Отчёт по практике на тему Проблемы развития системы банковского регулирования и надзора в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Необходимость банковского регулирования и надзора, основы теории 6
2. Деятельность Банка России как органа регулирования и надзора 10
3.Этапы развития российской системы регулирования и надзора 17
4.Надзорные мероприятия Банка России в отношении Банка «Открытие» 29
5. Пути повышения эффективности системы банковского регулирования и надзора в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложение 1 42
Приложение 2 43
Приложение 3 44
Приложение 4 45
Приложение 5 46
Введение:
Финансовая и банковская сферы всегда привлекали к себе много внимания и вызывали массовые дискуссии среди ученых и политических деятелей. В этих областях постоянно регулируются денежно-кредитные потоки, и этот факт необходимо считать значимым явлением для социально-экономической сферы. Тем не менее, многие эксперты и государственные деятели полагали, что централизация в рамках банковской сферы опасна для самого государства. Вспомним высказывание Томаса Джефферсона: «Институт центральных банков более опасен для цивилизации, нежели чем вооруженная до зубов многотысячная армия. Если простой народ позволит центральным банкам контролировать выпуск валюты, то однажды наши дети проснутся бездомными на когда-то богатой и щедрой земле их отцов и дедов».
Несмотря на такие высказывания, институт центральных банков существует в современности во всех цивилизованных странах мира, в том числе и в Российской Федерации. 90-е годы XX века внесли значительные коррективы во все общественные сферы государства, затронули они также и деятельность банков. Построение принципиально нового государства стало для финансово-банковской сферы настоящим вызовом. Законодательными органами была разработана и претворена в жизнь банковская система, состоявшая из двух уровней, основное место в которой занимал Центральный банк Российской Федерации, который был призван регулировать финансовые потоки, стать единым эмиссионным центром, контролировать деятельность отдельных банков и финансовых структур.
Апогеем стабильного и поступательного развития банковской сферы стало принятие Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации». Несмотря на закрепление в нем на государственном уровне базовых принципов организации и деятельности Центрального банка РФ, закон не разрешил тех противоречий, которые существовали и до его принятия. Они касаются, прежде всего, точного определения правового статуса данного органа. Банк России, по мнению большинства ученых, сочетает в себе черты как публичного и государственного учреждения, так и частной коммерческой
организации. Единой точки зрения по поводу изучения этого вопроса по прежнему в научном мире не имеется.
Соответственно, сомнения правоведов относительно конституционно-правового статуса Центрального банка РФ порождают и неопределенность его места в системе органов публичной власти, в государственном механизме.
Данный пробел является очевидным упущением российского законодательства и требует детального анализа. Этот вопрос является крайне актуальным еще и потому, что Банк России – это важнейший орган не только для банковской системы, но и для всего государства в целом
Таким образом, целью работы является комплексный и всесторонний анализ деятельности Банка России как органа регулирования и надзора.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
1.Рассмотреть необходимость банковского регулирования и надзора, основы теории;
2.Проанализировать деятельность Банка России как органа регулирования и надзора;
3.Рассмотреть этапы развития российской системы регулирования и надзора;
4.Охарактеризовать надзорные мероприятия Банка России в отношении Банка «Открытие».
5. Предложить пути повышения эффективности системы банковского регулирования и надзора в России.
Объектом исследования является Центральный банк Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие надзорную деятельность Банка России, включая нормативно-правовые акты Банка России, принятые им в соответствии с установленной компетенцией.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Г.Н. Белоглазова, И.Ю. Владимирова, Ю. С. Голикова, С.Л. Ермаков, А.В. Навой, Е.Л. Горюнов, Ю.К. Царгеградская, Г.Г. Фетисов, Г.В. Житмаревю.
Заключение:
Устойчивость и надежность отдельного коммерческого банка непосредственно влияют на уровень стабильности всей банковской системы страны, поэтому определение адекватных механизмов и инструментов регулирования деятельности кредитных организаций является главной задачей эффективного банковского надзора.
Цель банковского надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов, что требует реализации следующих задач:
— предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
— защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
— не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
— способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
В научной литературе выделяются три основные задачи банковского надзора: а) проверка соблюдения законов и банковских правил; б) проверка соблюдения экономических нормативов; в) проверка бухгалтерского учета и отчетности.
Целесообразно применять принцип дифференцированного подхода с учетом приоритетов регионального развития и роли кредитных организаций в инвестиционном финансировании социально-экономических процессов региона. В рамках оптимизации работы органов надзора видится объективным применять основанный на дифференцированном подходе принцип “максимальный риск — максимальный контроль, минимальный риск — минимальный контроль”, т.е. надзорным органам необходимо более пристальное внимание уделять системообразующим банкам, которые играют важную роль в обеспечении стабильности банковского сектора страны. Одним из перспективных решений данной проблемы является дифференцированный надзорный подход к региональным банкам, что потребует разделения российских банков на две группы:
1) федеральные, которые должны будут внедрять требования стандартов Базель III;
2) локальные, или региональные, которым будут предоставлены определенные отсрочки во внедрении методики Базель Ш, либо они не должны будут внедрять Базель III, но, соответственно, будут ограничены в своих действиях и смогут работать только на региональном уровне.
Принцип дифференцированного подхода при реализации надзорных функций будет, по нашему мнению, отводить преобладающую роль регулирующему методу, нежели управляющему воздействию на работу кредитных организаций, что будет способствовать созданию условий для более эффективного функционирования как федеральных, так и региональных банков.
Фрагмент текста работы:
1. Необходимость банковского регулирования и надзора, основы теории
Банковский надзор – система, используемая правительством государства, с целью обеспечения стабильного функционирования финансовой системы, ее надежности. [1,c.112]
Для того чтобы система надзора была продуктивной, органы надзора должны ставить перед собой четкие задачи, а так же выполнять их. Эти задачи должны быть понятны всем разработчикам системы, экономической политики, органами, которые ведут непосредственно сам надзор за деятельностью коммерческих банков. Необходимость осуществления надзора за банковской деятельностью определяется следующими положениями:
Особое положение коммерческого банка, которое связано с тем, что банк является посредником денежных отношений.
Капитал банка формируется на основе акций, паев, а на банковских счетах размещаются денежные средства клиентов банка, поэтому коммерческие банки считают объектами, оперирующими «двойными общественными» деньгами.
Роль коммерческих банков, как субъектов хозяйственных отношений в обществе.
Банки активно влияют на конъюнктуру экономического сектора, осуществляя на объем, структуру денежной массы, находящейся в обращении.
Доверительные отношения между коммерческими банками и их клиентами.
Со стороны общества, по отношению к коммерческим банкам должно проявляться доверие, иначе, деятельность банков не будет рентабельной, а банковская система, в целом, не сможет выполнять свои функции, относящиеся к привлечению и дальнейшему распределению временно свободных в обществе денежных средств.
Большое количество возможных рисков в банковской деятельности. Такие риски, в довольно короткие сроки способны вывести не только рынок, но и всех его участников из экономического равновесия.
Система гарантий депозитных операций может быть обеспечена только на общегосударственном уровне. По такому же принципу могут быть обеспечены и другие меры по поддержанию эффективности и стабильности в банковском секторе. Все это формирует функции надзора за банковской деятельностью.
Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.
Задачи банковского надзора представляют собой проверку ЦБ объектов, которые являются предметом системы банковского надзора. Трем основным предметам соответствуют три задачи банковского надзора: