Отчёт по практике на тему Преддипломная практика к диплому 1035182 Психологические трудности в старте и развитии практики у начинающихпсихологов: причины и пути преодоления.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 8
1.1 Понятие практики начинающего психолога 8
1.2 Причины трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 13
1.3 Влияние личностных качеств на развитии практики у начинающих психологов 17
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Организация эмпирического исследования психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 32
Выводы по 2 главе 33
Глава 3. Анализ и обобщение результатов исследования психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов, разработка программы 34
3.1 Анализ результатов исследования 34
3.2 Интерпретация результатов исследования 44
Выводы по 3 главе 53
Глава 4. Программа, направленная на преодоление трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 55
4.1 Общая характеристика программы 55
4.2 Содержание программы 56
Выводы по 4 главе 60
Заключение 61
Выводы 61
Рекомендации по конкретному использованию результатов НИР 64
Список литературы 65
Приложения 71
Введение:
Актуальность и новизна темы. Устойчиво возрастающий интерес к психологии, её теории и, ещё в большей степени, к практике – уже давно отмеченная общемировая тенденция. Об объективных и субъективных причинах этого написаны тома. Соответственно, не просто быстро, а с ускорением растёт и востребованность в психологах и их работе буквально во всех сферах жизнедеятельности человека: кроме собственно медицины, это политика, торговля, управление (менеджмент), армия и так далее. При этом, однако, вопрос психологических особенностей и мотивации тех, кто выбирает профессию психолога, изучен пока явно недостаточно.
И по итогу зачастую мы видим парадоксальную картину: человек сам, по своей воле выбрал востребованную и неплохо оплачиваемую профессию. Сам или с помощью родителей заплатил неплохие же деньги за обучение. И – не работает по специальности. Или работает далеко не в полную силу, ведёт двух-трёх клиентов, чему соответствует две-три консультации в неделю. Почему? В этой работе попробуем ответить на один из важнейших вопросов, возникающих в связи с этим парадоксом: кому тяжелее всего даётся вхождение в профессию психолога, человеку с каким психологическим портретом нужно заранее приготовиться к трудностям при выборе этой профессии.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов, направленная на развитие личностных особенности, самоотношения и предпринимательских способностей у начинающих психологов.
Структура выборки: мужчины и женщины среднего возраста (от 21 до 43 лет) с высшим образованием, работающие в различных организациях Санкт-Петербурга, а также занимающиеся частной практикой в количестве 30 человек.
Цель исследования: проанализировать психологические причины и пути преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов. И как результат разработать программу путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.
2. Составить психосоциальный портрет людей, получивших психологическое образование, но при этом испытывающих серьёзные трудности с началом практической деятельности.
3. Разработать программу путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.
Объект исследования — люди, получившие психологическое образование и испытывающие трудности с его реализацией, то есть с началом работы практикующим психологом.
Предмет исследования — причины, по которым людям с определенным психосоциальным типом после получения психологического образования тяжело начать практическую работу.
Гипотеза исследования состоит в том, что исследование индивидуально-личностных качеств начинающих психологов:
— позволяет вовремя выявить их и спрогнозировать стратегию поведения каждого конкретного психолога в старте и развитии его практики;
— дает основания для разработки программы, направленной на преодоление трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.
Теоретическая база исследования:
Теоретической основой послужили теории и концепции, посвященные изучению личностных особенностей, самоотношения и предпринимательских способностей, включающие в себя как традиционные, так и современные взгляды на эту тему. К ним можно отнести подходы отечественных авторов, рассматривающих проблему личностных особенностей, самоотношения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; Б.Ф. Ломов; А.К. Маркова; С.Л. Рубинштейн; К.А. Абульханова-Славская; Б.Г. Ананьев; А.В. Брушлинский и др.).
В психологических исследованиях наиболее полная разработка теоретических и практических аспектов самоотношения отражена в трудах таких зарубежных авторов как: Р. Бернс, У. Джемс, Э. Эриксон, К. Роджерс, М. Феннел, М. Якоби, и отечественных: Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. В. Бороздиной, Л. С. Выготского, А. В. Захаровой, И. С. Кона, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, О. Н. Молчановой, И. И. Чеснокова.
Методы и методики исследования:
Социологический портрет на основе стандартных данных, с некоторым дополнением для достижения поставленных целей.
— Пол;
— Возраст;
— Уровень образования;
— Начал ли уже практику — пробовал?;
Какое количество часов в неделю, выделяемое на работу с клиентами?
Психологический портрет на основе тестов, выбранных нами из необъятного числа существующих на данный момент, которые, как мы считаем, более всего подходят для решения наших задач:
1. Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная В. В. Столиным и С. Р. Пантилеевым, которая позволяет определить, как человек воспринимает и оценивает сам себя.
2. Тест на предпринимательские способности, в рамках поставленных задач он кажется нам вполне уместным. Возможно, начинающий психолог и хочет иметь в разы больше клиентов, чем у него есть, и профессионально состоятелен, т.е. способен им реально помочь, но он элементарно не умеет их находить.
3. Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI), который с начала 80-х гг. используется во всём мире. Он позволяет оценить личность опрашиваемого, условно-математически говоря, в 12-мерном психологическом пространстве, т.е. по 12 параметрам сразу: невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, эмоциональную лабильность, соотношения маскулинность/феминность и экстраверсия/интроверсия.
4. экспресс-диагностика невроза (К.Хек и Х.Хесс) — данная методика позволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния.
Степень достоверности обеспечивается достаточной выборкой испытуемых, методами исследования, адекватными поставленным цели и задачам работы, точностью использования статистических методов анализа данных экспериментального исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и четырех приложений. Объем диссертации составляет 69 страниц. Работа содержит 7 рисунков, 12 таблиц. Список использованных источников включает 54 наименования.
Заключение:
Практическая составляющая деятельности консультанта является разнообразной. Все направления при этом нуждаются как в конкретных специальных познаниях, так и в специальном основном развитии, а кроме этого, в индивидуальных особенностях. Является очевидным то, что деятельность психолога-консультанта во все времена востребована в результате того, что также как и иные отрасли деятельности является вариантом общения с людьми, развитием межличностного взаимодействия.
Проблематика уровня профессиональной работы, а также профессионального продукта в деятельности консультанта получает в настоящее время комплексный показатель на основании того, что это относится к вопросам подготовки психологов, последующей аттестации, а также сертификации. Устранение проблематики уровня профессиональной работы, а также профессионального результата в определенной степени находится в зависимости от уровня исследования методологических проблемных зон. На данный момент времени существует довольно большой пласт практического материала в данном направлении, который дает основания для того, чтобы при помощи общих усилий разработать единый документ, который поддержит профессиональное сообщество, на основании которого будут представлены главные показатели качества деятельности и продуктов практического психолога.
В вопросах развития личности практического психолога субъектный, а также морально-нравственный показатель обладают большим значением. Сформированные субъектные показатели имеют проявления в творческой нацеленности жизнедеятельности, которая обладает определенными характеристиками самоотношения. Специальность, которую воспринимают в качестве варианта бытия, помогает высокой жизнедеятельности, которая состоит из творческого процесса самореализации в вопросах профессии, а также карьеры.
Становление профессионального психолога предопределяет то, что его личностные характеристики будут все больше и больше соответствовать профессиональным. При этом психологам, у которых высокий показатель профессиональной идентичности, присущи такие показатели как высокая способность к саморегуляции, спокойствие, чувствительность и смелость в социальном взаимодействии, доверие к себе во время выполнения работы. Психологи, у которых пониженный показатель профессиональной идентичности имеют высокую тревожность, напряженность, а кроме этого, робость во время различных социальных контактах. Психологи, у которых средний показатель идентичности будут иметь промежуточное значение. Они способны контролировать собственное эмоциональное состояние, но у них недостаточно коммуникативных навыков, которые нужны для уверенного поведения, устойчивой мотивации к достижению целей, доверия к себе как профессионалу.
Процесс консультирования нуждается в наиболее глубоком индивидуальном включении относительно вопросов профессионального взаимодействия, присутствия высокого уровня собственной мотивации относительно морального поведения.
Нужно предопределять определенные, адаптированные для учебного процесса, типы, а также варианты работы практического психолога. Данные варианты могут быть в форме теоретических моделей, совместно с процессом обучения определенным операциям, либо на основании принципа «выполняй, как я». Следовательно, нужно формировать в учебном процессе условия, на основании которых появляются, развиваются, закрепляются нужные профессиональные качества, умения, познания. Полученные во время учебы обязательные компетенции можно трансформировать в профессиональную работу.
В ходе проведенного эмпирического исследования был выявлен ряд индивидуально-личностных особенностей, которые связаны с предпринимательскими способностями.
В результате проведенного корреляционного анализа взаимосвязи личностных качеств респондентов и их предпринимательских способностей была выявлена статистически значимая прямая корреляция между спонтанной агрессивностью и предпринимательскими способностями (rs = 0,543), а также была выявлена статистически значимая прямая корреляция между реактивной агрессивностью и предпринимательскими способностями (rs = 0,388), а кроме этого была выявлена статистически значимая прямая корреляция между застенчивостью и предпринимательскими способностями (rs = 0,418)..
В результате проведенного корреляционного анализа взаимосвязи самоотношения и предпринимательских способностей была выявлена статистически значимая прямая корреляция между самоуверенностью и предпринимательскими способностями (rs = 0,419), а также была выявлена статистически значимая прямая корреляция между саморуководством и предпринимательскими способностями (rs = 0,388), а кроме этого была выявлена статистически значимая прямая корреляция между самопривязанностью и предпринимательскими способностями (rs = 0,417).
При статистическом анализе личностных качеств респондентов, не работающих с клиентами и работающих с клиентами были выявлены статистически значимые показатели в общительности Uэмп (49), уравновешенности Uэмп (53), застенчивости Uэмп (53,5), открытости Uэмп (44,5), экстравертированности Uэмп (54).
Таким образом, можно утверждать о том, что дополнительное развитие общительности, уравновешенности, открытости экстравертированности и дополнительное снижение застенчивости приведет к статистически значимому увеличению эффективности практической деятельности психолога.
При статистическом анализе самоотношения респондентов, не работающих с клиентами и работающих с клиентами были выявлены статистически значимые показатели в самоуверенности, самопринятии, самообвинении.
Таким образом, можно утверждать о том, что дополнительное развитие самомнения, самоуверенности, самопринятия и снижение уровня самообвинения приводит к статистически значимому увеличению эффективности практической деятельности психолога.
На основании анализа полученных данных была разработана программа путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов
1.1 Понятие практики начинающего психолога
В качестве практической психологии можно определить прикладное направление работы психолога, которое нацелено на предоставление профессиональной помощи тому у кого существуют некоторые трудности в определенной жизненной ситуации, во время разрешения затруднительной ситуации, в рамках которой психологический компонент это условие необходимое для получения определенного конструктивного итога.
В качестве предмета деятельности психолога-практика выступают психологические компоненты индивида, которые появляются, развиваются, а также проявляются в определенных условиях исходя из их особенностей. Имплицитно, это запрос, который предопределяет заказчик.
Специфика данной работы состоит в том, что специалисты данного профиля применяют личностный профессиональный потенциал не в вопросах разрешения целей психологии в качестве сферы познаний, а в разрешении определенных практических задач, которые предопределяет человек / группа лиц, которым нужна помощь психолога-практика.
Если проводить сравнение с иными направлениями психологии, то в данном случае активность психолога будет направлена не на предопределение новейших познаний, новейших технологий, а на деятельность в области психологического содержания потребностей заказчика, на результате действий, которые осуществляются в сторону определенного заказчиком предмета. Уровень профессиональной подготовки психолога, который будет актуализирован на обращение к определенному внутреннему ресурсу личности будет иметь проявление в варианте взаимодействия с тем кому нужна помощь. Действенность данной работы будет предопределяться уровнем соответствия полученных итогов с содержанием запроса, определенными задачами, которые определяются совместно с заказчиком.
В качестве следующей особенности стоит указать то, что психолог будет воплощать личностную профессиональную компетентность в рамках таких ограничений, которые предопределены особенностями отрасли, в которой она будет исполняться. При этом нельзя игнорировать данные требования, предопределенные «границы», характерные условия относительно проявления определенных возможностей относительно самореализации личности и так далее.
Итог деятельности психолога-практика, это получение поставленных целей, при помощи разрешения определенных задач, которые прописаны в запросе обратившегося человека, в варианте трансформации психологических ресурсов клиента, в скорости разрешения предопределенных задач, в определении эффективности работы психолога с заказчиком и так далее.
Нужно, кроме этого, более подробно рассмотреть ряд показателей профессионализма.
Конфиденциальность является обязательством относительно не распространения данных относительно обратившегося клиенте [24, с. 49], помогает установлению доверительных отношений между психологом и клиентом. При этом психолог имеет возможности для применения информации относительно клиента, но только в тех объемах, в которых это необходимо для профессиональной работы с заказчиком.
Образование у психолога должно быть образование в сфере психологии, личностного развития, а также консультирования [15, c. 21].
Трехступенчатый вариант обучения, а также сертификации психолога-практика состоит из: теоретико-практического блока обучение; индивидуальной терапии с последующим заключением которое делает консультант; супервизия.
Стоит отметить и то, что в западных странах для практической психологической деятельности нужно пройти сертификацию в специальной организации, а затем получить лицензию, являющуюся гарантом минимального уровня соответствия образовательно-профессиональным показателям. В России данные требования выполнять не нужно.
Определенный жизненный опыт, а также способность к его анализированию. Консультантам, которые смогли преодолеть определенные житейские, психологические сложности порой проще понять запросы клиента, а затем помочь в разрешении существующих проблемных аспектов. Способность трудиться с точки зрения определенного пережитого опыта Р. Мэй определяет в качестве умения находиться в ситуации «раненого целителя» [51, c. 97].
Искренность выступает в качестве основания для формирования стабильного, трудового терапевтического альянса, что подразумевает то, что в передаваемых заказчику данных не содержится определенных искажений.
Для клиента консультант, это определенная опора, а также источник помощи относительно тестирования реальности и как результат нужно быть искренним. Но это не указывает на то, что следует рассказывать обо всем, относительно предмета запроса, наоборот на консультанта возлагают ответственность относительно того, что нужно высказывать то, что необходимо во время работы. Но, относительно того, что некоторые данные умалчиваются тоже нужно сказать [12, c. 153].
Толерантность относительно неопределенности является умением работать с неопределенностью, которое дает основания для ощущения комфортности во время трудовой деятельности. Свойство нужное психологу в результате того, что в самой профессии предусматривается не редкое пребывание в положении неопределенности. Зачастую консультант не имеет возможностей для того, чтобы предварительно понимать проблему нового клиента либо каким образом поменяется запрос постоянного клиента на следующих сессиях.