Отчёт по практике на тему Сущность и специфика психолого-педагогического обследования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Общее понятие о психолого-педагогическом
исследовании. 4
2. Особенности планирования и проведения
психолого-педагогического исследования. 6
3. Оформление и представление результатов психолого-педагогического
исследования 9
4. Основные методы психолого-педагогического исследования. 11
Заключение. 14
Список литературы. 15
Введение:
Современная
психология и педагогика – это динамично развивающиеся области теории и
практики. Это обуславливает необходимость постоянного проведения практических
научных исследований, которые направлены на накопление новейших достоверных
данных о развитии человека, об эффективных методиках обучения, о том, как
наиболее эффективно выстраивать взаимодействие между учеником и педагогом.
Соответственно, актуальными являются представления о психолого-педагогических
исследованиях: о том, как правильно планировать данные исследования, какие
методы позволяют осуществлять исследование максимально продуктивно, получая при
этом наиболее достоверные знания. На основе знаний, полученных в
психолого-педагогических исследованиях в дальнейшем строится практика
деятельности конкретных специалистов и образовательных учреждений в целом.
Таким
образом, умение осуществлять психолого-педагогическое исследование можно
считать одним из профессионального важных качеств специалиста, работающего в
сфере образования. Такие исследования могут носить как обшетеоретический
характер, так и быть направлены на решение конкретных практических задач.
Цель
данной работы: проанализировать современные научные представления о
психолого-педагогических исследованиях.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть общее понятие
«психолого-педагогическое исследование»;
2. Проанализировать особенности подготовки и
проведения психолого-педагогического исследования, особенности обработки,
представления и внедрения результатов.
Заключение:
Таким
образом, психолого-педагогические исследования представляют собой необходимый
компонент развития и совершенствования образовательного процесса, повышения
качества образования и др.
Психолого-педагогические
исследования следует считать комплексной формой исследований, так как в их
рамках осуществляется не только исследование методов, средств, методик
организации образовательной деятельности и т.д., но и особенности психических, познавательных,
эмоциональных, волевых процессов учащихся. Психолого-педагогические
исследования могут быть фундаментальными, прикладными, а также разработками.
Каждый из этих видов исследования является значимым для решения тех или иных
задач и удовлетворения определенных запросов и потребностей общества и системы
образования.
Психолого-педагогическое
исследование должно быть грамотно спланировано проведено. Большое значение
также имеет правильное оформление результатов психолого-педагогического
исследования. При планировании психолого-педагогического исследования
необходимо определить для себя тему
направление исследовательской деятельности, сформулировать цель, задачи,
предмет, объект и гипотезу предстоящего исследования. Эта деятельность
происходит в процессе исследования имеющихся теоретических материалов, научных
исследований по теме.
Результаты
психолого-педагогических исследований представляются в виде научных публикаций
и работа, а также в форме инновационных концепций и методик обучения, а также
средств и приемов образовательной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. Общее понятие о психолого-педагогическом
исследовании По причине сложности и многоаспектности образовательного процесса
для его эффективного осуществления и выстраивания требуется проведения весьма
разнообразных — и по своей тематике, и по предметной направленности исследований.
Большое значение придается психологическим исследованиям. В
психологических исследованиях осуществляется поиск максимально продуктивных в
конкретных условиях механизмов психического развития, психологической
реабилитации воспитанников, раскрытия их творческих способностей и
возможностей, факторов самореализации, изучаются базовые установки позиции для
индивидуального и личностно ориентированного подходов, для мониторинга
эффективности и итогов обучения и воспитания.
Увеличивается необходимость проведения социологических
исследования, которые позволяют определить потребности населения, установить
особенности отношения семи и социума к определенным инновациям, оценки
деятельности образовательного учреждения или образовательной системы [3].
Исследования валеологической и медицинской направленности
ориентированы на выработку таких стратегий построения образовательного
процесса, которые позволяют максимально сохранить и укрепить здоровье
обучающихся.
Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические
исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического,
социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.
В качестве
педагогического исследования рассматривается процесс и итог научной
деятельности, ориентированной на получение новых данных о тенденциях и факторах
образовательной деятельности, структуре и механизмах организации
образовательного процесса, содержании, принципах, технологиях. Педагогическое
исследование объясняет и предсказывает факты и явления, согласно
представлениями В. М. Полонского.
Однако практически все прикладные исследования, направленные на
изучение организации и протекания образовательного процесса и деятельности
образовательных организаций имеют комплексный психолого-педагогический (нередко
социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т.д.) характер.
Даже в условиях знаниевой концепции обучения нельзя было исследовать образовательный
процесс автономно, не изучая и не развивая внимания, памяти, мышления, эмоций,
способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников. В людом
случае в фокусе внимания находится процесс воспитания и формирования
гармоничной, разносторонней личности, о становлении эмоционально-волевой сферы,
о выработке точки зрения и мировоззрения, учете индивидуальных особенностей. Конструировать
подлинное исследование в образовательной сфере без включения в него
определенного психологического компонента невозможно [6].
На современном этапе развития образовательной системы, когда на
первый план выходят задачи личности, любое эффективное исследование в
образовательной сфере должно иметь психолого-педагогический характер,
анализировать и описывать целостность внешних и внутренних факторов
образования, педагогические условия и методы выработки мотивации, убеждений,
ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности,
условия ее здорового психического и физического развития.
Однако следует отметить, что педагогическое исследование всегда
сохраняет свою специфику: оно направлено на изучение образовательного процесса,
особенностей организации обучения и воспитания, управления процессом,
обязательными субъектами которого выступают педагог и воспитанник, функционируют
и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
Таким образом, исследование, которое ориентировано на
конструирование личностно ориентированных, индивидуализированных или направленных
на работу с коллективом позиций и подходов, более эффективных психологических
технологий и способов деятельности (например, методик исследования творческих
возможностей и способностей личности и уровня ее реализации) можно с
уверенностью отнести к психолого-педагогическим [4]. 2. Особенности
планирования и проведения психолого-педагогического исследования Первым
этапом психолого-педагогического исследования, как и любого другого научного
исследования следует считать его планирование. Психолого-педагогическое
исследование может содержать в своей структуре несколько этапов:
—
первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;
—
теоретический анализ уже накопленных данных накопленных как современной наукой,
так и полученных в процессе ее исторического развития;
—
организация опытно-экспериментального исследования;
—
литературное оформление накопленных данных и окончательная формулировка темы, проблемы,
цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических
рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике [1].
Выбор
темы исследования в значительной мере детерминируется запросами и потребностями
конкретного социума. Уровень социальной значимости имеет важное значение для
материально-технического обеспечения процесса исследования той или иной научной
проблемы и оценки результата деятельности ученых. Определение темы исследования
также соотносится со специфическими характеристиками конкретной научной
области, уровнем ее развития и состоянием.
Цели
деятельности учителя-практика и педагога-психолога, исследующего закономерности
в сфере образования, разные. Цель педагога: обеспечение высокого качества и
продуктивности образовательной деятельности, что может проявляться такими
результатами, как присвоение его ученикам призовых мест на городских,
республиканских или международных предметных олимпиадах, в поступлении
выпускников в вузы и др. Цель научного исследования может быть разделена на три
главных задачи, а именно: психолого-педагогическая диагностика, объяснение
причинно-следственных отношений между достигнутым результатом и применяемыми
средствами, а также прогноз результатов на будущее. Учитель, методист или
директор школы должны уделять большое внимание всем областям
учебно-воспитательной деятельности.
Педагогу-исследователю,
напротив, целесообразно сконцентрироваться более глубоко на одном из выделенных
направлений и осуществлять деятельности не со всеми обучающимися, а только с
конкретной категорий детей, совершенствуя экспериментальные методики
образовательной деятельности [1].
Начинающему
исследователю следует в первую очередь выбрать для себя область научного
исследования, сконцентрироваться именно на том, которое имеет наибольшее
значение и ценность на конкретном этапе развития науки и образования. В
выбранной области исследователю следует ознакомиться с уже имеющимися научными
исследованиями. Затем полученную информацию целесообразно соотнести с имеющимся
жизненным опытом, определить вероятные стратегии предстоящего исследования, изложить
весь собранный материал в форме реферата. В ходе выполнения данной деятельности
следует размышлять над темой исследования. Со временем, по мере накопления
материала, знакомства с новыми концепциями и теориями тема исследования будет
систематически обновляться, изменяться. Это можно считать естественной
закономерностью осуществления научного исследования, в том числе
психолого-педагогического. Однако, несмотря на это, с темой необходимо
определиться в начале исследования. Проблема, цель, гипотеза и задачи
исследования должны быть сформулированы в самом первоначальном виде именно на
этом этапе исследования. На протяжении всей работы они будут уточняться, все
более приближаясь к идеалу.
В
процессе опытно-экспериментального исследования исследователь анализирует те
теоретические тезисы, которые сформировались у него в процессе изучения
теоретического материала по исследуемой проблеме. В данном случае исследователь
может получить подтверждение тех предположений, которые были сформулированы на
более ранних этапах развития науки и практики, а также получены более глубокие
знания об уже изученных феноменах. Также в ходе экспериментального исследования
определенные гипотезы и тезисы могут быть также опровергнуты, и сформулирована
иная гипотеза [2].
Опытно-экспериментальное
исследование в сфере образования, обычно, реализуется в течение достаточно
продолжительного промежутка времени, а также содержит в своей структуре целый
комплекс разнообразных методов и методик исследования (наблюдение, опрос,
диагностирование). Главной сложностью в данном случае можно считать обоснование
методики опытно-экспериментальной деятельности, так как может быть подтверждена
недостоверная гипотеза в том случае, когда эксперимент спланирован некорректно.
Экспериментальная
работа может быть как долговременной, так и кратковременной, в нее может быть
включено большое количество участников. 3. Оформление и представление
результатов психолого-педагогического исследования В
современных условиях научные исследования дифференцируются на фундаментальные,
прикладные и на разработки. Фундаментальные исследования направлены на изучение
теоретических основ и тенденций педагогики, ее методологии. Прикладные
исследования направлены на достижение конкретных теоретических и прикладных
целей, они интегрируют теорию и практику. Разработки непосредственно
обслуживают практику, к ним можно причислить образовательные программы, методические
пособия, учебники, дидактические материалы.
В
рамках каждого психолого-педагогического направления могут быть реализованы и фундаментальные,
и прикладные исследования, и разработки. Наиболее значимым параметром
психолого-педагогического исследования следует считать его результат –
сочетание новых тезисов, практических и теоретических умозаключений,
сформулированных на основании целей и задач проводимого исследования. Ценность
любого исследования определяется именно полученным результатом [5].
Результат
исследования должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и
практики, нести общественно новые знания. Результатом законченных психолого-педагогических
исследований может стать конструирование новых подходов в образовательной
деятельности, воспитании, создание инновационных методик и технологий обучения;
обнаружение закономерностей образовательной деятельности, определение новых педагогических
проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций
(уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания
и т.д.
Могут
быть дифференцированы несколько типов результатов психолого-педагогического
исследования:
Теоретические положения – новые концепции, подходы,