Отчёт по практике на тему Педагогические условия развития внимания у младших дошкольников в процессе учебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Краткая характеристика теоретических представлений о развитии внимания младших школьников 6
2. Организация экспериментального исследования 8
3. Анализ результатов констатирующего этапа 12
4. Реализация психолого-педагогических условий по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности 16
5. Анализ результатов экспериментальной деятельности по реализации психолого-педагогических условий развития внимания у детей младшего школьного возраста 22
6. Анализ результатов констатирующего этапа 22
Заключение 26
Список литературы 27
Введение:
Введение
Основной задачей современной начальной школы выступает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО). ФГОС НОО определяет критерии успешности итогов овладения обучающимися основной образовательной программы, которые обоснованы с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов. Одной из базовых психических функций, которая является необходимым условием достижения всех предметных и метапредметных планируемых результатов, выступает внимание. В условиях современного обучения объем информации, который необходимо воспринять и обработать учащимся, в том числе младших классов, значительно увеличивается. Высокая степень развития произвольного внимания, разграничение значимого существенного и второстепенного содействует учащемуся начальной школы в том, чтобы продуктивно ориентироваться в широком информационном поле. Соответственно, внимание можно считать обязательным компонентом образовательной и познавательной деятельности.
Важность развития внимания в образовательной деятельности детей подтверждается исследованиями П. Я. Гальперина, С. П. Зубовой, С. С. Левитиной, С. Л. Кабыльницкой и др. В трудах С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Добрынина, И. В. Страхова и др. достаточно глубоко рассмотрены вопросы происхождения и механизмы реализации внимания, его качества и их взаимосвязь, проанализированы особенности выражения внимания в деятельности, изучена взаимосвязь со специфическими характеристиками личности.
Проблема исследования состоит в том, что несмотря на актуальность обозначенной проблемы, ученые и исследователи не изучили достаточно подробно необходимые для развития внимания младших школьников психологи-педагогические условия и особенности их реализации в учебной деятельности. Выработка и обоснование системы значимых психолого-педагогических условий, которые являются фактором, стимулирующим развитие внимания младших школьников в учебной деятельности, особенно таких его свойств, как устойчивость, распределение, переключение, а также являются одной из актуальных задач современной начальной школы.
Цель исследования: разработать и апробировать в практической деятельности систему психолого-педагогических условий развития внимания младших школьников.
Объект исследования: произвольное внимание младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольного внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1) Обзор научных исследований, касающихся феномена «внимание»;
2) Охарактеризовать особенности внимания младших школьников и условия его развития;
3) Определить с помощью экспериментального исследования уровень развития внимания младших школьников;
4) Предложить и апробировать в учебной деятельности комплекс психолого-педагогических условия развития внимания;
5) Проанализировать эффективность предложенных психолого-педагогических условий развития внимания младших школьников в учебной деятельности.
Гипотеза: произвольное развитие внимание младших школьников будет развиваться эффективно, если в учебно деятельности будет реализован ряд условий:
— использование наглядных пособий на уроках;
— использование различных видов деятельности в процессе урока (учебной, игровой, двигательной и др.);
-использование информационно-коммуникативных технологий при разработке плана урока.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученной информации, психолого-педагогический эксперимент, качественные и количественные методы обработки информации, методы математической статистики.
База исследования: МБОУ Хомутиненская СОШ Увельского района Челябинской области.
Выборка исследования: выборку исследования составили 40 человек, обучающихся в двух первых классах Хомутиненской СОШ. 20 человека составили экспериментальную группу и 20 человек были включены в контрольную группу эксперимента.
Текст работы:
Сегодня вопросы развития возрастных и индивидуальных особенностей внимания вызывают большой интерес. Проведенный анализ теоретических основ зарубежной и отечественной литературы дал возможность выяснить, что внимание младших школьников еще в большей степени непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ученика начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.
Хорошо развитые свойства внимания и психолого-педагогические условия его развития определяют успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, ученики, которые лучше учатся, имеют лучшие показатели развития внимания.
Для развития внимания имеет большое значение ряд психолого-педагогических условий, реализация которых значительно увеличивает эффективность развития всех его компонентов.
Нами был реализован педагогический эксперимент, который включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и экспериментальный. На констатирующем этапе нами были исследованы характеристики внимания младших школьников в двух группах (экспериментальной и контрольной). На констатирующем этапе был выявлен достаточно низкий уровень развития характеристик внимания в обеих группах. Затем нами была реализована деятельность по организации ряда психолого-педагогических условий для развития внимания младших школьников. На контрольном этапе вновь были обследованы характеристики внимания и выявлены значимые различия между группами обучающихся: в экспериментальной группе уровень развития свойств внимания значительно повысился, тогда как в контрольной остался прежним, что указывает на эффективность реализованных психолого-педагогических условия развития внимания младших школьников.
Заключение:
Введение
Основной задачей современной начальной школы выступает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО). ФГОС НОО определяет критерии успешности итогов овладения обучающимися основной образовательной программы, которые обоснованы с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов. Одной из базовых психических функций, которая является необходимым условием достижения всех предметных и метапредметных планируемых результатов, выступает внимание. В условиях современного обучения объем информации, который необходимо воспринять и обработать учащимся, в том числе младших классов, значительно увеличивается. Высокая степень развития произвольного внимания, разграничение значимого существенного и второстепенного содействует учащемуся начальной школы в том, чтобы продуктивно ориентироваться в широком информационном поле. Соответственно, внимание можно считать обязательным компонентом образовательной и познавательной деятельности.
Важность развития внимания в образовательной деятельности детей подтверждается исследованиями П. Я. Гальперина, С. П. Зубовой, С. С. Левитиной, С. Л. Кабыльницкой и др. В трудах С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Добрынина, И. В. Страхова и др. достаточно глубоко рассмотрены вопросы происхождения и механизмы реализации внимания, его качества и их взаимосвязь, проанализированы особенности выражения внимания в деятельности, изучена взаимосвязь со специфическими характеристиками личности.
Проблема исследования состоит в том, что несмотря на актуальность обозначенной проблемы, ученые и исследователи не изучили достаточно подробно необходимые для развития внимания младших школьников психологи-педагогические условия и особенности их реализации в учебной деятельности. Выработка и обоснование системы значимых психолого-педагогических условий, которые являются фактором, стимулирующим развитие внимания младших школьников в учебной деятельности, особенно таких его свойств, как устойчивость, распределение, переключение, а также являются одной из актуальных задач современной начальной школы.
Цель исследования: разработать и апробировать в практической деятельности систему психолого-педагогических условий развития внимания младших школьников.
Объект исследования: произвольное внимание младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольного внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1) Обзор научных исследований, касающихся феномена «внимание»;
2) Охарактеризовать особенности внимания младших школьников и условия его развития;
3) Определить с помощью экспериментального исследования уровень развития внимания младших школьников;
4) Предложить и апробировать в учебной деятельности комплекс психолого-педагогических условия развития внимания;
5) Проанализировать эффективность предложенных психолого-педагогических условий развития внимания младших школьников в учебной деятельности.
Гипотеза: произвольное развитие внимание младших школьников будет развиваться эффективно, если в учебно деятельности будет реализован ряд условий:
— использование наглядных пособий на уроках;
— использование различных видов деятельности в процессе урока (учебной, игровой, двигательной и др.);
-использование информационно-коммуникативных технологий при разработке плана урока.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученной информации, психолого-педагогический эксперимент, качественные и количественные методы обработки информации, методы математической статистики.
База исследования: МБОУ Хомутиненская СОШ Увельского района Челябинской области.
Выборка исследования: выборку исследования составили 40 человек, обучающихся в двух первых классах Хомутиненской СОШ. 20 человека составили экспериментальную группу и 20 человек были включены в контрольную группу эксперимента.
Список литературы:
1. Краткая характеристика теоретических представлений о развитии внимания младших школьников
Проблемой развития внимания младших школьников в различных направлениях занимались ученые Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, О. Ю. Ермолаев, С. П. Зубова, С. Л. Кабыльницкая, Т. К. Комарова, В. А. Крутецкий, С. С. Левитина, Т. М. Матюлина, Т. А. Мешкова, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов и др. В своих исследованиях указанные авторы приводят разные трактовки понятия «внимание», раскрывают особенности его развития в младшем школьном возрасте, рассматривают вопросы влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников
Аспекту развития внимания посвящено множество научных исследований; данное понятие рассматривается с разных точек зрения; имеет множество значений. Н. Ф. Добрынин под вниманием понимает особый вид психической деятельности, который выражается в выборе и поддержании основных процессов этой деятельности. П. Я. Гальперин под вниманием подразумевает свернутое и автоматизированное действие контроля. Б. Г. Ананьев рассматривает внимание как сосредоточенность сознания на объекте. Предложенное определение предполагает качественную характеристику внимания; не обосновывает механизм развития внимания, который необходим для организации образовательной деятельности младших школьников. Внимание как психическое состояние трактуется в статьях В. И. Страхова. Автор замечает, что специальная организация деятельности ученика является важным условием развития внимания, однако психологические основы развития внимания он не рассматривает [11].
Следует отметить, что у младших школьников существует прямая зависимость устойчивости внимания от развития самоконтроля, но некоторые авторы (И. В. Страхов, Н. Ф. Талызина ) рассматривают внимание и самоконтроль как разные феномены. Таким образом, внимание в научных трудах трактуется с разных позиций: необходимое условие психологической деятельности, контроль, состояние человека, сосредоточенность деятельности на объекте.
В методике обучения целесообразно рассматривать внимание как автоматизированное умственное действие контроля, что отвечает основным требованиям ФГОС НОО (в стандарте к регулятивным универсальным учебным действиям относят целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция). В психолого-педагогической литературе подчеркивается значимость целенаправленного развития внимания младших школьников, тем не менее, в практической деятельности учителя начальных классов часто смещают акцент на формирование предметных знаний и умений, что способствует затруднению в развитии внимания. Следствием невнимательности младших школьников, их неумения сосредотачивать и удерживать внимание при решении учебных задач может быть пониженная успеваемость. Возможными причинами такого положения являются недостаточные знания учителей о процессе развития внимания, его закономерностях, малое количество методических разработок по развитию внимания младших школьников в образовательной деятельности. Главная задача учителя — организовать учебный процесс с учетом основных этапов развития внимания младших школьников, что характеризует должный уровень сформированности педагогической компетентности. На первый план выступает создание определенных условий по организации включения детей в продуктивную деятельность, переключаться в нужный момент, не отвлекаться. Успешная организация индивидуального внимания обеспечивается тремя факторами: необходимостью обучающегося действовать; постоянной «обратной связью»; возможностью работать в соответствии со своими возможностями и особенностями [6]. В условиях коллективной организации деятельности младшего школьника важна позиция самого ребенка (обучающегося), «обратная связь» присутствует эпизодически. Решение проблемы управления вниманием тесно связано с проблемой индивидуальных особенностей обучающихся (И. В. Страхов). Одним из необходимых условий для управления развитием внимания выступает индивидуализация деятельности обучающихся по темпу (С. П. Зубова). Также необходимо и другое условие – обеспечение активной позиции каждого обучающегося в процессе образовательной деятельности.