Отчёт по практике на тему Производственная практика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Диагностика особенностей целостного педагогического процесса в ДОО 6
1.1 Предметно-образовательная среда в ДОУ 8
1.2 Создание среды психологического комфорта 12
2. Диагностика состояния тревожности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития психологическое 18
3. Психологическое заключение по индивидуальному и групповому обследованию; 20
4.Предложения по организации труда на выполняемом участке работы 35
Дневник практики 37
Заключение 41
Самоанализ 42
Список литературы 44
Приложения 46
1.Конспект лекции-беседы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными психофизическими возможностями 46
Конспекты занятий 48
Введение:
Дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу среди тех, кто нуждается специальной помощи в процессе обучения и социально-трудовой адаптации. Они в значительной мере определяют контингент учащихся, особенно начальной школы, которые стойко не успевают. Следовательно, налаживание системы помощи детям с задержкой психического развития приобретает важное общественное значение. Наиболее распространенным проявлением у детей дошкольного возраста является тревожность и страхи, о чем свидетельствуют специальные экспериментальные исследования И.В. Дубровина, В.И. Тыквенное, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалева и других.
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детского беспокойства и ее своевременная коррекция на этом этапе является актуальной. Решение проблемы в старшем дошкольном возрасте поможет устранить трудности принятия ребенком новых ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.
Различные психические состояния являются предметом научного исследования многих психологов, наибольшее внимание уделяется состоянию, указанному в английском языке термином «anxiety», что переводится как «тревожность», «тревога». В русском языке это разные понятия, следует отличать тревогу от тревожности. «Если тревога – это проявления заботы, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием». [4]
По мнению Г.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека переходить в состояние повышенной обеспокоенности, чувствовать собственный страх в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в повышении склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. [ 2]
Из определенных понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного обеспокоенности.
Тревога, связанная с любой жизненной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопровождает человека в любой деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, то в таком случае говорим о выявления страха.
Большую популярность имела концепция явлений тревожности Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, которые закономерно сменяют друг друга с нарастанием состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое нарушения. Такой подход позволяет провести различие между конкретным страхом, как реакция на объективную угрозу, и иррациональным страхом, который возникает при нарастании тревоги, что проявляется в конкретизации неопределенной опасности. В этом объекте, с которым связывается последний, не обязательно отражает реальную причину тревоги, настоящую угрозу. В этом плане тревога и страх являются уровни явления тревожного, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональном страхе. [ 2]
Продуктивным пониманием этой проблемы являются идеи А.И. Божовича об адекватной и неадекватной тревожности.
Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальному положению человека в той или иной области. Только в этом случае они могут рассматриваться, как проявление личностной тревожности, «зафиксированной» на определенном этапе. [1]
В основном педагогами и психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.
Первый, это ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно волнует и беспокоит. Данное состояние может возникнуть у каждого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние является вполне нормальным и имеет свою положительную роль. Она является своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед серьезными обстоятельствами демонстрирует равнодушие и безответственность, что чаще всего свидетельствует о инфантильную жизненную позицию.
Другой вид — личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно не имеют оснований. Ребенок, склонный к такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, имеет трудности в контакте с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный. Если этот вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира. У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность.
Цель. Главной целью практики является раскрытие психологических особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (тревожность) по данным экспериментального исследования.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— Охарактеризовать ДОУ, а так же описать его структуру;
— Обосновать структуру эмоционального развития;
— Обобщить особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте на примере тревожности ;
— Проанализировать современное состояние информации по организации развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
— Эмпирически исследовать уровень тревожности дошкольников с ЗПР;
Объектом исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Садко» города Смоленска (МБДОУ «Детский сад № 27 «Садко»)
Предметом исследования является дети дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения теории образования в сфере дошкольного образования, законодательные и нормативные акты России, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследований.
Заключение:
В процессе прохождения преддипломной педагогической практики я попробовала себя в роли воспитателя, т.е. организатора, наставника, помощника, сценариста, идейного вдохновителя. Практика показала, что данная профессия возлагает на исполняющего огромную ответственность за жизнь, здоровье, как моральное, так и физическое, благосостояние детей, требуя мобильности, высокой организованности, умения быстро и правильно реагировать на различные ситуации. При работе, кроме того, нужно пользоваться, так называемым «багажом знаний»: знаниями методик, сказками, песнями, историями, считалками, развивающими играми, любой информацией, которая может понравиться ребятам и заложит в них стремление к всестороннему развитию. При этом особое значение имеет благоприятная, дружеская, командная атмосфера в группах, которая, безусловно, будет способствовать улучшению дисциплины, поможет рассмотреть индивидуальные наклонности каждой маленькой личности, что позволит вожатому начать развитие талантов ребенка.
Выявить лидеров, интересы детей, а также создать микроклимат в группах, основанный на взаимопонимании и уважении мне помогли различные психологические методики. С их помощью я смогла выявить активных детей с явными задатками лидера, которые стали для меня хорошими помощниками, опорой при проведении различных мероприятий.
Кроме того, методики научили распознавать склонности детей и грамотно влиять на них, ускоряя их развития. Не возникло проблем с творческой составляющей.
Очень полезными оказались методы психологического взаимодействия, установки контакта, а также способах развлечения и развития детей, о которых было рассказано на лекциях в ВУзе.
Мое участие в жизни ДОУ было ознаменовано сплочением детского коллектива, нахождением подхода к каждому ребенку, проявлением организаторских, творческих качеств, а также трудолюбия и тактичности в общении с ребятами, родителями и персоналом. Не просто было разрешать конфликты между детьми, ведь чтобы правильно и мгновенно реагировать на сложившуюся ситуацию необходим педагогический опыт.
Я старалась восполнить его недостаток знаниями по психологии, педагогике (педагогический такт, типы разрешения конфликтов, модели поведения учителя).
Мне в полной мере удалось создать благоприятные условия для раскрытия способностей и социализации каждого ребенка. Я уверена, что детский садик станет ступенью, хорошим подспорьем для ребят по пути в светлое будущее.
Я думаю, что успешно справилась с педагогической практикой, совмещая работу воспитателя с организаторской деятельностью. При возникновении сложностей мне удавалось разрешить их при помощи багажа собственных знаний, теперь в подобных ситуациях я могу использовать опыт, накопленный за время прохождения преддипломной педагогической практики.
Фрагмент текста работы:
1. Диагностика особенностей целостного педагогического процесса в ДОО
В МБДОУ «Детский сад № 27 «Садко» — 21 воспитанник с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) из них один воспитанник с нарушениями опорно-двигательного аппарата и один ребенок-инвалид.
Дошкольное учебное заведение муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Садко» города Смоленска (МБДОУ «Детский сад № 27 «Садко»).
Осуществляет свою деятельность в соответствии с:
Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «Об охране семьи материнства и детства», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.
Дошкольное учебное заведение относится к коммунальной собственности города.
Особое внимание мы обращали на решение следующих вопросов:
1) обеспечивали равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе всем детям дошкольного возраста, из 30 детей старшего возраста в школу идут 17 детей, остальные остаются в учреждении по желанию родителей, ведь решение родителей при переходе в школу является главным.
2) обеспечивали сбалансированное рациональное питание ,;
3) медицинское обслуживание детей разных категорий в соответствии с потребностями развития:
4) оснащали образовательный процесс необходимым игровым инвентарем и оборудованием;
5) внедряли здоровье сберегающие и здоровье формирующие технологии, использовали традиционные и нетрадиционные формы, методы, средства физического воспитания;
6) большое внимание уделялось кадровому обеспечению учреждения, дошкольное заведение обеспечено кадрами согласно штатному расписанию.
Особые образовательные потребности воспитанников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) – отражены в адаптированной образовательной программе Детского сада. Важнейшими составляющими условий для любой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями являются следующие:
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации педагогического процесса, в применении методов и средств обучения, приводящих к компенсации и коррекции;
создание адекватной среды жизнедеятельности в условиях группы и вне её.
3. Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования – не требуется.
Технические средства используются при проведении занятий, праздников, развлечений, родительских встречах.
4. Предоставление воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования или постоянное пользование – не требуется.
5. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитателю необходимую техническую помощь – не требуется.
6. Проведение групповых и коррекционных занятий.
В детском саду функционирует 3 группы комбинированной направленности, в которых проводятся групповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции речи согласно годовому плану и адаптированной образовательной программе. Занятия с детьми проводят учителя-логопеды высшей квалификационной категории Бизюкова Галина Ивановна и Медведева Елена Альбертовна. Наши воспитанники участвуют во всех мероприятиях, проводимых в Детском саду в соответствии с планом работы Детского сада на учебный год: экскурсии, праздники, музыкальные развлечения, физкультурные развлечения, концерты, познавательные встречи, посещение музыкальной школы и театрализованных представлений.
1.1 Предметно-образовательная среда в ДОУ
В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
При создании предметно-пространственной среды в детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.
Обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив наметил план работы по совершенствованию предметно-развивающей среды.
На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. Работа началась с изучения проекта ФГОС ДО, методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Следующим этапом было проведение обучающего семинара для педагогического коллектива по теме: «Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС» на котором педагоги выработали тактику построения предметно — пространственной среды в своих группах.
Затем педагоги старались подобрать различные варианты, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей, располагались в разных функциональных зонах.
В настоящее время педагоги стараются создать условия, способствующие позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативной», «Познавательной», «Речевой», «Художественно-эстетической», «Физической». Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, начинается с оформления холлов. В нашем детском саду оформлены уголки: «Большие права маленького ребёнка!»; «Наши успехи и достижения»; «Наши праздники и будни»; «Безопасный перекресток»; «Музыка и ребёнок»; «Визитная карточка ДОУ», «Наши педагоги», «Терроризм – есть угроза», «Пожарная безопасность»; «Россия – родина моя», а также в главном корпусе детского сада проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших детей и родителей. Для сотрудников оформлены стенды «Методический вестник», «Охрана труда», «Совет трудового коллектива». Методический кабинет оснащен: компьютером, ноутбуком, принтером, методическими пособиями и литературой в соответствии ФГОС. В музыкальном зале имеется: с музыкальный центр, микрофоны, костюмы для танцев и театрализованной деятельности, аудиотека, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов.
Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Развивающая среда построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, деятельностью людей. В уголке книги дети рассматривают альбомы, книги познавательного характера, энциклопедии, справочники.
Все группы оснащены:
-материалами и оборудованием для игровой деятельности;
-материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
-материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
-материалами и оборудованием для двигательной активности.
Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.
Реализуя проект «Огород на подоконнике», воспитатели знакомят детей с ростом и развитием растений, правилами ухода, условиями их содержания. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (посев, посадка, полив, подкормка, рыхление). Поддерживая интерес, педагоги используют различные формы, методы и приемы активизации детей: сюрпризные, игровые моменты (младший возраст), игровые персонажи, наблюдения, зарисовки роста растений, художественное слово, поручения, в старших группах дежурство в уголке природы.
Созданы авторские пособия и игры: познавательные рассказы для детей и взрослых, макеты «Зоопарк», «Зима»; детские рассказы и загадки о животных, дидактические игры «Угадай, кто это?».
Для детской экспериментальной деятельности в каждой группе имеется мини-лаборатория «Юный следопыт». Здесь педагоги вместе с детьми изучают свойства воды и воздуха, особенности почвы, рассматривают под микроскопом насекомых. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки, наборами для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки. Микроскопы и т.д.).
В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний детей о живой и неживой природе. Чтобы сформировать у детей временные представления в уголке есть макеты времен года, оформлены картотеки комнатных растений с иллюстрациями и схемами по уходу за ними. Коллекция семян, камней, ракушек, минералов, гербарии, образцы грунта позволяют детям получить представление о многообразии мира природы.
В уголке математики имеются развивающие игры на воссоздание геометрических фигур, образных и сюжетных изображений: «Волшебный круг», «Сложи квадрат»; на классификацию и сериацию игры «Город», «Собери цветок»; на сортировку чисел по возрастанию (убыванию) «Алгоритмы»; на сложение и вычитание игры «Домино»; для ознакомления детей с отрицательными и положительными числами сделаны «Арифметические линейки». Также в группы приобретены крупногабаритные конструкторы, развивающие наборы (конструктора по теме).