Специальная психология Отчёт по практике Педагогика/Психология

Отчёт по практике на тему ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (научно-исследовательская практика) Теория и технология инклюзивного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Дневник практики 5
1. Организация и методы исследования 6
2. Результаты исследования наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 10
3. Основные направления психокоррекционной работы 24
4. Практические рекомендации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 

Наглядно-образное мышление дает возможность создавать изображения на основе визуального материала, модифицировать их в различных условиях, свободно изменять и создавать новые изображения. Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в формировании умственной деятельности наблюдается заметное отставание в развитии мышления. В специальной психологии особенности мышления детей с этим нарушением развития достаточно хорошо изучены и описаны (Т.А. Власовой [1], Г.И. Жаренковой [4], А.А. Люблинской [6], В.Б. Никишиной [8], М.С. Певзнером [11, 12], Е.А. Стреблевой [19]).
Исследователи отмечают специфику мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития, недостаточным развитием умственных операций, их лучшей продуктивностью в предметно-сенсорной форме, чем в словесной [16]. Также мышление детей с задержкой психического развития характеризуется медлительностью, инертностью, инертностью, стереотипностью; неразвитость таких процессов, как абстракция и обобщение; трудности в установлении причинно-следственных связей, разработка общих понятий [18]. Однако с задержкой психического развития, в отличие от умственной отсталости, существует гораздо больший потенциал в преодолении выявленных недостатков мышления. Таким образом, у старших дошкольников с задержкой психического развития наглядно-образное мышление остается ведущим [21].
Поэтому проблема коррекции наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития остается актуальной. Необходимо создать благоприятные условия для воспитания и обучения, соответствующие индивидуальным особенностям и способностям ребенка с задержкой психического развития, а также совершенствовать технологию психокоррекционного воздействия. В этом случае важно определить, какие средства развития способствуют преодолению этих нарушений. Решение данного вопроса позволит нам рассмотреть потенциальные возможности и способы компенсаторного развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства, что важно при подготовке этих детей к разработке основной общеобразовательной программы начального образования.
Основная цель практики – выявить особенности развитии наглядно- образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи практики:
1. подобрать диагностический инструментарий для исследования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР,
2. провести исследование наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР,
3. сопоставить результаты исследования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей, не имеющих интеллектуальных нарушений.
Гипотеза исследования: наглядно-образное мышление детей с ЗПР значительно снижено, по сравнению с детьми, на имеющих интеллектуальных нарушении.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мышление, как процесс познавательной деятельности человека, обладающий обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. В частности было дано определения наглядно-образного мышления.
У детей с ЗПР появляются затруднения при решении задач на классификацию и обобщение, установление причинно-следственных связей на наглядной основе, также страдает умение осуществлять анализ и синтез с помощью наглядного материала. Итак, мы описали коррекционно-развивающие занятия для детей седьмого года жизни с ЗПР, которые были проведены в рамках формирующего эксперимента.
Из полученных результатов мы видим, что большинство детей без ЗПР показали хорошие результаты по наглядно-образному мышлению. У детей выше уровень умения осуществлять анализ и синтез, обобщения и классификации на наглядной основе. Также виден результат в умении устанавливать причинно-следственные связи на наглядной основе.
Были предложен комплекс занятий по развитию наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Из полученных результатов мы видим, что большинство детей с задержкой психического развития имеют низкий уровень наглядно-образного мышления. У детей на низком уровне умения осуществлять анализ и синтез, обобщения и классификации на наглядной основе. Также виден результат в умении устанавливать причинно-следственные связи на наглядной основе.
Нами был предложен комплекс занятий по развитию наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.

 

Фрагмент текста работы:

 

У детей с задержкой психического развития (далее – с ЗПР) недостаточно развита ориентировочно-исследовательская деятельность. У них имеются трудности с обследованием предмета, также проявляется ориентировочная пассивность. Что касается эмпирического способа ориентировки в свойствах предмета, то он держится длительное время. Скорость выполнения перцептивных действий снижена по сравнению с детьми в норме. Нарушения в перцептивных действиях приводят к бедности и слабой дифференцированности образов-представлений. Сенсорные эталоны, образной сферы в целом сформированы слабо. Особенностью образов-представлений является ограниченный круг представлений, их схематичность в стереотипии. Также дети не могут привлечь и включать данные из жизненного опыта в формировании образов-представлений, а динамика образных процессов уменьшается [14].
Многие педагоги в своих трудах фиксировали, что ЗПР принадлежит к пограничной форме дизонтогенеза и проявляется в замедленном темпе развития психических функций. Есть много различных причин задержки психических функций. Выделим главные из них. Первой причиной является органические и врожденные повреждения мозга, второй причиной становятся травмы, которые были получены в пренатальный и в постнатальный период.
Доказано многими учеными (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, Т.А. Власова и др.), что у детей с задержкой психического развития снижено внимание и работоспособность. Внимание у них не устойчиво, концентрация внимания долго не удерживается на однотипной деятельности, также наблюдается прерывистая работоспособность [10].
Т.А. Власова отмечает, что дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия. Для приема и обработки зрительного материала им требуется больше времени, чем их сверстникам в норме [9].
Т.В. Егорова, И.Ю. Кулагина и др. ученные говорят, что у детей с ЗПР недостаточно сформированы мыслительные операции. У них недостаточно накопленных знаний и представлений, также отмечается низкий уровень когнитивной активности. Дети затрудняются распознавать характерные признаки предмета, анализировать форму объекта, им с трудом удается объединить и синтезировать свойства предметов [5].
Решение мыслительных задач у детей с ЗПР вызывает большие затруднения. Выражаются эти затруднения в таких задачах, где надо обдумать и найти проблемную ситуацию, сделать анализ условий, отыскать новые приемы решения, основываясь на прежнем опыте [2].
Мы можем видеть статистику уровня наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Для 60% детей необходимо многократные повторения заданий и предоставление разнообразных видов помощи, 30% составляют дети, которые легко выполняют задачу, а остальные 10% не способны выполнить задания даже при оказании помощи [13].
С точки зрения уровня развития наглядно-образного мышления, дети с ЗПР занимают промежуточное положение между нормально развивающимися детьми и с умственной отсталостью.
Логика развития наглядно-образного мышления состоит в переносе эмпирического опыта в визуально-образный план, установление причинно-следственных связей и анализ предметов со скрытым смыслом [20].
У детей с ЗПР мыслительные операции слабо сформированы и им свойственны специфические черты. Так, анализ объектов и явлений окружающей реальности (умение мысленно разложить объекты на составляющие компоненты, различать отдельные атрибуты и свойства объектов) не достаточно сформирован, дети упускают из вида ряд важных свойств, фиксируясь только на самых информативных частях предмета. В связи с этим детям с ЗПР трудно установить связи между частями объекта. Они выделяют только визуальные свойства объекта, а не их частные атрибуты [22].
Из-за того, что анализ несовершенен, страдает синтез как компонент наглядно-образного мышления [3]. У детей с ЗПР также отмечаются особенные черты в сравнении, в процессе которого проводиться сравнительный анализ и синтез. Сравнение проводиться по малосущественным признакам, а чаще несопоставимым. У детей с ЗПР появляется трудность в установлении сходства различий в предметах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы