Отчёт по практике на тему Отчет по практике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Введение
По мере увеличение темпов технического прогресса, нарастающих процессов индустриализации и глобализации, увеличиваются темпы жизни человека, а также интенсивность информационной нагрузки. Всё это приводит к постоянно нарастающему количеству стрессовых факторов, которые оказывают существенное воздействие на психику и организм человека. В литературе появляется такое понятие как «болезни цивилизации» или «болезни стресса» [14], в это понятие обычно включают психосоматические и психические расстройства, которые на протяжении последнего века оказались более распространены, чем когда-либо.
Особенно подверженной стрессовым воздействиям современного общества является ещё не сформированная детская психика. Однако ведущее воздействие на их психическое развитие оказывает не столько социальная ситуация в целом, сколько специфика отношений ребёнка с родителями. Именно через отношения с родителями дети познают окружающий мир, вырабатывают стратегии взаимодействия с ним, соответственно именно через родителей детям передаётся существенная часть повседневных стрессов современного человека. Следовательно, на развитие психологических проблем, а также на формирование психосоматических заболеваний у детей существенное влияние оказывает специфика структуры семейных отношений, в которой находится ребёнок.
Со времён становления психоаналитических теорий и концепций особое значение придавалось не только специфике детско-родительских отношений в целом, но особенностям отношений между ребёнком и матерью. Ещё Зигмунд Фрейд подчёркивал абсолютное значение отношений с матерью, он считал их прототипом для всех дальнейших отношений человека с миром и во взрослой жизни [54]. С первых дней жизни именно мать является тем первичным объектом от взаимодействия с которым в существенной степени зависит жизнь и благополучие ребёнка, гармоничность его физического и психического развития. Соответственно, психологическое благополучие матери, а также те стратегии воспитания, которые она применяет к ребёнку, даваемое ей эмоциональное тепло и поддержка влияют на ребёнка больше, чем какие-либо другие факторы. Нарушения в структуре отношений мать-дитя, большое количество стрессов и эмоционального напряжения, предаваемых ребёнку через мать с самого начала его развития, могут являться причинами психологических проблем ребёнка, а также факторами развития психосоматических симптомов и расстройств. Всё это свидетельствует об исключительной важности и актуальности изучения влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет.
Цель исследования: изучить влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию сущности психосоматических заболеваний и факторов их развития;
2. Провести теоретический анализ психологических особенностей родителей детей с хроническими заболеваниями и специфики детско-родительских отношений в таких семьях;
3. Провести эмпирическое исследование влияния ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет;
4. Провести качественно-количественный и статистический анализ полученных результатов и сформулировать выводы;
5. Разработать практические рекомендации по работе с матерями, воспитывающими детей с психосоматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что матери, воспитывающие детей с психосоматическими заболеваниями более эгоцентричны, менее эмпатичны и менее внимательны к эмоциональным нуждам своего ребёнка, они чаще используют негармоничные стили семейного воспитания, чем матери здоровых детей.
Объект исследования: психологические особенности семей детей с психосоматическими заболеваниями.
Предмет исследования: Влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 60 женщин:
Экспериментальная группа – 30 матерей, матерей воспитывающих детей в возрасте 7-11лет с хроническими заболеваниями (заболеваниями желудочно-кишечного тракта, атопическим дерматитом, астмой и часто болеющих детей);
Контрольная группа – 30 матерей, матерей воспитывающих детей в возрасте 7-11лет, не имеющих хронических заболеваний;
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изученной теме
2. Тестирование;
3. Количественно-качественный метод обработки результатов;
4. Статистический анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.;
2. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина;
3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н. Собчик;
4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультативных служб при работе с матерями, воспитывающими детей с психосоматическими заболеваниями в возрасте 7-11лет.
Текст работы:
Психосоматика – это наука на стыке медицины и психологии, которая изучает нормальные и патологические соотношения психических и физических процессов. В качестве основного предмета психосоматической медицины выступают психосоматические расстройства, то есть группа болезненных состояний, возникающих на основе взаимодействия психических и физических факторов. В узком смысле психосоматические расстройства – это те соматические нарушения, которые возникают в результате соматизации психических нарушений или развиваются под воздействием психогенных факторов (конверсионный и функциональный синдромы, истинные психосоматозы). В широком смысле к психосоматическим расстройствам также относятся преходящие психосоматические реакции, не несущие угрозы здоровью, а также соматопсихические нарушения – психические расстройства, возникающие в связи с соматическими заболеваниями. На сегодняшний день существует множество концепций психосоматических расстройств, однако данные различных исследований, особенно в отношении психологических характеристик пациентов, имеющих психосоматические расстройства, являются противоречивыми. Ни одна теория не позволяет дать полное и достоверное объяснение всем звеньям развития нарушения.
Анализ психологических особенностей родителей (преимущественно матерей) детей с хроническими заболеваниями в большинстве исследования производится с акцентом на особенности их эмоционального состояния и адаптационных возможностей. Сам факт заболевания ребёнка является для родителя интенсивным стрессом, который приводит к повышению уровня невротизации, тревожности, депрессивности, раздражительности, снижению эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, качества жизни и адаптационного потенциала. Среди устойчивых личностных особенно матерей обращается внимание на их эмоциональную ригидность, латентную враждебность, недоверчивость, подозрительность, инертность в принятии решений, трудности выражения и контроля своих чувств, сочетание авторитарности в близких отношениях, с покорностью внешним авторитетам, чувством вины и неполноценности, преобладанием пассивных форм совладания со стрессом и др.
Детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей с хроническим заболеванием, зачастую характеризуются чертами гиперпротекции, склонности к симбиотическим отношениям с ребёнком, что влечёт за собой его инфантилизацию и усугубление защитной соматизации. Для так называемой «психосоматогенной семьи» также характерно нарушение раннего контакта в диаде мать-ребёнок, преобладание ненадёжного типа привязанности, склонность родителей решать собственные проблемы через ребёнка, сверхвключённость в жизнь ребёнка, противоречиво сочетающаяся с игнорированием его эмоциональных нужд. Особенно подчёркиваются трудности свободного выражения чувств в такой семье, бедность психологического языка, проявления алекситимии, подавление эмоций, что и приводит к их соматизации.
Заключение:
Введение
По мере увеличение темпов технического прогресса, нарастающих процессов индустриализации и глобализации, увеличиваются темпы жизни человека, а также интенсивность информационной нагрузки. Всё это приводит к постоянно нарастающему количеству стрессовых факторов, которые оказывают существенное воздействие на психику и организм человека. В литературе появляется такое понятие как «болезни цивилизации» или «болезни стресса» [14], в это понятие обычно включают психосоматические и психические расстройства, которые на протяжении последнего века оказались более распространены, чем когда-либо.
Особенно подверженной стрессовым воздействиям современного общества является ещё не сформированная детская психика. Однако ведущее воздействие на их психическое развитие оказывает не столько социальная ситуация в целом, сколько специфика отношений ребёнка с родителями. Именно через отношения с родителями дети познают окружающий мир, вырабатывают стратегии взаимодействия с ним, соответственно именно через родителей детям передаётся существенная часть повседневных стрессов современного человека. Следовательно, на развитие психологических проблем, а также на формирование психосоматических заболеваний у детей существенное влияние оказывает специфика структуры семейных отношений, в которой находится ребёнок.
Со времён становления психоаналитических теорий и концепций особое значение придавалось не только специфике детско-родительских отношений в целом, но особенностям отношений между ребёнком и матерью. Ещё Зигмунд Фрейд подчёркивал абсолютное значение отношений с матерью, он считал их прототипом для всех дальнейших отношений человека с миром и во взрослой жизни [54]. С первых дней жизни именно мать является тем первичным объектом от взаимодействия с которым в существенной степени зависит жизнь и благополучие ребёнка, гармоничность его физического и психического развития. Соответственно, психологическое благополучие матери, а также те стратегии воспитания, которые она применяет к ребёнку, даваемое ей эмоциональное тепло и поддержка влияют на ребёнка больше, чем какие-либо другие факторы. Нарушения в структуре отношений мать-дитя, большое количество стрессов и эмоционального напряжения, предаваемых ребёнку через мать с самого начала его развития, могут являться причинами психологических проблем ребёнка, а также факторами развития психосоматических симптомов и расстройств. Всё это свидетельствует об исключительной важности и актуальности изучения влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет.
Цель исследования: изучить влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию сущности психосоматических заболеваний и факторов их развития;
2. Провести теоретический анализ психологических особенностей родителей детей с хроническими заболеваниями и специфики детско-родительских отношений в таких семьях;
3. Провести эмпирическое исследование влияния ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет;
4. Провести качественно-количественный и статистический анализ полученных результатов и сформулировать выводы;
5. Разработать практические рекомендации по работе с матерями, воспитывающими детей с психосоматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что матери, воспитывающие детей с психосоматическими заболеваниями более эгоцентричны, менее эмпатичны и менее внимательны к эмоциональным нуждам своего ребёнка, они чаще используют негармоничные стили семейного воспитания, чем матери здоровых детей.
Объект исследования: психологические особенности семей детей с психосоматическими заболеваниями.
Предмет исследования: Влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 60 женщин:
Экспериментальная группа – 30 матерей, матерей воспитывающих детей в возрасте 7-11лет с хроническими заболеваниями (заболеваниями желудочно-кишечного тракта, атопическим дерматитом, астмой и часто болеющих детей);
Контрольная группа – 30 матерей, матерей воспитывающих детей в возрасте 7-11лет, не имеющих хронических заболеваний;
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изученной теме
2. Тестирование;
3. Количественно-качественный метод обработки результатов;
4. Статистический анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.;
2. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина;
3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н. Собчик;
4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультативных служб при работе с матерями, воспитывающими детей с психосоматическими заболеваниями в возрасте 7-11лет.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические аспекты влияния ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет
1.1 Феноменология психосоматических заболеваний, факторы их развития
Этимология слова «психосоматика» происходи от греческих слов «psyche» – душа, дух и «soma» – тело. Психосоматическая медицина в современном понимании рассматривается как метод лечения и наука о взаимосвязи между психическими и физическими проявлениями, тесно связывающих человека с окружающим миром [9].
Проблема отношений между сомой и психикой имеет долгую историю изучения. Уже в греческой философии идея влияния души и духа на тело была довольно распространена. Появившись в трудах Гиппократа, проблема взаимосвязи психических и физических расстройств по настоящий момент является предметом множества публикаций и исследовательских работ. При этом очевидны попытки выработать единую этиопатогенетическую концепцию психосоматических расстройств, что, учитывая неоднородность взглядов психиатров, терапевтов и сторонников психоаналитических концепций, является, по словам Д.Б Колесникова, достаточно трудной задачей [27].
Большинством специалистов разделяется мнение о том, что корни психосоматического направления лежат в сформулированных З.Фрейдом взглядах на конверсионную истерию. Он, в частности, пришел к заключению, что неприемлемые или непереносимые для субъекта эмоциональные состояния вытесняются из сознания и вместо естественного телесного выражения начинают проявляться в символической форме через нарушение соматических функций, то есть – через конверсию. При этом соматические симптомы во многом рассматривались как невербальный по форме и архаичный по сути призыв о помощи [5].
Лифинцева А.А. рассматривая категорию психосоматического в психологическом дискурсе XX века, отмечает, что термин «психосоматика» впервые был впервые использован в 1818 году Р. Хайнротом, но этот термин получил широкое научное распространение позже, благодаря К. Якоби, который применил аналогичное понятие – «соматопсихика». Следующие даты были ключевыми в подтверждении научного статуса психосоматической медицины: 1935 г., когда вышла в свет научная публикация Ф. Данбар; в 1936 в США был опубликован первый научный журнал «Психосоматическая медицина» (Psychosomatic Medicine); а в 1939 году было основано первое академическое научное сообщество, посвященное проблемам психосоматики – Американское психосоматическое сообщество (American Psychosomatic Society) [35].
Основателем современной психосоматики считается Франц Александер. Ф. Александр впервые в 1950 г. предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза – это не попытка выразить подавленное чувство, а физиологическое сопровождение определенных эмоциональных состояний, он же произвёл одну из первых классификаций психосоматических расстройств.
Влияние психики на физические показатели здоровья и болезни человека изучалось также в работах российских клиницистов (М.Я. Мудрова, Г.А. Захарьина, С.П. Бокина). Н.Г. Гаранян отмечает, что в своих исследованиях они указывали на «неправильность понимания соматической болезни как процесса, обусловленного только биологическими факторами, и считали, что на возникновение и преодоление психосоматических расстройств организма человека большое влияние оказывает личность больного, в частности его эмоциональное состояние» [16].
Комина А.В. и Брянцев А.П. определяют современную психосоматику, как один из разделов в медицине и психологии, представляющий современные клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования, в которых освещается [30]:
– роль стресса в развитии соматических заболеваний;
– связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определённым соматическим заболеваниям;
– зависимость реакции на болезнь («поведения» в болезни) от типа личностного склада;
– влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т.п.) на психическое состояние и многое другое.
Давая определения понятиям, важно провести различия между понятиями «психосоматика» и «соматопсихиатрия». Так, в рамках интегративной медицины рассматривается тесная взаимосвязь между этими понятиями, однако если предмет соматопсихиатрии полностью однозначно понимается как психическое расстройство, обусловленное относительно тяжелыми формами соматической патологии, то определение предмета психосоматики имеет значительные разночтения, как в мировой, так и в отечественной медицине. Согласно В.Н. Краснову, психосоматику можно определить как системную концепцию в медицине и психологии, представленную широким диапазоном исследований (клинических, биологических, психологических) на стыке наук медицинского профиля, которые изучают нормальные и патологические соотношения психических и физических процессов [25].
Основной предмет психосоматической медицины – психосоматические расстройства, под которыми, в свою очередь, согласно словарю клинической психологии, понимают «соматические заболевания, обусловленные психогенными факторами» [32]. Для формирования более точного представления о психосоматических заболеваниях, необходимо рассмотреть какие расстройства авторы предлагают включать в это понятие. Как отмечает М.Е. Волчанский с соавторами, в настоящее время не существует единой общепризнанной классификации психосоматических расстройств [14]. Уже на заре возникновения психосоматики была выделена так называемая «святая семерка» психосоматических заболеваний («holy seven», которая также называется «чикагской семьей», благодаря Ф. Александеру): бронхиальная астма, язва двенадцатиперстной кишки, эссенциальная гипертензия, сахарный диабет, ревматоидный артрит, неспецифический язвенный колит, нейродермит [2]. В отечественной литературе их часто называют «болезнями цивилизации» или «болезнями стресса». Эти нарушения считаются классическими психосоматическими заболеваниями.
Романчук Т.Г. и Романов Д.В. приводят следующую классификацию видов психосоматических и соматопсихических расстройств [43]:
1. Психосоматические реакции, возникающие у людей в стрессовых жизненных ситуациях, которые носят переходящий характер и обычно не несут серьезной угрозы здоровью. Они проявляются в виде комплекса остро или подостро возникающих соматовегетативных расстройств, включающих разнообразные проявления (тахикардия, колебания артериального давления, покраснение или бледность кожных покровов, головокружения, диарея, синкопальные состояния и др.) [58].
2. Психосоматические нарушения:
а) Конверсионные синдромы, которые заключаются в перерождении неприемлемых для человека переживаний, представлений, мыслей и желаний в соматические симптомы. Вытесняясь из сознания, эти желания и аффекты прорываются в соматическую сферу в виде моторных, сенсорных и других симптомов, которые могут затрагивать фактически все функции и проявляться в виде параличей, анестезий, локальных болей и др.
б) Функциональные синдромы (соматоформные расстройства, вегетативные неврозы, нейроциркуляторная дистония, у Александера – неврозы органов [2]). Данные синдромы представляют собой физиологические компоненты эмоциональных состояний и проявляются в виде пёстрой картины разнообразных жалоб – учащение или замедлений дыхания и сердцебиения, чрезмерно активная или ослабленная работа кишечника, ослабление или усиление работы органов внутренней секреции и так далее. Функциональные синдромы являются наиболее распространёнными психосоматическими нарушениями, они сопровождают либо часто повторяющиеся, либо вытесняемые эмоциональные состояния и соответствуют двум эмоциональным установкам – подготовке к активному действию или уходу от него [42]. Функциональные синдромы (соматоформные расстройства) наиболее детально представлены и описаны в существующих классификациях болезней (на этом мы остановимся ниже).
в) Психосоматические болезни, или психосоматозы, представляющие собой наиболее тяжёлую форму форма психосоматических расстройств, которая связанна с развитием патологических изменений в органах. В первую очередь к психосоматозам относятся заболевания из «святой семёрки» Ф. Александера, а также многие авторы добавляют к ним ишемическую болезнь сердца (в том числе инфаркт миокарда), псориаз, ожирение, нарушение пищевого поведения (анорексию и булимию), ряд сексуальных расстройств, онкологические заболевания и др. [14]
3. Соматопсихические нарушения, то есть, психические расстройства, возникающие в связи с соматическими заболеваниями. К ним относятся:
а) соматогенные расстройства – психические нарушения, развивающиеся вследствие нейротоксического эффекта соматического заболевания;
б) нозогенные расстройства – патологические личностные реакции на психотравмирующий факт наличия болезни и ее последствий. Нозогенные расстройства могут проявляться в виде депрессии, ипохондрического синдрома, других невротических расстройств (астенический синдром, истерические, тревожные расстройства, обсессивно-фобические расстройства), а также в виде более тяжёлых психических нарушений – психотических расстройств
По мнению М.Е. Волчанского, для практической деятельности и по сей день применима классификация М. Блейлера, предложенная более 50 лет назад, которая включает 3 типа психосоматических расстройств [14]:
1. Болезни, в возникновении и течении которых решающее или существенное значение имеет психические факторы («классические» психосоматические заболевания). Как синоним данной группы заболеваний применяется термин «истинные психосоматозы».
2. Нарушения, обычно рассматриваемые как функциональные невротические реакции. Согласно современной терминологии, это, прежде всего, ипохондрические, конверсионные, а также соматоформные расстройства. Их часто называют «соматически необъяснимыми симптомами» или «апофатическими» (негативными) расстройствами. Основные дифференциальные диагностические признаки «соматически необъяснимых симптомов», в большинстве случаев, основаны на истерическом механизме [33].
3. В широком смысле психосоматические расстройства включают нарушения здоровья, связанные с поведенческими паттернами, отношениями, взглядами (повышенный травматизм, ожирение, курение, алкоголизм, употребление наркотиков и т.д.).
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) психосоматические расстройства присутствуют в разных разделах, прежде всего в F40-F48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» как «соматоформные расстройства»; в F50-F59 «Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами», как «Расстройства приёма пищи» и в разделах МКБ-10, характеризующих соматические заболевания (гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д.) [13]. Соматоформные расстройства неоднородны по происхождению. Их объединение в единую группу обусловлено клинической целесообразностью.
Соматоформные и функциональные расстройства, не исчерпывают всего многообразия психосоматических расстройств, но согласно Романчук Т.Г. и Романову Д.В. могут рассматриваться в качестве одной из стадий развития истинного психосоматоза, как наиболее тяжёлой формы психосоматических расстройств. Так, согласно мнению авторов, психосоматическое заболевание в своём развитии проходит ряд стадий [43, с. 19]:
l. На первой стадии индивид предпринимает попытку справиться с аффектами (обидой, тревогой, гневом и др.) силами психики, например, отреагировать конфликт посредством проявления агрессии, поиска поддержки и т.д.
2. Если механизмы совладания и психические защиты недостаточно развиты, наступает стадия соматизации в форме функционального расстройства. Регрессивным путём оживляются ранние детские состояния, в которых эмоциональное и телесное ещё не были дифференцированы. Эмоция вытесняется в тело, и тот или иной орган вовлекается в патологический процесс в форме функционального расстройства.
3. Наконец, если функциональное расстройство ярко выражено или существует в течение длительного времени, оно может приводить к стадии развития соматоза.
Это наиболее общий вид патогенеза психосоматических заболеваний, однако существует множество подходов к объяснению их возникновения и развития. Хотя большинство психологов рассматривают психосоматические заболевания как психогенные расстройства, на сегодняшний день можно, по словам М.Е. Волчанского, выделить более 300 концепций психосоматической медицины различного уровня [14], которые условно можно «свести» к нескольким базовым концепциям. Многие из этих концепций берут своё начало в классических психосоматических трудах, но вместе с этим активно разрабатываются и в более современных работах.
Характерологически ориентированные направления и типологии личности (Ф. Данбар, М. Фридмана, Р. Розенмана). Цель данной группы концепций сводилась к объяснению природы возникновения психосоматических заболеваний через характерологические особенности личности. Ф. Данбар постулировала наличие связи между определёнными соматическими заболеваниями и личностными особенностями пациента, у которого эти заболевания развиваются. Согласно, Ф. Данбар, личностные профили носителей различных расстройств существенно различаются. Ею были выделены коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности [43, с. 5].
Психоаналитические концепции (З. Фрейда, М. Шура, А. Митчерлиха), в которых конверсионная модель приписывает телесным нарушениям функцию символического выражения подавленных внутрипсихических (внутриличностных) конфликтов [54]. М. Шуром была предложена концепция (десоматизации-ресоматизации). В основе этой теории лежит представление о том, что в раннем детстве телесные и психические процессы человека носят неразрывный характер, в раннем детстве эмоции разряжаются ещё в виде соматических реакций [43, с. 7]. А. Митчерлих дополнил гипотезу М.Шура моделью двухэшелонной линии обороны (моделью двухфазного вытеснения), защищающую человека от разрушающего воздействия психотравмирующих ситуаций, эти линии обороны можно рассматривать как стадии развития психосоматического заболевания.
1. Первая линия обороны – это стадия психологического преодоления конфликта, когда человек пытается справиться с конфликтом силами исключительно психологических средств. Сначала зрелая личность пытается справиться средствами социального взаимодействия или здоровых механизмов психологических защит.
2. Вторая линия обороны – стадия телесной защиты. Если первая линия обороны не срабатывает, подключается защита второго эшелона – соматизация. Соматизация со временем может привести к структурным изменениям в том или ином органе.
3. Современными психоаналитиками выделяется также третий уровень защиты – стадия психотического симптомообразования [23]. Примером может служить ситуация, когда после операции по поводу колита (больного при этом как бы лишают возможности защиты по типу второго, соматического эшелона) включается защитный процесс более архаичного уровня, что клинически соответствует уровню психоза.