Маркетинг и социальные коммуникации Отчёт по практике Экономические науки

Отчёт по практике на тему Тема: «Использование политических мифов в предвыборных кампаниях»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. К определению сущности понятия «политический миф» 6

2. Структурные и типологические особенности политического мифа в предвыборных кампаниях 11

3. Особенности создания политических мифов 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

  

Введение:

 

Актуальность темы. Современные реалии политической конкуренции, борьбы за государственную власть и электоральные настроения в условиях перехода к демократии в значительной мере провоцируют общество к применению в информационной борьбе стереотипов, мифов, слоганов и лозунгов.

Политические мифы, которые составляют определяющий пласт информационного и манипулятивного обеспечения в предвыборных кампаниях, является не только результатом работы самого претендента на пост, но зависят от политико-культурного пространства, ценностно-смысловых ориентаций, типа и особенностей политической культуры общества. В современной России политические мифы стали неотъемлемой частью сопровождения и поддержки образов кандидатов, каждый из которых, благодаря их использованию, стремится заручиться доверием электората или дискредитировать конкурентов.

ХХ в. — время второго рождения мифов, а начало XIX в. – период возвращения к мифологическому мышлению. Этому процессу способствовали, во-первых, признание мифа вечно живым началом, выполняющим практическую функцию и в современном обществе; во-вторых, выявление связи мифа с ритуалом; в-третьих, отождествление мифа и ритуала с идеологией, психологией и искусством [7, 28].

Политическая мифология – один из аспектов мифологического возрождения. Политическая мифология становится основным средством ориентации людей в мире, именно этим обусловлена актуальность данной статьи. В последнее время внимание общества концентрируется вокруг социально-политических проблем: власти, собственности, качества жизни, отношений между различными социальными группами, геополитики и тому подобное.

Политическое мифотворчество – полидисциплинарный предмет исследования. Различных аспектов проблемы касались представители философии (О. Аверенцев, Э. Кассирер, Дж. Лакофф, Л. Леви-Брюль, А. Лосев, Х. Ортега-и-Гасет, П. Фейербенд, К. Хюбнер, Дж. Фрезер, В. Шеллинг, К. Шмитт и др.); культурологии (К. Армстронг, Г. Барт, Л. Бенуас, В. Вундт, Н. Элиаде Х. Закх, Т. Карлейл и др.); социологии (Д. Блур, Ое. Дюркгейм, Э. Исаков, Ю. Левада, Г. Петтаццоні и др.); психологии (В. Ранк, Г. Рохейм, С. Фрейд, В. Штекель, К. Юнг и др.).

В современной зарубежной политической науке мифы исследуются британскими (Дж. Дей, М. Эдельман, Г. Тюдор, К. Флад и др.), американскими (Дж. Комбс, К. Мейрс, С. Рендал и др.), отечественными (С. Кара-Мурза, А. Савельев, А. Цуладзе и др.) учеными.

В научных трудах этих ученых раскрыта сущность, источники политических мифов, функции политической мифологии, мифотворчество как процесс формирования политической действительности и тому подобное. Вместе с тем, специфика использования политических мифов о персоналиях в предвыборных кампаниях не получила должного освещения в политической науке, не стала самостоятельным предметом исследований.

Отдельный интерес составляют мировые тенденции создания и дальнейшего развертывания политических мифов в избирательных кампаниях, функциональные мифологические образы политиков, социокультурные, геополитические и социально-психологические особенности электората, которые позволяют формировать актуальные ценностно-смысловые ориентиры политической жизни общества в условиях переходной динамики.

Научные поиски в этом направлении обусловили выбор темы, определили ее содержание, структуру и методологию.

Цель исследования заключается в выявлении функциональных, ценностных, региональных, геополитических особенностей использования политических мифов в предвыборных кампаниях.

Для достижения поставленной цели автором был решен ряд исследовательских задач:

— рассмотреть концептуальные основания исследования политических мифов в предвыборных кампаниях;

— определить степень разработанности темы в полидисциплинарном научном дискурсе;

— выяснить и теоретически обосновать структуру, функции и виды политических мифов в предвыборных кампаниях,

— определить особенности создания политических мифов.

Объект исследования — мифотворчество в политической жизни общества и современном избирательном процессе.

Предмет исследования — особенности использования политических мифов в предвыборных кампаниях.

Методологическую основу исследования составляет комплекс философских, общенаучных и специальных методов познания политических явлений, обеспечивающих единство гносеологического, социально-философского, политологического и социально-психологического анализа феномена политических мифов. Всестороннее изучение проблематики создания, распространения, утверждения и развенчания в обществе мифов об активных субъектов политики стало возможным с учетом многообразия и взвешенности в использовании разнообразие научных подходов, методов, инструментов, средств и принципов современного политологического исследования.

Теоретическое и практическое значение полученных результатов определяется тем, что основные идеи и выводы исследования могут способствовать адекватному пониманию влияния политических мифов на современную политику. Анализ мифов, которые создаются ведущими политическими игроками, их структурных связей, внутренних и внешних факторов формирования является перспективным направлением дальнейшего научного поиска, развития современного политического знания об актуальных проблемах политической культуры, политической мобилизации, национальной идеологии, теории и практики политического мифотворчества в избирательных процессах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в современном понимании политический миф можно считать определенной мировоззренческой системой, которая, с теоретической точки зрения, включает такие структурные элементы, как архетип определенной ситуации, связанной с использованием мер социального регулирования и принуждения; содержание конкретного опыта, полученного в ситуациях, объединенных этим архетипом; совокупность аллегорических образов-мифологем, функциональная символика которых соотносит «желаемое» с «действительным», то есть со сложившимся архетипом.

Аксиологическая ценность политического мифа заключается в возможности вызвать к жизни архетип, который позволит задать определенный мотив деятельности – через политическую рекламу, ритуал, мистерию. Архетип делает возможным сочетание желаемого и действительного сначала в мифологических категориях (на языке политических метафор), а впоследствии и в политической деятельности. Политический миф определенным образом моделирует действительность, мистифицирует политическую реальность, образуя своеобразный структурный элемент сознания – мифологическое сознание, которая позволяет упростить сложный мир политики благодаря целостному и гармоничному мировосприятию, основанному на вере, а не на логическом знании с его внутренними противоречиями. Мифотворчество было и остается неотъемлемой составляющей политических процессов.

Технология создания мифов (как искусство, мастерство, метод преобразования данного в необходимое) основывается на понимании степени влияния мифа на сознание и его особенностях, в частности на том, что он опирается и оперирует не действительностью, а психологическими состояниями, ожиданиями людей. Стихийное, историческое, литературное мифотворчество заменяется сознательным конструированием мифов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. К определению сущности понятия «политический миф»

В течение длительного времени миф является предметом многочисленных научных исследований. Однако и зарубежные, и отечественные исследователи до сих пор не дали однозначной трактовки этого феномена. Это и понятно. Существует немало теорий мифа, каждая из которых обосновывает свое толкование и, соответственно, свое определение. Кроме того, к классическим теориям архаического мифа добавились новейшие, обосновывающие политические и социальные мифы. По большей части, без достаточных на то оснований, миф стал восприниматься как нечто некритическое, как игра фантазии и тому подобное. Однако современная политическая практика свидетельствует о том, что миф превращается в действенный инструмент влияния на массовое сознание, а затем рассматривается как сущностный элемент в структуре политического мировоззрения.

Кроме того, политический миф используется как эффективная политическая технология для реализации конкретных задач: борьбы за власть, ее легитимации, утверждения новой политической идеологии и тому подобное. Итак, для выработки обобщенного понимания сущности политического мифа, стоит рассматривать его как универсальную конструкцию, которую всегда можно наполнить конкретным политическим содержанием. В научных исследованиях понятие политического мифа служит важным инструментом для выяснения особенностей политической деятельности, политического поведения, политических конфликтов и тому подобное.

Политический миф в его современном понимании можно считать определенной мировоззренческой системой, которая с теоретической точки зрения включает следующие структурные элементы: архетип определенной ситуации, связанной с осуществлением мер социального регулирования и принуждения («если…, то…»); содержание конкретного опыта, полученного в ситуациях, объединенных этим архетипом; совокупность аллегорических образов, функциональная символика которых соотносит «желаемое» с «должным», то есть со сложившимся архетипом.

Аксиологическая ценность политического мифа заключается в возможности вызвать к жизни тот архетип, который позволит задать определенный мотив деятельности – через политическую рекламу, ритуал, мистерию. Архетип делает возможным сочетание желаемого и должного сначала в мифологических категориях, впоследствии — в политической деятельности.

Механизм мифотворчества раскрыт французским антропологом К. Левистроссом в структурной теории мифа [2], сущность которой заключается в выявлении совокупности бессознательных логических операций и инструментов для решения мировоззренческих противоречий. При этом так называемая мифологическая логика достигает своих целей ненароком, окольным путем, способом «бриколажа» (отскоком, рикошетом).

Другой основополагающей теорией в понимании сущности политического мифа стала символическая теория, разработанная немецким философом Э. Кассирером [3]. Символизм мифа основывается на том, что конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут превращаться в определенные знаки для отражения других предметов или явлений, то есть служить их символическим аналогом. Миф появляется как замкнутая символическая система, объединенная характером функционирования и способом моделирования окружающего мира.

Наконец, миф как коммуникативная система, предстает в исследованиях французского философа-постструктураліста Г. Барта, который называет миф «метаязыком» создание смысловых символических систем [4].

В целом ХХ век начал понимание мифа как объективного культурного и психологического феномена, как основы символических форм познания реальности, открывающих новые возможности в политике. Это, прежде всего, проблемы сосуществования мифологии и идеологии (К. Юнг, Э. Фромм, М. Элиаде, К. Флад [5-8]), которые являются совокупностью определенных символов, а точнее — формами символизации политического пространства. Вместе они создают определенный комплекс ориентационных символов, с помощью которых происходит взаимодействие власти с общественностью.

Анализ исследований и публикаций с темы начинаем признанием основы миф (греч. слово, предание) – это форма целостного массового переживания и толкования действительности с помощью чувственно-наглядных образов, которые можно считать самостоятельными явлениями природы [3, 505]. В начальном и общем понимании миф – древняя народная рассказ о явлениях природы, исторические события и т. п. или фантастические рассказы о богах, обожествленных героях, мнимых существ [8, 349]. Иначе говоря, это предание, содержащее объяснение и рассказ о происхождении мира. Получается, ни одно из многочисленных определений не способно сполна охарактеризовать миф как уникальное социокультурное явление. В архаичной эпохе миф играл ключевую роль. В первобытной культуре он предстает как особый способ рационального познания мира, превращающий хаос в космос. Миф помогал древнему человеку осмыслить события, которые происходили, благодаря чему упорядочивал сложную изменчивую действительность и структурировал ее определенным образом. Итак, мифологическое сознание создает мир как завершенный и понятный образ, то есть формирует картину мира первобытного человека, выполняя мировоззренческую функцию.

В современной культуре, как и в архаической, активно функционирует мифологическое сознание. Уже отмечалось, что в связи с кризисом рационализма в прошлом веке происходит возрождение мифа, который активно проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря исследованиям массового сознания. Массовое сознание – один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (массам) [9, 20].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы