Психология образования Отчёт по практике Педагогика/Психология

Отчёт по практике на тему Практика по получению проф. умений и опыта проф. деятельности: психологическая в коррекционных учреждениях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельностью, но и предполагает возможность преподавания психологии, целью моей практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса с детьми с ОВЗ, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Передо мной стояли задачи:
создание целостного представления о педагогической деятельности в коррекционном учреждении;
развитие педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства;
углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;
овладение современными технологиями обучения и воспитания детей с ОВЗ.
С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни.
Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.
Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа с детьми с ОВЗ.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа — это огромный социальный институт. Работая с детьми с ОВЗ, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.
Рассмотрим основные методы работы психолога в школе. Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка).
Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку с ОВЗ усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка с ОВЗ, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.
В данном учреждении работает психолог высшей категории. Она была моим руководителем учебно-ознакомительной практики.
Как и в любом учреждении, психолог имеет свои должностные обязанности:
1. Педагог-психолог должен знать: Конституцию Р.Ф. Законы РФ, решения правительства РФ.
2. Педагог-психолог утверждается на должность и освобождается от должности директором школы.
. Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору школы, замдиректора по воспитательной работе.
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы,

согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.
Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.
Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5х6х3 м.
В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.
Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.
Нужно заметить, что со стороны учеников я тоже получила поддержку и одобрение. Они проявляли дисциплинированность, уважение и заинтересованность. Естественно, такое отношение значительно облегчило мою задачу при проведении занятий. Несомненно, в организации уроков и управлении коллективом учеников, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и др. дисциплин.
Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать просторечных выражений, слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.
Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики учащегося и коллектива учеников. Это задание было не простым, но очень интересным, оно выработало у меня навыки ведения беседы, научило правильно наблюдать, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности.
Участие в подготовке воспитательного мероприятия дало мне возможность понять и оценить важность педагогического воздействия на формирование личности, стремлений, мотивации и познавательной активности учащихся.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную.
Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с детьми с ОВЗ с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в психологии и педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); развить умение выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Чтобы успешно осуществлять коррекционную работу с умственно отсталыми детьми, надо знать особенности их внимания и его физиологические механизмы. Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания у умственно отсталых детей объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.
Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных задач. Предлагаемое учащимся задание первоначально носит игровой характер. Затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности. Выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушению его концентрации и т. п.
Важное место в коррекционных (образовательных) школах VIII вида придается трудовому обучению. Это не только подготовка к взрослой самостоятельной жизни, но и развитие внимания: концентрации, распределении, подвижности, устойчивости.
Среди различных видов деятельности, таких как учебная, трудовая, игровая, умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения она приближается к игре.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с умственной отсталостью указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений у детей.
Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет школьнику с умственной отсталостью ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения.
В связи с тем, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития сама деятельность. Поскольку свойства преднамеренного внимания отражают свойства волевого усилия, то развитие последнего означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать к развитию волевые проявления учащихся.
Исследования специалистов показывают, что при умственной отсталости ни один из свойств внимания не остается тем или иным образом не задетым патологическим отклонением в развитии психики. Перед педагогом ставится задача преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики умственно отсталого. В то же время выявлены возможности коррекции недостатков внимания. Из чего следует, что данная позиция открывает значительные перспективы в практической работе с умственно отсталыми детьми в школе.
В конечном итоге в результате постоянного упражнения внимания у учащихся должна развиться наблюдательность, как черта личности, проявляемая постоянно в разных условиях. Развитие внимания происходит эффективнее, если объем и продолжительность работы, требующей внимания, увеличиваются постепенно.
Но не следует целенаправленно и резко уменьшать или увеличивать объем, так как при этом показатели наоборот снижаются. Играет роль также положительное отношение к работе, проявляемый школьниками интерес к учебному заданию и в целом к уроку, сознательное отношение учащихся к выполняемым учебным заданиям.
«Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность», — писал К.Д. Ушинский.
Как говорилось ранее внимание при умственной отсталости нарушено, но вместе с тем наблюдения за детьми в процессе учебно-воспитательной работы свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях развития внимания. Должны быть созданы благоприятные условия, соблюдение специфики работы, частая смена видов деятельности, дозированное преподнесение материала.
Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «заданиями на внимание» в процессе урока. Такая работа содержит следующие коррекционные задачи, цели в обучении и воспитании школьников. Воспитание внимания у младших школьников с умственной отсталостью тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, настойчивость дисциплинированность и др. Присущие ученикам с недостатками умственного развития нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность.

Работа, направленная на выявление и коррекцию основных нарушений внимания, должна вестись не только в школе учителями и воспитателями, но и дома с родителями, она должна включаться в различную деятельность детей. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так, лепка, рисование, конструирование, выпиливание, вязка не только развивают внимание, но и способствуют укреплению кисти руки, что в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи.
Что же касается конкретных педагогических приемов, то к числу наиболее значимых относятся следующие:
— наличие индивидуально-дифференцированного подхода к детям, предполагающего дозирование объема задания и оказания посильной помощи в его выполнении;
— организация самостоятельной поисковой деятельности детей, способствующей, в частности, их положительные мотивации к учебной деятельности;
— варьирование видов деятельности, а также дозирование их во времени;
— формирование у ребенка с первых дней обучения умения слушать и слышать задания учителя, работать в соответствии с правилами;
— обучение приемам вербализации задания, его выполнения по ходу работы, его результатов, а также приемов и средств.
С целью коррекции основных нарушений внимания используются игры и тренинги на развитие внимания. С использованием этих средств коррекции тренируют основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Исходя из диагностических данных, зная основные нарушения внимания при умственной отсталости, используя пути коррекции нужно мобилизовать свои силы для работы с ребенком по преодолению этих нарушений. Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Детская деятельность становится более целенаправленной.

 

Фрагмент текста работы:

 

Программы исследования особенностей учебной мотивации и причин отставания школьников с ОВЗ

Мотивы учения школьников с ОВЗ имеют определенн¬ые принципы, которые используются для построения исследования¬.
Принцип позитивнос¬ти включает в себя создание доброжелат-ельных отношений в классе между ребятами.
Принцип целостного¬ развития способен усилить значение прошедших этапов в жизни в позитивном отношении, а также организова-ть целостност¬ь самосознан¬ия ребенка. Он способен оказать помощь в построении¬ позитивног¬о будущего.
Принцип индивидуал¬ьного подхода основывает¬ся на максимальн¬ом учете психологич¬еского состояния и индивидуал¬ьно накопленно¬го опыта каждого школьника.
Принцип развития и саморазвит¬ия ребенка представля¬ет собой активацию всех творческих¬ возможност¬ей, способност¬и к самореализ¬ации и усовершенс¬твованию, а также контроля над своими эмоциями. Если ребенок нуждается в помощи с построением¬ мотивации обучения, существует¬ несколько форм работы над этим. Это могут быть групповые занятия или индивидуальный подход, который включает несколько этапов.
В начале года исследуют исходный уровень мотивации, затем после проведенно¬й работы в течение года проводится повторный контроль. Это использует¬ся в качестве базового материала для построения¬ программы индивидуал¬ьного подхода к каждому школьнику не только на занятиях, но и для составлени¬я коррекцион¬ной программы вне школы. Иногда использует¬ся работа с родственни¬ками школьников с ОВЗ¬. С ними проводится¬ анкетирова¬ние, по результата¬м которых получается¬ картина внутрисемейных отношений. Далее с родителями¬ проводится¬ просветите¬льная работа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы