Отчёт по практике на тему Влияние пандемии на доступность медицинской помощи и дифференциацию доходов населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Пандемия коронавируса в глобальном масштабе 3
2. Первая пандемия цифровой эпохи: как она изменила систему здравоохранения 5
3. Влияние пандемии на дифференциацию доходов населения 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Введение:
Распространение коронавируса COVID-19 затронуло большинство стран мира. Всемирная организация здравоохранения еще 11 марта 2020 года признала распространение коронавируса пандемией. Она затронула все сферы общественной жизни большинства государств. При этом важно оценить и то, как распространение коронавируса COVID-19 повлияло на само здравоохранения – прежде всего с точки зрения его возможности эффективно реагировать на ситуацию с распространением коронавируса. При этом данная ситуация официально не признается эпидемией. Причин для этого несколько: — несмотря на опасность распространения коронавируса COVID-19, его масштабы (по сравнению с другими заболеваниями, например, по сравнению с гриппом) относительно невелики; — в силу того, что это заболевание выявлено недавно, эпидемиологический порог для COVID-19 не был определен; — ситуация в различных субъектах Российской Федерации существенно различается.
Эффективность системы здравоохранения является одним из важных индикаторов состояния общества, а ее оценка населением, основанная на реальной доступности и качестве оказания медицинской помощи, дает понимание результативности предпринимаемых государством усилий по совершенствованию этой системы. Состояние здоровья населения в значительной мере зависит от деятельности системы здравоохранения: от обеспечения всеобщей доступности и высокого качества медицинской помощи [1].
Всемирная организация здравоохранения предполагает, что профессиональные исследования дают возможность оценить эффективность системы здравоохранения как единое целое при помощи ограниченного числа показателей, сопоставляя итоговые результаты работы системы с ее необходимыми функциями. Это является крайне важным для принятия решений по оптимизации работы системы здравоохранения.
Одним из основных социальных последствий пандемии является падение реальных доходов населения. Как правило, наиболее ощутимо и болезненно падение уровня жизни ощущается среди уязвимых категорий населения, таких как низкооплачиваемые работники, семьи с несколькими детьми, одинокие родители. Они изначально имеют невысокий уровень дохода и высокий риск сползания в бедность, который реализуется в условиях ухудшения социально-экономической ситуации и конъюнктуры рынка труда. В России этот слой населения достаточно обширен.
Кризис, спровоцированный пандемией, сопровождающийся свертыванием экономической активности, также с неизбежностью приводит к падению доходов и ухудшению материального положения населения. Ряд исследователей придерживаются позиции, что в период пандемии наиболее пострадавшими стали беднейшие слои населения, что неизменно обострит социально-экономическое неравенство в стране.
В отличие от предшествующих кризисов, порожденных внутренними особенностями рыночной системы хозяйствования, он был вызван внешними по отношению к экономике причинами, а потому его развитие протекало по нестандартным лекалам. Отсюда следует, что оно могло не только привести к более тяжелым и масштабным последствиям в социальной сфере, но и затронуть категории населения, не относящиеся к традиционным группам риска, сформировать новые зоны уязвимости.
Следует также отметить, что на момент начала кризиса государство уже имело борьбу с бедностью в числе важнейших приоритетов, а потому были предприняты значительные усилия по поддержке доходов, распространявшиеся, прежде всего, на наиболее обширную категорию населения с высоким риском бедности – семьи с детьми [2]. Особый пакет мер был направлен на сохранение рабочих мет и, соответственно, трудовых доходов посредством поддержки бизнеса в наиболее пострадавших от карантинных мер секторах экономики.
Заключение:
Общая оценка вектора изменений в функционировании российской системы здравоохранения в 2020 году негативная. Большинство пациентов и представителей пациентских НКО отрицательно оценивают изменения в сфере оказания медицинской помощи в нашей стране в 2020 году.
Доля опрошенных, убежденных в ухудшении ситуации в здравоохранении, в 3 раза больше числа тех, кто указал на отсутствие каких-либо изменений, и в 9 раз выше относительного числа оценивших перемены положительно (67,8%, 21,7% и 7,7% соответственно).
Негативно оценивают пациенты изменения, которые произошли за эти полгода в работе поликлиник, в работе скорой, экстренной и неотложной помощи, в доступности стационаров.
Хуже всего обстоят дела с возможностью своевременно пройти консультацию у терапевта или узкого специалиста (86,7%), пройти обследование и сдать анализы (80,5%), получить экстренную медицинскую помощь (61,7%), пройти плановое лечение или реабилитацию в стационаре (60,5%), получать лечение в дневном стационаре (57%), вовремя получать льготные лекарства (49%). Ухудшение ситуации в доступности санаториев отметили 42,7% опрошенных.
Сравнительно лучше обстоят дела в сфере медико-социальной экспертизы – здесь за время пандемии наметились в том числе некоторые улучшения: так считают 8,1% от общего числа опрошенных (это самая высокая оценка, если сравнивать с оценками других сфер здравоохранения) и 26,6% от числа ответивших на вопрос содержательно (т.е. имевших опыт прохождения МСЭ в эти полгода.
Пандемия повлияла не только на доступность медицинских услуг, но и на самих пациентов: их самочувствие и возможности. Негативно оценивают динамику своего психологического состояния в последние полгода большинство пациентов (66,6% опрошенных). Пандемия отразилась на трудовой занятости пациентов негативно, но не радикально. Не изменилась ситуация с занятостью и размером заработной платы у 63,3% и 62,5%. С ситуацией увольнения столкнулись 7% участников исследования. Около трети респондентов (27%) указали на снижение заработной платы, 4,2% — на рост заработной платы. Сообщают, что полностью лишились заработка очень малая часть пациентов: 1,3% опрошенных. Поиски новой работы обдумывают 41,7% пациентов, участников исследования. При этом большинство уверены, что найти ее будет сложно (63%). Такая позиция в том числе может являться следствием тревожного психологического состояния, в котором находится сегодня значительная часть пациентов. Для тех, кто рассматривает возможность поиска новой работы, наиболее привлекательными выглядят условия труда по найму (79% ответов). Работа на дому на себя привлекает 37,4% пациентов, работа на дому по найму – 35,6% опрошенных из числа тех, кто готов работать.
Таким образом, несмотря на все предпринятые меры, в данный момент сложно оценить реальный масштаб последствий от пандемии «СОVID-19» для экономики России. Но однозначно понятно, что это одно из самых тяжелых испытаний не только для экономической, но и для остальных сфер жизни общества, и последствия данной болезни будут ещё долго сказываться на жизни граждан.
Фрагмент текста работы:
1. Пандемия коронавируса в глобальном масштабе
Одной из отличительных особенностей нынешней пандемии является то, что она оказалась первой такого масштаба в эпоху глобальной цифровизации. С одной стороны, информация о коронавирусе распространялась очень стремительно и этим процессом необходимо было управлять, предоставляя надежную, качественную и своевременную информацию, чтобы предупредить распространение фейков, домыслов и непроверенных данных, которые могут спровоцировать панику. С другой — именно глобальная цифровизация позволила ученым всего мира максимально быстро объединиться и оперативно обмениваться новыми данными, чтобы государства могли выработать оптимальную тактику для спасения максимального числа человеческих жизней и наилучшую стратегию для победы над эпидемией.
Еще одним эффектом пандемии в глобальном масштабе стал резко увеличившийся темп цифровизации здравоохранения. Так как коронавирусная инфекция относится к острым респираторным заболеваниям, первоочередной задачей до создания вакцины было максимально снизить риски передачи инфекции. Помимо социального дистанцирования в обычной жизни важно было максимально обезопасить от COVID-19 всех людей с ослабленным здоровьем, когда они обращаются в медицинские организации.
Всероссийский союз пациентов (ВСП) и Центр гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика» провели опрос об удовлетворенности граждан медпомощью по ОМС и выяснили, что в период пандемии коронавирусной инфекции 50% респондентов жаловались на ухудшение качества и доступности лечения в сравнении с 2018-2019 годами. Лишь 24,6% опрошенных были в той или иной степени довольны оказанной медицинской помощью, а 38,8% – не удовлетворены.
Сбор и обработка информации для первой волны исследования проводились с 1 марта по 31 августа 2021 года. Специалисты осуществляли анкетный онлайн-опрос граждан России, обращавшихся за медпомощью по полису ОМС за последние три года. В опросе приняли участие 3 130 человек из 83 субъектов.
Также анализировались данные «горячей линии» ВСП по поступившим обращениям граждан за март – май 2021 года. Кроме того, проводился опрос экспертов. В нем участвовали 43 руководителя из 12 общероссийских и 31 региональной общественной организации пациентов.
В ходе опроса граждан выяснилось, что только 7,9% респондентов отметили улучшение ситуации с оказанием медпомощи по сравнению с допандемийным периодом. Экспертные оценки более скептичны – только 2,3% отметили позитивную динамику.
Среди основных направлений ухудшения качества медпомощи эксперты назвали снижение приоритетности оказания плановой медпомощи по всем нозологиям, кроме COVID-19, усугубление ситуации с дефицитом кадров в первичном звене (в особенности с обеспеченностью узкими специалистами), недоступность планового стационарного лечения для хронических пациентов из-за перепрофилирования клиник, ухудшение отношения врачей к пациентам из-за перегрузок в связи с дополнительной работой по вакцинации, мониторингом пациентов с COVID-19 и возросшего числа отчетов в бумажном и электронном виде. Среди причин также указан дефицит льготных лекарств для пациентов с хроническими заболеваниями в связи с использованием их при лечении коронавирусной инфекции.
Удовлетворены амбулаторным приемом в 2021 году были 25,4% из гражданского опроса, вообще не удовлетворены медпомощью в поликлиниках 35,7% опрошенных. Наиболее распространенными проблемами респонденты назвали сложности с доступом к профильным врачам (49,1%), отсутствие необходимого специалиста в учреждении (41,8%) и невозможность получить все необходимые услуги в одном месте (41,6%).
Также 37% участников опроса не устроило отсутствие возможности записаться к терапевтам и фельдшерам при первом обращении в поликлинику. На очереди перед кабинетами врачей, когда пациенты ожидают приема более 20 минут от назначенного времени, пожаловались 36,4% респондентов, а на длительное ожидание инструментальных и лабораторных исследований – 36,1% и 24,9% соответственно.
В случае со стационарным лечением, по данным исследователей, ситуация немного лучше – доля удовлетворенных лечением в стационарах составила 42–45%, недовольны лечением в больницах в 2021 году были 23,2% опрошенных.
Главными проблемами респонденты назвали отказ в бесплатной госпитализации родителей/опекунов с детьми до 4 лет или до 18 лет при наличии медицинских показаний (58,7%), приобретение назначенных врачом лекарств за собственные средства (47%), некорректное поведение медработников (39,2%) и направление в стационаре на платные обследования или анализы перед госпитализацией (36,2%). Кроме того, 31,6% опрошенных пожаловались на приобретение за свой счет расходных материалов, а 31,4% – сообщили о дополнительных расходах на платные услуги во время пребывания в стационаре.
В феврале 2021 года Минздрав РФ представил проект Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС. В обновленном документе, который должен прийти на смену Приказу ФФОМС №36 от 28 февраля 2019 года, отмечалось, что контролировать будут не только объем оказанной медпомощи, но и финансовое обеспечение лечения, а также то, как медицинские организации вписываются в план и не допускают превышения объемов.
В мае Vademecum выяснил, что в Минюст направлен обновленный документ, который после общественного обсуждения был доработан Минздравом. В частности, в обновленной редакции проекта указано, что экспертиза качества может проводиться по обращению застрахованного во время оказания ему медпомощи с оценкой соблюдения порядков, клинических рекомендаций и стандартов медпомощи, включая рекомендации медработников национальных медицинских исследовательских центров.