Отчёт по практике на тему Особенности когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Дневник практики 5
Портрет образовательного учреждения 8
Организация и методики исследования 12
Результаты исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие когнитивной сферы очень важно в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте закладывается образный фундамент интеллекта, а усвоение образных форм познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.
Любое нарушение речи негативно влияет — на — психическое развитие ребенка вследствие ключевой роли речевого процесса в опосредовании всех высших психических функций поэтому у детей с нарушением речи, как правило, наблюдается снижение памяти, страдает вербальное и логическое мышление, низкая умственная работоспособность.
Актуальность данной темы обусловлена также тем, что в современном дошкольном образовании необходимо большое внимание уделять вопросам развития когнитивной сферы, особенно старших дошкольников с ОНР.
Цель работы – проанализировать особенности когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Эмпирические методики:
— Методика диагностики внимания «Проставь значки».
— Методика диагностики памяти «Составление картинки по памяти».
— Методика диагностики речи «Составление рассказа по картинкам».
— Методика диагностики переключения, устойчивости, распределения и объема внимания «Шифровка».
Практическая значимость: полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в процессе первичной и дифференциальной диагностики общего недоразвития речи (ОНР), а также в процессе разработки общей стратегии коррекционного воздействия и коррекционно-развивающих программ.
Материалы работы могут быть использованы в детских дошкольных учреждениях воспитателями и педагогами-психологами для проведения коррекционно-развивающих занятий.
База исследования. Исследование проходило на базе МДОБУ «ДСКВ 61» Медвежий стан (структурное подразделение г. Мурино, Скандинавский проезд, д.4, корп. 2)
В исследовании участвовали старшие дошкольники с диагнозом общее недоразвитие речи III уровня (10 детей).
Заключение:
Итак, можно сделать следующие выводы:
При выполнении методики 1 результаты испытуемых находятся в зонах низкого уровня речевого развития.
Рассказ у детей получился с трудом на основе наводящих вопросов. Последовательность изложения резко нарушена, есть искажения смысла, согласованность и причинно-следственные связи не раскрываются. Бедность содержания, отрывочность, незавершенность сюжета не отмечены. История состоит в основном из неправильных предложений, существует крайняя нищета языковых средств. История очень короткая, не закончена.
При выполнении методики 2 результаты испытуемых находятся так же на низком уровне.
Только один ребенок смог восстановить по памяти положение картинок с третьей попытки (5 баллов), все остальные 9 детей не смогли самостоятельно восстановить по памяти положения картинок, как было указано в образце. То есть картинки не были собраны в целое. Целостный образ восприятия картинки — на очень низком уровне, не смогли воспринимать картинку по частям, уровень воспроизведения картинки — на низком уровне.
При выполнении методики 3 результаты испытуемых находятся на низком уровне.
В группе испытуемых наблюдается почти полное отсутствие концентрации внимания, что приводит к значительному снижению общей продуктивности.
Наблюдается высокая отвлекаемость, в результате чего допускается много ошибок.
Дети допускали ошибки: воспроизведение точек иногда сопровождалось их смещением в соседние клетки или хаотическим принципом расположения. Такие результаты могут быть связаны не только с нарушением функций внимания, но и с функционированием памяти, поскольку все когнитивные процессы ребенка взаимосвязаны. После представления первых трех карточек отвлекаемость ребенка возросла, а интерес к выполненным задачам снизился. В некоторых случаях расположение точек вне границ матрицы не наблюдалось.
При реализации методики 4 у детей наблюдались следующие категории ошибок: пропущенные цифры, неправильное кодирование, завершение задания. В среднем дети смогли обработать 2-3 линии, что указывает на низкий уровень концентрации. Для детей с OHP было довольно трудно выполнить задачу. В некоторых случаях явление просмотра фигур, отвлечение не наблюдалось. Частым явлением также был выбор одного типа рисунка и заполнение формы только одним типом шифрования, таким образом пропуская другие рисунки. Через некоторое время после начала исследования наблюдалась отвлекаемость, физическая активность, крики и т.д.
Согласно результатам методики, большинство детей имеют очень низкий уровень переключения внимания, поскольку число обработанных фигур из-за высокой степени отвлекаемости детей довольно мало. Даже в случае относительно небольшого количества ошибок в исполнении, скорость здания довольно низкая.
Таким образом, мы можем наблюдать целый спектр ошибок, которые указывают на нарушение стабильности и переключение внимания.
Так, согласно результатам диагностики, он показывает низкий уровень речи, памяти, объема внимания, проблемы при длительной концентрации внимания и его произвольной регуляции.
Для детей с OHP довольно трудно выполнять задачи, требующие сочетания различных условий и выполнения действий в соответствии с ними. Кроме того, одинаковые повторяющиеся элементы значительно усложняют восприятие таких детей, в результате чего им трудно следить за последовательностью действий, поддерживать активность, выполняя сразу несколько действий.
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: для дошкольников с ОНР характерны недостаточная память, словарный запас и внимание, что проявляется в удержании небольшого количества объектов в поле зрения. Наблюдается низкая концентрация и стабильность внимания, что приводит к повышенной отвлекаемости. Значительные трудности возникают при выполнении задач, связанных с необходимостью переключения и распределения внимания. Преобладающий тип внимания — непроизвольный, тогда как добровольное внимание значительно отстает в развитии. Выполняя задания, некоторые дети демонстрируют отвлечение, связанное с двигательной активностью, подвижностью, другая часть, наоборот, становится пассивной, теряет интерес к задаче и активности в целом. Неспособность сосредоточиться проявляется в частой смене предметов внимания, отвлечении от посторонних предметов. Все эти нарушения приводят к трудностям в освоении учебного материала и негативно влияют на развитие ребенка в целом.
Рекомендации:
— для детей, имеющих низкий уровень сформированности познавательной сферы необходимо организовать дополнительные индивидуальные занятия, направленные на развитие:
— связной речи (составление рассказа по картинкам, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи);
— мыслительных операций (упражнения «Исключение лишнего», «Назови одним словом», «Найди пару», «Загадки по лексическому значению» и т.д.);
— концентрации внимания («Найди отличия», «Предмет и контур», «Путаница», «Молоточек», «Послушай тишину», «Шифровка»);
— развитие зрительной и слуховой памяти («Запомни 10 слов», «Запомни пары предметов», «Игры с цветными карандашами» «Помоги игрушкам»);
— формирование навыков мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, развитие щепоти, силы тонуса рук, тактильных ощущений);
— тренировку темпа деятельности.
Фрагмент текста работы:
Портрет образовательного учреждения
МДОБУ «ДСКВ 61» Медвежий стан (структурное подразделение г. Мурино, Скандинавский проезд, д.4, корп. 2) открыт 1 февраля 1968 года.
Заведующий – Винокурова Наталья Владимировна.
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе — Гераскина Надежда Алексеевна.
Детский сад функционирует как типовое дошкольное учреждение. Годовой цикл – с сентября по май – образовательная работа; с июня по август – летне-оздоровительная работа; пятидневная рабочая неделя с 12 часовым пребыванием детей, режимом работы групп – с 7.00 до 19.00 часов.
В детском саду организовано пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Обучение осуществляется на русском языке по образовательной программе, утверждённой ДОО, разработанной в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования. Детский сад работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
В настоящее время – нормативная численность составляет 140 мест, фактическая наполняемость – 133 человека.
В детском саду 6 групп, 1 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) , 5 групп дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), детей привозят в детский сад из ближайших деревень, в каждой группе по 25 детей.
Дошкольное учреждение укомплектовано кадрами на 100%. Наличие в учреждении узких специалистов: инструктор по физкультуре, музыкальный работник, педагог – психолог, учитель ИЗО.
Прохождение практики в старшей группе коррекционного вида, руководителем практики является Бубунец Светлана Олеговна, групповым руководителем Широков Н.
На основе наблюдений за детьми, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, бесед с педагогами и родителями были получены следующие данные об испытуемых, вошедших в состав первой группы:
У всех испытуемых 100% логопедическое заключение — ОНР III уровень. Анамнестические данные детей свидетельствуют о наличии различных отклонений в перинатальный период.
Среди неблагоприятных факторов перинатального периода у 10% детей отмечается токсикоз первой половины беременности и у 20% имеется токсикоз, как в первой, так и во второй половине беременности. У 10% в анамнезе зафиксирована угроза выкидыша в первой половине беременности. У 30% кесарево сечение. У 40% в анамнезе не отмечается вредоносных факторов в перинатальный период.
У всех исследуемых 100% детей зрение и слух соответствует норме. У 100% детей интеллект соответствует норме.
Со стороны познавательной деятельности отмечается следующие особенности: у 80 % снижение работоспособности, в связи с повышенной утомляемостью, недостаточная концентрация внимания, т.е. детям трудно сконцентрироваться на одном предмете, отвлекаются на второстепенные предметы, требуется организующая и стимулирующая помощь при выполнении заданий. У 20% детей снижение речеслуховой памяти, детям необходимо потратить больше времени и требуются повторы для запоминания определенного материала. У 60% (6 испытуемых) скорость протекания мыслительных операций замедленна. У 40% детей (4 испытуемых) в норме.
Нарушение мелкой и общей моторики отмечается у 100% детей. У 10% детей отмечается двигательная расторможенность, импульсивность в деятельности, вспышки агрессии, у 30% детей отмечается двигательная расторможенность, у 60% детей (6 испытуемых) была зафиксирована двигательная заторможенность.
На основании заключения районной ПМПК дети обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи по варианту 5.1 с первого сентября 2016 года, из них: 80 % посещали дошкольное образовательное учреждение и обучались в группе общеразвивающей направленности, 10% посещал дошкольное образовательное учреждение и обучался в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 10 % не посещал дошкольное образовательное учреждение. Все дети посещаю логопедические занятия, как индивидуальные, так и подгрупповые.