Отчёт по практике на тему Педагогические условия формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР 7
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 16
2.1 Определение актуального уровня
читательской компетенции. 16
2.2 Анализ результатов исследования
по формированию читательской компетенции у младших школьников с ЗПР. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 33
Введение:
Актуальность темы исследования. В младшем школьном возрасте
закладываются главные читательские умения и навыки, разрешается вопрос, будет
ли интерес ребенка к книге деятельным или инертным. Читательская мотивация во
многом обусловливает становление ребенка как личности, потому процесс ее
формирования является не только педагогической, психологической, методической,
но и социальной проблемой. Кроме того, чтение играет важную роль в моральном,
нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, а также содействует
формированию речемыслительных умений, смыслового восприятия, интереса, памяти,
воображения ребенка. Читательская компетенция является фактором формирования
познавательной активности и, следовательно, имеет важное значение в воспитании
грамотного учащегося.
Серьезность данной проблемы и
необходимость поиска путей ее решения нашла отражение и в положениях ФГОС НОО.
В начальной школе на уроках литературного чтения главной целью обучения
является овладение учащимися навыком осознанного, правильного и беглого чтения.
Для достижения этой цели необходимо прививать ребенку интерес и любовь к чтению
как источнику знаний и духовного наполнения, как средству формирования в
человеке человека.
Различным аспектам изучения читательской компетенции детей
посвящены труды Ананьевой Д.С., Репиной А.И., Багичевой Н.В., Чёрной Т.И.,
Бородиной В.А., Бородина С.М., Джежелей О.В., Львова М.Р., Степчевой Т.В. и др.
Сущностные характеристики процесса становления читательской компетенции рассматривали
исследовали Гусакова О.Я., Зобнина М.Я., Калина Г.Д., Красильникова О.А. и др.
В современном обществе проблема
формирования читательской компетенции стоит особенно остро, так как на
сегодняшний день мы можем наблюдать негативное влияние современного социума:
дети рано приобщаются к компьютерным играм, увлечены различными гаджетами, не
любят читать и скучают на уроках литературного чтения.
Кроме того, немаловажна здесь и роль
родителей, которые не подают должного примера своим детям. В последнее время
можно слышать, как деятели образования, представители издательств выступают за
смену печатных учебников электронными. Однако, по данным ученых [72], чтение книги
и чтение с экрана гаджета – совершенно разные виды чтения. При восприятии
электронных учебников у обучающихся не формируются в должной мере
речемыслительные умения.
Сложность проблемы формирования
читательской компетенции у детей младшего школьного возраста с ЗПР требует
поиска новых подходов к ее решению.
Уроки литературного чтения и внеурочная литературная
деятельность располагают огромными возможностями для развития и воспитания
детей. В рамках уроков и внеурочной деятельности могут быть успешно использованы
формы и методы работы по развитию читательской компетенции обучающихся.
Тем не менее, несмотря на широкие
возможности формирования читательской компетенции младших школьников средствами
уроков литературного чтения и внеурочной деятельности, данный вид работы
достаточно редко используется в педагогической практике. Выявленное
противоречие обусловило выбор темы нашего исследования: «Методические основы
формирования читательской компетенции в начальной школе» и позволило
сформулировать его проблему.
Проблема исследования заключается в определении
методических основ развития читательской компетенции младших школьников с ЗПР в
рамках уроков литературного чтения и внеурочной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать, выявить,
апробировать и проверить эффективность системы работы по формированию
читательской компетенции младших школьников с ЗПР средствами литературного
чтения и внеурочной литературной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования читательской
компетенции младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – система работы по формированию
читательской компетенции младших школьников с ЗПР средствами литературного
чтения и внеурочной литературной деятельности.
Гипотеза исследования – правильно организованная работа на уроках литературного
чтения и внеурочной литературной деятельности, с применением театрализованной
деятельности, различных игр и т.д. будет эффективным средством повышения уровня
читательской компетенции у младших школьников с ЗПР.
Для достижения цели и доказательства гипотезы, были
сформулированы следующие задачи
исследования:
1. Изучить особенности детей с ЗПР
2. Провести диагностику актуального
уровня читательской компетенции у младших школьников с ЗПР.
3. Проанализировать результаты
исследования по формированию читательской компетенции у младших школьников с
ЗПР.
Методы
исследования:
− теоретические
– анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы
по проблеме исследования;
− эмпирические
– целенаправленное педагогическое наблюдение, диагностирование, беседа,
эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
− математические
– количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная
база исследования
– КОУ Сургутская школа для обучающихся с овз.
Заключение:
Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
Читательская потребность – ключевая из области духовных
потребностей личности. Читательская потребность позволяет определить культурное
развитие человека.
Потребность в чтении предполагает собой аспект мотивационной
области, которые помогает формировать нравственную базу человека, определяет
его цели, рассматривать смысл жизни и восприятие окружающего его мира.
Благодаря чтению протекает процесс духовного и нравственного совершенствования
личности.
Показателями высокого уровня читательской компетенции у
учеников начальных классов являются: положительное отношение к самой
деятельности читателя («я люблю читать»); интерес к конкретным книгам («Я хочу
читать эти книги»); страсть к самому процессу чтения («я не могу оторваться от
книги»); желание поделиться с другими радостью общения с книгой («Я хочу, чтобы
другие узнали об этой книге»).
Уроки литературного чтения и
внеурочная литературная деятельность играют огромную роль в формировании развития
читательской компетенции детей. В результате правильной организации, а также
непосредственно проведения такого рода заданий можно комплексно оказать влияние
на развитие сенсорных способностей учащихся. Кроме того, такого типа уроки
способствуют расширению как самостоятельности, так и коллективной творческой
деятельности детей, формируя при этом комфортные условия для всего процесса
учения и общения. Развивая читательскую компетенцию ребенка, не стоит забывать
о точной организации учебной деятельности, ориентированной на обучение чтению,
понимаю текста произведений и умения работать с ним.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР
Термин
«задержка психического развития» впервые предложил советский психиатр Г. Е.
Сухарева в 1959 г. Понятие «задержка психического развития» у потребляется по
отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной
системы органической и функциональной. [4]
Для
осуществления помощи детям с задержкой психического развития необходимо глубоко
понимать специфические особенности их психологического развития на разных
возрастных этапах. Клинические состояния данного нарушения являются схожими с
умственной отсталостью, общнм недоразвитием речи и педагогической
запущенностью.
Задержка
психического развития может возникнуть под влиянием различных неблагоприятных
факторов. К ним относятся инфекционные заболевания матери во время
беременности, токсикозы, внутриутробные поражения центральной нервной системы,
тяжёлые роды, неблагоприятное социальное окружение в котором воспитывается
ребёнок, перенесённые ребёнком травмы в раннем возрасте. [34]
У
детей с задержкой психического развития когнитивные процессы, развитие
мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы личности
происходит замедленно и с отставанием от сверстников на 2 – 3 года. Задержка
психического развития проявляется в неустойчивости эмоций, несформированности
произвольной регуляции поведения и целенаправленной деятельности, повышенной
истощаемости. У рассматриваемой категории детей отсутствуют специфические
нарушения анализаторных систем и грубые повреждения мозговых структур.
Детям
задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они
способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной
деятельности в другие ситуации (Е.М. Мастюкова, 1997). [20]
Рассмотрим
психические особенности развития детей с задержкой психического развития.
Обратимся к результатам, психолог-педагогических исследований которыми
занимались Ульянкова У. В., Борякова Н. Ю., Лебединская К. С., Лубовский В. И.,
Власова Т. А. и др. [5]