Практика №2 Отчёт по практике Экономические науки

Отчёт по практике на тему Отчет по практике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Анализ международной практики и исследования социального предпринимательства за рубежом 11
1.1. Социальное предпринимательство: сущность и понятие …………………11
1.2. Оценка эффективности европейской практики деятельности социальных предприятий 16
ГЛАВА 2. Направления развития процесса формирования социального предпринимательства в России 22
2.1. Общие и специфические черты российского социального предпринимательства ………………………………………………………………22
2.2. Направление государственной поддержки и перспективы социального предпринимательства в России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном мире особо остро стоит проблема устранения неравенства, помощь незащищенным категориям населения и борьба с бедностью. В отличие от социальной политики СССР, направленной на всестороннее развитие социальной сферы, стремящейся вовлечь в социальные организации как можно большее количество граждан, в современной России отсутствуют финансовые возможности продолжения курса такой политики. Переход к рыночной экономике поставил лицом к лицу с проблемой серьезного дефицита бюджетных средств регионального и местного уровней в социальной сфере, что периодически становилось причиной недовольства незащищенных категорий граждан и возрастанию социальной напряженности. Как итог, в сложной обстановке недофинансирования оказалась вся социальная сфера: образование, наука, здравоохранение, культура и т. д.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска новых источников финансирования, в первую очередь, внебюджетных, разработка специальных программ по улучшению качества жизни населения. Одним из путей решений вышеуказанных проблем стало зарождение нового института, такого как социальное предпринимательство, способного эффективно решать общественные проблемы, привлекать дополнительные денежные и человеческие ресурсы в социальную сферу, а также способствовать их распределению в национальную экономику.
Само социальное предпринимательство, как социально-экономический феномен, зародилось в западных странах достаточно давно. В связи с этим на сегодняшний день они демонстрируют более успешный опыт в этой области. В России и в странах постсоветского пространства это новый институт, еще не интегрированный в привычную среду общественной жизни. Поэтому особенно важно для изучения условий и особенностей становления социального предпринимательства в России анализ мирового опыта, который в дальнейшем можно трансформировать в отечественные реалии.
Степень научной разработанности проблемы. Типологию социального предпринимательства, процесс его зарождения и становления в странах Европы и Северной Америки в своих работах отражают такие зарубежные исследователи как К. Алтер , Ж. Дэверни, М Нюссенс , Ж. Керлин , Дж. Льюис , Дж. Мэйр, И. Марти , А. Мэйсон , Д. Янг и др.
Немаловажное место в исследования зарубежных ученых занимает перспективы развитии социального препирательства. В своих работах на нем акцентировали свое внимание Э.Челл, К. Николопулоу, М. Каратас-Озкан , П. Друкер , Д. Эдмистон, А. Николс , Д. Голубович , С. Соколовски, Л. Саламон и др.
Огромная роль в области понимания концепций социального предпринимательства в современной России и путей их дальнейшего развития принадлежит исследованиям таких авторов, как М.Л. Баталина, Л.Д. Тарадина , А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонова , Ю.Н. Нестеренко, А.А. Плюхина , А.С. Плетень , С.В. Пономарев и др.
В последнее пятилетие в России появилась тенденция проводить профессиональные исследования по специальному заказу организаций, заинтересованных в процессе развития отечественного социального предпринимательства. Огромную важность для понимания портрета социального предпринимателя и его характерных черт имеет исследование группы ЦИРКОН, проведенное Л.В. Шубиной, И.В. Задориным, В.В. Мойсовым, Е.В. Халкиной, А.П. Хомяковой в 2013 и 2018 году .
Среди перечисленных работ особо следует выделить работы преподавателя НИУ «ВШЭ» А.А. Московской, в которых наиболее тщательно рассматриваются проблемы присущие предпринимательству в российском обществе и что немаловажно, указываются пути их решения .
На сегодняшний день, в рамках исследуемой сферы в российской науке имеются всего три диссертаций на соискание ученых степеней, а двумя из которых являются диссертация С.В. Голубева по теме «Государственное регулирование социально-предпринимательской деятельности молодежи в Республике Марий Эл» на соискание степени кандидата социологических наук , диссертация Н.Ф. Кадол по теме «Социальное предпринимательство в рыночной и переходной экономике» на соискание степени кандидата экономических наук . Третья диссертация О.А. Джинджолии по теме «Институциональные формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса» на соискание степени кандидата экономических наук рассматривает институт предпринимательства в целом, посвящая социально-ответственному бизнесу только один параграф .
