Отчёт по практике на тему Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
В связи с избранной темой исследования возникла необходимость проведения деятельности, направленной на изучение педагогических возможностей адаптации дошкольников раннего возраста в ДОУ.
Цель исследования: выявить педагогические возможности адаптации дошкольников раннего возраста в ДОУ.
Объект исследования: процесс взаимодействия детей в образовательном пространстве ДОУ.
Предмет исследования: оптимизация адаптации дошкольников раннего возраста в ДОУ.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности психического развития детей;
2. Диагностировать особенности взаимодействия дошкольников;
3. Разработать и экспериментально проверить программу работы по адаптации дошкольников раннего возраста в ДОУ;
4. Отследить динамику изменений, произошедших в структуре адаптации дошкольников раннего возраста в ДОУ.
Гипотеза исследования: адаптация в ДОУ будет развиваться наиболее оптимально, если в процессе ее формирования будут применяться сюжетно-ролевые игры.
Исследование проходило в МДОУ Детский Сад «Почемучка» в учебное время.
Заключение:
Проведя исследование и проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим выводам:
1. Исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что развитию взаимодействия дошкольников будет способствовать использование сюжетно-ролевой игры;
2. Дошкольники улучшили уровень взаимодействия после использования сюжетно-ролевых игр.
Разработанная нами программа позволяет в условиях ДОУ целенаправленно воздействовать на взаимодействие детей. Апробирование коррекционной программы прошло успешно, благодаря ее применению были повышены показатели адаптации дошкольников. Так, если на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень взаимодействия имел один дошкольник, то на контрольном этапе эксперимента дошкольников, находящихся на низком уровне взаимодействия, выявлено не было
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Адаптация является естественным состоянием человека, подразумевающим приспособление (привыкание) к новым жизненным условиям, освоение новой деятельности, установление новых социальных контактов и социальных ролей. Данный период, в ходе которого дети знакомятся с непривычной жизненной ситуацией, является значимым, поскольку от того, насколько благополучно он пройдет, зависит не только то, насколько успешно ребенок освоится на новом месте, но и насколько комфортным будет его пребывание в детском саду, как он будет относиться к сверстникам и взрослым, насколько бережно будет относиться к собственному здоровью. Планируемым результатом является создание наиболее благоприятных условий адаптации дошкольников к дальнейшему пребыванию в ДОУ.
Среди основных показателей того, что адаптация ребенка была благоприятной, можно назвать следующие:
— сохранено физическое, психическое и социальное здоровье детей;
— установлен контакт между ребенком и сверстниками, а также между ребенком и воспитателем;
— сформировано адекватное поведение;
— освоены начальные навыки волевой деятельности.
Зачастую адаптироваться к условиям детского сада ребенку бывает гораздо сложнее, чем находиться в нем или выполнять какие-либо поручения педагогов. Помимо этого следует упомянуть, что адаптация в ДОУ является процессом многоплановым, в ходе которого человек постигает новую систему социальных условий, новые требования, отношения, виды деятельности, режим жизнедеятельности. Ребенок, который успешно усваивает требования, нормы и социальные отношения, которые присутствуют в ДОУ, может считаться адаптированным.
Предложенное нами понимание адаптации содержит указание не только на процесс, в ходе которого индивидуум приспосабливается к условиям для успешного функционирования в той или оной среде, но и на способность развиваться в дальнейшем – в психологическом и социальном аспектах. Адаптационный период должен завершиться для ребенка ростом мотивации к дальнейшему пребыванию и развитию в детском саду.
В период адаптации работа педагогов ДОУ направлена на то, чтобы создать педагогические и социально-психологические условия, которые способствовали бы успешному функционированию и развитию в педагогической среде. Для достижения данной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
— выявить особенности психолого-педагогического статуса, который присущ каждому дошкольнику, для того, чтобы своевременно выявить и предупредить нежелательные отклонения в его развитии;
— создать систему, оказывающую психолого-педагогическую поддержку дошкольникам на первичном этапе их адаптации;
— создать специальные педагогические и социально-психологические условия, способствующие осуществлению развивающей, коррекционно-формирующей работы с детьми, которые испытывают различные затруднения психолого-педагогического характера.
По нашему мнению, для комфортного самоосознания ребенка в ДОУ, освобождения его интеллектуальных, личностных, физических ресурсов, необходимых для успешного обучения и полноценного развития, необходимо знание характера ребенка, его психологии, построение учебно-воспитательного комплекса, учитывая его индивидуальные особенности, возможности и потребности, оказание ребенку помощи в формировании навыков, которые необходимы для успешного обучения и общения.