Социология и Культурология Отчёт по практике Гуманитарные науки

Отчёт по практике на тему Воздействие дистанционного обучения на результаты студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение

2. Содержание практики

3. Заключение

4. Список использованных источников

  

Введение:

 

В процессе зарождения и развития информационного общества огромное значение имеют проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека. В последнее время в образовательной сфере предлагаются различные технологии и формы обучения, позволяющие повысить уровень и эффективность образования. Технология дистанционного обучения (ДО) является одной из наиболее прогрессивных, зародившись в конце XX столетия, она вошла в XXI в. как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Работа посвящена изучению особенностей влияния дистанционного обучения на результаты обучения студентов.

Цели ознакомительной практики:

— научиться проводить социологический анализ и давать научное объяснение социальных явлений и процессов на основе существующих научных теорий, концепций, подходов,

— получить информацию в вопросе об особенностях дистанционного обучения в ВУЗах;

— изучить различные мнения исследователей по определенному вопросу.

Задачи практики:

— проанализировать особенности влияния дистанционного обучения на результаты студентов;

— выявить основные проблемы организации дистанционного обучения в ВУЗах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного анализа научно-методической литературы можно сделать выводы, что дистанционное обучение – взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

К плюсам дистанционного обучения принято относить: доступность; гибкость (возможность самостоятельного планирования времени, места и продолжительности занятий учеником и его родителями), обучение в индивидуальном темпе; технологичность; социальное равноправие и т.д.

При дистанционном обучении обратная связь между педагогом и обучающимся более эффективна, что, в свою очередь, является основой успешности процесса обучения. В настоящее время образование в ВУЗах предполагает большой выбор форм и видов дистанционного обучения: позволяет реализовывать учебный процесс индивидуально (посредством электронных курсов); позволяет реализовывать учебный процесс коллективно (через вебинары, видеоконференции, чат-классы и другие формы организации дискуссий). Взаимодействие участников организуется как синхронно, т. е. в режиме online, так и асинхронно, когда участники в различное время получают доступ, оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи.

Организация дистанционного обучения строится по традиционной модели: обучающийся общаются с преподавателем; выполняют указания преподавателя; задают вопросы; отвечают на вопросы преподавателя, но при этом дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим, открывает новые возможности для творческого самовыражения студентов.

В заключение необходимо отметить, что именно дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития интернет-технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием. Тем не менее приходится констатировать низкое качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов -минимизации расходов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Содержание практики

В результате изучения научно-методической литературы было проанализировано понятие дистанционное обучение и особенности организации дистанционного обучения в ВУЗах.

Термин «дистанционное обучение» включает в себя два понятия: дистанционное и обучение. «Дистанционное» трактуется в словаре как совершаемое на расстоянии [4]. Обучение – процесс взаимодействия между учителем и учащимся, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки (ЗУН). Таким образом, дистанционное обучение можно трактовать как процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, при котором участники находятся на расстоянии друг от друга, в результате чего у студента формируются ЗУН.

Если традиционное образование предполагает непосредственное взаимодействие преподавателя с обучающимся, то дистанционное обучение строится на самостоятельной работе обучающегося по достижению поставленных им целей обучения с помощью вспомогательных средств (электронных библиотек, онлайн и офлайн курсов и т.д.). Исходя из этого, одним из главных преимуществ дистанционного обучения является то, что обучающийся в праве сам выбирать направленность работы по достижению этих целей, интенсивность работы, а также по своему усмотрению комбинировать различные предметные курсы, что является невозможным в системе очного образования с фиксированными учебными планами и расписанием занятий. Кроме того, дистанционное обучение позволяет снизить затраты на обучение и сократить время, которое обучающийся тратил бы на путь к образовательному учреждению.

В Приказе Министерства образования России дистанционное обучение понимается как обучение, «обеспечивающееся применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации» [1]. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения.

Приведем выдержки из различных работ, где дистанционное обучение понимается как:

• способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах и используют аудио-, видео-, интернет- и спутниковые каналы связи в учебных целях [10];

• целенаправленный, организованный в специфической дидактической системе процесс интерактивного взаимодействия обучающих и преподавателей с применением средств обучения, инвариантных к их расположению в пространстве и времени, который реализуется [8];

• телекоммуникационное обучение, которое осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет и при котором удаленные друг от друга субъекты (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся их внутренними изменениями (приращениями) и созданием образовательной продукции [11].

Е.С. Полат рассматривает дистанционное обучение и как форму, и как одну из составляющих всей системы образования. «Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [8].

По определению М.Б. Лебедевой «дистанционное обучение – это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, которая основана на принципе самостоятельного получения знаний. Оно преимущественно предполагает телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала. Этот же принцип лежит в основе интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [5].

К плюсам дистанционного обучения также принято относить: доступность; гибкость (возможность самостоятельного планирования времени, места и продолжительности занятий), обучение в индивидуальном темпе; технологичность; социальное равноправие, которое в данном случае заключается в возможности получить качественное образование независимо от места проживания, состояния здоровья и т.д.). Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения – студент; суть технологии– развитие способности к самообучению; студенты играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности – сотрудничество [14].

В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Существует мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс нельзя получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.

Элементы технологий дистанционного обучения и активно используются в педагогической практике, в данном случае практика опережает теорию и законы.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного обучения позволяет отметить характерные особенности, присущие ДО.

1. «Гибкость». Обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждый учебный курс (дисциплина), который освоен обучающимся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, то есть «без отрыва от производства».

4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критическим параметром.

7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного обучения.

8. «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.

9. «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.

10. «НИТ» (Новые информационные технологии). В СДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т. д.

11. «Социальность». ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

12. «Интернациональность». ДО обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Перечисленные особенности определяют преимущества ДО перед другими формами получения образования, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.

При дистанционном обучении педагог и обучающийся отдалены друг от друга в пространстве, однако при этом они могут взаимодействовать с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, используя электронную почту и Интернет, программы групповых связей Skype, Zoom и другие.

Дистанционное образование в высшем учебном заведении с учетом его специфики и проблем может дать возможность непрерывного обучения и обмена информации без потери актуальности и новизны. Еще одно важное преимущество дистанционного образования – это получение знаний независимо от местоположения и без потери реального времени. Практика показывает, что именно дистанционное образование может откликнуться на любые изменения и требования общественной обстановки и произвести необходимые изменения и дополнения. Специфика дистанционных образовательных технологий способствует развитию у обучающихся навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует повышению качества образованности студентов.

Проблема дистанционного обучения в ситуации с пандемией COVID-19 является одной из актуальной на сегодняшний день. С трудностями организации и проведения дистанционного режима столкнулись абсолютно все участники образовательного процесса.

В первую очередь, нагрузка легла и преподавателей, которым было необходимо незамедлительно перевести с обычных занятий на электронные ресурсы. Оценка рабочей нагрузки на учителя в период дистанционного обучения, в целом 84 % педагогов считают, что их нагрузка увеличилась, в то же время 59 % отметили, что нагрузка на детей увеличилась, а 21 % педагогов считают, что, напротив, уменьшилась [5].

Наиболее удобными формами и средствами для проведения занятий в дистанционном формате преподаватели называют электронную почту – 66%, электронный учебный курс на СДО – 58%, вебинары на платформе ZOOM – 45%. При этом электронная почта в большей мере стала использоваться как средство направления заданий и обратной связи со студентами, к концу апреля более интенсивно применялись уже активные формы дистанционного обучения. Преподаватели университета с пониманием относятся к происходящим событиям, связанным с распространением эпидемии коронавируса, и соответствующим изменениям в формах обучения и работы со студентами. Более 84 % опрошенных практически постоянно находятся в онлайн-среде; 71% преподавателей достаточно высоко оценивают свою компетенцию в современных компьютерных технологиях и пользовании интернет-ресурсами.В целом 61,6% опрошенных не испытывали трудностей в организации и техническом сопровождении дистанционного обучения [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы