Отчёт по практике на тему Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами в целях обеспечения экономической безопасности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 7
1.1.Система международных нормативно-правовых актов, закрепляющих особенности охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности 7
1.2.Объекты интеллектуальной собственности как объекты гражданских прав в российском законодательстве 18
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 22
2.1 Система нормативно-правовых актов таможенного законодательства, регулирующая охрану и защиту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 22
2.2.Пути совершенствования механизма таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
С созданием Евразийского экономического союза выработка механизмов защиты объектов интеллектуальной собственности является общей задачей для пяти стран-участниц: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации. На сегодняшний день действуют десятки международных соглашений в области права интеллектуальной собственности, актов Евразийского экономического союза и нормативно-правовых актов Российской Федерации. Все они создают сложную разветвленную систему, направленную на охрану и защиту прав владельцев интеллектуальной собственности. Однако, несмотря на столь подробный теоретический аппарат, на практике инструменты защиты правообладателей нуждаются в доработке.
Таможенное декларирование товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, вызывает затруднения у декларантов и порождает судебные споры с таможенными органами. Таможенный контроль таких товаров осложняется тем, что помимо системы нормативно-правового регулирования, существуют рекомендации и указания ненормативного характера, а также отсутствует теоретическая база, регулирующая некоторые аспекты общей правовой защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Применение главных механизмов таможенного контроля и защиты объектов интеллектуальной собственности осложняется отказом правообладателей сотрудничать с таможенными органами.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на разветвленную систему нормативно-правовых актов, направленных на охрану и защиту объектов интеллектуальной собственности, механизм, позволяющий не допустить ввоз контрафактной продукции, работает недостаточно эффективно. В условиях функционирования Евразийского экономического союза многие аспекты стали зависеть от развитости законодательства в странах-участницах, а на сегодняшний день в некоторых из них невозможно введение современных мер защиты объектов интеллектуальной собственности ввиду отсутствия нормативной базы.
Институт интеллектуальной собственности развивается, и уже сегодня сложно встретить товар, который не содержит объект интеллектуальной собственности. Развитие Интернет-торговли, проведение международных соревнований влияют на увеличение товаропотока через таможенную границу Евразийского экономического союза. Так, в 2018 году в связи с проведением Чемпионата Мира по футболу в Российской Федерации увеличился товаропоток сувенирной продукции, перемещаемой через таможенную границу. Указанные товары неизменно содержат объект интеллектуальной собственности, права на который принадлежат Международной федерации футбола (FIFA). Это возложило на таможенные органы дополнительную ответственность, сделало необходимость пресечения контрафактной продукции еще более важной задачей. В связи с этим чрезвычайно необходимо, чтобы существовал прозрачный и действенный механизм, который позволил бы декларантам работать без нарушений таможенного законодательства, а таможенным органам упростил бы процесс таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Степень разработанности темы исследования. Отдельные аспекты, затрагивающие вопросы таможенной защиты прав интеллектуальной собственности являются объектами исследования таких специалистов, как М.А. Сорокин, А.М. Сорокин, С.Б. Алиев, М.В. Долгова, Е.В. Юрьева, Е.Ю. Измайлова и других. Данные труды составляют теоретическую основу исследования.
Эмпирическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также материалы практики таможенного органа и судебной практики.
Настоящая работа направлена на комплексный и систематизированный анализ изученной области правового регулирования отношений, связанных с таможенным декларированием и проведением таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является теоретическое и научно-практическое исследование правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и разработка предложений по совершенствованию правового регулирования указанной отрасли.
Настоящая работа направлена на комплексный анализ области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Определить международные нормативно-правовые акты в области интеллектуального права, оценить их роль в общей системе нормативного регулирования отрасли. Проанализировать международные источники, регулирующие таможенные аспекты защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
2. Определить понятие и сущность интеллектуальной собственности. Изучить особенности гражданско-правового регулирования интеллектуальной собственности в Российской Федерации;
3. Проанализировать систему нормативно-правовых актов, регулирующих действие механизма таможенной защиты объектов интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза;
4. Рассмотреть действующий механизм защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами;
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с перемещением объекта интеллектуальной собственности через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие различные виды правоотношений, возникающие в связи с таможенным декларированием и таможенным контролем товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и сложившейся в данной связи правоприменительной практики.
Методологической основой исследования является общенаучный подход с использованием общих и частных методов научного познания, таких как анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, системный поход; а также частноправовых методов: формально-юридического метода, метода правового моделирования.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные в работе выводы могут быть использованы как материал для научного исследования, а также при подготовке проектов нормативных актов с целью позитивного реформирования сложившейся практики в данной отрасли.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Для обеспечения соблюдения прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами стран ЕАЭС проводится постоянная работа по выявлению контрафактных товаров, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в области интеллектуального права. К сожалению, несовершенство правового регулирования порождает многочисленные споры теоретиков и практиков таможенного дела, а между правообладателями и таможенными органами возникают и судебные споры. Выбор темы работы обусловлен появившейся необходимостью осветить проблематику отрасли и возможные пути ее решения.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Нормативно-правовое регулирование области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности – сложное и разветвленное. Это обусловлено многообразием объектов интеллектуальной собственности. Сложная система правовых актов создает предпосылки к различному пониманию некоторых норм, что, в свою очередь, становится возможностью для нарушения законодательства недобросовестными участниками рынка.
2. Один из основополагающих актов таможенного законодательства на международном уровне – это Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS). Оно закрепляет основополагающие принципы таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
3. Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации, к объектам интеллектуальной собственности относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Правообладатели объектов интеллектуальной собственности наделены комплексом прав: имущественные права и личные неимущественные права. Имущественные права могут отчуждаться иным лицам. За нарушение положений законодательства в области интеллектуальной собственности может наступить административная или уголовная ответственность.
4. В рамках Евразийского экономического союза существует своя система нормативно-правового регулирования области интеллектуальной собственности, которая создана на основе и во исполнение международных актов. Так, отдельные положения, касающиеся прав на объекты интеллектуальной собственности, закреплены в Договоре о Евразийском экономическом союзе, Договоре о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, а также в Решениях Комиссии Евразийского экономического союза. В Российской Федерации к указанным актам добавляется Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», приказы ФТС России и акты иных органов, уполномоченных на принятие решений в области таможенного дела.
5. Порядок таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, закреплен в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, а также в решениях Евразийской экономической комиссии. Особенности таможенного декларирования указанных товаров связаны с особым заполнением граф 31
«Грузовые места и описание товаров» и 33 «Код товара» декларации на товары, а также особого расчета таможенной стоимости, который предполагает включение в таможенную стоимость лицензионных платежей. Особенности таможенного контроля связаны, в первую очередь, с функционированием Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности или национального Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1.Система международных нормативно-правовых актов, закрепляющих особенности охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности
Охрана и защита объектов интеллектуальной собственности – важная задача, возлагаемая как на международное сообщество, так отдельно на каждое государство. Разграничим понятия «охрана» и «защита» применительно к объектам интеллектуальной собственности. Правовая охрана – это создаваемая и гарантируемая государством система мер, направленных на обеспечение сохранности право владельцев объектов интеллектуальной собственности. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности предоставляется только в случае государственной регистрации таких прав в установленном порядке. Защита объектов интеллектуальной собственности и прав их обладателей – это деятельность, направленная непосредственно на недопущение, предотвращение нарушений, восстановление прав в случае их нарушения, а также применение мер юридической ответственности. Таким образом, цели охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности – различны, а, следовательно, их осуществлением занимаются различные государственные органы. Охраной, в частности, выдачей охранительного документа (например, патента), занимаются патентные органы, а защитой (в случае нарушения этих прав) – административные или судебные органы.
Нормативно-правовая база, которой руководствуются государства при создании механизм охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, представлена комплексом следующих международных договоров:
Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года.
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года.