которых История занимает особое место. Она – это не только
прохлаждающее занятие «элиты» и ученых умов (Ф. Ницше), не только академическая
наука, но и наука идеологическая, включающая молодое поколение в структуры
социальной памяти общества.

Благодаря этому у молодёжи может появиться осознание и далее
эмоциональное переживание сопричастности своей Родине – гражданственность и
патриотизм. В настоящее время противоречивые ценности общества и необходимость
в «общей морали»[3]
делают еще более важным гуманитарное образование и, конечно, здесь
обнаруживается драгоценный воспитательный момент в изучении истории. Никакое
другое знание не даст понять «как делали раньше?» и не даст пример «как стоит
делать сейчас». Только смотря в прошлое можно соединить две точки «как было» и
«как есть», и осознать путь, по которому идешь[4]. Мы понимаем смысл жизни
лишь в опыте, анализируя его, оборачиваясь назад – рефлексируя. Нельзя выявить
априори причинно-следственную связь в будущем, любые изменения подвластны
нашему рассудку лишь после того, как они совершатся[5].

Благодаря исторической оценке мы приобретаем ценностную
систему ценностей, дарованную обществом. Ценности могут стать средством
манипуляции массами. Для государства важно, чтобы была единая система
ценностей, ибо существует опасность информационной атаки и массовых волнений,
существует проблема субъективного морализма, проблема отмирания традиций и
обычаев.

Ценности как традиции позволяют обнаружить связность молодого
современного человека с предшествующими поколениями, то есть стать не только
совместно живущими на одной территории, но скрепленными в единое социальное
общей историей. По большому счету история – это наше все, имеющее значение
слова «было» (Ф. Ницше). Вот почему важно формировать интерес в обучении
Истории у школьников, которые только начинают осознавать ценности, стоя у
порога в социум.

Роль Истории возможно усилить междисциплинарным подходом,
привлекая такие дисциплины как Литература, Обществознание, МХК и другие.

Для того, чтобы вовлечь в процесс изучении истории, следует
понимать психологический и социальный аспекты жизни молодого поколения. Карл
Маннхейм в своей работе «Диагноз нашего времени» был близок к истине, когда
относил молодежь к особой группе, которая кроме того, что является новым
поколением, сменяющее старое, так же является несформировавшейся субстанцией
относительно остального общества[6].

Заинтересовать молодежь, обучающуюся в начальной, основной и
средней (полной) общей школе, привить им систему ценностей современного
общества, ответить на их вопросы общественного порядка, «сделать» их членами
(гражданами) общества – это непростая задача образовательной системы,
являющаяся актуальной, реализации которой могут способствовать различные
педагогические приемы.

Преподавание само по себе уже обладает уникальной
способностью влиять на формирование многих важных личностных качеств учащихся. Функция
уроков в учебном процессе заключается в обеспечении взаимодействия учителя и
учащихся и учащихся друг с другом, причем учащиеся не только приобретают знания
и умения, но и формируется их умение общаться и устанавливать отношения друг с
другом, а также совершенствовать навыки работы учителя.

Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование
гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль истории. Еще Н.М. Карамзин
утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с
несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех
веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали
подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает
нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости,
которая утверждает наше благо и согласие общества»[7].

Уроки истории призваны помочь ученикам испытать
и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Привитие общечеловеческих
норм нравственности, любви к Родине, к традиционным ценностям представляется
главным этапом обучения и воспитания гражданина России. Это достигается тогда,
если идеи патриотизма пробуждают у ученика эмоции сопереживания,
признательности к своему государству и справедливости.

Патриотическое воспитание на уроках истории –
процесс влияния на учащихся для осмысленного восприятия ими исторических
познаний о лучших традициях русского народа, доблестной борьбе, подвигах,
талантах, высоконравственных качествах сыновний Отечества, любви к символам
страны, нетерпимость к недругам России. На основе познаний о прошлом державы
развертывается умение детей анализировать, ориентироваться в фактах настоящего.

Русские люди во все эпохи выступали
сторонниками самопожертвования во имя свободы страны, демонстрировали
привязанность к своей родине, твердость и героизм при ее защите. Особенно
выражается чувство патриотизма при защите Родины. История нашего государства
знает много примеров, когда русский воин надежно отстаивал свою страну,
показывая стойкость и мужество.

На уроках истории нужно раскрывать поступки
героев так, чтобы ученики осознавали, зачем наши прадеды отдавали жизнь под
лозунгом интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иоанн Сусанин и
летчик Петр Нестеров, который совершил первый во всем мире воздушный таран
неприятельского самолета в годы первой мировой войны. Следовательно,
обнаруживается воспитательская значимость исторического события.

Во все
времена подвиги российских воителей почитались, прославлялись и возвеличивались
народом. Ключевой основой подвигов представляется преданность и любовь к своей
Родине.

Воспитание на уроках истории и
обществознания – это, на наш взгляд, правильное отношение к общечеловеческим
ценностям, формирование высокого гражданского сознания, долга, развитие
способности критически мыслить и самостоятельно оценивать исторические факты и
события. Долгосрочная цель этих уроков – развитие чувства патриотизма,
милосердия, доброты и сострадания, а также пробуждение интереса к изучению
литературы.

В последние годы появились разногласия по
поводу воспитательной функции уроков истории. Высказывалось мнение, что
школьная история обязана быть очищена от воспитательной функции, так как
воспитание патриотизма считается ненужной и невозможной задачей. Противники
данного суждения считают, что в этой позиции выявляется страх формализации и
диктата государства в области обучения истории . Абсолютный отказ от
патриотического воспитания приводит к тому, что недостаток знаний и культуры
выявляется как агрессивная демонстрация суждений обучающихся, а также в движениях скинхедов и
неонацистов.

Необходимо найти баланс в воспитании у
детей гражданственности и патриотизма, чтобы избежать эксцессов: слепого
чувства превосходства над другими народами, с одной стороны, и недоверия к
своей стране, с другой. Невозможно скрыть от учащихся определенные слабости
национального характера, но необходимо показать подвиги и силу нашего народа.

Поэтому в учебниках истории большое
внимание уделяется описанию военных событий, которые показали силу духа и волю
к победе нашего народа. При введении темы «Великая война 1941-1945 годов»
авторы современных школьных учебников демонстрируют происходившие события не
только в стратегическом, военном и международном аспектах, но и в
морально-психологическом, личностном плане.

Такая
особенность учебной литературы обусловлена «Концепцией нового УМК по
отечественной истории», в которой подчеркивается важность отражения в учебниках
участия человека в тех или иных событиях. Причем речь идет не только о
выдающихся личностях и лидерах страны, о которых существует множество
исторических сведений, но и об «обычных людях», их жизни и судьбе, чье величие
и тяжесть поражений были частью нашей истории[8].
В учебниках обосновывается решающая роль многонационального советского народа в
разгроме фашистского режима, приведшего к величайшему значению нашей страны в
мировой истории.

Однако для того, чтобы развить
патриотическое чувство, важно знать не только военную историю страны, но и
углублять знания о культуре и народе. В общем, эти вопросы довольно кратко
рассматриваются в учебниках. На педагогах лежит большая ответственность показать
значение культуры в жизни страны, подарить учащимся литературные и
архитектурные памятники, научить уважать культуру других стран.

При
написании учебников, конечно, учитывается и аудитория, для которой они
предназначены. Поэтому старшеклассники лучше подготовлены к восприятию
информации: они уже заложили фундамент, знают основы истории страны. В учебнике
«История Отечества XX в.» для 11 класса вопросы культурного развития
представлены более подробно, чем в других, более широко представлен
иллюстративный материал[9].
Однако от преподавателя зависит интерес учащихся к тому или иному событию или
памятнику культуры. Нам необходимо включить в урок современные информационные
технологии, позволяющие находить дополнительную информацию о памятниках
культуры, совершать виртуальные путешествия по библиотекам, архивам, музеям и
архитектурным комплексам.

Воспитание
гражданской грамотности учащихся неразрывно связано с формированием у них
основных нравственных ценностей. Словарь В.И. Даля раскрывает гражданственность
как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые
для составления гражданского общества»[10].
Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» всегда имело ярко выраженное
нравственное содержание. В то же время способность ставить свои поступки в
зависимость от морали и нравственности считается главным критерием зрелости
человека. При рассмотрении темы «Нравственная оценка деятельности» в курсе «Введение
в обществознание»[11]
рассматриваются такие понятия, как личность и нравственная ответственность,
нравственность и ее роль в жизни человека и общества, добро и зло, нравственные
основы любви, брака и семьи, нравственная культура и этикет.

Способность
оценивать исторические события основывается на культурной, политической и
нравственной подготовке личности, на ее фундаментальной жизненной позиции,
которая является результатом общечеловеческой подготовки, результатом
деятельности школьного учреждения и учителя[12].

Возвращаясь
к вопросу о формировании основ гражданственности у учащихся, еще раз вернемся к
тому примеру, который Великая Отечественная война представляет в школьной
программе. Следует отметить, насколько важна роль учителя, когда речь заходит о
том, чтобы показать учащимся на конкретных примерах, какую роль играет
государственная политика в том или ином вопросе. Большая
заслуга Президента Российской Федерации Владимира Путина, а также Правительства
Российской Федерации заключается в том, что итоги Великой Отечественной войны
не были забыты и пересмотрены. Это подтверждается публичными заявлениями
президента, в которых он защищает солдат Красной Армии, освободивших народы
Европы от фашизма.

Министр
обороны Российской Федерации С.К. Шойгу лично руководил строительством военного
мемориала в Мытищах (Московская область). Кладбище находится в ведении
министерства обороны Российской Федерации. На официальном сайте говорится, что
первые захоронения первое захоронение состоялось 21 июня 2013 года, когда были
захоронены останки неизвестного солдата, погибшего в годы Великой Отечественной
войны в Смоленской области[13].
Министр иностранных дел России С.В. Лавров неоднократно подчеркивал в своих
заявлениях в СМИ, что Российская Федерация озабоченна, и вызывает беспокойство
тенденция в ряде европейских стран, воюющих с памятниками советским гражданам,
погибшим в борьбе с фашизмом. Эти сведения должны быть представлены школьникам
своевременно, через обсуждение соответствующих новостей и событий, чтобы
способствовать их гражданскому сознанию и желанию быть частью гражданского
общества.

Для
достижения не только образовательных, но и воспитательных целей могут быть
использованы различные методические приемы и формы организации обучения в
контексте изучения истории и обществознания. Воспитание должно пронизывать
образовательный процесс на каждом уроке, но в то же время не подменять собой
само учение. Необходимо постепенно создавать ситуацию, когда учащиеся работают
самостоятельно, чтобы выявить проблему, понять задачи и сделать выводы.
Эффективными методами работы, направленными на воспитание нравственных качеств
и развитие умения видеть и оценивать свое окружение, являются: дискуссия,
занятия, когда проводятся игры с распределением ролей, постановкой проблемных
задач, соревнований, викторин. В то же время нельзя отказываться от
традиционных заданий: составление устных сообщений для семинаров, написание
эссе, проведение тестов.

Одним из методических приемов реализации педагогического
потенциала уроков истории является пятиминутное введение такого элемента урока
как «Этот день в истории России». В рамках предложенного тематического блока
учителя и ученики могут вспомнить великие события в жизни страны, обсудить их
значение и почтить память тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее.

Нужно регулярно просить учеников
рассмотреть тему урока, внимательно прочитать ее и выразить свои мысли по этому
вопросу. Результатом станет решение следующих педагогических задач: развивается
творческое мышление и речь, умение выражать свои мысли; развивается критическое
мышление; развивается мотивация к изучению предмета, потому что эти первые
минуты создают рабочую обстановку и определяют ритм урока.

Важным аспектом воспитания в рамках
образовательного процесса являются вопросы профессионально-технической
подготовки, место моральной оценки и необходимости всех профессий. В связи с
этим необходимо так называемое психологическое воспитание на курсах общественных
наук: встречи с людьми разных профессий, учителями профессиональных училищ и
известными своими достижениями личностями.

Классный контроль тоже включает ряд
воспитательных задач, но он должен быть всеобъемлющим: контроль со стороны
учителя, взаимный контроль, самоконтроль. Многие виды контроля воспитывают
самостоятельность, ответственность, независимость, критику, волю, трудолюбие.
Активное внедрение информационных технологий в процесс обучения гарантирует не
только эффективность занятий в классе, но и дистанционное общение с учителем.
Возможность дистанционного взаимодействия между учителем и учеником повышает
интегрируемость образования. 1.2. Формирование гражданской позиции на уроках истории Мужание современного ребенка проистекает в
ситуации автономного поиска и выбора жизненной позиции. На него большое влияние
оказывает информационное пространство: социальные сети, детско-юношеские
неофициальные сообщества, Интернет, СМИ и т. И острой темой становятся противоречия
между нуждами общества в гражданах, способных созидать богатство государства с
широким мировоззрением, гражданской и нравственной позицией, с одной стороны, и
недостаточной готовностью молодежи, степенью их развития, с другой.

Потому в условиях модернизации отечественного
образования нужны и новые пути формирования гражданина, и новые условия,
побуждающие подростков к сознательному деятельному участию в жизни поначалу
семьи, класса, школы, региона, а затем страны.

Одной из главных целей федеральных
государственных образовательных стандартов нового поколения является
формирование гражданской идентичности. Асмолов отмечает: «Ситуация ценностно-нормативной
неопределенности и социального «раскола» обуславливает новую социальную
ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании
гражданской позиции, что обусловливает актуальность перехода к новой стратегии
воспитания – социальному конструированию гражданской идентичности»[14].

Под гражданской идентичностью часть ученых
понимают признание личностью себя как гражданина российского общества,
уважающего историю своей Отчизны и принимающего ответственность за ее судьбу в
современном мире, гражданственность и патриотизм, национальную культуру и
культуру «малой родины», подготовленность к сотрудничеству с людьми различных
убеждений, культур и религий, признание вовлеченности судьбы государства и
всего человечества.

Установление гражданской идентичности –
глубокий процесс, и функция преподавателя в нем – направляющая и
корректирующая. Для достижения результата значительно использование способов и
форм системно-деятельностного подхода в обучении, основное в котором –
активность самих учащихся, деятельность в школьном самоуправлении в границах
возрастных компетенций, исполнение норм и условий школьной жизни, искусство
вести диалог, отношение в коллективной жизни, умение строить актуальные планы с
учетом определенных социально-исторических, политических и экономических
критериев[15].

Огромным потенциалом в смысле гражданского и патриотического
воспитания располагает учебный предмет – история. Главная цель преподавателя
истории в рамках концепции историко-культурного стандарта – направить
подростков в постоянно возрастающем потоке информации. В новых общественных
условиях появляется потребность в переориентации преподавания с усвоения
готовых навыков и знаний для формирования креативных возможностей ученика, его
личности, критичности мышления. Значительным становится не столько приобретение
знаний, которые в сегодняшнем сообществе быстро устаревают, а сам ход их
приобретения. В масштабах концепции историко-культурного стандарта
преподаватель вынужден научить воспитанников самостоятельно принимать решения,
добывать знания, критически мыслить, и адаптироваться в актуальных ситуациях[16].

Изучение истории гарантирует формирование
чувства патриотизма и гордости за свою страну. Историческое воспитание
подразумевает исследование истории Отечества, выработку чувства гордости и
вовлеченности в доблестные событияя прошедшего и постижение исторической
ответственности за действия в обществе и государстве. И здесь на помощь
преподавателю приходит разработка проблемного обучения.

Уроки «Происхождение государственности у
восточных славян», «Смутное время на Руси», «Опричнина Ивана Грозного»,
«Реформы Петра I: минусы и плюсы» и др. , на которых применяются классические и
нестандартные формы проведения уроков, формируют познавательные способности,
независимость мышления и созидательную активность. На занятиях
практико-ориентированного характера обучающиеся оказываются в разнообразных
общественных ролях, погружаются в жизненные ситуации и разрешают настоящие
актуальные проблемы. Исторические задачи, проблемные вопросы, практические
занятия обучают замечать выход из положения в сформировавшихся обстоятельствах,
обнаружить нужное решение.

Выработка гражданско-патриотических чувств,
ощущения вовлеченности в историю Родиныпроисходит и во внеурочной деятельности:
посредством использования игровых технологий, если учащиеся с удовольствием
разрешают предлагаемые трудности и задачи, участвуя в военно-спортивной игре
«Зарница»; посредством социальных проектов «Мы помним, мы гордимся! », «Не
вычеркнет память героев имен. » и др. , которые позволяют пережить ребятам
значимость своей деятельности, увеличить их общественный статус в школе,
городе, районе; посредством волонтерского движения. На базе школ функционируют
военно-патриотические клубы, в которых учащиеся знакомятся с профессией
военного и памятными днями страны, улучшают свои спортивные возможности,
участвуют в гражданско-патриотических акциях, оказывают поддержку ветеранам
войны.

Внеурочная деятельность, ориентированная на
гражданское и патриотическое формирование подрастающего поколения, позволяет
отвлечь детей от неблагоприятного

влияния уличной среды, привлекать их к
общественно-полезной деятельности, гражданской активности.

Привязанность к Отчизне – это чувство
нравственное и смысл его, как и любого чувства, иррационален. «Прививая
подобное понимание последующему поколению, мы даем ему случай приобщиться к
самым неизгладимым страницам летописи Отечества, своего края, рода, семьи»[17].

Следовательно, полноценным господином не
запрещается считать человека, неуклонно формирующего свое физическое и
нравственное здоровье, хорошо воспитанного, интеллектуального и просвещенного,
обладающего присущими для данного сообщества ментальными чертами, почитающего
своих предков, воспитывающего в наилучших традициях своих детей, хранящего в
подходящем пребыванье свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и
безостановочно доводящего до безукоризненности свой быт, житейский образ и
культуру поведения, функционирующего в направлении благоденствия своего
Отечества, участвующего в общественных событиях или организациях патриотической
ориентации, т.е. сориентированного на объединение людей для того создания
патриотического единства и коллективного поддержания патриотической установки в
той или некоторый степени проблемы и значимости по осуществления коллективного
устройства и выработки своей жизненной позиции, зависящей от национальной идеи по
оздоровлению, приумножению ценностных оснований цивилизационной составляющей
культуры[18].

В случае если привязанность к Родине выражается
в личном подходе человека к своей Отчизне, к ее значимому историческому
прошлому и современности, в таком случае гражданственность сопровождается
приспособлением личности к этому либо иному народу, его
общественно-политической инициативностью.

Следовательно, гражданин – такое лицо, имеющее
абсолютную индивидуальную самостоятельность, располагающее привилегияей быть как
партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной
оппозиции[19].

Гражданин – данность культурной
высоконравственной самооценки, обладающий общественно-политическими правами как
участника межличностных отношений, а также общественного сообщества, осмысленно
сочетающего персональные функции в аспекте общественных отношений и интересов.
В отечественной академической литературе по соотношению генеральных
нравственных качеств личности причисляют гражданскую обязанность и
общегражданскую зависимость, в которые включаются идеологические, ценностные
детерминанты гражданской вовлеченности[20].

Гражданственность надлежит истолковывать как
интегративное политико-нравственно правовое свойство социального субъекта,
характеризующееся высокой степенью политической сознательности, следованию
законам, которое выражается в активном участии человека в
социально-политическом процессе страны, в способности и желании служить
государству и обществу[21].

Гражданственность охватывает философский, оценивающий,
общекультурный также поведенческий аспект, подход лица к окружению, стране, Отчизне,
народу, семье и т.п.

Явной становится проблема приспособления формирования
гражданской позиции у учащихся. Разрешение этой преподавательской проблемы, по
нашему мнению, видится в точном руководстве процессом, когда поставлены цель, задачи,
а также показан процесс их достижения. Основой для развития гражданской позиции
школьников может быть технологическая схема, в которой изображен процесс пошаговой,
постепенной очередности операций с инструкцией употребляемых средств[22].
В технологической карте отражены целевая, содержательная и процессуальная
части.

Целевой элемент предполагает планируемые итоги
развития гражданской позиции на уроках истории, отвечающая условиям ФГОС[23].

Содержательный компонент содержит блок сведений,
которые дети обязаны выработать в ходе преподавания (познавательный элемент), блок
ценностей (ценностный элемент) и деятельностный блок (опыт реальных
практических действий).

Базу организационно-деятельностной
стадии развития гражданской позиции составляют ресурсы, способы, приёмы и формы деятельности педагога истории, продемонстрированные в процессуальной составляющей.

Структура воспитательского влияния должна быть выстроена с учетом возрастных особенностей[24].

Формирование познавательного элемента происходит с помощью исследования фактов, явлений и осмысления закономерностей исторического процесса. Деятельностный элемент усваивается
в ходе присвоения обучающимися абстрактного навыка, основанного на исторических образцах. Присутствие подобных ситуаций влияет
на ценностное формирование и становится достоянием личности.

Самоанализ считается важным обстоятельством
развития гражданской идентичности. По
этой причине максимальный результат имеет использование рефлексивных способов и приёмов, которые презентованы в процессуальной составляющей технологической
карты. К их числу необходимо причислить проблемы, задачи, а также тренировочные условия, базирующиеся в самоанализе, концепции выводов, сравнений, аналогий,
оценок собственного навыка.

Приведенные методы работы считаются средствами формулировки личной позиции
обучающегося. Рефлексивные технологии обучения с одной стороны, будут представлять методы диагностики создаваемой гражданской позиции, с иной стороны явятся мерами эффективности данного процесса.

Этапы деятельности педагога в процессе формирования гражданской
позиции обучающихся на уроке следует выстроить следующим образом:

1) определение темы урока;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы