Отчёт по практике на тему Преддипломная практика «Сопровождение профессиональной деятельности педагога в процессе познавательного развития дошкольников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Выбор статистических методов
исследования
3. Пути
формирования познавательной активности
Введение:
Анализ литературы по проблемам
формирования познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые
понимают по-разному. Одни сравнивают активность с деятельностью, другие считают
активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более
широкое понятие, чем деятельность. Ученые в зависимости от характера
познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
—
репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт
деятельности накапливается через опыт другого;
— поисково-исполнительная
активность – это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая
степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать
средства ее выполнения;
— творческая активность являет собой высокий
уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения
избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Данные уровни сформированности
познавательной активности выделены с позиции качественного измерения, с точки
зрения же количественного измерения обычно выделяются три уровня: высокий,
средний и низкий. Так же различают следующие уровни познавательной активности:
— непосредственная познавательная
активность – генетически ранняя форма познавательной активности;
— познавательная активность,
связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения
познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям;
— познавательная активность,
направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых
связей между ними. — Самостоятельная познавательная активность,
характеризующаяся ориентацией на установление источников, причинно-следственных
связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.
Умение
заинтересовать ребенка – дело непростое.
Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как
вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся,
успех занятия целиком зависит от
методических приемов, которые выбирает преподаватель. Как сформировать интерес
к предмету у ребенка?
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования в разделе «требования к условиям реализации Программы» в требованиях
к кадровым условиям, в целях эффективной реализации Программы должны быть
созданы условия для: профессионального развития педагогических и руководящих
работников, консультативной поддержки педагогических работников по вопросам
образования и охраны здоровья детей, организационно-методического сопровождения
процесса реализации ООП ДОО. А также в разделе требования к кадровым условиям
реализации Программы (пункт3.4.2) педагогические работники, реализующие
Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания
условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
В рамках Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) также предъявляются
требования к педагогическому работнику дошкольной организации.
У педагогов в связи с новыми требованиями возникли затруднения в
организации педагогического процесса по организации познавательного развития детей дошкольного возраста и им
необходима профессиональная помощь и методическое сопровождение деятельности по организации познавательного развития детей
дошкольного возраста. Изменения в требованиях к профессиональным
качествам педагога, их неготовность к полноценной организации педагогического
процесса по организации познавательного
развития дошкольников с учетом ФГОС ДОО потребовало определить
каковы возможности методического сопровождения деятельности воспитателя по организации познавательного развития детей
дошкольного возраста. Наряду с пониманием актуальности данного
вопроса можно выделить противоречия между:
необходимостью обеспечения качественного, эффективного педагогического процесса
по организации познавательного
развития детей дошкольного возраста, учитывая требования ФГОС ДО, и отсутствием
методического сопровождения по развитию у педагогов соответствующих трудовых
умений для достижения данного результата.
Работа по сопровождению педагога
занимает важное место в системе управления ДОУ, основная цель которого —
достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне
современных требований. Ее особая роль проявляется в активизации человеческого
фактора — личности и в творческой деятельности воспитателей.
В работах Л.В. Поздняк, В.И. Зверевой, К.Ю. Белой, В.А. Новицкой и других
авторов подчеркивается, что ключевой составляющей микросреды детского сада
является методическая работа. В то же время, обнаруживается проблема
организации сопровождения педагогов в ДОУ, отвечающей современным требованиям
по организации познавательного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога в ДОУ.
Предмет исследования: сопровождение профессиональной деятельности педагога по
организации познавательного развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить теоретические основы сопровождения профессиональной
деятельности педагога по организации познавательного развития детей дошкольного
возраста и предложить рекомендации по повышению эффективности профессиональной
деятельности педагога в ДОУ.
Гипотеза исследования базируется на
предположении о том, что сопровождение профессиональной деятельности педагога в процессе познавательного развития
дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективнее, если:
— будет
рассматриваться как процесс методической помощи воспитателю с учетом уровня его
профессиональной компетентности, педагогического мастерства и личностных
характеристик в выборе оптимальных способов организации образовательной
деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Ф ГОС
ДО;
– программа
сопровождения, будет реализовываться циклично и последовательно через четыре
сменяемых этапа: диагностический, поисково-вариативный, практико-действенный,
аналитический, каждый из которых имеет свою цель, систему скоординированных
действий взаимодействующих субъектов сопровождения и прогнозируемый результат.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были
поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного
образования охарактеризовать процесс сопровождения профессиональной
деятельности педагога в процессе познавательного развития дошкольников и уточнить понятие
«сопровождение профессиональной деятельности».
2. Определить критерии оценки сопровождения
профессиональной деятельности педагога в процессе познавательного
развития, выявить уровень методического сопровождения в дошкольной организации
и сформированности трудовых умений у педагога в процессе познавательного
развития дошкольников.
3. Разработать и экспериментально проверить
содержание, формы и организацию сопровождения
профессиональной деятельности педагога в процессе познавательного
развития дошкольников.
Заключение:
В настоящее время происходят конструктивные
изменения в системе образования. Современный этап модернизации системы
дошкольного образования можно охарактеризовать обновлением его содержания.
Совершенствуется система образования,
повышается уровень обучения и воспитания детей. Происходят изменения в целях
образования, формирование ориентации на воспитание целостной уникальной
личности, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной
к сознательному и ответственное выбору. Происходят и изменения в отношении к
детям: признание индивидуальности ребенка, значимости его проблем, его права на
выбор в образовательном процессе, на ошибки и свободный творческий поиск и пр.
Объект исследования: профессиональная
деятельность педагога в ДОУ.
Предмет исследования: сопровождение
профессиональной деятельности педагога по организации познавательного развития
детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить теоретические основы
сопровождения профессиональной деятельности педагога по организации познавательного
развития детей дошкольного возраста и предложить рекомендации по повышению
эффективности профессиональной деятельности педагога в ДОУ.
Гипотеза исследования базируется на
предположении о том, что сопровождение профессиональной деятельности педагога в процессе познавательного развития
дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективнее, если:
— будет рассматриваться как процесс
методической помощи воспитателю с учетом уровня его профессиональной
компетентности, педагогического мастерства и личностных характеристик в выборе
оптимальных способов организации образовательной деятельности с детьми
дошкольного возраста в соответствии с требованиями Ф ГОС ДО;
– программа сопровождения, будет
реализовываться циклично и последовательно через четыре сменяемых этапа:
диагностический, поисково-вариативный, практико-действенный, аналитический,
каждый из которых имеет свою цель, систему скоординированных действий
взаимодействующих субъектов сопровождения и прогнозируемый результат.
В ходе констатирующего эксперимента нами были
получены и обобщены результаты. Низкий уровень сформированности трудовых умений
педагогов выявлен у 9 педагогов (35%). Эти педагоги испытывают трудности при
планировании и организации работы по познавательному развитию дошкольников,
организации и проведении педагогического мониторинга освоения детьми
образовательной программы по познавательному развитию дошкольников. Нуждаются в
методическом сопровождении при реализации активной поддержки детской инициативы
и самостоятельности в познавательной деятельности дошкольников. 11 педагогов
(41%) показали средний уровень сформированности
трудовых умений. Эти педагоги понимают работу по познавательному
развитию, правильно планируют, но испытывают трудности в методике проведения непосредственно
образовательной деятельности и проектной деятельности. Педагогов с высоким
уровнем сформированности трудовых умений по организации познавательной
деятельности было выявлено следующее количество 6 (24%). Результаты
констатирующего эксперимента показали преобладание педагогов со средним и
низким уровнем сформированности трудовых умений по познавательному развитию
дошкольников. Была выявлена зависимость между планированием и организацией
образовательной деятельности по познавательному развитию. Отсутствие четких,
целостных знаний и умений о методике, способах, формах и средствах организации
познавательной активности воспитанников не позволяют педагогам самостоятельно
применять их в своей практической деятельности и выстраивать свою работу в рамках
требований ФГОС ДОО.
На основе положений гипотезы мы определили три
этапа работы при разработке форм организации методического сопровождения
педагогов в процессе познавательного развития
дошкольников:
Первый
этап работы был направлен на осознание педагогами значимости данной проблемы:
–
взаимопросмотр и анализ календарных планов воспитателей;
–
проведение открытых мероприятий по познавательному развитию дошкольников;
– взаимопросмотр конспектов образовательной
деятельности, развлечений;
– взаимопросмотр центров познавательной
деятельности в группах;
– проведение мастер-классов.
Второй этап направлен на сбор и обобщение
накопленных знаний по данной проблеме.
На втором этапе педагогам было предложено
обобщить свои знания и умения по данной проблеме и разработать картотеку опытов
и экспериментов, составить конспект образовательной деятельности на свой
возраст, а также разработать картотеку проблемно-поисковых ситуаций на квартал,
учитывая принцип последовательности, дифференцированного и индивидуального
подхода.
Третий
этап был направлен на реализацию накопленных знаний и умений в своей работе. На
третьем этапе работы педагогам было предложено:
– организовать и провести образовательную
деятельность по познавательному развитию;
–
написать конспект и провести развлечение
с родителями;
–
подготовить выступление на педсовете по теме «Организация игр-экспериментов во
второй младшей группе»;
– составить картотеку проблемно-поисковых
ситуаций в соответствии с возрастными особенностями;
– составить и провести консультацию для
коллег.
После проведенной работы и с учетом поставленных задач, нами была определена
необходимость в создании индивидуального маршрута методического сопровождения
педагогов ДОО по повышению профессиональных трудовых умений в области познавательное
развитие дошкольников, который можно назвать современной технологией развития
профессиональной компетенции педагога ДОО. Содержательная сторона
индивидуального образовательного маршрута составляет решение актуальных проблем
для конкретного специалиста, педагогического сообщества ДОО, муниципалитета,
региона, которые определяются приоритетами развития дошкольного образования. В
организационном контексте индивидуальный образовательный маршрут реализуется в
трех взаимосвязанных областях: профессиональное самообразование, деятельность
педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе
ДОО.
Самообразование педагога предполагает изучение
современных научных и методических разработок, инновационного опыта различного
уровня. Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется
через участие или руководство в работе профессиональных сообществ на уровне
ДОО, города и т.д. Участие в методической работе на уровне ДОО предполагает
корпоративное обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных
формах методического сопровождения.
Фрагмент текста работы:
По
результатам исследования были определены следующие уровни сформированности
трудового умения по первому критерию: планирование и реализация образовательной
работы по ОО «Познавательное развитие» в группе детей старшего и дошкольного
возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО проявляется на низком уровне;
планирование и реализация образовательной работы по ОО «Познавательное
развитие» в группе детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
ДО и ООП ДО – проявляется на среднем уровне; планирование и реализация
образовательной работы по ОО «Познавательное развитие» в группе детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО – проявляется в
деятельности педагога на высоком уровне.
Анализ
проведения диагностических заданий по первому критерию показал следующие
результаты.
Высокий уровень сформированности трудового
умения по планированию образовательной деятельности по познавательному развитию
был выявлен у 9 педагогов (35%). Данные педагоги самостоятельно, учитывая
требования ФГОС ДО, нормы СанПин, ООП планируют педагогический процесс
познавательного развития детей. К среднему уровню были отнесены 10 педагогов
(38%), эти педагоги владеют знаниями по планированию и организации
педагогического процесса, точно определяют цели и задачи в плане, но
отсутствует системный подход в планировании образовательной деятельности
познавательного развития дошкольников с учетом возрастных особенностей. Так,
например, педагог Юлия Александровна Б. при планировании исследовательской
деятельности не учитывает возрастные особенности своих детей, отсутствует
система в планировании познавательно-исследовательской деятельности на
прогулке. Низкий уровень показали 7 педагогов (27%), которые испытывают
трудности при планировании образовательного процесса познавательного развития
воспитанников, не умеют четко и грамотно формулировать цели и задачи,
испытывают трудности в планировании различных форм работы с родителями. Так,
например, у педагогов Валерии Сергеевны Н. и Анны Владимировны С. задачи по
познавательному развитию не соответствуют возрасту и задачам ООП, а педагог
Светлана Сергеевна К. планируя работу с родителями, не достаточно уделяет
внимания совместным мероприятия с родителями. У Екатерина Петровна Л. не
прослеживается в планировании четкой структуры, отсутствуют формы работы по
созданию развивающей предметно – пространственной среды для
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Педагог Евгения
Павловна Т. слабо ориентируется в основах теории познавательного развития
дошкольников.