Отчёт по практике на тему Производственная (педагогическая (диагностическая)) практика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Общая характеристика учебного заведения: МОУ
«Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда». 7
2. Анализ современного педагогического опыта по формированию учебной мотивации современных
младших школьников. 10
3. Оценка влияния детско-родительских отношения на
формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте. 23
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 32
Приложения. 36
Введение:
Объективной потребностью
современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе
и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного
процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.
В настоящее время в современной школе по-прежнему
достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую
очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить.
Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые
бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний обучающимися.
Один из возможных вариантов
является построение учебной деятельности через основы мотивации.
В любой деятельности,
в учебной в том числе, если речь идет о её продуктивности, присутствует: потребность,
мотив, концентрация внимания, принятие решения. Только такая цепочка может дать
качественный результат исполнения.
Для оптимальной организации учебного процесса
важно в первую очередь глубокое знание и понимание такого аспекта обучения как мотивация
учебной деятельности и пути ее формирования.
Содержательный анализ исследований, посвященных
проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих
на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью
самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями обучающегося
и всей системой его отношений с окружающим миром.
Как показывают исследования, при традиционной
системе обучения существенных изменений
в мотивации учения школьников от первого класса к третьему без специального
вмешательства со стороны педагогов не происходит. Если у ученика нет побуждающих
к деятельности мотивов, то деятельность не принесет результатов.
Мотивация как процесс изменения состояний и
отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения,
причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить
и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.
В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции,
установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляющие собой
системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие
решений.
Мотивы всегда представляют собой комплексы,
и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом.
Мотивы не всегда осознаются учителями и обучающимися.
Истинный источник мотивации школьника находится
в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения — внешнему
нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.
В силу своей динамичности мотивационная сфера
ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов,
необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть
роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей
или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков.
Проблема мотивации в психологии исследуется
достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области,
а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших
школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более,
что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.
Считается, что мотивационная сторона учения
школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас
идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической
работы. B.C. Мерлин в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо "управлять
не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний". И действительно,
если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации,
снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко
там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет
актуальность изучения проблемы мотивации учения. Мотивационный компонент таит в
себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера
более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят
быстро.
Недостаточное внимание школы к воспитанию мотивации
объясняется и неразработанностью этой проблемы, ее сложностью. Не получили еще однозначного
раскрытия даже сами понятия "мотив", "мотивация", "потребность"
и др.
В этом и заключается необходимость ее теоретического
изучения. Сложность исследования мотивации обусловлена и тем, что обучающийся побуждается
к учению целым комплексом мотивов, причем не только обогащающих друг друга, но и
вступающих в противоречие. Мотивация может проявляться как устойчивое образование
личности и как компонент деятельности (ситуативные мотивы). Внимание к каждому ученику,
тщательное и всестороннее изучение его учебных возможностей и определение на этой
основе эффективных условий его развития требует существенных изменений в организации
обучения. Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности.
Из этого всего следует, что на формирование учебной мотивации влияет организация
учебной деятельности педагога по отношению к ребенку. Практическое значение исследования
в первую очередь определяется проблемой мотивации учебной деятельности в младшем
школьном возрасте, что и стало темой нашего исследования.
Цель – рассмотреть проблемы формирования учебной
мотивации современных младших школьников в МОУ «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина
Центрального района Волгограда».
Объект — процесс формирования учебной мотивации
детей младшего школьного возраста.
Предмет
— проблемы формирования учебной мотивации современных младших школьников
Задачи:
— дать общую характеристику учебного
заведения;
— провести анализ современного педагогического
опыта по формированию учебной мотивации современных младших школьников;
— рассмотрение условий формирования учебной
мотивации в начальной школе. Методы исследования: теоретический
анализ, сравнение и обобщение педагогической, психологической литературы по проблеме
формирования мотивации в учебной деятельности.
Структура работы: курсовая работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Важной задачей обучения в современной школе является всестороннее и
гармоничное развитие личности ученика, способного и желающего участвовать в межкультурном
взаимодействии. Мотивация одновременно является одним из основных инструментов учебного
процесса. Для его формирования необходимо создать адекватные условия для проявления
внутренних мотивов обучения и убедиться, что сами студенты осознают цель дальнейшего
личностного развития мотивационной сферы.
Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы,
связанная с внутренним отношением ученика к ней. Раскроем сначала содержание мотивов
(их виды, уровни, этапы, качества, проявления), позволяющие определять, что диагностировать,
затем приемы изучения — где и как диагностировать.
Мотивация включает в себя биологические, эмоциональные,
социальные и когнитивные силы, которые активируют поведение. В повседневном использовании
термин «мотивация» часто используется для описания того, почему человек что-то делает.
Это движущая сила человеческих действий.
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной
школе, несомненно, оказывает прямое влияние на повышение познавательного интереса
обучающихся.
Фрагмент текста работы:
. Общая характеристика учебного заведения: МОУ
«Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда» В
2016 году Лицей вошел в состав «500 лучших школ России». Лицей является региональной
стажировочной площадкой по управленческому обеспечению применения профессионального
стандарта «Педагог». 2015-2016 учебном году 217 учеников стали победителями и призерами
конкурсов, олимпиад различного уровня. 47 Лицеистов стали победителями и призерами
регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Учащийся 11 класса стал
призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике.
В лицее работает творческий, высококвалифицированный педагогический коллектив, среди
них 4 кандидата педагогических наук, 2 «Заслуженных учителя России», 19 учителей
имеют звание «Почетный работник общего образования», 2 педагога имеют звание «Заслуженный
учитель Волгоградской области», 2 педагога награждены знаком города-героя Волгограда
«За верность Отечеству». Так же, в лицее работает победитель конкурса профессионального
мастерства "Учитель года России 2016", учитель химии Ковалев Евгений Геннадиевич.
В педагогическом составе лицея 30% мужчин. Ежегодно лицеисты показывают высокие
результаты на Едином Государственном экзамене, в том числе и 100 баллов.
2018г.
Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина вошел в Топ-300 школ России по числу выпускников,
поступивших в ведущие вузы России,
2019г.
Лицей № 5 вошел в Топ-20 школ Южного федерального округа по количеству поступивших
в ведущие вузы страны. (рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика))
2020
г. Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина стал лауреатом-победителем «Всероссийского смотра
конкурса образовательных организаций «Гордость отечественного образования» на основе
многоцелевого комплексного анализа».