В результате анализа источников и литературы, используемых в настоящей НИР можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации к изучению социального предпринимательства начали подходить только в последнее десятилетие, в связи с чем, в российской научной среде, по сравнению с иностранной, имеется сравнительно небольшое количество работ, посвященное данной проблеме.
Таким образом, фундаментальные исследования, сравнивающие российский и мировой опыт социального предпринимательства в отечественной науке не проводились, а работы ученых складываются вокруг отдельных областей социального предпринимательства и являются разрозненными.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является анализ социального предпринимательства с точки зрения отечественного и мирового опыта и возможности его совершенствования в российских реалиях.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— изучить подходы к научному пониманию термина «социальное предпринимательство», выработать наиболее точное определение, отражающий специфику данного явления, а так же выделить ключевые функции социального предпринимательства и проанализировать его значение для социально-экономического развития;
— проанализировать и выделить ключевые этапы эволюции социального предпринимательства;
— исследовать имеющиеся подходы к социальному предпринимательству в англо-американской традиции, проанализировать основные концепции, опыт и основные направления развития социального предпринимательства в США и Великобритании, описать успешные примеры;
— провести анализ и дать оценку эффективности европейской деятельности социальных предприятий в целом, описать наиболее успешные примеры;
— определить общие и специфические черты российского социального предпринимательства, изучить успешный опыт деятельности социальных предприятий в России, а так же выявить черты российского социального предпринимателя;
— проанализировать имеющиеся направления государственной поддержки социального предпринимательства в России, состояние законодательства в данной области, определить какие правительственные и государственные учреждения, оказывают поддержку социально-ориентированному бизнесу и насколько успешно, выявить перспективы дальнейшего развития отечественного социального предпринимательства, а предложить конкретные шаги для улучшения данной сферы.
Объект исследования. Объектом настоящего исследования является мировой и отечественный опыт развития социального предпринимательства.
Предмет исследования составляют экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе социального предпринимательства, его осуществления и регулирования.
Теоретические и методологические основы исследования. Настоящее исследование опирается на научные работы современных отечественных и зарубежных исследователей посвященных проблемам и последствиям социального кризиса, повышения уровня экономического благосостояния населения путем развития института социального предпринимательства.
Методологической основой настоящего исследования выступает подход к социальному предпринимательству через призму термина «социальное предпринимательство», а так же в частности, возможности его закрепления в российском законодательстве. Анализ зарубежного опыта позволил прийти к пониманию, как на самом деле должен выглядеть данный институт внутри каждой страны, какие этапы становления помогают спрогнозировать его дальнейший путь.
Исходя из итого, наиболее полной методологической базой для анализа обладают исследования российского ученого А.А. Московской, в которых дается попытка проанализировать терминологическую составляющую социального предпринимательства, рассматриваются проблемы присущие социально-ориентированному бизнесу в российском обществе и что немаловажно, указываются пути их решения.
В ходе исследования различных подходов к пониманию сущности социального предпринимательства, была определена исходная база для выдвижения основной трактовки понятия «социального предпринимательства». При анализе практической составляющей опыта развития социального предпринимательства в европейской и англо-американской традиции, в результате сопоставления данного опыта с российским реалиями были применены гносеологические и мировоззренческие подходы.
Такое определение общих методологических подходов и системы методов настоящего исследования, стало фундаментом для оценки эффективности развития социального предпринимательства в европейских странах и странах англо-американской традиции, а так же позволило оценить перспективы российского социального предпринимательства.
Обоснованность и достоверность решения поставленных в исследовании задач обеспечены применением как общенаучных методов познания, таких как формально-логического, сравнительного, системного, структурно-функционального обобщающего, позволивших рассмотреть институт социального предпринимательства в развитии, выявить противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления. Так же в исследовании были использованы эмпирические методы, такие как метод анализа нормативно-правовых документов метод вторичного социологического анализа.
Эмпирическую и информационную базу настоящего исследования составили нормативно-правовые документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность в целом, так и в части социально-ответственного бизнеса, а так же действующее законодательство в области коммерческих организаций, статистические и аналитические данные служб государственной статистики и частных исследовательских групп, различные информационные обзоры в области социального предпринимательства. Также настоящее исследование основано на материалах монографий различных исследователей в данной области, тематической литературы, статьях в научных журналах и в сборниках научно-практических конференций, материалы периодических изданий по изучаемой тематике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Таким образом, проанализировав мировой и отечественный опыт социального предпринимательства, можем прийти к своему собственному пониманию социального предпринимательства. Предлагаем трактовать социальное предпринимательство, как особый вид предпринимательской деятельности, который в отличие от привычного нам предпринимательства не несет в себе основной цели в виде извлечении прибыли и направлено на улучшение благосостояния общества и окружающего мира.
Проанализировав различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, можем предложить следующий перечень функций, присущих социальному предпринимательству.
Во-первых, установление социальной справедливости для конкретной категории населения.
Во-вторых, строительство и развитие инфраструктуры, уменьшающей и ликвидирующей препятствия для комфортной жизни незащищенных слоев населения.
В-третьих, информирование о социальных, экологических и иных проблемах и о путях их решения.
В-четвертых, воспитание социума, повышение социальной ответственности населения.
В-пятых, социальное предпринимательство прогнозирует возможные варианты изменения в общественной жизни благодаря поддержки определенных категорий граждан.
Проанализировав мнения и работы различных исследователей, мы попытались предложить собственные этапы эволюции социального предпринимательства.
Во-первых, социальное предпринимательство зародилось в США и Великобритании в конце XIX века, но только в середине 80-х гг. XX достигло своего расцвета.
Во-вторых, и в Великобритании, и в США государство самостоятельно поддерживало и популяризировало и поддерживало социальные предприятия в следующих направлениях:
1) стимулирование социальных инноваций;
2) создание благоприятных условий для развития социальных инициатив;
3) признание и поощрение успешных социальных инициатив;
4) помощь в распространении и развитии успешных социальных инициатив;
5) распространение информации об эффективности социального предпринимательства.
В-третьих, социальное предпринимательство в Великобритании и США развивалось примерно в одном направлении. Был выбран один и тот же круг благополучателей (инвалиды, люди с ментальным особенностями, сироты, матери-одиночки, экологические проблемы).
В-четвертых, эффективность социального предпринимательства в анализируемых стран является очень высокой. Прибыль социальных предприятий с конца XX века на сегодняшний момент в Великобритании и США выросла примерно на 118 %, частные пожертвования увеличились на 79%, государственная поддержка – на 26%. Вместе с этим, доля частных пожертвований возросла с 45% до 79%, а государственных грантов осталась практически неизменной – с 17,2% до 17,7%.
В-пятых, несмотря на высокую эффективность социального предпринимательства в США и Великобритании можно сделать вывод о том, что само государство абстрагируется от социальных проблем и передает инициативу в их решении частным компаниям.
Касаемо эффективности европейской практики деятельности социальных предприятий можно сделать следующие выводы:
1) не сегодняшний день, только в странах Западной Европы развито как социальное предпринимательство, так и его государственная поддержка, а в странах Восточной Европы, это явление находится пока что на стадии зарождения. Такая специфика обусловлена отсутствием опыта грамотного финансирования и выявления успешных социальных предприятий, а так же пока что неизменным менталитетом, оставшимся после советского прошлого.
2) государственная поддержка социального предпринимательства в ориентированных на это Европейских странах, то она заключается в следующем:
Во-первых, в акцентировании внимания на проблемы социально-экономического и экологического характера, популяризации института социального предпринимательства, распространение знаний, обмен опытом.
Во-вторых, в создании информационных сервисов, позволяющих получать адекватную, грамотную информацию, актуальную для социальных предпринимателей, а так же в создании особой инфраструктуры и быстром выходе на европейский рынок.
В-третьих, в государственной поддержке в привлечении инвестиций, создании специальных действенных инструментов данного механизма.
3) вместе с этим, оценка эффективности через систему отчетности, к сожалению пока не получила своего развития в странах Европы, кроме Великобритании, Бельгии и Германии.
4) еще одной особенностью европейских стран является особая система сертификации, когда социально-ориентированное предприятие получает сертификат «социальное предприятие», но она пока что не получила большого распространения и применяется лишь в четырех европейских странах, таких как Великобритании, Финляндии, Польше и Германии.
Таким образом, большую часть внешнего финансирования и поддержки в США, Великобритании и станах Европы в развитии социальных предприятий приходится не на государственный сектор, а на фондовые гранты и частные пожертвования. А внутренняя поддержка от доходов предприятия является основной.
Что касается особенностей развития социального предпринимательства в России, можно сказать следующее:
Во-первых, социальное предпринимательство в России находится на стадии зарождения, что обусловлено историческим прошлым страны и теми потрясениями, которые преследовали ее весь XX век.
Во-вторых, на сегодняшний день, социальное предпринимательство в Российской Федерации успешно развивается и хорошо представлено только в нескольких регионах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская область.
В-третьих, социальное предпринимательство лидирует в сферах образования и науки, досуга, спорта, туризма и социальной защиты. Остальные направления общественной жизни России пока не пользуются существенным успехом у социальных предпринимателей.
В-четвертых, российские социальные предприниматели прямо заявляют о необходимости поддержки от органов государственной и муниципальной власти, в области предоставления льгот и субсидий, привлекательных условий аренды помещений и рекламных площадей, помощи в правовом регулировании, а также помощи в обучении и консультациях.
В-пятых, можно сделать вывод о том, что мотивационная составляющая у российских социальных предпринимателей сдвинута в сторону достижения социально полезных целей, а не материального благополучия, что существенно отличает их от коллег из США и Великобритании.
Таким образом, социальное предпринимательство сравнительно новый социальный институт в России, который нуждается хотя бы на первых этапах своего развития в особой поддержке государства, усиленному субсидированию, повышению доверия со стороны бизнеса, а так же в развитии доступности различных курсов, позволяющих активным гражданам попробовать себя в роли социального предпринимателя и придумать свой особо значимый бизнес-проект, направленный на поддержку незащищенных категорий населения или решению общественно важных проблем, к примеру, экологических.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном мире особо остро стоит проблема устранения неравенства, помощь незащищенным категориям населения и борьба с бедностью. В отличие от социальной политики СССР, направленной на всестороннее развитие социальной сферы, стремящейся вовлечь в социальные организации как можно большее количество граждан, в современной России отсутствуют финансовые возможности продолжения курса такой политики. Переход к рыночной экономике поставил лицом к лицу с проблемой серьезного дефицита бюджетных средств регионального и местного уровней в социальной сфере, что периодически становилось причиной недовольства незащищенных категорий граждан и возрастанию социальной напряженности. Как итог, в сложной обстановке недофинансирования оказалась вся социальная сфера: образование, наука, здравоохранение, культура и т. д.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска новых источников финансирования, в первую очередь, внебюджетных, разработка специальных программ по улучшению качества жизни населения. Одним из путей решений вышеуказанных проблем стало зарождение нового института, такого как социальное предпринимательство, способного эффективно решать общественные проблемы, привлекать дополнительные денежные и человеческие ресурсы в социальную сферу, а также способствовать их распределению в национальную экономику.
Само социальное предпринимательство, как социально-экономический феномен, зародилось в западных странах достаточно давно. В связи с этим на сегодняшний день они демонстрируют более успешный опыт в этой области. В России и в странах постсоветского пространства это новый институт, еще не интегрированный в привычную среду общественной жизни. Поэтому особенно важно для изучения условий и особенностей становления социального предпринимательства в России анализ мирового опыта, который в дальнейшем можно трансформировать в отечественные реалии.
Степень научной разработанности проблемы. Типологию социального предпринимательства, процесс его зарождения и становления в странах Европы и Северной Америки в своих работах отражают такие зарубежные исследователи как К. Алтер , Ж. Дэверни, М Нюссенс , Ж. Керлин , Дж. Льюис , Дж. Мэйр, И. Марти , А. Мэйсон , Д. Янг и др.
Немаловажное место в исследования зарубежных ученых занимает перспективы развитии социального препирательства. В своих работах на нем акцентировали свое внимание Э.Челл, К. Николопулоу, М. Каратас-Озкан , П. Друкер , Д. Эдмистон, А. Николс , Д. Голубович , С. Соколовски, Л. Саламон и др.
Огромная роль в области понимания концепций социального предпринимательства в современной России и путей их дальнейшего развития принадлежит исследованиям таких авторов, как М.Л. Баталина, Л.Д. Тарадина , А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонова , Ю.Н. Нестеренко, А.А. Плюхина , А.С. Плетень , С.В. Пономарев и др.
В последнее пятилетие в России появилась тенденция проводить профессиональные исследования по специальному заказу организаций, заинтересованных в процессе развития отечественного социального предпринимательства. Огромную важность для понимания портрета социального предпринимателя и его характерных черт имеет исследование группы ЦИРКОН, проведенное Л.В. Шубиной, И.В. Задориным, В.В. Мойсовым, Е.В. Халкиной, А.П. Хомяковой в 2013 и 2018 году .
Среди перечисленных работ особо следует выделить работы преподавателя НИУ «ВШЭ» А.А. Московской, в которых наиболее тщательно рассматриваются проблемы присущие предпринимательству в российском обществе и что немаловажно, указываются пути их решения .
На сегодняшний день, в рамках исследуемой сферы в российской науке имеются всего три диссертаций на соискание ученых степеней, а двумя из которых являются диссертация С.В. Голубева по теме «Государственное регулирование социально-предпринимательской деятельности молодежи в Республике Марий Эл» на соискание степени кандидата социологических наук , диссертация Н.Ф. Кадол по теме «Социальное предпринимательство в рыночной и переходной экономике» на соискание степени кандидата экономических наук . Третья диссертация О.А. Джинджолии по теме «Институциональные формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса» на соискание степени кандидата экономических наук рассматривает институт предпринимательства в целом, посвящая социально-ответственному бизнесу только один параграф .
В результате анализа источников и литературы, используемых в настоящей НИР можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации к изучению социального предпринимательства начали подходить только в последнее десятилетие, в связи с чем, в российской научной среде, по сравнению с иностранной, имеется сравнительно небольшое количество работ, посвященное данной проблеме.
Таким образом, фундаментальные исследования, сравнивающие российский и мировой опыт социального предпринимательства в отечественной науке не проводились, а работы ученых складываются вокруг отдельных областей социального предпринимательства и являются разрозненными.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является анализ социального предпринимательства с точки зрения отечественного и мирового опыта и возможности его совершенствования в российских реалиях.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— изучить подходы к научному пониманию термина «социальное предпринимательство», выработать наиболее точное определение, отражающий специфику данного явления, а так же выделить ключевые функции социального предпринимательства и проанализировать его значение для социально-экономического развития;
— проанализировать и выделить ключевые этапы эволюции социального предпринимательства;
— исследовать имеющиеся подходы к социальному предпринимательству в англо-американской традиции, проанализировать основные концепции, опыт и основные направления развития социального предпринимательства в США и Великобритании, описать успешные примеры;
— провести анализ и дать оценку эффективности европейской деятельности социальных предприятий в целом, описать наиболее успешные примеры;
— определить общие и специфические черты российского социального предпринимательства, изучить успешный опыт деятельности социальных предприятий в России, а так же выявить черты российского социального предпринимателя;
— проанализировать имеющиеся направления государственной поддержки социального предпринимательства в России, состояние законодательства в данной области, определить какие правительственные и государственные учреждения, оказывают поддержку социально-ориентированному бизнесу и насколько успешно, выявить перспективы дальнейшего развития отечественного социального предпринимательства, а предложить конкретные шаги для улучшения данной сферы.
Объект исследования. Объектом настоящего исследования является мировой и отечественный опыт развития социального предпринимательства.
Предмет исследования составляют экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе социального предпринимательства, его осуществления и регулирования.
Теоретические и методологические основы исследования. Настоящее исследование опирается на научные работы современных отечественных и зарубежных исследователей посвященных проблемам и последствиям социального кризиса, повышения уровня экономического благосостояния населения путем развития института социального предпринимательства.
Методологической основой настоящего исследования выступает подход к социальному предпринимательству через призму термина «социальное предпринимательство», а так же в частности, возможности его закрепления в российском законодательстве. Анализ зарубежного опыта позволил прийти к пониманию, как на самом деле должен выглядеть данный институт внутри каждой страны, какие этапы становления помогают спрогнозировать его дальнейший путь.
Исходя из итого, наиболее полной методологической базой для анализа обладают исследования российского ученого А.А. Московской, в которых дается попытка проанализировать терминологическую составляющую социального предпринимательства, рассматриваются проблемы присущие социально-ориентированному бизнесу в российском обществе и что немаловажно, указываются пути их решения.
В ходе исследования различных подходов к пониманию сущности социального предпринимательства, была определена исходная база для выдвижения основной трактовки понятия «социального предпринимательства». При анализе практической составляющей опыта развития социального предпринимательства в европейской и англо-американской традиции, в результате сопоставления данного опыта с российским реалиями были применены гносеологические и мировоззренческие подходы.
Такое определение общих методологических подходов и системы методов настоящего исследования, стало фундаментом для оценки эффективности развития социального предпринимательства в европейских странах и странах англо-американской традиции, а так же позволило оценить перспективы российского социального предпринимательства.
Обоснованность и достоверность решения поставленных в исследовании задач обеспечены применением как общенаучных методов познания, таких как формально-логического, сравнительного, системного, структурно-функционального обобщающего, позволивших рассмотреть институт социального предпринимательства в развитии, выявить противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления. Так же в исследовании были использованы эмпирические методы, такие как метод анализа нормативно-правовых документов метод вторичного социологического анализа.
Эмпирическую и информационную базу настоящего исследования составили нормативно-правовые документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность в целом, так и в части социально-ответственного бизнеса, а так же действующее законодательство в области коммерческих организаций, статистические и аналитические данные служб государственной статистики и частных исследовательских групп, различные информационные обзоры в области социального предпринимательства. Также настоящее исследование основано на материалах монографий различных исследователей в данной области, тематической литературы, статьях в научных журналах и в сборниках научно-практических конференций, материалы периодических изданий по изучаемой тематике.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. Анализ международной практики и исследования социального предпринимательства за рубежом

1.1. Социальное предпринимательство: сущность и понятие

Для социального предпринимательства оценка социальных результатов имеет огромное значение. Анализируя опыт западноевропейских стран, можно сделать вывод о том, что социальное предпринимательство вышло там на совершенно другой уровень. Наблюдается значительное улучшение определенных критериев таких, как производительность, занятость населения, экономическая эффективность, улучшения качества жизни людей и благоприятное влияние на экологию.
Описывая критерий производительности в европейской практике можно о следующем: во-первых, в европейской, англосаксонской и американской системе производительность за счет участия социальных предприятий выросло за последние годы более чем на одну треть. За счет привлечения инвалидов, людей с ментальными особенностями социальным предприятиям удалось найти ту самую нишу в производстве товаров широкого потребления. Данные люди участвуют в таких видах работы, в которых обычное население оказывалось не заинтересованным из-за низкой престижности и невысокой оплаты труда. Вместе с этим решается проблема занятости населения и помощи государству в трудоустройстве незащищенных категорий (инвалидов, пожилых людей, матерей-одиночек). Социальные предприниматели, устраивая их, получают бонусы от государства, а также собственную прибыль.
Экономическая эффективность в Великобритании, США и странах Европы от социального предпринимательства достаточно высока, так как существует очень высокое соотношение финансовых результатов деятельности и маленьких затрат на их осуществление.
Благодаря перечисленным выше примерам уровень жизни населения увеличивается, так как, к примеру, даже инвалиды могут получать и не быть обузой для государства.
Как итогом благоприятное влияние на экологию обусловлено социальными предпринимателями использование в своей деятельности органических продуктов, давая вторую жизнь бытовым отходам и утилизируя ненужный мусор.
В анализируемых странах главной целью социального предпринимательства является удовлетворение социальных потребностей и решения социальных проблем. Также большая часть приобретается за счет продажи товаров или услуг, а не за счет спонсорской помощи. Признак западных социальных предприятий состоит в принципиально новом подходе. Создается качественно новый продукт (услуга), например, программа доступного жилья для бездомной молодежи, или качественно новая модель предоставления продукта (услуги), например, изготовление мыла инвалидами.
Экономическая устойчивость не предполагает полного отказа ни от государственного финансирования, ни от получения грантов и субсидий от коммерческих организаций. Принципиальным отличием от российского опыта является в данном случае финансирование деятельности социальных предприятий на взаимовыгодной основе и сопоставление издержек альтернативных вариантов решения тех или иных задач, стоящих на повестке дня социальной политики государства.
Вместе с этим, необходимо отметить, различия в схемах и направлениях поддержки данных предприятий, объеме финансирования. К примеру, в Швеции, поддержка государства направлена социальные предприятия, сферой интересов которых является трудовая интеграция, в остальных указных выше европейских странах поддержка охватывает более широкий круг интересов социальных предпринимателей (рис. 1).
Так же стоит обозначить отсутствие систем поддержки социального предпринимательства в странах Восточной Европы, в том числе возникших на постсоветском пространстве, а так же тех, кто сравнительно недавно стал членами Евросоюз, а именно в странах Прибалтики, Болгарии, Словении, Словакии, Румынии, Чехии. В данных странах корректно говорить упоминать только о разовых мероприятиях, проводимых в этой сфере правительством Евросоюза . Данная специфика обусловлена отсутствием опыта грамотного финансирования и выявления успешных социальных предприятий, а так же пока что неизменным менталитетом, оставшимся после советского прошлого.

Рис. 1. Схема развития социального предпринимательства в странах Европы

Однако, в таких экономически развитых странах, как Австрия, Германия, Финляндия, Нидерланды так же отсутствует государственная поддержка в сфере социально-ориентированного бизнеса, но такая специфика обусловлена в первую государственной экономической политики.
Что касается государственной поддержки социального предпринимательства в ориентированных на это Европейских странах, то она заключается в следующем:
Во-первых, в акцентировании внимания на проблемы социально-экономического и экологического характера, популяризации института социального предпринимательства, распространение знаний, обмен опытом.
Во-вторых, в создании информационных сервисов, позволяющих получать адекватную, грамотную информацию, актуальную для социальных предпринимателей, а так же в создании особой инфраструктуры и быстром выходе на европейский рынок.
В-третьих, в государственной поддержке в привлечении инвестиций, создании специальных действенных инструментов данного механизма.
Если остановиться на обмене опытом по социальному предпринимательству внутри европейских стран, то можно сказать, о том, что в некоторых странах созданы специальные так называемы «бизнес-инкубаторы», действие которых направленно на социально-ориентированный бизнес. Так же, в таких странах как, Франция и Великобритания, существует программа предоставления государственных кредитов или инвестиций начинающим социальным предпринимателям, а так же предпринимателям, чей бизнес оказался под угрозой исчезновения.
Получатели, на которых ориентирована помощь социальных предпринимателей, относятся к категории, имеющей сравнительно небольшие доходы и часто не имеющие средств на достойный образ жизни. В США, Великобритании и странах Европы, где господствует капиталистический уклад, без помощи вышеуказанная категория населения была бы обречена. В данных странах ключевой особенностью является наличие платной медицины. Таким образом, в данных странах стараются достичь равноправия между обычными людьми и инвалидами, людьми с ментальным особенностями и другими незащищенными категориями. Морально-психологическая поддержка, предоставление правовой, организационной и медицинской информации, а также практическая помощь, которую социальные предприятия в анализируемых странах часто оказывают на безвозмездной основе, помогают не только вносить значительный вклад в повышение уровня социальной защищенности этих категорий населения, но и способствовать оздоровлению морально-психологического климата на уровне местных сообществ и в указанных странах в целом.
Для Великобритании, США и стран Европы характерна децентрализация социальных услуг. Хотя государственный сектор, обладая финансовыми рычагами, часто является заказчиком таких услуг, наряду с государственными учреждениями, субъектами социальной деятельности становятся некоммерческие организации и социальные предприятия, предоставляющие услуги по месту проживания получателей социальной помощи, приближая ее к потребителю.
Несмотря на наличие столь явных плюсов в социальном предпринимательстве западных стран англо-американской и европейской системы, не исключены возникновения рисков, которые несут негативный смысл. Во-первых, популярность социального предпринимательства подавляет государственные социальные программы и стимулирует его к уходу от полноценной социальной политики. Во-вторых, социальное предпринимательство все-таки является коммерческим проектом, направленным на извлечение прибыли. В-третьих, благополучатели, которые являются объектом социального предпринимательства, могут перестать что-то делать без помощи социальных предпринимателей. Например, если брать в расчет матерей-одиночек, то можно столкнуться с проблемой оставления ребенка на попечительство социальных предпринимателей и абстрагирования от своих материнских обязанностей. В дальнейшем такое поведение родителя может повлечь за собой помещение ребенка в специализированное учреждение и лишение родительских прав.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы